Роль научных открытий в истории Первой мировой войны. Методическая разработка открытого урока | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (65) май-1 2014 г.

Дата публикации: 06.05.2014

Статья просмотрена: 2985 раз

Библиографическое описание:

Грошева, А. В. Роль научных открытий в истории Первой мировой войны. Методическая разработка открытого урока / А. В. Грошева, П. Е. Евдокимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6.3 (65.3). — С. 61-65. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10941/ (дата обращения: 22.11.2024).

Данная методическая разработка представляет собой конспект проведенного интегрированного урока по истории и физике и может быть интересна не только преподавателям данных дисциплин, но и других дисциплин, как интересный и нетрадиционный вид совместной работы. Подготовка урока предусматривает большую творческую работу со студентами по подбору материала, созданию презентаций, поисков неизвестных и оригинальных документов. Творческий тандем преподавателей Грошевой А. В. и Евдокимова П. Е. позволяет усилить мотивацию учения студентов по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам.

Пояснительная записка

Интегрированный урок по дисциплинам история и физика.

Тема: «Роль научных открытий в истории Первой Мировой войны»

Цель урока:

Образовательная: углубить знания по изученным темам:

1.                 Развитие науки и техники в начале XX века.

2.                 Международные отношения в начале XX века.

3.                 Первая Мировая война 1914–1918 гг.

Развивающая: формировать умения по обозначению и формулированию проблемы, постановке вопросов, разработке аргументов; формировать умения по принятию независимых продуманных решений; формировать общие и общеучебные компетенции.

Воспитательная: воспитывать уважение к русской истории и науке, воспитывать внимание, уверенность, коллективную мыследеятельность.

В ходе урока применен метод критического мышления и учтены особенности применения метода:

оценочность;

– открытость новым идеям;

– собственное мнение;

– рефлексия собственных суждений: эффективная работа с большим объемом информации в разных областях знаний истории и физики;

– выработка собственного мнения на основе анализа информации; умение выражать мысли ясно, уверено и корректно.

При проектировании урока применялся метод конкретных ситуаций, который позволяет формировать профессиональные компетенции: умения и навыки мыслить деятельно, развитие способностей личности к обучению, умению перерабатывать информацию.

При подготовке к уроку студенты получили опережающие задания

1.Развернутые и простые планы подготовки к уроку.

2.Темы сообщений с презентациями.

3.Ознакомились с порядком работы с кластером.

Оборудование урока

1.Проектор для компьютера.

2.Проектор для книг.

3.Компьютор.

4.Экран.

5.Настенная карта «Первая Мировая война 1914–1918г.г.

Методическое сопровождение урока.

1. Методическая разработка урока. 2. Презентации к уроку. 3.Видеоролик.

Технологическая карта интегрированного урока

№ п/п

Дидактическая структура урока, продолжительность

Цель работы

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Основные показатели результатов подготовки

1

Вводная часть. Организационно–мотивационный этап, вводная беседа.

3 мин.

Мотивирование активности студентов.

Проверка наличия студентов в группе. Сообщение темы, целей и задач урока.

Фронтальный опрос.

Наличие учебных пособий, опорных конспектов. Подготовлена презентация.

Краткий обзор подобранных карт по истории I Мировой войны.

Восприятие темы, целей и задач урока. Ответы на вопросы преподавателя.

ОК 2

2

Основная часть 1.

Просмотр фрагмента фильма о I Мировой войне. 5 мин.

Погружение в тему урока.

Слушает, контролирует.

Сообщает проблему урока

Просмотр фрагмента фильма о I Мировой войне.

Высказывают версии решения проблемы. Ответы студентов по окончании фрагмента фильма.

ОК 2,ОК 4

3

Основная часть 2.

Задание № 1 Простой (информативный) план задания.

Изучение полученных заданий, работа по карте, по вопросам заданий. 24 мин.

Организовать работу в малых группах.

Выполнить задание, сформулировать предварительные ответы.

Выполняет функцию консультанта.

Изучение полученных заданий. Студенты используют материалы домашней самостоятельной работы, литературу, интернет, ведут обсуждение в группе. Группа отчитывается по материалу задания.

Первая оценка.

(Приложение 1)

 ОК 5, ОК 6

4

Основная часть 3.

Задание № 2 Развернутый план задания. Составление кластеров в малых группах. 45 мин.

Развитие навыков индивидуального выступления.

Роль консультанта

Составляют кластер по алгоритму. Готовность группы к защите кластера. Рефлексия по проблеме. Вторая оценка.

(Приложение 1)

ОК 5, ОК 6, ОК 7

5

Основная Часть 4.

Задание № 3

Ответ на вопрос.

9 мин.

Обсуждение, высказывание своего мнения.

Преподаватель напоминает о проблеме урока.

Студенты выступают от каждой группы. Защита кластера. Индивидуальная оценка за выступление.

ОК 8, ОК 1

6

Заключительная часть.

Подведение итогов.

Синквейн по оценке организации на уроке. Чему научились?

4 мин.

Работа в малых группах.

Преподаватели проводят рефлексию по уроку — синквейн, (Приложение 2) объясняют домашнее задание повторить результаты и значение IМировой войны.

 Студенты высказывают свое мнение об уроке, озвучивая синквейн. Озвучивание итоговых оценок.

ОК 1, ОК7, ОК8.


Сценарий урока

Группа 1

Задание 1. Доклад с презентацией (5 слайдов)

Тема: «История русских изобретений. Научно — технический прогресс».Использовать план для подготовки доклада.

Задание 2. Составить кластер.

На основе плана выписать опорные сигналы.

А) Найти и выписать определения: политика, милитаризм, научно — технический прогресс, танк, самолет, автоматическая винтовка.

Б) Из определений выбрать ключевое, объединяющее все.

В) Установить взаимосвязи и отразить графически.

Г) Подготовиться и защитить кластер.

Задание 3. Подготовить ответ на вопрос: «Почему изобретения часто используют в военных целях? Привести аргументы в политической (внешняя и внутренняя политика), экономической сферах применения.

Группа 2

Задание 1. Доклад с презентацией (5 слайдов)

Тема: «Мир накануне I Мировой войны».

Использовать план для подготовки доклада.

Задание 2. Составить кластер.

На основе плана выписать опорные сигналы.

А) Найти и выписать определения: война, шовинизм, государство, колонии, метрополии, бронетранспортер, радио, электрическая лампа, телефон.

Б) Из определений выбрать ключевое, объединяющее все.

В) Установить взаимосвязи и отразить графически.

Г) Подготовиться и защитить кластер.

Задание 3. Подготовить ответ на вопрос: «Зачем войны нужны государствам?» Привести аргументы в политической, экономической, социальной сферах.

Группа 3

Задание 1. Доклад с презентацией (5 слайдов)

Тема: «Отношение человека, общества и государства к войне».Использовать план для подготовки доклада.

Задание 2. Составить кластер.

На основе плана выписать опорные сигналы. А) Найти и выписать определения: общество, народ, государство, патриотизм, наркоз, иммунитет, водолазный костюм, комбайн, трактор, парашют, велосипед, двигатель внутреннего сгорания, самодержавие, стачка, Дума, конференция, братания, социал-демократы, восстание.

Б) Из определений выбрать ключевое, объединяющее все.

В) Установить взаимосвязи и отразить графически.

Г) Подготовиться и защитить кластер.

Задание 3. Подготовить ответ на вопрос: «Нужна ли война человеку, обществу?» Привести аргументы в политической (внешняя и внутренняя политика), экономической, социальной сферах жизни общества.

Простой (информативный) план

Тема: Научно — технический прогресс в начале XXвека. Роль научных открытий, изобретений в IМировой войне.

1.                 Особенности в области техники — электрификация промышленных предприятий и транспорта. (Стр.276, В. В. Артемов)

2.                 Переход к автоматической системе машин.

3.                 Распространение двигателей внутреннего сгорания.

4.                 Совершенствование химических технологий.

5.                 Решающий фактор научно — технического прогресса — применение электричества.

6.                 Определение серебряного века — стр. 292;

7.                 Военная техника в годы войны стр.299–300.

Вывод:

1.Новые изобретения востребованы во время войны?

2. Изобретения во время войны применяются для уничтожения людей, это бесчеловечно, безнравственно?

Развернутый план

Тема: «Мир накануне I Мировой войны»

Цель: Формирование критического подхода к историческим текстам и источникам.

Международные отношения в 1900–1914 г. г., стр. 278, А. А. Артемов.

1.                 Военно-политические блоки: Тройственный — 1882г. (Германия, Австро — Венгрия, Италия), Антанта — 1905г. (Англия, Франция, Россия).

2.                 Цели:

А) Борьба за передел мира. (Дополнение: А. А. Кредер, Новейшая история XX век, М., Московский учебник, стр. 21–23, 29)

Б) Борьба метрополий за сохранение колоний. (Стр. 273, 274, А. А. Артемов)

В) Борьба за черноморские проливы и сферы влияния.

Г) Борьба за сохранение империй. (Стр. 273, А. А. Артемов)

Д) Борьба за предотвращение революций. (Стр. 275, 277, 283, А. А. Артемов)

3. План Шлиффена:

А) Нападение на Францию через Бельгию.

Б) После разгрома Франции — против России

4. Планы Франции и Англии — выжидательные, Россия планировала воевать против Австро-Венгрии.

5. Предпосылки войны:

А) 1912–1913г.г. I Балканская война;

Б) 1913г. II Балканская война.

Вывод:

1. Война неизбежна, все страны готовились отрабатывать свои интересы?

2. Войну можно предотвратить, используя политические методы?

Простой (информативный) план

Тема: Отношение человека, общества и государства к войне

1.1914 г.: взрыв патриотизма во всех странах, митинги в поддержку своих правительств.

2.1915г.: стачечное движение против войны, усиление оппозиции в парламентах. (В. В. Артемов, стр. 301). Особенность в России: поражения на фронтах вызвали борьбу с самодержавием. В парламенте создан «Прогрессивный блок» во главе с кадетами. Цель: создание кабинета общественного доверия, то есть правительства, опирающегося на думское большинство.

3.5–8 сентября — Циммервальдская конференция. 38 делегатов из России, Германии, Франции, Италии, Болгарии, Польши, Швеции, Норвегии, Нидерландов: призыв к миру. Ленин: «Превращение войны империалистической в войну гражданскую».

4.Братания солдат на фронтах.

5.В мае 1916 г. На митингах Берлине социал-демократы (К. Либкнехт) провозгласили лозунг «Долой войну».

6.Июль 1915г. В России среднеазиатское восстание, подавлено только к 1917г.

7.24    — 30 апреля — Ирландское восстание, подавлено Англией.

8.Выступления в Австро-Венгрии.

Вывод:

Основные направления борьбы:

— за мир;

— превращение войны империалистической в войну гражданскую;

— национально — освободительное движение.

Можно ли считать, что война оказала положительное влияние на народы?

Приложение 1

Кластер

Тема: Роль научных открытий, изобретений в IМировой войне

Цель: формирование критического подхода к историческим текстам и источникам.

Технологическая цепочка составления опорной схемы

1.                 Студент читает текст, конспект, предназначенный для обработки.

2.                 При чтении текста отмечает и выписывает ключевые положения, факты, события, определения.

3.                 Разрабатывает или подбирает уже готовые условные обозначения к каждому важному определению, положению текста.

4.                 Нанести их на лист А4.

5.                 Наложив прозрачную чистую пленку на карандашный эскиз, обводит обозначения цветной тушью.

Технологическая цепочка составления кластера

1.Студент читает текст и выделяет в нем большие и малые смысловые единицы.

2. После обсуждения и уточнения формулировок смысловых блоков на листе А4 выписывает определения. Названия определений записать в прямоугольники.

3. Выбрать ключевое определение. Установить взаимосвязи, нанести в схему, раскрывая смысловые блоки.

4. Соединить стрелками порядок раскрытия смысловых блоков.

5. Подготовиться к защите своих идей.

Темы для разработки кластеров по планам.

2. Литература и источники:

1.В. В. Артемов, История, М., Академия, 2009г.

2. О. В. Волобуев, Россия и мир, 2006г.

3. А. А. Загладин, История, 2013г.

4.А. А. Кредер, Всемирная история, 2007г.

Приложение 2

Синквейн по оценке организации урока. Чему научились на уроке?

1. Написать два — четыре существительных по оценке урока.

2. Написать два — четыре глагола по оценке урока.

3. Написать три — шесть прилагательных по оценке урока.

4.Написать крылатое выражение, высказывание, вывод об открытом уроке

Приложение 3

История русских открытий и изобретений. Несколько примеров.

Путешественник по Московии Адам Олеарий указывает на способность русских к ремеслам: „Люди эти (русские) очень способны к различным ремеслам, легко перенимают все, что увидят у немцев, и в немного лет они научились и переняли у последних много такого, чего прежде совсем и не знали». В своих описаниях иностранцы постоянно говорят о многих русских изобретениях, как особенностях быта, о „базаре домов”, о „русских слюдяных окнах”, об особом способе передвижения при помощи „ям”, о „русской бане” о двух замечательных изобретениях, введенных кем-то в русский быт. „самовар” или, как немцы называют, „машину для чая (Theemaschine)” и „русские счеты”. Наши счеты — чрезвычайно удобный счетный прибор, с точки зрения экономии времени счеты — замечательное изобретение

«Энциклопедия вооружений» XVI — XVII в.в. в России отливали пушки не только государевы заводы, но и монастыри (Соловецкий, Кирилово-Белозерский). В 1516 году запорожские казаки пользовались литыми стволами пушек.

Русские механики во многом опередили зарубежных изобретателей. Замечательный русский механик и теплотехник И. И. Ползунов впервые создал автоматический поплавковый регулятор, на много лет опередив английского изобретателя Уатта. Русский моряк капитан дальнего плавания О. С. Костович впервые сконструировал и построил в 1882–1883 годах бензиновый двигатель, предназначенный для воздушного корабля. Важный вклад в развитие электротехники внес русский изобретатель М. О. Доливо-Добровольский. Он ввел так называемый трехфазный ток — совокупность трех переменных токов, передаваемых по трем проводам. Человечество обязано России и изобретением прибора освещения — электрической лампочки накаливания. Ее создателем был выдающийся русский электротехник Александр Николаевич Лодыгин. Среди многих талантливых русских изобретений особо почетное место занимает радио, составившее целую эпоху в мировом техническом прогрессе. Создателем этого чуда стал наш великий соотечественник Александр Степанович Попов. Он сконструировал первые в мире радиопередатчики и радиоприемники. 7 мая 1895 года на заседании физического отделения Российского физико-химического общества в Петербургском университете Александр Степанович осуществил первый в мире радиоприем. А 24 марта 1896 года в той же аудитории он провел радиопередачу на расстояние 250 метров. Летом следующего года Попов успешно осуществил испытания на море. На этот раз удалось установить радиосвязь между берегом и кораблем на расстояние более 3 километров. Потом дальность радиосвязи между кораблями увеличилась до 5 километров. Радиоперекличку вели корабли «Россия», «Европа», «Африка». В 1899 году ученый сделал новое важное изобретение — аппарат для приема радиосигналов на слух, с помощью телефонной трубки.Вноябре того же года дальность радиопередач достигла уже 43 километров. Попов блестяще установил связь с кораблем «Генерал-адмирал Апраксин», севшим на мель около острова Гогланд. Летом 1868 года русский агроном Андрей Романович Власенко демонстрировал на полях Тверской губернии свою «зерноуборку на корню».Спустя одиннадцать лет, в 1879 году, подобная машина появилась в Америке, наполях одного из южныхштатов. Ее конструкция значительно уступала конструкции русской машины, была очень громоздкой и неуклюжей. Эту жнейку-молотилку, названную комбайном, тащили 24 мула, а обслуживали семь рабочих. Комбайн был весьма несовершенным, терял много зерна.

Советский оптик Е. М. Брумберг впервые в мире построил зеркальный микрообъектив большой силы и создал микрофотографический аппарат для съемки в ультрафиолетовых лучах.

Первый в мире самолет был построен в нашей стране. Изобретателем его был контр-адмирал Александр Федорович Можайский. Николай Егорович Жуковский создал современную аэродинамику. Его труды позволили не только в России, но и во всем мире начать конструирование самолетов на научной основе.

Генерал русской армии К. И. Константинов еще в 1853 году выдвинул идею использования ракеты для полетов. Наиболее реальный проект реактивных аппаратов разработал в 1881 году революционер-народоволец Н. И. Кибальчич. Через пять лет после смерти Кибальчича был проделан опыт полета первой в мире модели реактивного самолета. Его провел русский инженер Аркадий Эвальдлетом 1886 года в Петербурге. Впервые схему ракетного двигателя предложил великий русский ученый К. Э. Циолковский.

Основные термины (генерируются автоматически): ОКА, Россия, Мировая война, Артем, задание, война, основная Часть, технический прогресс, Англия, основа плана.


Похожие статьи

Проблематика изучения Первой мировой войны в современной российской историографии (по материалам Калужской губернии)

Проблемы организации современного образования в школе. Профориентация в школе, методическая разработка «Я в мире профессий»

Применение картографического материала на уроках истории в условиях современной школы

Роль субкультуры этнических групп губерний Центральной России и Поволжья в развитии школьного образования дореволюционного периода (аналитический обзор)

Теоретические основы изучения переговорного процесса в современной психологии

Теоретико-методологические подходы в развитии непрерывного образования в современных условиях

Обобщение педагогического опыта. Новые подходы к формированию понятийного аппарата учащихся на уроках истории и обществознания

Ретроспективный анализ становления организованной преступности в России

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) как педагогическая технология на уроках химии

Похожие статьи

Проблематика изучения Первой мировой войны в современной российской историографии (по материалам Калужской губернии)

Проблемы организации современного образования в школе. Профориентация в школе, методическая разработка «Я в мире профессий»

Применение картографического материала на уроках истории в условиях современной школы

Роль субкультуры этнических групп губерний Центральной России и Поволжья в развитии школьного образования дореволюционного периода (аналитический обзор)

Теоретические основы изучения переговорного процесса в современной психологии

Теоретико-методологические подходы в развитии непрерывного образования в современных условиях

Обобщение педагогического опыта. Новые подходы к формированию понятийного аппарата учащихся на уроках истории и обществознания

Ретроспективный анализ становления организованной преступности в России

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) как педагогическая технология на уроках химии

Задать вопрос