Внеклассное мероприятие по информатике «Информационная грамотность молодежи»
Автор: Скурко Марина Владимировна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии внеклассных занятий
Опубликовано в Школьная педагогика №2 (21) май 2021 г.
Дата публикации: 09.02.2021
Статья просмотрена: 367 раз
Библиографическое описание:
Скурко, М. В. Внеклассное мероприятие по информатике «Информационная грамотность молодежи» / М. В. Скурко. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2021. — № 2 (21). — С. 34-37. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/195/6052/ (дата обращения: 16.12.2024).
Изменение информационной культуры общества диктует новый подход к формам работы с учащимися. Насущной необходимостью становится обучение приемам и методам работы с информацией.
Актуальной задачей для педагога стало формирование особого типа грамотности — информационной, которая позволит учащимся не только находить, но и систематизировать, критически оценивать полученную информацию, производить анализ источников, освоить этические правила существования в информационном пространстве.
Одним из вариантов решения данной задачи может быть включение мероприятий по формированию информационной и медийной грамотности в образовательный процесс на систематической основе, а так же интеграция с внеурочными занятиями и дополнительным образованием.
Тема: Информационная грамотность молодежи
Цель: Создание содержательных и организационных условий для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов деятельности по выявлению потребности в информации и ее организации, эффективном использовании ресурсов сети интернет в учебной и повседневной деятельности.
Ключевые понятия:
информация, медиа, информационная грамотность, источники информации, анализ источников информации
Планируемые результаты:
Учащийся по окончании занятия:
– определяет и формулирует свою потребность в информации в зависимости от поставленных задач;
– знает общедоступные источники информации и умеет пользоваться ими;
– критически оценивает информационный контент в свете решаемых задач;
– отрабатываетпрактические умения в определении вида информационного ресурса сети интернет;
– обосновывает ценность и значимость конкретного интернет-ресурса;
– дает собственную оценку достоинств и недостатков видов информационных ресурсов
– планирует предстоящую деятельность;
– применяет навыки работы с ИКТ для обработки информации;
– выполняет учебные задания в сотрудничестве.
Форма занятия: беседа, компьютерный практикум
Технология: технология развития критического мышления
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры, мультимедийная презентация, дидактический раздаточный материал с заданиями для самостоятельной работы.
Ход занятия
Стадия «ВЫЗОВ»
Вводная беседа с элементами дискуссии:
Современное общество основано на использовании информации и знаний. Часто употребляемый термин «грамотность» сегодня сопровождается разнообразными определениями, среди них «цифровая», «компьютерная», «визуальная», «технологическая», «коммуникационная» и, конечно же, «медийная» и «информационная». «Грамотность» сегодня предполагает нечто значительно большее, чем традиционные навыки чтения и письма.
Вопрос: Что, по вашему мнению, означает включение информационной грамотности в систему фундаментальных жизненных навыков [1, с. 25]?
Возможный вариант ответа учащихся:
Это может означать, что сегодня нужно уметь осознавать необходимость получения информации в зависимости от поставленной перед нами задачи, выбирать и оценивать источник информации, уметь искать, обрабатывать информацию.
Исследования в области информационной грамотности показали, что учащиеся испытывают трудности с оценкой надежности данных даже в образовательной среде, хотя считается, что эти навыки у молодых людей развиты лучше, чем у старшего поколения.
Вопрос: Давайте вспомним определение информации.
Возможный вариант ответа учащихся:
Информация — основное понятие всех дисциплин, связанных с информацией. Термин «информация» имеет множество определений, т. е. является фундаментальным. Одно из определений — «знание, предоставленное в доступной для понимания форме».
Действительно, мы можем сказать, что информация — это данные, которые были собраны, обработаны и интерпретированы с целью представления в удобной для использования форме. Существует огромное количество информационных материалов, контента и ресурсов, и все они различаются по степени точности, надежности и ценности.
Вопрос: С какими проблемами может столкнуться человек в процессе поиска информации?
Возможный вариант ответа учащихся:
Сначала нужно определить какая именно информация тебе нужна. Зная какую конкретную задачу мы должны решить, легче определить информационные источники для её поиска.
Источники информации можно разделить на три категории.
Первичные источники — это оригинальные источники, не предполагающие интерпретации информации. Это исследовательские отчеты, прайс-листы, оригинальные произведения искусства, рукописи, фотографии, дневники, личные письма, устные истории/интервью или дипломатические документы. Во многих сферах и контекстах всегда рекомендуется использовать по возможности первичные источники.
Вторичные источники предоставляют поставщики информации; в этом случае информация подвергается интерпретации, анализу или обобщению. Несмотря на то, что рекомендуется использовать первичные источники, не обязательно в них содержится более авторитетная или объективная информация, чем во вторичных источниках. Субъективную оценку и другие формы предвзятого изложения информации можно скорректировать, используя рецензированные вторичные источники.
Третичные источники — это компиляции, указатели и другие организованные источники (например, рефераты, библиографии, пособия, энциклопедии, указатели, хронологические таблицы, базы данных и т. п.), которые содержат дистиллированную информацию из первичных и вторичных источников.
Стадия «ОСМЫСЛЕНИЕ»
Задание 1: Предлагаю поработать самостоятельно в группах. Выполните сравнение трех категорий информационных источников по материалам библиотеки Университета Мэриленда (доступны на сайте: http://www.lib.umd.edu/guides/primary-sources.html#tertiary). Приведите свои примеры. (Практическая работа учащихся с таблицей (Приложение 1). Проверка выполненного задания. Аналитическая беседа.)
Задание 2: Поработаем самостоятельно в группах. Предположим, что мы запланировали экскурсионную поездку (место по вашему выбору). Полный план поездки должен включать в себя всю информацию, необходимую для успешного путешествия. При планировании поездки следует использовать несколько источников информации: фотографии, видео, графики, форумы, сайты туристических агентств, новости и т. д. Не нужно стремиться выполнить это упражнение быстро, важнее использовать разнообразные источники и разработать реалистичный план.
Как вы думаете, какая информация вам понадобиться для составления подробного плана путешествия?
Возможный вариант ответа учащихся: пункт назначения, расписание движения транспорта, стоимость проезда, место жительства (хостел, гостиница), в котором планируем остановиться, достопримечательности, которые планируем осмотреть, прогноз погоды и т. д.
Задание 3: Предлагаю создать презентацию вашего путешествия (маршрута), содержащую соответствующие ссылки на источники информации.
(Практическая работа за компьютером. Учащиеся создают презентацию проекта. Выступления групп, защита созданного проекта.)
Какие вопросы вы ставили перед собой работая над проектом?
Возможный вариант ответа учащихся:
— Какая информация нам нужна для того, чтобы планировать поездку?
— Где найти действительно достоверную информацию?
— Как определить надежности источника?
— Как лучшим способом организовать, структурировать информацию?
— Как представить информацию в понятной форме?
— Как лучше представить презентацию проекта?
Стадия «РЕФЛЕКСИЯ»
Можем ли мы теперь ответить на вопрос «Что такое информационная грамотность?» Какие навыки включает информационная грамотность?
Возможный вариант ответа учащихся:
Информационно грамотные люди обладают следующими базовыми навыками:
– Выявление/осознание информационных потребностей: Что я хочу найти? Какую проблему я пытаюсь решить?
– Выявление источников информации: Что использовать: Интернет, книги или телевидение? Использовать первичные, вторичные или третичные источники?
– Определение местоположения или поиск информации: Где следует искать информацию? К кому обратиться за помощью?
– Анализ и оценка качества информации: Как узнать, насколько надежна данная информация?
– Организация, хранение или архивирование информации: Как эффективно организовать информацию, полученную из многочисленных источников?
– Использование информации в соответствии с этическими нормами, эффективное и результативное: Как мне следует действовать, чтобы соблюсти авторские права создателей информации?
– Создание и обмен новыми знаниями: Как можно представить мою информацию?
Следует добавить, что информационно грамотный человек также знает, когда следует прекратить поиск информации. Невозможно собрать все доступные данные. Информационная грамотность позволяет установить момент, когда собрано достаточное количество информации, несмотря на то, что есть еще множество других источников.
Подведение итогов
Содержательная оценка и самооценка деятельности и достижений учащихся.
Приложение 1
Дисциплина |
Первичные |
Вторичные |
Третичные |
Искусство и архитектура |
Живопись Мане |
Критическая статья о произведении искусства |
База данных ArtStor |
Химия/ Естествознание |
Дневники Эйнштейна |
Монография о жизни Эйнштейна |
Словарь по теории относительности |
Инженерное дело/Физика |
патент |
Базы данных NTIS |
Инструкция по использованию изобретения |
Гуманитарные науки |
Письма Мартина Лютера Кинга |
Вебсайт о сочинениях Стивена Кинга |
Энциклопедия по движению за гражданские права |
Общественные науки |
Заметки клинического психолога |
Статья из журнала по психологии |
Учебник по клинической психологии |
Театр и кино |
Фильм, снятый в 1942 году |
Биография режиссера |
Указатель к фильму |
Литература:
- UNESCO. 2012 Youth and Skills: Putting education to work. EFA Global Monitoring Report 2012 («Молодежь и навыки: образование должно работать. Всемирный доклад по мониторингу ОДВ за 2012 г».)
- Кэролайн Уилсон, Алтон Гриззл и др. Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов. М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2012. — 200 с.