Авторы: Кофиади Маргарита Валентиновна, Проценко Софья Владимировна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (67) июнь-1 2014 г.

Дата публикации: 06.06.2014

Статья просмотрена: 200 раз

Библиографическое описание:

Кофиади М. В., Проценко С. В. Использование компьютерных средств обучения для организации самостоятельной работы студентов при изучении комбинаторики // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 802-804.

В статье рассмотрены методические аспекты использования информационных технологий при обучении младших школьников комбинаторике. Выявлены основные направления и особенности внедрения компьютерных средств обучения для организации самостоятельной работы студентов.

Ключевые слова: информационные технологии обучения, профессиональная компетентность, компьютерные средства обучения, комбинаторика.

Формирование творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности одна из приоритетных задач высшего образования, решение которой предполагает ориентацию образования на активные методы овладения знаниями, интенсификацию обучения, оптимизацию практической подготовки студентов. Потребность в систематическом получении новых знаний обуславливает необходимость формирования познавательной самостоятельности личности — основы профессионального становления личности педагога. В связи с этим планирование, организация и реализация самостоятельной работы студента является важной задачей процесса обучения в вузе.

Проведенный анализ исследований теории и методики обучения математике в педагогическом вузе (Н. И. Антипова, Н. Л. Бельская, М. Г. Горунов, Б. П. Есипов, В. А. Козаков, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, П. И. Пидкасистый и др.) позволяет сделать вывод о сложности и многофакторности процесса организации самостоятельной работы студентов, о недостаточности традиционных форм обучения для решения задачи оптимизации данного процесса.

Актуализация совершенствования умений будущего учителя осуществлять деятельность, в том числе учебную, самостоятельно обусловлена наличием противоречия в системе образования, заключающегося в необходимости получения знаний быстрыми темпами, с одной стороны, и ограниченными возможностями усвоения и получения новых знаний субъектом обучения традиционными методами обучения — с другой.

Применительно к системе образования в высшей школе особый приоритет имеет такая организация самостоятельной работы студентов, которая стимулирует творческие силы и способности субъекта обучения, способствует развитию навыков самообразования, способности к рефлексии, стремлению к саморазвитию. Важнейшим направлением подготовки учителя начальной школы для преподавания математики является формирование профессиональных качеств, позволяющих активизировать необходимые для решения задачи знания и способы деятельности, планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью, то есть самостоятельно осуществлять учебную деятельность.

Под самостоятельной работой студентов понимают систему деятельности, компонентами которой являются цели и мотивы учения, содержание образования, формы организации, система методов и средств, деятельность учения и обратная связь, создающие условия для расширения области приложения формируемых знаний, действий и отношений на уровне реализации предметных знаний в различных областях деятельности для зарождения самостоятельной мысли [1].

Усиление роли самостоятельной работы студентов означает пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний. Увеличение степени самостоятельного получения информации происходит и за счет возрастания требований к уровню знаний студентов, с учетом современных концепций и инновационных технологий. Чтобы работа была эффективной, необходимо, соблюдение условий: обеспечение оптимального сочетания объема аудиторной и самостоятельной работы; эффективная организация самостоятельной работы; обеспечение студента необходимыми учебными материалами; контроль за ходом самостоятельной работы [2]. Одним из путей реализации данных условий является внедрение в образовательный процесс информационных технологий обучения.

Главная цель изучения студентами вузовского курса математики — изучить вопросы, непосредственно примыкающие к курсу математики начальной школы, на более высоком уровне обобщения. В настоящее время в образовательный стандарт общего, основного и среднего образования по математике включены основы комбинаторики, решение комбинаторных и вероятностных задач. Внедрение элементов стохастики в курс математики средней школы в виде одной из сквозных содержательно-методических линий влечет за собой необходимость пропедевтической работы в начальной школе. Становится необходима профессиональная подготовка учителей начальных классов к формированию у младших школьников первоначальных стохастических представлений [3]. Сказанное приводит к актуальности знания учителем начальной школы системы основных понятий стохастики.

В содержании стохастической содержательно-методической линии выделяют три направления, методикой работы над которыми должен владеть будущий учитель:

-        подготовка младших школьников в области комбинаторики, с целью создания в дальнейшем аппарата для решения вероятностных задач;

-        формирование первоначальных представлений о случайных событиях, о вероятностях событий;

-        подготовка в области математической статистики: формирование умений, связанных с представлением, сбором данных и их интерпретацией [4].

Нами разрабатывается электронная версия методической разработки по курсу «Элементы комбинаторики» для студентов педагогических факультетов ВУЗов, включающей электронный учебник и ряд тренажеров. В ходе анализа было выявлено, что данный теоретический материал может быть эффективно представлен в виде электронного учебника [5]. Представляется целесообразным дать студентам сжатое, но систематическое и цельное изложение курса, достаточное для усвоения основ вероятностной науки, служащее теоретической основой для практических занятий и ориентирующее студентов в выборе литературы для расширения своих знаний.

Направленность курса стохастики на формирование профессиональной компетентности студентов предполагает всестороннее изучение материала с глубоким научным обоснованием, так как знания не только гарантируют владение основными фактами стохастики, но и способствуют формированию умения свободно оперировать материалом, стимулируют творческое отношение к приобретаемой профессии, способствуют формированию самостоятельности будущего специалиста, его вероятностно-статистической культуры [6]. Отбор содержания учебного материала направлен на создание у студентов целостной системы стохастических знаний, формирования научного мировоззрения, развития определенных умений и навыков и ориентирован на необходимость развития и саморазвития личности обучаемого, формирования умений самостоятельно приобретать знания, пользуясь различными формами представления информации.

Блок теоретического материала представлен в классическом текстовом формате, как наиболее привычном и оптимальном для учебников подобного рода. Он разбит на главы и экраны. Встроенные средства навигации позволяют свободно перемещаться по всему материалу учебника и находить интересующую их информацию.

Сознательное и прочное усвоение теории невозможно без решения задач и упражнений, использующих понятия и теоремы, изложенные в лекционном курсе, поэтому теоретические вопросы сопровождаются образцами решения практических заданий. При решении практических заданий углубляются и расширяются научно-теоретические знания, осуществляется связь теории с практикой и приложениями к другим наукам, вырабатываются умения применять знания, происходит овладение определенными методами деятельности, то есть происходит активный процесс формирования компетентных специалистов. С целью закрепления на практике полученных теоретических знаний и выработки у студентов устойчивых навыков решения практических заданий предложен блок заданий для самостоятельной работы. Разработанная система практических заданий направлена на формирование у студентов способностей интегрировать математические, стохастические и методические знания и умения, которые являются основой формирования профессиональной компетентности.

Формирование компетентностей происходит в деятельности. Для того чтобы у студента выработать те или иные компетентности, нужно вовлечь его в специально организованную деятельность. Математические понятия, теоремы, законы, правила становятся предметом учебной деятельности студентов, если представить их в виде системы практических заданий, ориентированных на формирование ключевых и базовых компетентностей студентов.

В электронном учебнике реализованы несколько систем: система подсказок для терминов и понятий; гипертекстовая система, позволяющая осуществлять нелинейный доступ к информации; система навигации.

Важное условие эффективности самостоятельной работы это её контроль. Поэтому большое внимание уделяется разработке и использованию комплекса компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня усвоения материала. Работа ведется в двух направлениях:

-            программа-тренажер предназначена для формирования и закрепления умений и навыков, для самоподготовки обучаемых. Компьютер в случайной последовательности генерирует учебные задачи, уровень трудности которых определяется педагогом. Если обучаемый дал правильное решение, ему сообщается об этом, либо предъявляется правильный ответ, либо предоставляется возможность запросить помощь;

-            контролирующая программа предназначена для контроля определенного уровня знаний и умений, а также позволяет студентам осуществлять самоконтроль. Она позволяет выбрать приемлемый уровень сложности; увидеть результат и время, затраченное на выполнение теста. Динамику развития знаний позволяет увидеть электронный журнал, содержащий базу данных студентов.

Предложенная система контроля знаний позволяет, на наш взгляд, при небольших временных затратах выявлять и оценивать реальное качество знаний студентов с высокой степенью достоверности и на этой основе корректировать знания и умения, которые на момент проверки оказались на недостаточно высоком уровне. С помощью компьютера организуется непрерывная обратная связь в виде предварительного, текущего и рубежного контроля, что способствует повышению качества знаний.

Основная цель применения данных программных продуктов повышение эффективности процесса обучения, активизации познавательных мотивов учения, совершенствование навыков самообразования, способности к рефлексии, стремления к саморазвитию.Внедрение данного подхода к осуществлению образовательного процесса позволяют студентам овладеть основами комбинаторики и теории вероятностей в такой степени, чтобы они могли не только осознанно применять полученные знания в процессе обучения и работы, но и, по мере необходимости, углублять и расширять их путем дальнейшего самообразования.

Литература:

1.      Проценко, Е. А. Использование информационных технологий как средства организации самостоятельной работы студентов//Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Естественные науки. -2006. -№ S16. -С. 77–81.

2.      Проценко, Е. А., Трофименко Ю. В. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей начальной школы при обучении стохастике//Вестник Таганрогского государственного педагогического института. -2013. № 1. -С. 094–100.

3.      Проценко, Е. А. Концептуальная модель формирования профессиональной компетентности будущих учителей начальной школы при обучении стохастике//Вопросы гуманитарных наук. -2008. -№ 3 (36). -С. 285–292.

4.      Проценко Е. А., Трофименко Ю. В. Методические аспекты обучения младших школьников стохастике. Молодой ученый. 2013. № 11. С. 633–637.

5.      Проценко, Е. А. Применение компьютерных средств обучения в процессе преподавания комбинаторики//Вестник Московского городского педагогического университета. -2006. -№ 6. -С. 167–170.

6.      Проценко, Е. А. Теоретические и методические основы изучения комбинаторики в начальной школе/Е. А. Проценко, Г. А. Семенова. -Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2008. -128 с.

Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельной работы, самостоятельной работы студентов, организации самостоятельной работы, практических заданий, компьютерных средств обучения, организация самостоятельной работы, знаний студентов, начальной школы, решения практических заданий, самостоятельной работой студентов, самостоятельной работы студента, формирования профессиональной компетентности, к уровню знаний студентов, знаний субъектом обучения, младших школьников, процесса обучения, ходом самостоятельной работы, новых знаний, роли самостоятельной работы, знаний студентов с высокой.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос