Причины необходимости использования диаграмм связей в учебном процессе вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №8 (67) июнь-1 2014 г.

Дата публикации: 28.05.2014

Статья просмотрена: 1161 раз

Библиографическое описание:

Кожевников, Н. С. Причины необходимости использования диаграмм связей в учебном процессе вуза / Н. С. Кожевников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 8 (67). — С. 78-81. — URL: https://moluch.ru/archive/67/11236/ (дата обращения: 17.12.2024).

В данном исследование делается попытка раскрытия причин необходимости использования диаграмм связей в учебном процессе вуза. обоснование необходимости использования такого вида обучающих материалов в учебном процессе вуза.

Ключевые слова: диаграмма, связь, карта, информация, материал, использование, учебный, результат, создание.

В последнее время в образовательный процесс вуза интенсивно внедряются западные методики по подаче и запоминанию учебного материала. К одной из таких методик относят карты разума или карты памяти. Более правильное их научное название — диаграммы связей или ассоциативные карты.

Целью данного исследования является обоснование необходимости использования такого вида обучающих материалов в учебном процессе вуза.

Актуальность исследования заключается в новизне метода и недостаточном его использовании в образовательном процессе.

Во-первых, нужно определить, что представляет собой диаграмма связей. Диаграмма связей имеет древовидную структуру, которая может сопровождаться значками, рисунками, а её фрагменты выделяются цветом и соединяются линиями и рёбрами. Отправной точкой для построения является некий ключевой центральный объект, который постепенно обрастает связями с другими подчиненными или имеющими отношение объектами и понятиями (см. рис.1) [4].

Описание: Информатика.png

Рис. 1. Пример диаграммы связей

Методика создания диаграмм связей была впервые предложена психологом Тони Бьюзеном [3]. Однако корни этого творения можно проследить в письменных источниках, начиная ещё со времен Пифагора. Также, Тони Бьюзен создал свое собственное программное обеспечение для поддержки создания «карт ума» под названием iMindMap в декабре 2006 года [1]. Все мы часто пользуемся привычным способом обработки информации — читаем или слушаем, запоминаем или записываем то, что показалось важным. Для запоминания перечитываем свои записи.

Однако такие записи представляют собой хаотичный набор текста — неорганизованные, бестолковые конспекты. Либо в виде структурированного списка — с пунктами, выделением и, возможно, диаграммами или иными графически отображающими структуру элементами.

В таком методе максимально задействовано лишь левое полушарие, отвечающее за вербальную информацию (речь) и линейную логику — семантические последовательности. Правое полушарие, обрабатывающее образную информацию, практически не задействовано. Исключение составляют люди художественного склада ума, но они пока не «увидят» в воображении картинку, не смогут понять внутреннюю структуру нового знания. В случае сложной информации это не всегда возможно.

Такую информацию тяжело понять с наскока, еще сложнее запомнить. Одним из выходов из этой ситуации является использования визуальных ассоциаций (картинок, символов и знаков), визуального представления (рисования карты), радиального мышления (создания логической и ассоциативной структуры, имеющей единый центр) достигается эффект глубокого понимания и отличного запоминания информации.

Наше правое полушарие мыслит целостно. Образное же мышление большей частью бессознательно. Данный способ позволяет задействовать подсознание. [5]

Для чего нужна диаграмма связей? Диаграмма связей является одним из современных инструментов по систематизации большого количества логически связанной информации и визуальному представлению знаний. С помощью неё можно планировать свою учебную деятельность, досуг, развивать интеллектуальные способности и наглядно представлять результаты ваших (научных) достижений с помощью специальных схем-диаграмм. Японский союз ученых и инженеров в 1979 г. включил диаграмму связей в состав семи методов управления качеством [6].

Диаграммы связей, в наше время, составляют инженеры, ученые, преподаватели, предприниматели, дизайнеры и люди многих других специальностей.

Область применения таких диаграмм очень обширна:

-        обучение;

-        конспектирование лекций;

-        решение творческих задач;

-        мозговой штурм;

-        разработка проектов разной сложности;

-        составление списков дел;

-        проведение тренингов;

-        решение личных проблем;

-        и т. д.

В учебном процессе диаграммы связей можно использовать в самых разных целях — от защиты доклада на семинаре до создания информативного слайда при защите выпускной квалификационной работы.

Нарисовать такую диаграмму несложно. По сути, её можно нарисовать на обычном листе бумаги, используя только ластик и карандаш. Также её можно начертить, используя технологии, которые предоставляют нам распространенные офисные пакеты. Но лучше всего, создавать визуальные схемы с помощью специального программного обеспечения, так как они лучше дают понять суть метода и быстрее представить результаты.

Среди компьютерных программ по созданию и работе с диаграммами связей (ментальными картами) существует несколько классов программ, в зависимости от вида используемой лицензии:

-        платные (MindManager или ConceptDraw Mindmap);

-        бесплатные (XMind, FreeMind, Deepamehta);

-        условно-бесплатные (Mindmapping, NovaMind, MindView, Dropmind, VUE, Eminec MYmap, Mindcad, Cmap, TheBrain).

В зависимости от того, в какой программной среде по созданию ментальных карт работает пользователь инструменты делят на:

-        онлайн-сервисы (MindMeister, Mindomo, Mapmyself, Mind42, Bubbl.us, Mindjet, Exploratree, Text2mindmap, Debategraph);

-        оффлайн-программы (XMind, FreeMind, MindManager, Deepamehta).

Для целей нашего исследования была выбрана программа Xmind, так как базовая версия этой программы является бесплатной для частного использования.

Выделим свойства основные свойства диаграммами связей:

-        Возможность переосмыслить и найти новое. (Пересмотр интеллект- карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.);

-        Запоминаемость. (Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.);

-        Наглядность. (Вся проблема с её многочисленными связями обозрима одним взглядом.);

-        Привлекательность. (Диаграмма связей имеет свою эстетику, потому рассматривать её не только интересно, но и приятно.);

-        Творчество. (Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.).

Эту методику можно использовать на разных формах учебного занятия:

-        изучение нового лекционного материала;

-        закрепление пройденного материала;

-        обобщение изученного материала;

-        подготовка научно-исследовательской работы;

-        подготовка презентации;

-        и т. д.

При помощи диаграммы связей намного проще выделить главную идею: она размещена в центре листа, отчетливо заметна важность каждой идеи. Более значимые идеи будут находиться ближе к центру, а менее важные — на периферии. Становятся заметнее связи между ключевыми понятиями. В результате информация будет воспринята лучше и быстрее.

Карту можно без труда дополнить новой информацией без вычеркиваний и вставок. На запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.

Также можно предложить студентам составить диаграммы связей по пройденному лекционному материалу в качестве самостоятельной внеаудиторной деятельности. Несомненно, что группе будет очень интересно послушать и посмотреть на одном из семинаров собственные концепции записи материала или проблемы.

Составление подобных диаграмм поднимает мышление на новую высоту. В то время как обычный, линейный вид записей ведет своё начало из Средневековья, то карты памяти — детище века компьютерных технологий.

Приведем преимущества диаграммы связей перед стандартным способом, используя возможности самого метода (рис. 2).

Описание: Преимущества-ментальных-карт-перед-стандартным-способом-записи.jpg

Рис. 2. Преимущества диаграммы связей

В рамках исследования была проведена работа, которая основывается на результатах, полученных от применения ментальных карт на занятиях по дисциплине «Аутсорсинг» заочного отделения. Первоначально было предложено разобраться с самой технологией, а потом построить свою диаграмму связей, связанную с местом работы или домом.

Результаты проделанной студентами-заочниками работы получились достаточно хорошими, а работа продуктивной. Каждый из них смог разобраться по теме, а также выявить новые скрытые взаимосвязи.

В добавление к вышесказанному, можно сформулировать выводы о необходимости использования диаграмм связей:

-        Повышает способность концентрироваться;

-        Позволяет разбираться в сложных взаимосвязях;

-        Развивает способность организовывать и представлять информацию;

-        Развивает умение эффективно планировать;

-        Улучшает память;

-        Повышает качество учебного процесса.

К дополнительным преимуществам можно отнести:

-        возможность использовать собственный стиль;

-        Более быстрое принятие решения;

-        Современный подход к запоминанию материала;

-        Учит выделять наиболее значимое. [2]

Конечно, как и у любого обучающего материала у ментальных карт есть свои недостатки. К ним можно отнести:

-        Обязательное использование одного центрального элемента;

-        Сложность в определении большого многообразия связей между множеством элементов;

-        Не каждый учебный материал подходит для преобразования в ментальную карту.

Логично предположить, что наиболее успешных результатов можно добиться лишь после прохождения специальных тренингов, записаться на которые можно в крупных городах или через Интернет. В любом случае советуем ознакомиться хотя бы с одним из источников по этой теме.

В рамках предметов, посвященных изучению информационных технологий, было принято решение о пробном использовании данного метода с целью повышения качества обучения в филиале. Надеемся, что этот метод будет активно использоваться преподавателями и студентами в своей учебной деятельности.

Литература:

1.    iMindMap Overview. Сайт «ThinkBuzan». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://thinkbuzan.com/products/imindmap/

2.    Видеотренинг: Добавьте 10 баллов к Вашему IQ (Ментальные Карты). Слава Смеловский Коучинг, тренинги и консультации. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://smelovsky.com/mind_maps/

3.    Диаграмма связей. Статья Википедии. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Диаграмма_связей

4.    Как создать карту памяти в Xmind? Сайт «Информатика». Раздел «Практические задания». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://inphormatika.ru/practicum/kak_sozdat_kartu_pamyati_v_xmind.html

5.    Ментальные карты — подробная инструкция. Сайт «Методики Дарова». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://darov.net/azbuka-razvitiy/mind/132-mindmap.html

6.    Метод «Диаграмма связей». Центр креативных технологий. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.inventech.ru/pub/methods/metod-0016/

7.    Тони и Барри Бьюзен. Супермышление. The Mind Map Book. — М.: Попурри. — 2007. — С. 320

Основные термины (генерируются автоматически): диаграмма связей, учебный процесс вуза, VUE, время, диаграмма, карт памяти, обоснование необходимости использования, правое полушарие, учебная деятельность, учебный материал.


Похожие статьи

Компьютерная презентация результатов проектной деятельности учащегося

В статье кратко рассмотрены основные приемы и правила наглядного представления данных в компьютерных презентациях. Представлены примеры страниц компьютерной презентации учащегося, в которой приведены результаты его проектной деятельности.

Закрепление учебного материала и использование основных звеньев процесса обучения с целью повышения эффективности урока

В статье рассматривается первичное закрепление учебного материала с целью повышения эффективности урока, изученные Г. И. Баланюком. Впервые в истории отечественной педагогики М. А. Данилов и Б. П. Есипов определили основные звенья процесса обучения и...

Применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе вуза и определение их эффективности

Статья посвящена проблеме информатизации вузовского образования посредством освоения электронных образовательных ресурсов. Предпринята попытка обобщения имеющихся подходов к определению понятия «электронный образовательный ресурс». В статье рассматри...

Психологическое сопровождение студентов педагогического вуза в процессе обучения

В статье рассматриваются основные подходы к психологическому сопровождению студентов в образовательном пространстве педагогического вуза.

Проектирование события индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности студента

В статье раскрывается сущность понятия события индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности, дается характеристика этапов его проектирования и реализации.

Социальное развитие персонала организации

В данной статье рассматривается вопрос социального развития персонала организации. Рассмотрена технология управления проектами социального развития в организации, которая представляет собой алгоритм действий для достижения целей организации в сфере с...

К вопросу об организации образовательной среды в высшем учебном заведении

В статье рассматриваются различные виды образовательных сред и факторы, необходимые для организации образовательной среды, благоприятствующей обучению вузе.

Изучение лексики профессионального направления студентами-юристами как способ активного метода обучения иностранным языкам в вузе

В статье рассматриваются некоторые способы изучения лексики профессионального направления для студентов-юристов, приводятся составляющие, которые необходимо принимать во внимание для достижения успешных результатов в процессе изучения иностранных язы...

Управление каналами сбыта на предприятии

В статье рассмотрены основы управления каналами сбыта предприятия. В качестве примера выбрано предприятие, производящее товары потребительского и промышленного назначения. Рассмотрены основные правила и ошибки управления сбытом, а также составлены мо...

Обучающие технологии в учебном процессе

Статья посвящена литературному обзору различных видов обучающих технологий в образовательном процессе школы. В работе представлены рекомендации по использованию различных видов образовательных технологий в традиционном процессе обучения, направленных...

Похожие статьи

Компьютерная презентация результатов проектной деятельности учащегося

В статье кратко рассмотрены основные приемы и правила наглядного представления данных в компьютерных презентациях. Представлены примеры страниц компьютерной презентации учащегося, в которой приведены результаты его проектной деятельности.

Закрепление учебного материала и использование основных звеньев процесса обучения с целью повышения эффективности урока

В статье рассматривается первичное закрепление учебного материала с целью повышения эффективности урока, изученные Г. И. Баланюком. Впервые в истории отечественной педагогики М. А. Данилов и Б. П. Есипов определили основные звенья процесса обучения и...

Применение электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе вуза и определение их эффективности

Статья посвящена проблеме информатизации вузовского образования посредством освоения электронных образовательных ресурсов. Предпринята попытка обобщения имеющихся подходов к определению понятия «электронный образовательный ресурс». В статье рассматри...

Психологическое сопровождение студентов педагогического вуза в процессе обучения

В статье рассматриваются основные подходы к психологическому сопровождению студентов в образовательном пространстве педагогического вуза.

Проектирование события индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности студента

В статье раскрывается сущность понятия события индивидуального образовательного маршрута внеучебной деятельности, дается характеристика этапов его проектирования и реализации.

Социальное развитие персонала организации

В данной статье рассматривается вопрос социального развития персонала организации. Рассмотрена технология управления проектами социального развития в организации, которая представляет собой алгоритм действий для достижения целей организации в сфере с...

К вопросу об организации образовательной среды в высшем учебном заведении

В статье рассматриваются различные виды образовательных сред и факторы, необходимые для организации образовательной среды, благоприятствующей обучению вузе.

Изучение лексики профессионального направления студентами-юристами как способ активного метода обучения иностранным языкам в вузе

В статье рассматриваются некоторые способы изучения лексики профессионального направления для студентов-юристов, приводятся составляющие, которые необходимо принимать во внимание для достижения успешных результатов в процессе изучения иностранных язы...

Управление каналами сбыта на предприятии

В статье рассмотрены основы управления каналами сбыта предприятия. В качестве примера выбрано предприятие, производящее товары потребительского и промышленного назначения. Рассмотрены основные правила и ошибки управления сбытом, а также составлены мо...

Обучающие технологии в учебном процессе

Статья посвящена литературному обзору различных видов обучающих технологий в образовательном процессе школы. В работе представлены рекомендации по использованию различных видов образовательных технологий в традиционном процессе обучения, направленных...

Задать вопрос