Социально-педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ среди студенческой молодежи. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (65) май-1 2014 г.

Дата публикации: 02.05.2014

Статья просмотрена: 1434 раза

Библиографическое описание:

Вербецкая, А. С. Социально-педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ среди студенческой молодежи. / А. С. Вербецкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 681-684. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10678/ (дата обращения: 23.12.2024).

Здоровье нации формируется и поддерживается посредством создания экологически чистой среды обитания, организацией рационального питания, искоренением вредных привычек, широким распространением физкультуры, спорта и здорового образа жизни.

На сегодняшний день состояние физического и духовно-нравственного здоровья российской молодёжи достигло критических пределов. Несмотря на относительную стабильность уровня рождаемости над уровнем смертности, мы наблюдаем увеличение числа случаев лиц, больных алкоголизмом, наркоманией, табакокурением.

Под термином психоактивные вещества (ПАВ) понимают — вещества, употребление которых непосредственно приводит к изменениям психики [1, с. 32]. Они воздействуют на центральную нервную систему, их длительное применение является причиной возникновения как психической, так и физиологической форм зависимости.

В большинстве случаев с проблемой наркомании сталкиваются молодые люди. Именно эта категория населения является максимально уязвимой, что подтверждают данные статистики, с которыми согласно большинство экспертов.

По данным Владимирского областного наркологического диспансера за ноябрь 2012г 891 человек или 88,5 % от всего числа лиц с диагнозом «наркомания» (1007) находятся в возрастном интервале от 20 до 39 лет [3].

Важнейшей формой решения данной проблемы является профилактика употребления психоактивных веществ среди студенческой молодежи.

Профилактика — это система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, а также на всемерное укрепление здоровья [2, с. 150].

Использование технологий по сокращению и полному предотвращению употребления алкоголя и табака, а также активизация позитивной наркопрофилактики в образовательной среде позволяют сформировать видение того, что даже единичное употребление оказывает пагубное воздействие как непосредственно на самого потребителя, так и на процесс жизнедеятельности всего студенческого коллектива.

Основной целью социально-педагогической профилактики является создание в образовательной среде условий, препятствующих развитию злоупотребления наркотиками; воспитание личности, имеющей критическое мышление, навыки конструктивного взаимодействия и сопротивления групповому давлению; способной к адекватному восприятию действительности и склонной к самоанализу. Важное значение имеет пропаганда здорового образа жизни.

Существующие программы зачастую носят однообразный, декларативный характер, без учета индивидуальных особенностей личности. В большинстве из них не учитывается принцип междисциплинарного подхода, кроме того, на практике их довольно сложно реализовать.

В связи со всем вышеперечисленным, нам представляется необходимой разработка наиболее эффективного комплекса профилактических мер, направленный на снижение числа молодых людей, употребляющих или склонных к употреблению психоактивных веществ.

На кафедре социальной педагогики и психологии владимирского государственного университета, педагогами и студентами ВУЗа систематично проводится профилактическая работа по борьбе с употреблением психоактивных веществ молодежью.

Она включает в себя комплекс мероприятий:

-          Формирование личностных качеств у студентов, соответствующих нормам современного общества, способствующих успешному преодолению трудных жизненных ситуаций, не прибегая к употреблению психоактивных веществ;

-          Организация и проведение занятий в виде лекций, семинаров, упражнений по профилактике наркомании, алкоголизма и табака;

-          Проведение тренингов, ориентированных на усиление личностных ресурсов, в том числе — воспитание силы воли, принятие решения в сложившейся ситуации, развитие навыков эффективного общения, препятствующих развитию саморазрушения и проявления деструктивных форм поведения;

-          Ежегодное проведение конкурса творческих проектов на тему: «Я выбираю жизнь без наркотиков, алкоголя и табака»;

-          Создаются волонтерские объединения, которые ведут активную деятельность, направленную на профилактику употребления ПАВ с детьми и подростками, в общеобразовательных учреждениях и детских домах;

Особое значение следует предать научно-практической работе преподавателей кафедры, по данной проблематике. Ежегодно издаются учебно-методические пособия, учебники, сборники научно-практических конференций, разрабатываются соответствующие методики и программы.

Нами было проведено исследование на склонность к употреблению психоактивных веществ студенческой молодежью, которое проходило во Владимирском государственном университете имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (ВлГУ). Среди студентов 1–5 курсов, всего испытуемых 123 человека, возраст: от 17 до 23 лет; в основном иногородние, живут либо в общежитии, либо снимают квартиру. Небольшая студентов часть живет дома с родителями.

Исследование реализовано с помощью следующих методов: тестирование с применением опросника «Отношение к вредным привычкам», анкетирование с применением анкеты анонимного опроса подростков под редакцией Л. М. Захарова, М. А. Шалимовой, Л. И. Самошкиной, О. В. Липатовой [2, с. 44].

На первом этапе нашего исследования были получены следующие результаты (рис.1): на всех курсах наблюдаются высокие оценки по познавательной шкале, наиболее выражены на 4 курсе, наименее на 3 курсе. Это говорит, что у студентов верно сформированы представления о ПАВ.

Рис. 1.

Результаты по эмоциональной шкале показали, что студенты не равнодушны к проблеме употребления ПАВ (рис. 2).

Рис. 2

Практическая шкала находится на высоком уровне. Для студентов потребность попробовать ПАВ не актуальна (рис. 3).

Рис. 3

По результатам шкалы искренности видно, что студенты не были достаточно откровенны. Не на все вопросы отвечали искренне (рис. 4). Это связано с ситуативным поведением и с желанием дать социально-ожидаемый ответ. Наиболее выражено на 1 курсе.

Рис. 4

На втором этапе нашего исследования был применен опросник, выявляющий отношение к употреблению алкоголя, наркотиков и табака у студенческой молодежи.

В результате анонимного тестирования было выяснено, что большинство студентов (83 %) — не курят, 13 % напротив — курят регулярно. Употребляют алкогольные напитки в том числе и пиво редко — 44 %, 35 % опрашиваемых выпивают изредка, 1–2 раза в месяц. Отмечено, что первая проба алкоголя у большинства студентов состоялась в 15–16 лет (45 %), в 13–14 лет (21 %), 17–18 лет (4–5 %).

Также было выяснено, что в студенческой среде наибольшую известность имеют такие названия наркотических веществ, как: 44 % — героин, 25 % — марихуана, 21 % — кокаин, 15 % —гашиш, 13 % — конопля, 12 % — амфетамин, 10 % — ЛСД, 8 % — никотин, опиум, 7 % — морфий. В ближайшем окружении 69 % студентов нет людей, употребляющих наркотики. 17 % утверждают, что такие люди есть, 12 % затрудняются ответить поставленный вопрос.

Были выделены следующие причины, по которым студенты употребляют психоактивные вещества 26 % — для усиления чувства радости, в основном по праздникам и значимым событиям, 18 % — для улучшения настроения, 16 % — из-за неприятностей, 6 % — под влиянием друзей, «за компанию».

У студентов правильно сформированы знания о ПАВ, судя по следующим показателям: 94 % — отмечают опасность употребления ПАВ, 70 % опрашиваемых считают, что ПАВ вызывают психические расстройства, укорачивают жизнь (53 %), потеря друзей и близких (50 %), возникновение проблем с законом (37 %), возможность серьезных заболеваний, таких как СПИД (19 %).

Таким образом, несмотря на то, что прослеживается малоэффективное воздействие профилактических программ, в то же время исключать профилактику не в коем случае нельзя. Она должна носить комплексный характер, упорядоченную систему профилактических мероприятий, а также учитывать возрастные особенности группы лиц, на которую направлено профилактическое воздействие.

Дальнейшее исследование мы планируем проводить на других факультетах и специальностях, с целью сопоставления результатов.

Литература:

1.                  Подростковая наркология: руководство для врачей / И. Н. Пятницкая и др. — М.: Медицина, 2012. — 256 с. ISBN 5–225–04739–4;

2.                  Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / З. В. Коробкина, В. А. Попов. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 192с ISBN 978–5-7695–7365–1;

3.                  Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Владимирской области — www.vladnarko.ru

4.                  Шалимова Н. А., Самошкина Л. И., Липатова О. В.; под ред. Захарова Л. М. Профилактика отклоняющегося поведения у детей и подростков, и раннее выявление «группы риска»: методические рекомендации для педагогов. Владимир 2013. — с. 42.

Основные термины (генерируются автоматически): вещество, студент, студенческая молодежь, большинство студентов, Владимирский государственный университет, здоровый образ жизни, курс, ПАВА, употребление.


Похожие статьи

Психолого-педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ подростками

Социально-педагогическая профилактика компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательных учреждениях

Педагогическая профилактика интернет-зависимости у студентов младших курсов

Формирование здорового образа жизни у современных школьников на внеурочных занятиях

Коррекционная работа по формированию межличностных отношений у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения

Формирование умений безопасного поведения у младших школьников в спортивно-оздоровительной работе

Повышение мотивации к изучению английского языка у младших школьников посредством квест-технологии

Коррекционно-педагогическая работа по развитию эмоций младших школьников с ОВЗ

Организация работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в образовательных учреждениях: проблемы и перспективы.

Развитие экологической культуры школьников на уроках ОБЖ

Похожие статьи

Психолого-педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ подростками

Социально-педагогическая профилактика компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательных учреждениях

Педагогическая профилактика интернет-зависимости у студентов младших курсов

Формирование здорового образа жизни у современных школьников на внеурочных занятиях

Коррекционная работа по формированию межличностных отношений у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения

Формирование умений безопасного поведения у младших школьников в спортивно-оздоровительной работе

Повышение мотивации к изучению английского языка у младших школьников посредством квест-технологии

Коррекционно-педагогическая работа по развитию эмоций младших школьников с ОВЗ

Организация работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в образовательных учреждениях: проблемы и перспективы.

Развитие экологической культуры школьников на уроках ОБЖ

Задать вопрос