Высшие органы государственной власти Королевства Италия по Конституции 1848 г. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №6 (65) май-1 2014 г.

Дата публикации: 05.05.2014

Статья просмотрена: 3578 раз

Библиографическое описание:

Шаханин, В. А. Высшие органы государственной власти Королевства Италия по Конституции 1848 г. / В. А. Шаханин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 583-587. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10751/ (дата обращения: 19.11.2024).

1. Процесс объединения итальянских государств, в котором ведущую роль играл Пьемонт, занял более чем десять лет. В 1859 г. Пьемонту удалось присоединить к себе Ломбардию. В 1860 г., после проведенного плебисцита, к Пьемонту были присоединены Тоскана, Парма и Модена, а затем королевство обеих Сицилий, в котором действовали добровольческие отряды Дж. Гарибальди. В 1870 г. был присоединен Рим. Основным законом нового государства стал Статут королевства Пьемонт, октроированный Савойской династией 4 марта 1848 г. Данный Статут обычно именуют Альбертинским или Конституцией 1848 г. [1, с. 6–10; 4, с. 463–466; 5, с. 117–123]

2. Конституция 1848 г. включала в себя 84 статьи, которые были распределены по следующим разделам:

-        преамбула;

-        о правах и обязанностях граждан;

-        о Сенате;

-        о Палате депутатов;

-        постановления, общие для обеих палат;

-        о министрах;

-        о судоустройстве;

-        общие постановления;

-        переходные постановления [4, с. 467–475; 7].

3. В ст. 2 Конституции 1848 г. было установлено, что государство управляется представительным монархическим правительством, а престол наследуется согласно салическому закону. Согласно ст. 3 законодательная власть осуществлялась совместно Королем и двумя палатами: Сенатом и Палатой депутатов. Ст. 4 указывала на священность и неприкосновенность личности Короля. Ему же одному принадлежала исполнительная власть. Король являлся верховным главой государства, командовал всеми сухопутными и морскими силами. Он был вправе объявлять войну, заключать договоры — мирные, союзные, торговые и другие, извещая об этом палаты, поскольку интересы и безопасность государства это позволяли, и сопровождая необходимыми пояснениями. Для вступления в силу соглашений, обременявших государственные финансы или изменявших территорию государства, требовалось согласие палат (ст. 5).

Король назначал всех должностных лиц государства и издавал декреты и правила, необходимые для исполнения законов, не приостанавливая их соблюдения и не освобождая от него (ст. 6). Только Король утверждал и обнародовал законы (ст. 7). Король обладал правом миловать и смягчать наказания (ст. 8). Он же ежегодно созывал обе палаты, мог отсрочивать сессии и распускать Палату депутатов, при этом созывая другую в четырехмесячный срок (ст. 9). Инициатива законов принадлежала Королю и каждой из двух палат. В то же время, все законы, которыми устанавливались налоги или утверждались государственные бюджеты и финансовый отчет, должны были вноситься первоначально в Палату депутатов (ст. 10).

В соответствии со ст. 11 Конституции 1848 г. Король считался совершеннолетним по достижении восемнадцатилетнего возраста. Согласно ст. 12 во время несовершеннолетия Короля место регента должен был занимать принц, его ближайший родственник, согласно порядку престолонаследия, если он достиг двадцати одного года. Если вследствие несовершеннолетия принца, имевшего право быть регентом, к регентству призывался более отдаленный родственник, то регент, вступивший в отправление своих обязанностей, сохранял регентство до совершеннолетия Короля (ст. 13). При отсутствии родственников мужского пола регентство принадлежало королеве-матери (ст. 14). В случае отсутствия матери палаты, созванные министрами в течение десяти дней, назначали регента (ст. 15). Все эти положения подлежали применению и в случае физической невозможности Короля царствовать. Регентом в таком случае мог стать достигший восемнадцати лет законный наследник престола (ст. 16). Опека над Королем принадлежала королеве-матери до достижения им семилетнего возраста, после чего переходила к регенту (ст. 17).

Права, принадлежавшие гражданской власти в вопросах о бенефициях или касавшиеся различных назначений, сделанных властью иностранных государств, осуществлялись Королем (ст. 18).

Вступая на престол, Король в присутствии членов обеих палат присягал в лояльном соблюдении Статута (ст. 22). Регент перед вступлением в исполнение своих обязанностей должен был принести присягу в верности Королю и лояльном соблюдении Статута и законов государства (ст. 23).

4. Согласно ст. 33 Конституции 1848 г. Сенат состоял из членов, которых назначал Король пожизненно. Число их было неограничено. Они должны были иметь не менее сорока лет и выбирались из следующих категорий:

1.      Архиепископы и епископы государства;

2.      Президент Палаты депутатов;

3.      Депутаты, пробывшие в должности три срока или шесть лет;

4.      Министры государства;

5.      Статс-секретари;

6.      Послы;

7.      Чрезвычайные посланники, после трех лет службы в этих должностях;

8.      Старшие председатели и председатели Кассационного Суда и Счетной Палаты;

9.      Старшие председатели апелляционного суда;

10.  Главный адвокат Кассационного Суда и главный прокурор, после пятилетнего пребывания в этой должности;

11.  Председатели отделений апелляционного суда, пробывшие в должности три года;

12.  Советники Кассационного Суда и Счетной Палаты, пробывшие в должности не менее пяти лет;

13.  Главные адвокаты и главные фискалы апелляционных судов, прослужившие пять лет;

14.  Генералы военной и морской службы (генерал-майоры и контр-адмиралы должны были иметь этот чин не менее пяти лет);

15.  Члены Государственного Совета, пробывшие в должности не менее пяти лет;

16.  Члены окружных (позднее провинциальных) советов, после третьего избрания в председатели;

17.  Главные интенданты (позднее префекты), пробывшие в должности не менее семи лет;

18.  Члены королевской Академии Наук, не менее как через семь лет после назначения;

19.  Постоянные члены Высшего Совета народного просвещения, прослужившие семь лет;

20.  Лица, выдающимися заслугами и достоинствами прославившие отечество;

21.  Лица, три года платившие по три тысячи лир прямых налогов с имущества или промысла.

Принцы королевского дома по закону входили в состав Сената. Они занимали в нем первое после президента место. Вступали в Сенат по достижении двадцати одного года и получали право голоса в двадцать пять лет (ст. 34).

Президент и вице-президенты Сената назначались Королем. Сенат сам назначал из числа своих членов секретарей (ст. 35).

Сенат должен был образовывать Верховный Суд по декрету Короля, чтобы рассматривать дела о государственной измене и о покушениях на безопасность государства, а также, чтобы судить министров, обвиняемых Палатой депутатов. В этих случаях Сенат не являлся политическим учреждением. Он не мог заниматься ничем, кроме судебных дел, для которых был созван, под угрозой недействительности прочих его актов (ст. 36).

За исключением случаев захвата на месте преступления, никто из сенаторов не мог быть арестован иначе, как по приказу Сената. Только Сенат имел право судить о преступлениях, в которых обвиняли его членов (ст. 37).

5. Выборная палата состояла из депутатов, избиравшихся избирательными коллегиями согласно закону (ст. 39). Для допуска в палату депутат должен был являться подданным Короля, достигнуть тридцати лет, обладать всеми гражданскими и политическими правами и удовлетворять всем прочим требованиям закона (ст. 40). Депутаты считались представителями всей нации, а не той только области, от которой они были избраны. Избиратели не могли давать им никаких повелительных инструкций (ст. 41). Депутаты избирались на пять лет. Их полномочия по закону прекращались по истечении этого срока (ст. 42).

Президент, вице-президенты и секретари Палаты депутатов назначались ею самой из числа ее членов в начале каждой сессии на весь ее срок (ст. 43).

Если депутат по каким-либо причинам оставлял свою должность, коллегия, его избравшая, немедленно созывалась для новых выборов (ст. 44).

Никто из депутатов не мог быть арестован во время сессии, за исключением случаев захвата на месте преступления, или предан суду по уголовному делу без предварительного согласия Палаты (ст. 45). Также не мог быть дан никакой приказ о задержании за долги депутата во время сессии, в течение трех недель, предшествовавших сессии, и трех недель по окончании ее (ст. 46).

Палата депутатов имела право обвинять министров Короля и призывать их к ответу перед Верховным Судом (ст. 47).

6. Сессии Сената и Палаты депутатов начинались и кончались одновременно. Всякое собрание одной из палат в то время, когда другая не собиралась на сессии, считалось незаконным, и постановления его были недействительны (ст. 48).

Сенаторы и депутаты перед вступлением в свои обязанности должны были приносить присягу в верности Королю, в лояльном соблюдении Статута и законов государства и в том, что они будут исполнять свои обязанности, заботясь единственно о нераздельном благе Короля и родины (ст. 49).

Обязанности сенаторов и депутатов не соединялись с каким-либо вознаграждением или возмещением расходов (ст. 50).

Сенаторы и депутаты не могли быть привлечены к ответственности за мнения, ими высказанные, или голоса, поданные в палатах (ст. 51).

Заседания палат были публичными. По письменному заявлению десяти членов заседание могло проводиться и при закрытых дверях (ст. 52). Заседания и постановления палат считались незаконными и недействительными, если не было абсолютного большинства членов (ст. 53). Решения могли быть постановлены только большинством голосов (ст. 54). Всякий законопроект должен был предварительно рассматриваться комиссиями, которые назначались каждой палатой для подготовительных работ. Рассмотренный и одобренный одной из палат, проект передавался для обсуждения и одобрения в другую, а затем представлялся на утверждение Королю. Обсуждение происходило по статьям (ст. 55). Если какой-нибудь законопроект был отвергнут одной из трех законодательных властей, он не мог быть внесен еще раз в течение той же сессии (ст. 56).

Всякое совершеннолетнее лицо имело право представлять палатам петиции. Палаты должны были передавать их для рассмотрения в комиссию и по докладу последней решать, следует ли принять данную петицию во внимание, и в случае утвердительного ответа передать ее подлежащему министру или сообщить бюро для соответственного применения (ст. 57). Никакие петиции не могли представляться в палату лично (просителями). Только установленные власти имели право подавать коллективные петиции (ст. 58).

Палаты не имели права принимать какие бы то ни было депутации и выслушивать кого-либо, кроме своих членов, министров и комиссаров правительства (ст. 59).

Каждой палате принадлежало исключительное право судить о законности выборов своих членов (ст. 60).

Сенат, точно так же, как и Палата депутатов, определял посредством собственного внутреннего устава порядок осуществления своих полномочий (ст. 61).

Официальным языком палат являлся итальянский язык. При этом, однако, предоставлялось право пользоваться французским языком членам, которые происходили из местностей, где на нем говорили, и отвечать им на том же языке (ст. 62).

Голосование производилось вставанием и сидением, разделением голосующих или закрытой баллотировкой. Последний способ должен был всегда применяться при вотировании закона в его совокупности и при всяком голосовании, касавшемся отдельных личностей (ст. 63).

Никто не мог быть сенатором и депутатом одновременно (ст. 64).

7. Согласно ст. 65 Конституции 1848 г. Король назначал и увольнял своих министров. Министры не могли участвовать в голосовании ни в той, ни в другой палате, если не состояли их членами. Они всегда имели доступ в палаты и должны были быть выслушаны всякий раз, когда они того требовали (ст. 66). Министры были ответственны. Законы и правительственные акты не имели силы, если не были снабжены подписью министра (ст. 67).

8. В соответствии со ст. 68 Конституции 1848 г. правосудие исходило от Короля и отправлялось от его имени судьями, которых он назначал. Судьи, назначенные Королем, за исключением участковых, были несменяемы по истечении трех лет службы (ст. 69). Никто не мог быть лишен своих естественных судей. Поэтому не могли учреждаться чрезвычайные трибуналы или комиссии (ст. 71). Заседания судов по делам гражданским и прения по делам уголовным должны были быть публичными согласно законам (ст. 72). Толкование законов, обязательное для всех, принадлежало исключительно законодательной власти (ст. 73).

9. Закон 1848 г. положил в основу избирательного права ценз в 40 лир. Лица, имевшие образование (какой-либо диплом, врачи, отставные офицеры в чине не ниже капитана, чиновники с 600–1200 лир содержания), допускались к выборам при половинном цензе. В Савойе и Лигурии был достаточен ценз в 20 лир. Законы 29 ноября 1859 г. и 17 декабря 1860 г. сохранили эту систему, но устранили половинный ценз для лиц с более высоким образовательным уровнем, введя при этом обязательное для всех умение писать и читать. Закон 1860 г. по мнению исследователей в целом соответствовал потребностям страны. Однако демократическая партия постепенно становилась все сильнее и, когда после 1876 г. политическая власть перешла к левым, такая основа избирательного права стала казаться неподходящей. Из-за ценза и требования определенного образовательного уровня на тысячу жителей приходилось лишь 23 избирателя. После многократных предложений реформа была осуществлена. Закон 24 сентября 1882 г. не только расширил избирательное право, но и ввел голосование по спискам и пропорциональное представительство в тех 35 коллегиях, которые избирали по 4 или 5 депутатов. Данный закон состоял из шести частей:

1)     условия избирательного права и политическое местожительство;

2)     избирательные списки;

3)     избирательные коллегии;

4)     депутаты;

5)     общие и карательные постановления;

6)     переходные постановления [6, с. 276–277].

Согласно закону 1882 г. число депутатов для всего королевства равнялось 508 и распределялось по различным провинциям. В Пьемонте один депутат приходился на каждые 25–30000 жителей. Если бы это соотношение сохранялось и в дальнейшем, то число депутатов достигло бы 1000. В 1860 г. за нормальное соотношение был принят 1 депутат на каждые 50000 жителей. В 1881 г. численность населения Италии равнялась 28953480 чел. До присоединения венецианских провинций к королевству депутатов было 443. Затем к ним было прибавлено еще 50. После включения в состав королевства римских провинций общее число депутатов увеличилось до 508 [6, с. 290].

До издания закона 1882 г. основой для проведения выборов являлись уезды. Зачастую два или несколько уездов объединялись для образования одной коллегии. После принятия этого закона такой основой стали провинции. Ранее каждая коллегия избирала только одного депутата. После долгих споров было введено голосование по списку. Всего коллегий насчитывалось 135. 28 провинций, из которых три избирали по 2 депутата, три по 3, одиннадцать по 4 и одиннадцать по 5, составляли каждая особую коллегию. 41 провинция делилась на 107 коллегий, избиравших от 3 до 5 депутатов. Распределение числа депутатов по провинциям и установление районов избирательных коллегий осуществлялось законодательным путем в первую парламентскую сессию после опубликования результатов проводившейся каждые 10 лет переписи населения. Закон 5 мая 1891 г. восстановил ранее упраздненные 508 избирательных коллегий [6, с. 292].

По избирательному закону 1912 г. мужчины в возрасте от 21 года до 30 лет получали право голоса на парламентских выборах, если были грамотными или отслужили действительную службу в армии, а после 30 лет — без этих ограничений. В результате число избирателей увеличилось с 3,5 до 8 млн чел. Этим же законом было установлено жалованье депутатам парламента [1, с. 17].

На парламентских выборах в 1919 и 1921 гг. голосование проводилось по партийным спискам, мандаты распределялись пропорционально числу голосов, полученных ими на выборах. Страна была разделена на 58 округов, в каждом из которых подлежали избранию от 5 до 20 депутатов [1, с. 60].

10. Объединение Италии было осуществлено на основе взаимодействия двух политических течений, отстаивавших разные пути к этой цели. Умеренное (либеральное) течение стремилось объединить государства Апеннинского полуострова «сверху» — вокруг Сардинского королевства (Пьемонта), под властью правившей в нем Савойской династии, делая упор на военные действия и дипломатические комбинации. Наиболее влиятельным лидером этого течения был Камилло Бенсо Кавур. Демократическое течение выступало за объединение «снизу», путем проведения революционных действий и в форме республики. Во главе демократов находились Джузеппе Мадзини и Джузеппе Гарибальди. Начиная с революции 1848–1849 гг. между двумя течениями происходила с переменным успехом борьба за руководство национальным движением. На заключительном этапе ведущую роль в нем отвоевали умеренные, что определило облик возникшего в результате Рисорджименто единого итальянского государства, обычно именуемого либеральным [1, с. 7].

У либеральной буржуазии, пришедшей к власти в результате объединения страны, были две главные партии. Более консервативная называлась Историческая Правая, более демократическая — Историческая Левая. Как отмечает Ц. И. Кин, это были не политические партии в современном понимании, а скорее течения, группы единомышленников, которые были связаны также и личными отношениями. [3, с. 8].

В течение первых 15 лет после объединения у власти находилась (с небольшими перерывами) Историческая Правая. Депутаты ее происходили в большинстве своем из среды аристократии, земельных собственников и финансистов, которые в годы Рисорджименто встали на позиции либерализма. Либералы считали самым важным из всех конституционных органов объединенного государства парламент. Существование правительства зависело от исхода парламентских голосований. Но правом избирать депутатов пользовалась ничтожная часть населения. Кроме того, верующие католики в соответствии с решением Ватикана могли избирать и быть избранными только в органы местного самоуправления, а не в парламент. Права муниципалитетов ограничивались префектами, назначаемыми правительством. [3, с. 8–9].

18 марта 1876 г. правительство Правой пало, не собрав в парламенте нужного числа голосов при обсуждении одного из законопроектов. Именно тогда к власти пришла Левая. К этому моменту Историческая Левая разделилась на две фракции: Историческая Левая и Молодая (Конституционная) Левая. Принципиальные расхождения между ними были незначительными, главную роль играли личные взаимоотношения. [3, с. 12].

Республиканское и радикальное политические течения имели определенное влияние в парламенте, составляя часть «Крайней левой», и считались партиями, но фактически действовали только на парламентском уровне. Исторически они были связаны с республиканской традицией в Рисорджименто (Джузеппе Мадзини). После объединения Италии они разошлись между собой по вопросу об участии в парламенте монархического государства. Республиканцами стали называться те, кто сначала отрицал возможность такого участия, а радикалами — те, кто уже в первой половине 70-х годов XIX в. признал ее [1, с. 28].

Постепенно к политике приобщалась более значительная, чем раньше, часть населения. Политические течения и группировки стали приобретать четкую структуру. В 1892 г. на съезде в Генуе была создана Итальянская социалистическая партия (ИСП), первоначально называвшаяся Партией итальянских трудящихся. Ее основателями были Филиппо Турати (1857–1932) и Анна Кулишова (1857–1925). К началу ХХ в. ИСП была единственной в Италии политической партией в строгом смысле слова. Она имела программу, принятую Генуэзским съездом 1892 г., определенную организационную структуру и систему членства, поддерживала связи с социалистическими партиями других стран, участвовала в конгрессах II Интернационала и дискуссиях, происходивших в международном социалистическом движении [1, с. 18–20].

В 1919 г. на основе массового католического движения была образована Народная партия. Во главе партии встал один из идеологов христианской демократии конца XIX — начала ХХ в. сицилийский священник Луиджи Стурцо. Таким образом, длительный процесс формирования светской партии итальянских католиков завершился, а постепенно смягчаемый запрет Ватикана на их участие в политической жизни был окончательно снят [1, с. 59–60].

11. В целом, по мнению современных исследователей, сложившаяся в Италии того времени общественно-политическая обстановка и практическое применение Конституции 1848 г. привели к формированию традиционной парламентской системы. Нижняя палата парламента имела преобладающее влияние в вопросах бюджета и налогов. Правительство было относительно свободно в своих действиях перед Сенатом, но ответственно перед депутатами, которые в свою очередь, обсудив законопроект, часто окончательный текст поручали доработать правительству и представить его Королю [2, с. 337].

После прихода к власти в Италии фашистов в 1922 г. политическая система страны подверглась изменениям, приведшим к ликвидации многопартийности, парламентаризма и альтернативных выборов.

2 июня 1946 г. в Италии был проведен референдум по вопросу о форме государственного устройства, на котором большинство голосов было отдано в пользу республики. 22 декабря 1947 г. Учредительное собрание утвердило новую Конституцию. Она вступила в силу 1 января 1948 г. Альбертинский статут окончательно ушел в прошлое.

Литература:

1.           Григорьева И. В. Италия в ХХ веке: учеб. пособие для вузов / И. В. Григорьева. — М.: Дрофа, 2006.

2.           История государства и права зарубежных стран: учеб. / К. И. Батыр, И. А. Исаев [и др.]; под ред. К. И. Батыра. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

3.           Кин Ц. И. Италия на рубеже веков. — М.: Наука, 1980.

4.           Статут Королевства (4 марта 1848 г.) // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX вв. Англия, США, Франция, Италия, Германия. Сборник документов под редакцией профессора П. Н. Галанзы. Составитель сборника Н. Н. Блохин. — М.: Государственное издательство юридической литературы, 1957. С. 467–475.

5.           Сардарян Г. Т. Образование единого итальянского государства 1861 года // Право и управление. XXI век. № 2 (19) / 2011. С. 117–123.

6.           Бруз К. Италия // Системы избирательного права: Западной Европы и Северо-Американских Соединенных Штатов // К реформе государственного строя России. Выпуск 1-й. Статьи из «Handbuch des Oeffentlichen Rechts». Перевод под редакцией и со вступительной статьей проф. М. Соболева. — СПб.: Издание Н. Глаголева, 1905. С. 276–311.

7.           Constitution of the Kingdom of Italy. Translated and supplied with an historical introduction and notes by S. M. Lindsay, ph. d. and Leo S. Rowe, ph. d. Supplement to the Annals of the American Academy of Political and Social Science, November, 1894 (Number 9). Philadelphia: American Academy of Political and Social Science. 1894. Kraus Reprint Co. New York. 1970. URL: http://www.jstor.org (дата обращения: 27.11.2012).

Основные термины (генерируются автоматически): депутат, Палата депутатов, Король, быль, палата, Пьемонт, член, Италия, Кассационный Суд, лояльное соблюдение Статута.


Похожие статьи

Высшие органы государственной власти Германской империи по Конституции 1871 г.

Система высшего образования в Российской империи к середине XIX века

Субъекты наследования по закону в наследственном праве Российской Федерации

Специализированные прокуратуры в системе органов прокуратуры Российской Федерации

Контрольные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (на примере Краснодарского края)

Контроль органов судебной власти в Российской Федерации

Итальянские королевские военно-морские силы на Черноморском театре войны: 1942-1943 гг.

Мировые судьи в системе органов судебной власти в Российской Федерации

Федеральная исполнительная власть в Республике Ирак

Нормативно-правовые акты, регулирующие сферу межнациональных отношений в России с 1991 г.

Похожие статьи

Высшие органы государственной власти Германской империи по Конституции 1871 г.

Система высшего образования в Российской империи к середине XIX века

Субъекты наследования по закону в наследственном праве Российской Федерации

Специализированные прокуратуры в системе органов прокуратуры Российской Федерации

Контрольные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (на примере Краснодарского края)

Контроль органов судебной власти в Российской Федерации

Итальянские королевские военно-морские силы на Черноморском театре войны: 1942-1943 гг.

Мировые судьи в системе органов судебной власти в Российской Федерации

Федеральная исполнительная власть в Республике Ирак

Нормативно-правовые акты, регулирующие сферу межнациональных отношений в России с 1991 г.

Задать вопрос