Формирование компетенций у студентов специальности «Преподавание в начальных классах» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , , ,

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Чита, апрель 2017)

Дата публикации: 06.04.2017

Статья просмотрена: 582 раза

Библиографическое описание:

Власова, Н. В. Формирование компетенций у студентов специальности «Преподавание в начальных классах» / Н. В. Власова, М. Ф. Гусейнова, В. В. Смирнова, А. С. Максимова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 118-120. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12212/ (дата обращения: 19.04.2024).



Совершенствование качества образования в различных образовательных учреждениях является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Цель российского образования соотносится с формированием ключевых компетенций.

Понятие «компетентный» определяется как «осведомленный, авторитетный в какой-либо области, поэтому, как считает Коджаспирова Г. М., «педагог должен овладеть определёнными педагогическими умениями, чтобы быть компетентным педагогом». Необходимо четко разделять понятия «компетенция» и «умение»: «Умение — это действие в специфической ситуации. Умения представляются как компетенция в действии. Компетенция — это то, что порождает умение» [1].

Компетенция (от competere — соответствовать, подходить) — способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области.

Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС СПО) представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах, который предусматривает формирование компетенций у студентов данной специальности [2].

ФГОС СПО дает характеристику профессиональной деятельности выпускников, согласно которым объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

− Преподавание по образовательным программам начального общего образования.

− Организация внеурочной деятельности и общения учащихся.

− Классное руководство.

− Методическое обеспечение образовательного процесса.

Учитель начальных классов должен обладать общими и профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности, которые достаточно полно представлены в Стандарте.

Формирование данных компетенций востребовано на сегодняшний день и проверяется на различных конкурсах педагогического мастерства.

WorldSkills International (WSI) — самый большой в мире конкурс профессионального мастерства, сопоставимый с олимпийским движением.

Цели проектаWorldSkills: создание новых возможностей для освоения современных профессиональных компетенций студентами на основе инструментов движения WorldSkills с опорой на передовой отечественный опыт. Новгородская область вступила в движение WorldSkills в 2016 году. В декабре 2016 -по февраль 2017 в Новгородской области проходил первый региональный чемпионат молодых профессионалов по различным компетенциям, в том числе по компетенции «Преподавание в младших классах».

В ходе чемпионата участники, на протяжении трех конкурсных дней выполняли задания по модулям. В программу входили сложные конкурсы, требующие владения общекультурными и профессиональными компетенциями.

В конкурсные дни студенты выполняли 7 заданий по 5 модулям:

Модуль А. «Устное Эссе».

Модуль B1. «Подготовка и проведение фрагмента урока».

Модуль В2. «Разработка и проведение внеурочного занятия».

Модуль С1. «Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательной организации».

Модуль С2. Конкурс «Научу за 5 минут».

Модуль Д. «Методическое обеспечение образовательного процесса».

Модуль Е. «Самообразование».

Подготовку студентов к прохождению испытаний подготавливали преподаватели коллежа Власова Н. В. и Гусейнова Г. Ф., которые участвовали в конкурсе как эксперты компатриоты.

Через задания из модулей А, Е проверялись общекультурные компетенции. Конкурсантам важно было обозначить проблему в рамках указанной темы, сформулировать тезис, аргументировано изложить собственную позицию, показать смысловое единство и логику выступления, продемонстрировать грамотность и четкость речи, информационную полноту.

Во всех последующих заданиях проверялись профессиональные компетенции. Одним из заданий для конкурсантов по компетенции «Преподавание в младших классах» стала разработка и проведение фрагмента урока (этап открытия нового знания) в начальных классах по одному из предметов (предметы и тема урока были выбраны по жеребьевке). Здесь нужно было показать понимание учебного содержания и умение соотнести его с темой и целями урока, умение сформулировать цели и задачи, соотносить результаты урока с поставленными целями, мотивировать обучающихся к учебной деятельности, вовлекать их в организацию урока, демонстрировать элементы современных технологий обучения (в том числе ИКТ), использовать различные формы оценивания. Обстановку настоящего урока помогли создать школьники начальных классов, с которыми и нужно было работать конкурсантам.

Затем было выполнено задание «Научу за 5 минут», на котором было продемонстрировано умение организовать продуктивное взаимодействие с учащимися, умение создавать творческую работу прикладного характера с учетом возраста обучающихся.

На задании по разработке родительского собрания для родителей первоклассников необходимо было показать разнообразие видов деятельности, представить логику построения родительского собрания, разные формы работы с родителями, научность представленной информации. Сложность этого задания заключалась в том, что все перечисленные компетенции нужно было показать всего лишь за 10 минут.

Не менее сложным заданием было разработать и провести фрагмент внеурочного занятия с элементами конструирования, где обязательно должен был быть использован конструктор ПервоРобот LEGO Education с программным обеспечением WeDo. При выполнении этого задания проверялись компетенции:

− знание примерных программ внеурочной деятельности для начального общего образования;

− знание и учет возрастных особенностей детей младшего школьного возраста;

− умение организовать различные виды деятельности обучающихся, в том числе самостоятельную работу;

− демонстрировать элементы современных технологий.

Задание по методическому обеспечению образовательного процесса потребовало умения составлять презентацию с наличием звукового сопровождения, анимации, интерактивности; в обязательном порядке материал презентации должен был соответствовать этапу процесса обучения и возрастным особенностям младших школьников.

Таким образом, профессиональная компетентность будущего учителя как интегративная система профессионально-значимых личностных свойств была продемонстрирована студентами Старорусского политехнического колледжа на конкурсе профессионального мастерства. Студентами был сделан вывод: чтобы быть профессионально компетентным, владеть общекультурными компетенциями, необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием и самореализовываться в педагогической деятельности. Результатом их участия в конкурсе стала бронзовая награда.

Литература:

1 Гусейнова М. Ф., Власова Н. В. Профессионально-педагогические компетентности преподавателей среднего профессионального образования [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.) – Казань: Бук, 2014. — С. 262–263.

2 Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения. / Электронный ресурс // Режим доступа: http://минобрнауки.рф/m/документы/923

Основные термины (генерируются автоматически): компетенция, умение, задание, методическое обеспечение, модуль, образовательный процесс, внеурочная деятельность, внеурочное занятие, начальное общее образование, Новгородская область.

Похожие статьи

Внеурочная деятельность как составная часть...

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач

Евладова Е. Б. Программно — методическое обеспечение внеурочной деятельности классного руководителя.

Методические советы по разработке и оформлению рабочих...

Целью рабочей программы курса внеурочной деятельности является обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [2, п. 19.5]...

Формирование метапредметных образовательных результатов...

внеурочная деятельность, начальная школа, внеурочная деятельность школы, начальное общее образование, образовательное учреждение, образовательный процесс, основная образовательная программа...

Организационно-педагогические условия реализации...

Внеурочная деятельность как средство достижения... внеурочная деятельность, начальная школа, внеурочная деятельность школы, начальное общее образование, образовательное учреждение...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

внеурочная деятельность, занятие, программа, связь, Развитие, окружающий мир, начальная школа, народное творчество, дополнительное образование, урочная деятельность.

Реализация Основной образовательной программы через...

В п.16 ФГОС говорится: основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

Особенности организации внеурочной работы в начальной школе

Эмоциональная насыщенность занятий внеурочной деятельностью должна дополнять строгость учебного процесса. Кроме того, внеурочная деятельность решает еще одну важную задачу — расширяет культурное пространство начальной школы.

Внеурочная деятельность как средство достижения...

внеурочная деятельность, начальная школа, внеурочная деятельность школы, начальное общее образование, образовательное учреждение, образовательный процесс, основная образовательная программа...

Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное...»

внеурочная деятельность, основная образовательная программа, рабочая программа курса, общее образование, рабочая программа, программа, образовательная организация, образовательный процесс...

Похожие статьи

Внеурочная деятельность как составная часть...

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач

Евладова Е. Б. Программно — методическое обеспечение внеурочной деятельности классного руководителя.

Методические советы по разработке и оформлению рабочих...

Целью рабочей программы курса внеурочной деятельности является обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [2, п. 19.5]...

Формирование метапредметных образовательных результатов...

внеурочная деятельность, начальная школа, внеурочная деятельность школы, начальное общее образование, образовательное учреждение, образовательный процесс, основная образовательная программа...

Организационно-педагогические условия реализации...

Внеурочная деятельность как средство достижения... внеурочная деятельность, начальная школа, внеурочная деятельность школы, начальное общее образование, образовательное учреждение...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

внеурочная деятельность, занятие, программа, связь, Развитие, окружающий мир, начальная школа, народное творчество, дополнительное образование, урочная деятельность.

Реализация Основной образовательной программы через...

В п.16 ФГОС говорится: основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.

Особенности организации внеурочной работы в начальной школе

Эмоциональная насыщенность занятий внеурочной деятельностью должна дополнять строгость учебного процесса. Кроме того, внеурочная деятельность решает еще одну важную задачу — расширяет культурное пространство начальной школы.

Внеурочная деятельность как средство достижения...

внеурочная деятельность, начальная школа, внеурочная деятельность школы, начальное общее образование, образовательное учреждение, образовательный процесс, основная образовательная программа...

Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное...»

внеурочная деятельность, основная образовательная программа, рабочая программа курса, общее образование, рабочая программа, программа, образовательная организация, образовательный процесс...