В данном исследование делается попытка раскрытия причин необходимости использования диаграмм связей в учебном процессе вуза. обоснование необходимости использования такого вида обучающих материалов в учебном процессе вуза.
Ключевые слова: диаграмма, связь, карта, информация, материал, использование, учебный, результат, создание.
В последнее время в образовательный процесс вуза интенсивно внедряются западные методики по подаче и запоминанию учебного материала. К одной из таких методик относят карты разума или карты памяти. Более правильное их научное название — диаграммы связей или ассоциативные карты.
Целью данного исследования является обоснование необходимости использования такого вида обучающих материалов в учебном процессе вуза.
Актуальность исследования заключается в новизне метода и недостаточном его использовании в образовательном процессе.
Во-первых, нужно определить, что представляет собой диаграмма связей. Диаграмма связей имеет древовидную структуру, которая может сопровождаться значками, рисунками, а её фрагменты выделяются цветом и соединяются линиями и рёбрами. Отправной точкой для построения является некий ключевой центральный объект, который постепенно обрастает связями с другими подчиненными или имеющими отношение объектами и понятиями (см. рис.1) [4].
Рис. 1. Пример диаграммы связей
Методика создания диаграмм связей была впервые предложена психологом Тони Бьюзеном [3]. Однако корни этого творения можно проследить в письменных источниках, начиная ещё со времен Пифагора. Также, Тони Бьюзен создал свое собственное программное обеспечение для поддержки создания «карт ума» под названием iMindMap в декабре 2006 года [1]. Все мы часто пользуемся привычным способом обработки информации — читаем или слушаем, запоминаем или записываем то, что показалось важным. Для запоминания перечитываем свои записи.
Однако такие записи представляют собой хаотичный набор текста — неорганизованные, бестолковые конспекты. Либо в виде структурированного списка — с пунктами, выделением и, возможно, диаграммами или иными графически отображающими структуру элементами.
В таком методе максимально задействовано лишь левое полушарие, отвечающее за вербальную информацию (речь) и линейную логику — семантические последовательности. Правое полушарие, обрабатывающее образную информацию, практически не задействовано. Исключение составляют люди художественного склада ума, но они пока не «увидят» в воображении картинку, не смогут понять внутреннюю структуру нового знания. В случае сложной информации это не всегда возможно.
Такую информацию тяжело понять с наскока, еще сложнее запомнить. Одним из выходов из этой ситуации является использования визуальных ассоциаций (картинок, символов и знаков), визуального представления (рисования карты), радиального мышления (создания логической и ассоциативной структуры, имеющей единый центр) достигается эффект глубокого понимания и отличного запоминания информации.
Наше правое полушарие мыслит целостно. Образное же мышление большей частью бессознательно. Данный способ позволяет задействовать подсознание. [5]
Для чего нужна диаграмма связей? Диаграмма связей является одним из современных инструментов по систематизации большого количества логически связанной информации и визуальному представлению знаний. С помощью неё можно планировать свою учебную деятельность, досуг, развивать интеллектуальные способности и наглядно представлять результаты ваших (научных) достижений с помощью специальных схем-диаграмм. Японский союз ученых и инженеров в 1979 г. включил диаграмму связей в состав семи методов управления качеством [6].
Диаграммы связей, в наше время, составляют инженеры, ученые, преподаватели, предприниматели, дизайнеры и люди многих других специальностей.
Область применения таких диаграмм очень обширна:
- обучение;
- конспектирование лекций;
- решение творческих задач;
- разработка проектов разной сложности;
- составление списков дел;
- проведение тренингов;
- решение личных проблем;
- и т. д.
В учебном процессе диаграммы связей можно использовать в самых разных целях — от защиты доклада на семинаре до создания информативного слайда при защите выпускной квалификационной работы.
Нарисовать такую диаграмму несложно. По сути, её можно нарисовать на обычном листе бумаги, используя только ластик и карандаш. Также её можно начертить, используя технологии, которые предоставляют нам распространенные офисные пакеты. Но лучше всего, создавать визуальные схемы с помощью специального программного обеспечения, так как они лучше дают понять суть метода и быстрее представить результаты.
Среди компьютерных программ по созданию и работе с диаграммами связей (ментальными картами) существует несколько классов программ, в зависимости от вида используемой лицензии:
- платные (MindManager или ConceptDraw Mindmap);
- бесплатные (XMind, FreeMind, Deepamehta);
- условно-бесплатные (Mindmapping, NovaMind, MindView, Dropmind, VUE, Eminec MYmap, Mindcad, Cmap, TheBrain).
В зависимости от того, в какой программной среде по созданию ментальных карт работает пользователь инструменты делят на:
- онлайн-сервисы (MindMeister, Mindomo, Mapmyself, Mind42, Bubbl.us, Mindjet, Exploratree, Text2mindmap, Debategraph);
- оффлайн-программы (XMind, FreeMind, MindManager, Deepamehta).
Для целей нашего исследования была выбрана программа Xmind, так как базовая версия этой программы является бесплатной для частного использования.
Выделим свойства основные свойства диаграммами связей:
- Возможность переосмыслить и найти новое. (Пересмотр интеллект- карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.);
- Запоминаемость. (Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.);
- Наглядность. (Вся проблема с её многочисленными связями обозрима одним взглядом.);
- Привлекательность. (Диаграмма связей имеет свою эстетику, потому рассматривать её не только интересно, но и приятно.);
- Творчество. (Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.).
Эту методику можно использовать на разных формах учебного занятия:
- изучение нового лекционного материала;
- закрепление пройденного материала;
- обобщение изученного материала;
- подготовка научно-исследовательской работы;
- подготовка презентации;
- и т. д.
При помощи диаграммы связей намного проще выделить главную идею: она размещена в центре листа, отчетливо заметна важность каждой идеи. Более значимые идеи будут находиться ближе к центру, а менее важные — на периферии. Становятся заметнее связи между ключевыми понятиями. В результате информация будет воспринята лучше и быстрее.
Карту можно без труда дополнить новой информацией без вычеркиваний и вставок. На запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.
Также можно предложить студентам составить диаграммы связей по пройденному лекционному материалу в качестве самостоятельной внеаудиторной деятельности. Несомненно, что группе будет очень интересно послушать и посмотреть на одном из семинаров собственные концепции записи материала или проблемы.
Составление подобных диаграмм поднимает мышление на новую высоту. В то время как обычный, линейный вид записей ведет своё начало из Средневековья, то карты памяти — детище века компьютерных технологий.
Приведем преимущества диаграммы связей перед стандартным способом, используя возможности самого метода (рис. 2).
Рис. 2. Преимущества диаграммы связей
В рамках исследования была проведена работа, которая основывается на результатах, полученных от применения ментальных карт на занятиях по дисциплине «Аутсорсинг» заочного отделения. Первоначально было предложено разобраться с самой технологией, а потом построить свою диаграмму связей, связанную с местом работы или домом.
Результаты проделанной студентами-заочниками работы получились достаточно хорошими, а работа продуктивной. Каждый из них смог разобраться по теме, а также выявить новые скрытые взаимосвязи.
В добавление к вышесказанному, можно сформулировать выводы о необходимости использования диаграмм связей:
- Повышает способность концентрироваться;
- Позволяет разбираться в сложных взаимосвязях;
- Развивает способность организовывать и представлять информацию;
- Развивает умение эффективно планировать;
- Улучшает память;
- Повышает качество учебного процесса.
К дополнительным преимуществам можно отнести:
- возможность использовать собственный стиль;
- Более быстрое принятие решения;
- Современный подход к запоминанию материала;
- Учит выделять наиболее значимое. [2]
Конечно, как и у любого обучающего материала у ментальных карт есть свои недостатки. К ним можно отнести:
- Обязательное использование одного центрального элемента;
- Сложность в определении большого многообразия связей между множеством элементов;
- Не каждый учебный материал подходит для преобразования в ментальную карту.
Логично предположить, что наиболее успешных результатов можно добиться лишь после прохождения специальных тренингов, записаться на которые можно в крупных городах или через Интернет. В любом случае советуем ознакомиться хотя бы с одним из источников по этой теме.
В рамках предметов, посвященных изучению информационных технологий, было принято решение о пробном использовании данного метода с целью повышения качества обучения в филиале. Надеемся, что этот метод будет активно использоваться преподавателями и студентами в своей учебной деятельности.
Литература:
1. iMindMap Overview. Сайт «ThinkBuzan». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://thinkbuzan.com/products/imindmap/
2. Видеотренинг: Добавьте 10 баллов к Вашему IQ (Ментальные Карты). Слава Смеловский Коучинг, тренинги и консультации. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://smelovsky.com/mind_maps/
3. Диаграмма связей. Статья Википедии. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Диаграмма_связей
4. Как создать карту памяти в Xmind? Сайт «Информатика». Раздел «Практические задания». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://inphormatika.ru/practicum/kak_sozdat_kartu_pamyati_v_xmind.html
5. Ментальные карты — подробная инструкция. Сайт «Методики Дарова». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://darov.net/azbuka-razvitiy/mind/132-mindmap.html
6. Метод «Диаграмма связей». Центр креативных технологий. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.inventech.ru/pub/methods/metod-0016/
7. Тони и Барри Бьюзен. Супермышление. The Mind Map Book. — М.: Попурри. — 2007. — С. 320