Проблема недооценки роли малых сервисных предприятий в социально-экономическом развитии региона | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 20.05.2014

Статья просмотрена: 453 раза

Библиографическое описание:

Дупленко, Н. Г. Проблема недооценки роли малых сервисных предприятий в социально-экономическом развитии региона / Н. Г. Дупленко, Л. В. Пурыжова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7.1 (66.1). — С. 2-4. — URL: https://moluch.ru/archive/66/11134/ (дата обращения: 16.12.2024).

Повышение эффективности аграрного производства в условиях усиливающейся конкуренции и быстрого развития науки тесно связано с величиной инвестиций, которые направляются на финансирование научно-исследовательских работ сельскохозяйственной направленности (НИР). Трудно переоценить значимость проведения таких исследований и распространения их результатов среди мелких крестьянских и фермерских хозяйств, особенно в развивающихся и небогатых странах, где они не располагают собственными достаточными средствами и не могут рассчитывать на государственную поддержку. Нельзя не отметить и факт достаточно высокой рентабельности сельскохозяйственных НИР. Однако при всем этом они не получают адекватного финансирования [2].

С переходом к рыночной экономике в России все большее внимание стали уделять сфере сервиса, поскольку именно на нее в экономически развитых странах приходится основная часть экономики. Одним из неоспоримых факторов является абсолютное доминирование занятости в сфере услуг над занятостью в материальном производстве. Если в 1910 году на сферу услуг в мире приходилось 20 процентов занятых, то в 1970 году – 35,4 процента, а в 2008 году – уже 68,6 процента [2, с. 64]. По прогнозам, в России доля населения, занятого в оптовой и розничной торговле, увеличится к 2025 году до 22,5 процентов, в финансовой деятельности - с 1,7 до 2,4 процента, в гостиничном и ресторанном сегментах - с 1,9 до 2,3 процента [1, с. 190].

Возник даже новый термин – «сервисизация», под которой часто понимается рост значения сферы сервиса в современном обществе, проявляющееся, во-первых, в повышении удельного веса услуг в макроэкономических показателях, во-вторых, во все более глубоком проникновении сервисной деятельности в процессы материального производства (так называемая софтизация). Деловые услуги, зародившиеся внутри производственных услуг, образовали самостоятельный, динамично развивающийся сегмент сервиса.

В результате сервисизации общества в странах Западной Европы, Японии, США коренным образом изменились представления о роли сектора услуг – они перестали быть второстепенными, а некоторые из видов услуг (финансовые, информационные, коммуникационные и ряд других) даже стали определяться в качестве ведущих элементов национального развития [3, с. 24].

Решающую роль в развитии сферы услуг играют малые предприятия, что объясняется следующими их особенностями.

Первая особенность состоит в том, что малые предприятия обладают значительным инновационным потенциалом, что позволяет им активно внедряться в инновационные процессы, достигать высокой эффективности при оказании научно-технических услуг. 

Высокая инновационная активность малого предпринимательства объясняется сочетанием возможности и необходимости ускоренной разработки инноваций. Необходимость этого для субъектов малого предпринимательства вызвана ограниченностью их ресурсов, вследствие чего они вынужденно ориентированы на ускоренную разработку инноваций. Возможность обусловлена наличием у малых предприятий целого ряда преимуществ. Во-первых, они обладают высокой гибкостью и оперативностью  в принятии решений, способны быстрее, чем крупные предприятия, перестраивать производство и внедрять инновации. Во-вторых, они более восприимчивы к нововведениям как в производственной, так и управленческой деятельности. В-третьих, быстро адаптируются к внешним воздействиям, изменению рыночной конъюнктуры [4, с. 150].

Исследования показывают, что в настоящее время в России малое предпринимательство не играет значительной роли в сфере оказания инновационных научно-технических услуг. По доле инновационной продукции в выручке мы более чем в три раза отстаем от стран-лидеров в инновационной деятельности, по доле инновационной продукции – на порядок. Россия лишь по двум показателям превосходит европейские страны с наименее развитой инновационной деятельностью – по доле высокотехнологичного экспорта в экспорте промышленности и по интенсивности затрат на технологические инновации. Удельный вес малых инновационных предприятий в общей численности малых предприятий России составляет всего 0,8 процента. Для сравнения: аналогичный показатель во Франции достигает 38 процентов, в Норвегии – 49 процентов, в Германии – 62 процентов [6, с. 160].

Вторая особенность малых предприятий, обусловливающая их значимость для развития сферы услуг, состоит в том, что сочетание собственника, менеджера, а иногда и работника в одном лице позволяет малым предприятиям быстро реагировать на изменение рыночной конъюнктуры, успешнее удовлетворять индивидуализированный спрос, что особенно важно при оказании целого ряда услуг, предъявляющих высокие требования к соответствию тенденциям моды.

Третья особенность заключается в персонифицированном характере отношений малых предприятий с потребителями их услуг, что часто является важным фактором при оказании медицинских, образовательных, юридических, социальных и целого ряда других услуг.

Перечисленные особенности малых предприятий объясняют их важнейшую роль в развитии сферы услуг в экономически развитых странах, причем роль эта продолжает возрастать.

В России же сфера услуг на протяжении многих десятилетий отставала в своем развитии, поскольку финансировалась по так называемому остаточному принципу. Ей отводилась роль второстепенного сектора экономики. Социально-экономическое понимание услуг оставалось крайне узким, что препятствовало повышению роли сервиса в российской экономике и социальном устройстве общества [5].

Рыночная трансформация страны привела к бурному развитию банковской сферы и институтов страхования, введению элементов рынка в общественные системы образования и здравоохранения, социальной помощи и жилищного хозяйства. Появились новые виды услуг, в том числе консалтинговые, маркетинговые, посреднические, имиджмейкерские и т.п.

Доля сферы услуг в структуре валового внутреннего продукта России имеет устойчивую тенденцию к росту, однако многие специалисты предостерегают от поспешных выводов о ее триумфальном развитии, полагая, что увеличение доли сферы услуг в валовом внутреннем продукте России отнюдь не свидетельствуют о приближении российской экономики к эффективным пропорциям развитых стран. Сфера сервиса в России характеризуется также такими негативными особенностями, как  низкая доля услуг культуры и спорта, санаторно-оздоровительных услуг; медленный и неустойчивый рост научно-технических услуг, недоступность целого ряда социальных услуг для широких и особенно нуждающихся в них слоев населения.  

Сочетание высокой значимости и недостаточного уровня развития сервисной деятельности в нашей стране делает чрезвычайно актуальной проблему развития малого предпринимательства в сфере услуг, причем усилия в данном направлении должны носить комплексный характер и предприниматься на трех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном.

Приходится констатировать, однако, что замена термина «непроизводственная сфера» на «сфера услуг» и «сфера сервиса», многочисленные публикации, обосновывающие важность данной сферы для социально-экономического развития страны не привели к одновременному изменению отношения к отраслям, значение которых как недооценивалось на практике, так и продолжает недооцениваться в настоящее время.

Данный тезис подтверждает анализ места сервисных отраслей в программах социально-экономического развития региона на примере Калининградской области. Для повышения объективности выводов рассматривалась не только действующая в настоящее время региональная программа социально-экономического развития, но и основа для ее разработки – стратегия развития Калининградской области, а также целевая программа развития малого предпринимательства и соответствующие программные документы муниципальных образований региона.

В Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу на период до 2031 года (далее - Стратегия) глава 1 «Стратегии развития отраслей экономики» раздела VI «Стратегии развития отраслей экономики и социальной сферы Калининградской области» начинается с транспортно-логистического комплекса, что объясняется спецификой региона, который лежит на пересечении транспортных потоков – железнодорожных, автомобильных и морских.

На малые предприятия в сфере транспорта и связи в Калининградской области в настоящее время приходится около восьми процентов от общего числа малых предприятий, что свидетельствует о недостаточном использовании потенциала данной отрасли. Большинство направлений развития транспортно-логистического комплекса в Стратегии не затрагивает непосредственно малые транспортные предприятия. Реконструкция железнодорожных пунктов пропуска, техническое перевооружение железнодорожных станций, строительство железнодорожного обхода вокруг города Калининграда и другие подобные мероприятия ориентированы на развитие  Калининградской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»; реконструкция аэропорта, завершение строительства аэровокзального комплекса - Росавиация и т.д. Следует отметить, что малое предпринимательство в транспортной сфере региона наиболее развито в автотранспортных перевозках – на грузовых автоперевозках специализируется более половины малых транспортных предприятий. Однако для их развития в Стратегии не предусмотрено значимых мероприятий прямого действия.

Очень большое внимание в Стратегии уделено транспортно-рекреационному комплексу.  Разработан комплекс мероприятий на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.  Отдельно малое предпринимательство данной сферы в Стратегии не упоминается, однако разработанный комплекс мероприятий окажет благотворное влияние на развитие малых предприятий, занятых в сфера туризма и рекреации. В настоящее время гостиничный и ресторанный бизнес является специализацией лишь 2,6 процента малых предприятий Калининградской области.

Что касается таких разделов Стратегии, как жилищно-коммунальное хозяйство, инновации, связь, информационные технологии, финансово-кредитная система, то конкретные направления поддержки и развития малого предпринимательства в этих отраслях в них отсутствуют.

Во второй главе «Стратегии развития отраслей социальной сферы» отсутствуют направления прямой поддержки малого предпринимательства в здравоохранении, физической культуры и спорта, образования и культуры.

Таким образом, можно констатировать, что в Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу явно недооценивается роль малых предприятий в сфере сервиса.

В ключевых мероприятиях Программы социально-экономического развития Калининградской области на 2007-2016 годы (далее - Программа) по большинству отраслей, относящихся к сфере сервиса, отсутствуют мероприятия по развитию малых предприятий соответствующих отраслей. Исключением является развитие туристско-рекреационного комплекса и инфраструктуры гостеприимства. О недооценке роли малого предпринимательства в сфере сервиса свидетельствует и тот факт, что исполнителем комплекса мероприятий по поддержке и субсидированию малого предпринимательства назначено Министерство промышленности.

Что касается муниципальных программ поддержки и развития малого предпринимательства, то в Калининградской области они, к сожалению, отсутствуют во многих муниципальных образованиях. Но даже в тех программах, которые разработаны, малым предприятиям в сфере сервиса уделяется крайне недостаточно внимания.

В ряде целевых программ (например, «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования «Гвардейский район» в 2011-2020 годах», «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в Озёрском районе на период 2011-2012 гг.») малые предприятия в сфере сервиса отдельно вообще не упоминаются. В некоторых программах (например, «Развитие малого и среднего предпринимательства в Гурьевском муниципальном районе в 2009-2012 годах») сфера сервиса включена в приоритетные направления поддержки – жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, туризм и гостиничные услуги, однако действенных мероприятий поддержки малых предприятий в этих отраслях не запланировано. Хотелось бы выделить только программу «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства» на территории муниципального образования «Пионерский городской округ» на 2011 - 2015 годы», где ряд отраслей сферы услуг не только включен в число приоритетных направлений, но и разработаны мероприятия для реальной поддержки малых предприятий данной отраслевой специализации.

Таким образом, анализ стратегии и программы социально-экономического развития Калининградской области, региональной и муниципальных программ развития малого предпринимательства подтвердил наш вывод о недооценке роли малых сервисных предприятий на региональном и муниципальном уровнях, что препятствует формированию конкурентной среды, повышению эффективности экономики и решению проблем социальной сферы. И, в конечном итоге, появлению нового типа организации социально-экономического пространства, который называется экономикой современного сервисного типа.

Литература:

1.          Бильчак В.С., Пурыжова Л.В. Экономическая активность малого предпринимательства. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008.

2.          Бреславцева Н.А. Трансформация сферы услуг в экономике инновационного типа: смещение рыночных акцентов // Вопросы экономики и права. - 2011. - № 41. - С. 64-68.

3.          Бурменко Т.Д. Софтизация и сервисизация – черты экономики современного типа и основные ориентиры российской модернизации // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2011. - № 6. -  С. 23-26.

4.          Дупленко Н. Г. Инновационный потенциал малого предпринимательства и условия для его реализации // Вестник Балтийского научного центра. – 2011. - № 1  (33). - С. 150-157.

5.          Сороков Т.Х. Экономические противоречия в сфере социальных услуг // Экономические науки. - 2011. - № 85. - С. 190-194.

6.          Омарова К. А. Развитие малого и среднего бизнеса в сфере услуг как фактор экономического роста // Проблемы современной экономики. – 2011. - N 3 (39). – С. 153-162

Основные термины (генерируются автоматически): малое предпринимательство, Калининградская область, Россия, сфера сервиса, социально-экономическое развитие, предприятие, процент, сфера услуг, долгосрочная перспектива, социальная сфера.


Похожие статьи

Необходимость развития кластерных отношений в автомобилестроительной отрасли Самарской области

Роль лизинговых компаний в финансовой составляющей инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса Омской области

Роль предпринимательства в социально-экономическом развитии Белгородской области

Влияние социально-экономических факторов на уровень конкуренции аптечных учреждений региона

Пути повышения роли коммерческих банков в развитии экономики региона

Проблемы и перспективы развития транспортно-транзитного комплекса России в условиях обострения внешних вызовов

Актуальность экономического образования как фактор инновационного развития региона

Влияние экономического кризиса на развитие малого предпринимательства в Самарской области

Проблемы повышения конкурентоспособности малых предприятий

Влияние социально-психологического климата на эффективность работы предприятия

Похожие статьи

Необходимость развития кластерных отношений в автомобилестроительной отрасли Самарской области

Роль лизинговых компаний в финансовой составляющей инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса Омской области

Роль предпринимательства в социально-экономическом развитии Белгородской области

Влияние социально-экономических факторов на уровень конкуренции аптечных учреждений региона

Пути повышения роли коммерческих банков в развитии экономики региона

Проблемы и перспективы развития транспортно-транзитного комплекса России в условиях обострения внешних вызовов

Актуальность экономического образования как фактор инновационного развития региона

Влияние экономического кризиса на развитие малого предпринимательства в Самарской области

Проблемы повышения конкурентоспособности малых предприятий

Влияние социально-психологического климата на эффективность работы предприятия

Задать вопрос