Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Синергетический подход как основа реализации программ по формированию здорового образа жизни в медицинском вузе

Воспитание в высшей школе
30.03.2017
129
Поделиться
Библиографическое описание
Тихомиров, С. М. Синергетический подход как основа реализации программ по формированию здорового образа жизни в медицинском вузе / С. М. Тихомиров, К. А. Ипатова, Д. А. Графов. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 2 (8). — С. 85-89. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/55/2213/.


Распространённость потребления психоактивных веществ (ПАВ), влекущая за собой аддиктивное поведение студентов — серьёзное препятствие для формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) в вузе. Исследование аддиктивного поведения студентов медицинского вуза показало, что даже эпизодическое потребление ПАВ в малых количествах, оказывает негативное влияние на все сферы жизни студентов, в том числе и на её качество. Целостность отрицательного воздействия ПАВ, соответственно, требует холистического противодействия аддиктогенному влиянию ПАВ — создание среды здоровья в медицинском вузе на основе синергетического, мультидисциплинарного воздействия на образ жизни студентов. Проект программы сбережения студенческого здоровья с учётом результатов исследования приводится с конкретными примерами.

Ключевые слова: студенты медицинского вуза, психоактивные вещества (ПАВ), аддиктивное поведение, превенция, синергетическое воздействие, здоровый образ жизни (ЗОЖ)

Утверждение идеологии здорового образа жизни в любой общности требует предварительного создания валеологической среды: здоровьесберегающего пространства, функциональной инфраструктуры, ответственной за воплощение в жизнь оздоравливающего проекта. Анализ исследований наркологической ситуации в России показывает увеличение её напряжённости [2], в том числе в сфере потребления наркотиков [7]. Малая достоверность статистической информации позволяет предположить, что в реальности ситуация ещё более неблагополучная. Молодёжь, студенты, вследствие своей активной жизненной позиции, сосуществующей с фактической социальной незрелостью, являются ядром возникновения и распространения девиантного и аддиктивного поведения. Этому в немалой степени способствует компактность проживания студентов, их общность, создающаяся при совместном участии в образовательном процессе.

Изучение результатов влияния потребления ПАВ на здоровье и жизнь студентов показало, что даже эпизодическое потребление алкоголя, не только создаёт риск угрозы здоровью, но и отрицательно влияет на усвоение учебного материала, сохранение их правопослушности [6].

Риск угрозы здоровью, в период обучения в вузе, включает в себя, в порядке распространённости и значимости, следующие факторы:

− аддиктивное поведение (потребление ПАВ);

− небезопасные и коммерческие сексуальные контакты;

− нерациональное пищевое поведение;

− криминальное поведение, связанное с насилием;

− низкая физическая активность [12].

Основные факторы, негативно влияющие на человека, вызывающие рассогласование его поступков с нормами поведения в обществе, нарушающие его социальную идентификацию и адаптацию, этиологически являются биологическими, психологическими или социальными, т. е. действуют, как и подтвердил проведённый скрининг, на личность человека, референтную для него группу и общество в целом. Именно поэтому эффективное противодействие аддиктивному поведению должно осуществляться целостно, т. е. на индивидуальном, групповом и социальном уровне [4].

Приведённым отрицательным факторам необходимо противопоставить в качестве реальной альтернативы совокупность факторов защиты здоровья, составляющих синергетический комплекс деятельности по формированию ЗОЖ: достаточный уровень жизни, доступность служб психологической, медицинской и социальной помощи для студентов, формирование у них мотивации на ЗОЖ, наличие у них защитных факторов здорового и социально-эффективного поведения, устойчивости к стрессу, физического и психического благополучия; выработка адекватной самооценки, развитие навыков самостоятельного решения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, устойчивость к давлению сверстников, умение контролировать своё поведение, вовлеченность в общественную жизнь, участие и организации программ досуга, альтернативных потреблению ПАВ [3].

Фундаментом ЗОЖ является непринятие и/или отказ от потребления ПАВ. Кроме того в ЗОЖ входят рациональное питание, выработка и соблюдение режима учёбы/отдыха, достаточный уровень физической активности, соблюдение психогигиены, предотвращение агрессивного и аутоагрессивного (суицидального) поведения. Формирование ЗОЖ подразумевает применение здоровьесберегающих, здоровьеразвивающих, здоровьесозидающих и валеологических технологий [11].

Здоровье студентов медицинского вуза сегодня — здоровье профессионалов медицинских дисциплин завтра. Сегодня это только декларация. Предстоящая работа в качестве врача, т. е. специалиста, который обязан быть не только носителем, но и пропагандистом ЗОЖ, как показали неоднократные исследования, не является препятствием для потребления ПАВ, и студенты, и врачи также становятся зависимыми от ПАВ, которые потребляют [9, 10]. Одной из задач высшей школы, определённой государственной программой «Развитие образования» [8], является ориентирование студентов на изучение и практическое применение идеологии и практик ЗОЖ, понимание ими здоровья как основной жизненной ценности. Распространённость потребления ПАВ в студенческой среде настоятельно требует внедрения в процесс получения высшего образования холистической превенции аддиктивного поведения студентов-медиков. Исследование наличия необходимых возможностей реализации валеологической программы показывает эффективность проведения превенции аддиктивного поведения путём чрезпредметного синергетического здоровьесберегающего компонента жизненных стратегий в учебном процессе [14]. Имеется возможность осуществить такой вариант обучения в рамках интегративного научного направления — синергетики, имеющей общую концептуальную почву для самых различных научных дисциплин, что актуализирует деятельность по воспроизводству достижений синергетики. Успешность синергетического подхода в образовании доказана практикой внедрения чрезпредметного антикоррупционного курса, разработанного в СПбАППО [1].

Материалы и методы исследования

Проектирование оптимизирующих мероприятий всегда начинается со сбора информации о задаче, которую предстоит решить. Методом анонимного анкетирования в нашем исследовании был проведён сбор информации о потреблении наиболее распространённых ПАВ у 470 (из 1008) первокурсников (121 юноши и 349 девушек) лечебного и стоматологического факультета ПСПБГМУ им. акад. И. П. Павлова в 2015/2016 учебном году. Средний возраст респондентов составил 18,2 года.

Для скрининга была разработана специальная анкета, применением вопросов которой устанавливались: возраст первой пробы ПАВ — никотина, алкоголя, напитков с тонизирующими (кофеин) компонентами (далее — энерготоников), наркотических средств и психотропных веществ, мотивы сохранения трезвого образа жизни, выявлялся уровень информированности студентов о рисках для здоровья и жизни вследствие потребления ПАВ.

Анонимность анкетирования в исследовании была применена как средство, влияющее на повышение уровня искренности ответов при проведении сенситивных опросов, что было ранее подтверждено при скрининговых исследованиях курения табака и потребления алкоголя [15]. Каждый анкетируемый предоставил письменное добровольное информированное согласие на участие в исследовании. Интервьюеры, непосредственно перед анкетированием, разъясняли смысл исследования и подтверждали анонимность его результатов. Компонентом технологии проведения исследования, повышающим его эффективность, являлся метод «запечатанного буклета».

Результаты и их обсуждение.

Результаты проведенного исследования показали, что студенты медицинского вуза чаще всего не обладают полной и достоверной информацией о действии ПАВ. Кроме того, молодые люди ограничиваются поверхностными, «мифологизированными» знаниями, склонны легко соглашаться на прием ПАВ, не всегда оценивают реальный риск возникновения зависимости от ПАВ. Изучение отношения к потреблению ПАВ у студентов медицинского вуза выявило несогласованность указанных в анкете действий с ответами на вопросы, что может выражаться в некритичном отношении к потреблению ПАВ, несформированности установок к сохранению трезвого образа жизни и ЗОЖ в целом, низком уровне самосознания и противоречивости личностных установок. При изучении мотивации потребления ПАВ, выяснилось, что приобщение к приёму ПАВ происходит под влиянием их ближайшего окружения, в период группового проведения досуга и слабых установок к сохранению своего здоровья, а также в силу потребности в новых ощущениях и гедонистических установках. По результатам проведенного исследования было выявлено, что возраст первой пробы ПАВ чаще приходится на период обучения в средней школе. Как правило, на этот же период приходится подростковый кризис с характерными для него расширением социальной сферы с одной стороны, и растущей индивидуализацией, обособлением — с другой, повышением авторитета референтной группы, чьи мнения и оценки приобретают наибольшую субъективную значимость в этом возрасте, отделением от семьи, реакциями эмансипации.

Исследование вопроса понимания опасности и последствий для своего здоровья от потребления ПАВ, показало, что студенты чаще всего давали ответы, характеризующие их любопытство, желание познать неизведанное, намерение пережить эмоционально — приятное состояние, поиск новых развлечений. Подобное легкомысленное отношение к потреблению ПАВ значительно повышают факторы риска, а именно создают причины и условия, достоверно увеличивающие вероятность потребления ПАВ и возможность развития связанных с этим медицинских и социальных последствий, тем самым существенно ослабляя факторы защиты, снижающие вероятность потребления ПАВ.

Расчёт экстенсивных показателей ответов респондентов выявил, что 90 % из них имеют личный опыт потребления ПАВ, сформированный в период с 12 до 18 лет. Такая ситуация — результат, в том числе, отсутствия программ формирования ЗОЖ в средней школе. Меры контроля в микросоциуме и ограничительные меры в отношении продажи и потребления никотина и алкоголя неэффективны — это негативно действующие социальные факторы.

Первая проба ПАВ (за исключением энерготоников) осуществлялась под давлением референтной группы сверстников или иных значимых лиц — социально-психологический фактор.

Практически 100 % опрошенных отметили в анкетах, что потребление ПАВ несёт риск угрозы здоровью, является опасным. При этом две трети студентов продолжают потреблять ПАВ. Налицо отсутствие сознания собственной уязвимости вследствие психического и социального инфантилизма — социальный, психологический и биологический факторы вследствие эволюционной гетерохронии: отставание эволюции психики от предоставленных социальных прав.

Заключение и выводы.

Проведенное исследование выявило неблагополучную наркологическую ситуацию в среде обследованных студентов медицинского вуза и актуализирует проектирование, организацию и реализацию конкретных, методологически обоснованных мероприятий по профилактике аддиктивного поведения и формированию ЗОЖ в медицинском университете.

Скрининг стал предпроектным мероприятием в создании системы сохранения здоровья студентов, основанной на современном понимании построения профилактических стратегий, результаты которого показали необходимость составления целевого проекта превенции потребления ПАВ.

Методической основой сохранения и улучшения состояния здоровья студентов является концепция формирования ценностного отношения к здоровью, ЗОЖ у студентов медицинского университета, целью которой является формирование осознанной мотивации обучающихся к ЗОЖ, для снижения рисков их здоровью, его сохранению и укреплению, повышению качества жизни.

Мероприятиями по практическому воплощению концепции ЗОЖ должны стать:

− Составление проекта по созданию среды здоровья в медицинском университете.

− Проведение плановой диспансеризации студентов.

− Плановое посещение студентами фармацевтических выставок, участие в семинарах, форумах, конгрессах, организуемых различными организациями, обсуждение инноваций в диагностике, профилактике, лечении расстройств, вызванных потреблением ПАВ в студенческой среде, вовлечение студентов в организуемые волонтёрские движения, пропагандирующие ведение ЗОЖ как норму жизни.

Медицинский профиль вуза способствует возможностям чрезпредметного преподавания идеологии здоровья. Приводим следующие примеры:

Кафедра судебной медицины.

Лекция и практическое занятие «Судебно-медицинская экспертиза отравлений» — включить обсуждение токсического действия алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ;

Кафедра биологической химии.

Лекция «Обмен веществ» — включить сведения о нарушении обмена веществ при потреблении алкоголя, наркотиков;

Кафедра пульмонологии.

Лекция «Профилактика заболеваний лёгких» — включить сведения о негативном влиянии курения табака на функцию дыхания, снабжения организма кислородом.

Клинические разборы пациентов, имеющих осложнения основных заболеваний, вызванные потреблением ПАВ.

Учитывая сменяемость обучающихся в вузе, профилактическая и оздоровительная работа должна вестись постоянно. Неотъемлемой частью программы превенции аддиктивного поведения и формирования ЗОЖ является оценка её эффективности, которая также должна проводиться регулярно, учитывая наличие и выраженность или отсутствие положительных социальных эффектов от проведения превенции потребления ПАВ. Структурирование и эффективность современных профилактических программ далеки от совершенства. Они нуждаются не только в качественной и количественной проработке, но и в постоянной коррекции, вследствие динамики наркологической ситуации. В оценке эффективности программ необходимо использовать не только формальные количественные отчёты, но и результаты, полученные от адресатов превенции методом обратной связи [13]. Примерно через год после запуска проекта уже возможно оценить краткосрочный результат, отражающий изменение знаний и отношений к потреблению ПАВ. Через 2–3 года оценка сможет определить изменение поведения студентов, а через 5 лет — снижение числа новых потребителей ПАВ.

Литература:

  1. Барышников Е. Н. Антикоррупционное воспитание в государственных образовательных учреждениях: проблемы, достижения, перспективы. — СПб.: СПбАППО, 2011. — 209 с.
  2. Березин И. И., Русакова Н. В., Кретова И. Г. и др. Изучение распространения потребления психоактивных веществ среди студенческой молодёжи // Известия Самарского научного центра Российской Академии Наук, 2010. т. 12. № 1(7). С. 1796–1801.
  3. Брехман И. И. Введение в валеологию — науку о здоровье. — Л.: Наука, 1987. — 125 с.
  4. Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы: учебное пособие. — СПб.: Питер, 2010. — 352 с.
  5. Карпов А. М., Набиуллина Р. Р., Шмаков М. А. и др. Системная мотивация на трезвый, здоровый образ жизни. Руководство для врачей психиатров-наркологов, психотерапевтов, психологов и реабилитологов. – Казань, 2017. — 70 с.
  6. Курейчик В. М., Писаренко В. И. Синергетический подход в педагогическом проектировании образовательной среды вуза // Открытое образование. 2014. № 3. С. 55–62.
  7. Переверзев В. А. О небезопасности эпизодического потребления алкоголя студентами // Здравоохранение (Белоруссия). 2014. № 8. С. 12–27.
  8. Позднякова М. Е. Наркотики «новой волны» как фактор изменения наркоситуации в России // Социологическая наука и социальная практика, 2013. № 2. С. 123–139.
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг.».
  10. Решетова Т. В., Мазурок В. А., Березина Н. Н. и др. Вредные привычки у врачей: лечение и профилактика // Безопасность жизнедеятельности. 2014. № 4. С. 14–20.
  11. Сидоров П. А. Особенности алкоголизации и наркотизации студентов и врачей // Наркология. 2003. № 5. С. 3–18.
  12. Татарникова Л. Г. Педагогика здоровья: Здоровьесберегающие образовательные технологии. СПБ.: СПбАППО, 2009. – 184 с.
  13. Технологии разработки и совершенствования молодёжных социальных проектов и программ по формированию здорового образа жизни в студенческой среде: Учебно-методическое пособие (Цветкова Л. А., Гурвич И. Н., Русакова М. М. и др.: под ред. И. Н. Гурвича).- СПб.: Изд-во С.- Петер. ун-та, 2004. — 148 с.
  14. Тимошилов В. И., Батавина И. А. Оценка качества профилактики наркопредрасположенности молодёжи методом обратной связи // Социальная медицина,2015. том XXXII. № 2. С. 76–80.
  15. Тихомиров С. М. Первичная профилактика курения табака. Учебное пособие. – М.: Армпресс, 2004. – 168 с.
  16. Kraus L., Augustine R. Measuring alcohol consumption and alcohol related problems: Comparison of responses from self-administreted questionaires and telephone interviws // Addiction, 2001/ Vol. 96. № 4: 459–471.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
студенты медицинского вуза
психоактивные вещества (ПАВ)
аддиктивное поведение
превенция
синергетическое воздействие
здоровый образ жизни (ЗОЖ)

Молодой учёный