Формирование компетенций у студентов специальности «Преподавание в начальных классах» | Статья в сборнике международной научной конференции

Авторы: , , ,

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Чита, апрель 2017)

Дата публикации: 06.04.2017

Статья просмотрена: 153 раза

Библиографическое описание:

Власова Н. В., Гусейнова М. Ф., Смирнова В. В., Максимова А. С. Формирование компетенций у студентов специальности «Преподавание в начальных классах» [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 118-120. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12212/ (дата обращения: 19.11.2018).



Совершенствование качества образования в различных образовательных учреждениях является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Цель российского образования соотносится с формированием ключевых компетенций.

Понятие «компетентный» определяется как «осведомленный, авторитетный в какой-либо области, поэтому, как считает Коджаспирова Г. М., «педагог должен овладеть определёнными педагогическими умениями, чтобы быть компетентным педагогом». Необходимо четко разделять понятия «компетенция» и «умение»: «Умение — это действие в специфической ситуации. Умения представляются как компетенция в действии. Компетенция — это то, что порождает умение» [1].

Компетенция (от competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.

Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, который предусматривает формирование компетенций у студентов данной специальности [2].

ФГОС СПО дает характеристику профессиональной деятельности выпускников, согласно которым объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

− Преподавание по образовательным программам начального общего образования.

− Организация внеурочной деятельности и общения учащихся.

− Классное руководство.

− Методическое обеспечение образовательного процесса.

Учитель начальных классов должен обладать общими и профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности, которые достаточно полно представлены в Стандарте.

Формирование данных компетенций востребовано на сегодняшний день и проверяется на различных конкурсах педагогического мастерства.

WorldSkills International (WSI) — самый большой в мире конкурс профессионального мастерства, сопоставимый с олимпийским движением.

Цели проектаWorldSkills: создание новых возможностей для освоения современных профессиональных компетенций студентами на основе инструментов движения WorldSkills с опорой на передовой отечественный опыт. Новгородская область вступила в движение WorldSkills в 2016 году. В декабре 2016 -по февраль 2017 в Новгородской области проходил первый региональный чемпионат молодых профессионалов по различным компетенциям, в том числе по компетенции «Преподавание в младших классах».

В ходе чемпионата участники, на протяжении трех конкурсных дней выполняли задания по модулям. В программу входили сложные конкурсы, требующие владения общекультурными и профессиональными компетенциями.

В конкурсные дни студенты выполняли 7 заданий по 5 модулям:

Модуль А. «Устное Эссе».

Модуль B1. «Подготовка и проведение фрагмента урока».

Модуль В2. «Разработка и проведение внеурочного занятия».

Модуль С1. «Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательной организации».

Модуль С2. Конкурс «Научу за 5 минут».

Модуль Д. «Методическое обеспечение образовательного процесса».

Модуль Е. «Самообразование».

Подготовку студентов к прохождению испытаний подготавливали преподаватели коллежа Власова Н. В. и Гусейнова Г. Ф., которые участвовали в конкурсе как эксперты компатриоты.

Через задания из модулей А, Е проверялись общекультурные компетенции. Конкурсантам важно было обозначить проблему в рамках указанной темы, сформулировать тезис, аргументировано изложить собственную позицию, показать смысловое единство и логику выступления, продемонстрировать грамотность и четкость речи, информационную полноту.

Во всех последующих заданиях проверялись профессиональные компетенции. Одним из заданий для конкурсантов по компетенции «Преподавание в младших классах» стала разработка и проведение фрагмента урока (этап открытия нового знания) в начальных классах по одному из предметов (предметы и тема урока были выбраны по жеребьевке). Здесь нужно было показать понимание учебного содержания и умение соотнести его с темой и целями урока, умение сформулировать цели и задачи, соотносить результаты урока с поставленными целями, мотивировать обучающихся к учебной деятельности, вовлекать их в организацию урока, демонстрировать элементы современных технологий обучения (в том числе ИКТ), использовать различные формы оценивания. Обстановку настоящего урока помогли создать школьники начальных классов, с которыми и нужно было работать конкурсантам.

Затем было выполнено задание «Научу за 5 минут», на котором было продемонстрировано умение организовать продуктивное взаимодействие с учащимися, умение создавать творческую работу прикладного характера с учетом возраста обучающихся.

На задании по разработке родительского собрания для родителей первоклассников необходимо было показать разнообразие видов деятельности, представить логику построения родительского собрания, разные формы работы с родителями, научность представленной информации. Сложность этого задания заключалась в том, что все перечисленные компетенции нужно было показать всего лишь за 10 минут.

Не менее сложным заданием было разработать и провести фрагмент внеурочного занятия с элементами конструирования, где обязательно должен был быть использован конструктор ПервоРобот LEGO Education с программным обеспечением WeDo. При выполнении этого задания проверялись компетенции:

− знание примерных программ внеурочной деятельности для начального общего образования;

− знание и учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста;

− умение организовать различные виды деятельности обучающихся, в том числе самостоятельную работу;

− демонстрировать элементы современных технологий.

Задание по методическому обеспечению образовательного процесса потребовало умения составлять презентацию с наличием звукового сопровождения, анимации, интерактивности; в обязательном порядке материал презентации должен был соответствовать этапу процесса обучения и возрастным особенностям младших школьников.

Таким образом, профессиональная компетентность будущего учителя как интегративная система профессионально-значимых личностных свойств была продемонстрирована студентами Старорусского политехнического колледжа на конкурсе профессионального мастерства. Студентами был сделан вывод: чтобы быть профессионально компетентным, владеть общекультурными компетенциями, необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием и самореализовываться в педагогической деятельности. Результатом их участия в конкурсе стала бронзовая награда.

Литература:

1 Гусейнова М. Ф., Власова Н. В. Профессионально-педагогические компетентности преподавателей среднего профессионального образования [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.) – Казань: Бук, 2014. — С. 262–263.

2 Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения. / Электронный ресурс // Режим доступа: http://минобрнауки.рф/m/документы/923

Основные термины (генерируются автоматически): компетенция, умение, образовательный процесс, модуль, методическое обеспечение, задание, начальное общее образование, Новгородская область, внеурочное занятие, внеурочная деятельность.

Похожие статьи

Внеурочная деятельность как составная часть...

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач

Евладова Е. Б. Программно — методическое обеспечение внеурочной деятельности классного руководителя.

Методические советы по разработке и оформлению рабочих...

Целью рабочей программы курса внеурочной деятельности является обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [2, п. 19.5]...

Формирование метапредметных образовательных результатов...

внеурочная деятельность, начальная школа, внеурочная деятельность школы, начальное общее образование, образовательное учреждение, образовательный процесс, основная образовательная программа...

Организационно-педагогические условия реализации...

Внеурочная деятельность как средство достижения... внеурочная деятельность, начальная школа, внеурочная деятельность школы, начальное общее образование, образовательное учреждение...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

внеурочная деятельность, занятие, программа, связь, Развитие, окружающий мир, начальная школа, народное творчество, дополнительное образование, урочная деятельность.

Реализация Основной образовательной программы через...

В п.16 ФГОС говорится: основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

Особенности организации внеурочной работы в начальной школе

Эмоциональная насыщенность занятий внеурочной деятельностью должна дополнять строгость учебного процесса. Кроме того, внеурочная деятельность решает еще одну важную задачу — расширяет культурное пространство начальной школы.

Внеурочная деятельность как средство достижения...

внеурочная деятельность, начальная школа, внеурочная деятельность школы, начальное общее образование, образовательное учреждение, образовательный процесс, основная образовательная программа...

Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное...»

внеурочная деятельность, основная образовательная программа, рабочая программа курса, общее образование, рабочая программа, программа, образовательная организация, образовательный процесс...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Внеурочная деятельность как составная часть...

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач

Евладова Е. Б. Программно — методическое обеспечение внеурочной деятельности классного руководителя.

Методические советы по разработке и оформлению рабочих...

Целью рабочей программы курса внеурочной деятельности является обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [2, п. 19.5]...

Формирование метапредметных образовательных результатов...

внеурочная деятельность, начальная школа, внеурочная деятельность школы, начальное общее образование, образовательное учреждение, образовательный процесс, основная образовательная программа...

Организационно-педагогические условия реализации...

Внеурочная деятельность как средство достижения... внеурочная деятельность, начальная школа, внеурочная деятельность школы, начальное общее образование, образовательное учреждение...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

внеурочная деятельность, занятие, программа, связь, Развитие, окружающий мир, начальная школа, народное творчество, дополнительное образование, урочная деятельность.

Реализация Основной образовательной программы через...

В п.16 ФГОС говорится: основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

Особенности организации внеурочной работы в начальной школе

Эмоциональная насыщенность занятий внеурочной деятельностью должна дополнять строгость учебного процесса. Кроме того, внеурочная деятельность решает еще одну важную задачу — расширяет культурное пространство начальной школы.

Внеурочная деятельность как средство достижения...

внеурочная деятельность, начальная школа, внеурочная деятельность школы, начальное общее образование, образовательное учреждение, образовательный процесс, основная образовательная программа...

Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное...»

внеурочная деятельность, основная образовательная программа, рабочая программа курса, общее образование, рабочая программа, программа, образовательная организация, образовательный процесс...

Задать вопрос