Ключевые слова: Калининградская область, кластер, кластеризация, янтарная отрасль.
Развитие кластерного подхода в современной экономике – актуальный вопрос на сегодняшний день, однако не является новым. Многие страны с развитой экономикой поддерживают политику долгосрочного развития в традиционных и наукоемких секторах. Кластер – это сеть поставщиков, производителей, потребителей, элементов промышленной инфраструктуры, исследовательских институтов, взаимосвязанных в процессе создания добавочной стоимости [1]. Суть кластеров - развитие максимальной плотности деятельности и максимально длинной цепочки взаимодействия сопутствующих инфраструктур. Конечной целью является самообеспечение кластерной территории, улучшение качества жизни, полная занятость, привлечение высококвалифицированных специалистов из смежных областей науки, развитие иных секторов экономики.
Мировая практика свидетельствует, что в последние два десятилетия процесс формирования кластеров происходил довольно активно. В целом, по оценке экспертов [2], к настоящему времени кластеризацией охвачено около 50% экономик ведущих стран мира:
- Великобритания – 168;
- Германия – 32;
- Дания – 34;
- Италия – 206;
- Индия – 106;
- Нидерланды – 20;
- США – 380;
- Франция – 96;
- Финляндия – 9.
В США в рамках кластеров работает более половины предприятий, а доля ВВП, производимого в них, превысила 60%. В ЕС насчитывается свыше 2 тыс. кластеров, в которых занято 38% его рабочей силы [2].
Инновационные кластеры, в отличие от их предшественников – промышленных, отличаются тесной взаимосвязью не только между клиентами и поставщиками, но и институтами знаний, научными центрами, университетами, институтами и специалистами из смежных областей. Что позволяет выстраивать замкнутую цепь от производства до сбыта, совершенствуя промежуточные этапы.
Родоначальником инновационных кластеров принято считать американскую Кремниевую долину, на территории которой находится около 87 тыс. компаний, 40 исследовательских центров и десяток университетов, крупнейший из которых — Стэнфорд. Между университетом и частным сектором налажен постоянный обмен. Обслуживают кластер около трети американских венчурных фирм (180 компаний), 47 инвестиционных и 700 коммерческих банков, которые так или иначе финансируют деятельность компаний [3].
Кластеры существуют и развиваются и в других странах: автомобилестроение в Баварии, вино в регионе Бордо, алмазы в Антверпене, часы в Женеве, кластером информационных технологий (ИТ) является Силиконовая Долина; в Европе самым известным кластером ИТ является ирландский Дублин; биотехнологии - в Кембридже, выпуск хлопчатобумажных изделий на юге Турции – в Денизли, Бангалор в Индии — «город программистов».
В Российской Федерации вопросами кластеризации занимается Министерство экономического развития России. В 2008 году Министерство подготовило методические рекомендации по реализации кластерной политики для субъектов РФ. В настоящее время в соответствии с решением Межведомственной комиссии по реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года сформирована рабочая группа, координирующая деятельность институтов развития на конкретных территориях, в том числе в инновационных территориальных кластерах.
В ее состав входят представители:
- Внешэкономбанка,
- Фонда «Сколково»,
- ОАО «РВК»,
- Фонда «Роснано»,
- Фонда Бортника,
- Ассоциации инновационных регионов России,
- Российского фонда технологического развития,
- АИЖК,
- Фонда РЖС,
- Сбербанка,
- ВТБ.
Планируется, что в рамках рабочей группы будет обеспечена поддержка проектов кластеров, связанных с развитием как инновационной деятельности, так и со строительством объектов инженерной и социальной инфраструктуры. Ведь кластеры — это территории с высокими темпами экономического роста, привлекательными для реализации масштабных инвестиционных проектов.
Регионы — получатели субсидии будут ежегодно отчитываться за достижения целевых показателей — рост экспорта, повышение производительности труда, увеличение объема осуществляемых инвестиций. В соответствии с поручением Правительства РФ Минэкономразвития России будет сформирована система мониторинга реализации проектов развития кластеров.
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 прямо предусмотрел необходимость увязки государственных программ и отраслевых стратегий с пилотными проектами инновационных территориальных кластеров. Конкурс Минэкономразвития, проходивший в 2012 году, выявил более 90 проектов создания инновационных кластеров, из которых 14 получили поддержку со стороны государства, в том числе 3 программы по развитию кластеров в Северо-западном федеральном округе. Пилотные проекты из Калининградской области не поступали.
Однако вопросы о развитии янтарной отрасли в Калининградской области поднимаются на протяжении многих лет. Перспектива создания янтарного кластера прописана в проекте развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу. В программе кластер называется ювелирным, но его развитие планируется за счет восстановления янтарной отрасли. Конкретно стратегия не прописана, лишь отмечено, что предлагается двухэтапный подход. Теоретически с 2012 по 2014 год происходило наращивание масштабов ювелирного производства на основе янтаря. До 2020 года происходит создание ювелирного кластера по изделиям на основе различных драгоценных камней и металлов.
Возможные мероприятия на первом этапе развития ювелирной отрасли включают в себя:
- привлечение польских и литовских ювелиров в Калининград путѐм предложения им благоприятного фискального режима, жилья и удобного доступа;
- софинансирование кампании по созданию нового образа янтаря совместно с представителями данной отрасли;
- создание школы дизайна и учебного центра по предпринимательской деятельности для местных ювелиров.
По состоянию на начало 2014 года программа так и осталась нереализованной, даже частично. На сегодняшний день по-прежнему прибалтийские соседи российского эксклава поставляют на мировые рынки изящные украшения с хорошей добавленной стоимостью, чем объясняются высокие дивиденды польских и литовских янтарщиков. Как известно, с угасанием янтарной отрасли Калининградская область потеряла не только деньги (в советские годы солнечный камень приносил региону до 20% ВВП). В 90-е и нулевые годы Калининград фактически передал туристическое знамя янтарной столицы Европы польскому Гданьску и литовскому Вильнюсу. Эти города зарабатывают не только на продаже изделий из камня, но и на туристических маршрутах, связанных с историей добычи и обработки янтаря.
Балансовые запасы янтаря на месторождениях в Калининградской области составляют более 160 тысяч тонн, по разным оценкам, это составляет до 80 – 90% мировых запасов. Объем годовой добычи сырца Калининградским янтарным комбинатом составляет в среднем около 340 тонн. С учетом нелегального промысла суммарный объем добычи янтаря составляет около 500 тонн. Российский эксклав является крупнейшим поставщиком солнечного камня на мировые рынки. Однако продажа янтаря приносит региону не больше 20-25 млн долларов в год. Для сравнения, доходы янтарной индустрии Польши, построенной на обработке калининградского камня, оцениваются в 500 млн евро. Литва зарабатывает на янтаре около 250 млн евро.
Основная часть солнечного камня идет на экспорт. За последние четыре года, по данным таможенного органа, за рубеж вывезено 1922 тонны, при легальном объеме добычи 1346 тонн. В сфере янтарного производства задействовано около 150 фирм и индивидуальных предпринимателей, которые изготавливают продукцию на 850 миллионов рублей. Более 80 процентов произведенной калининградскими мастерами продукции реализуется на рынках России и стран СНГ.
И все-таки в янтарной отрасли за последние несколько лет постепенно происходят изменения. На межрегиональной конференции «Развитие Северо-Запада России 2011-2012» В. Путин не поддержал идею передачи Янтарного комбината в ведение региональных властей. Но 31 июля 2013 года ФГУП «Янтарный комбинат» передан в ведение «Ростехнологий» правительством РФ. «В Москве решили: Калининградский янтарный комбинат будет акционирован со 100-процентным участием государства» - рассказал Н. Цуканов в интервью газете «Комсомольская правда». На янтарном комбинате произошла смена руководства. Ужесточились меры наказания за незаконную добычу янтаря. Месторождениям придан статус особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Учитывая масштабы запущенности, это не много, однако и не мало. Первые шаги сделаны и возможно теперь мы станем свидетелями реального воплощения многочисленных планов по развитию янтарной отрасли и соответственно области в целом.
Литература:
1. Сквиря Д.В. Региональные кластеры на примере кластера по производству строительных материалов Владимирской области/ URL: http://elibrary.ru/download/98508279.pdf
2. Экономический портал/ Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран/ Е.Б. Ленчук, Г.А. Власкин (Проект № 09-02-00546 a/U)/ URL: http://institutiones.com/strategies/1928-
3. Грановеттер М. Успех инновационного кластера основан на открытости, гибкости и свободе // The New Times, 2010, 6 апреля