Психолого-педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ подростками | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (92) июнь-2 2015 г.

Дата публикации: 11.06.2015

Статья просмотрена: 721 раз

Библиографическое описание:

Кузьминов, В. В. Психолого-педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ подростками / В. В. Кузьминов, Е. П. Сафронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 12 (92). — С. 765-767. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20243/ (дата обращения: 24.12.2024).

Как известно, Россия сейчас переживает не самый лучший период своей истории. На психику подростка постоянно давит большое количество неблагоприятных факторов, таких как ухудшение экологической ситуации, кризис в экономической и политической сферах, смена ценностных ориентиров. Всё это является большим испытанием для подрастающего поколения и нередко приводит к употреблению психоактивных веществ. Вдобавок к этому, идет явная и скрытая их пропаганда через средства массовой информации.

Проблема употребления психоактивных веществ с каждым годом становится всё более острой. Это можно объяснить малой осведомленностью молодого поколения об их пагубном влиянии. Но больше всего настораживает то, что сам масштаб проблемы не до конца осознан, хотя возраст употребляющих ПАВ снижается и состав наркотиков становится всё более синтетическим. Специалисты не успевают запрещать какое-либо вещество, как появляется несколько еще более страшных. Таким образом, изменяются и предпочтения молодежи. Раньше начинали с употребления слабых алкогольных напитков, сейчас же зачастую началом выступают такие опасные вещества, как, например, спайсы.

На данном этапе проблема употребления ПАВ в России носит характер катастрофы. Дети и подростки не знают или не понимают вреда, наносимого им наркотиками и другими психоактивными веществами, считая, что «это случится не со мной», пока не становится слишком поздно и «шалость» превращается в зависимость. Часто встречается нейтральное и даже положительное отношение к употреблению психоактивных веществ, что обусловлено падением культуры общества, а также безразличием к себе и близким, эгоизмом.

Проблема наркотизации — это проблема не только психологии и педагогики, но и таких наук, как медицина, наркология, социология и других. Обратимся к понятийному аппарату.

С точки зрения медицины наркотическое вещество — это вещество, не являющееся лекарственным средством (в том числе полупродукт, из которого производится наркотическое лекарственное средство), способное вызвать наркоманию [5; с.451].

В педагогике наркотики определяются как сильнодействующие природные (в основном растительные), а также синтетические вещества, парализующие деятельность центральной нервной системы, вызывающие искусственный сон, иногда — неадекватное поведение и галлюцинации, а при передозировке — потерю сознания и смерть [4; с.61].

Наркомания — это заболевание, возникающее в результате употребления наркотических средств, вызывающих в малых дозах эйфорию, в больших — оглушение, наркотический сон. Характеризуется она непреодолимым влечением к наркотическим средствам, мучительно-тягостным состоянием в случае лишения наркотиков и разрушением физического и психического здоровья, а также деградацией личности [1].

Согласно определению, предложенному Всемирной организацией здравоохранения, наркоман — это человек, у которого в связи с приемом наркотиков возникает состояние периодической или постоянной интоксикации (отравления), представляющее опасность для него самого и окружающих; который ввиду нарастающей толерантности (то есть устойчивости к наркотику) постоянно повышает дозу вводимого вещества для получения желаемого эффекта; у которого наблюдается выраженная психическая или физическая зависимость от вводимого препарата, что проявляется в непреодолимом (компульсивном) влечении к наркотику, что заставляет добиваться его приобретения наркоманом любыми путями [1].

Таким образом, наркотизация — это действительно серьезная проблема, которая требует своего незамедлительного решения. И, чтобы уменьшить количество пристрастившихся к употреблению ПАВ молодых людей, необходимо изучать причины употребления наркотических препаратов и разрабатывать новые методы профилактики.

Большую роль в возникновении наркотической зависимости играют личностные качества подростка. Среди них исследователи отмечают такие характеристики, как эмоциональная неустойчивость, совестливость, робость, развитое воображение, тревожность, лживость, эмоциональный дискомфорт и эскапизм (стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий, фантазий).

Объектом проведенного нами исследования является профилактика наркотизации подростков. Предмет — взаимодействие учащихся и педагогов в процессе профилактики. Целью является разработка психолого-педагогической модели работы с подростками по первичной профилактике употребления ПАВ. Задачами исследования ставились:

1.                  оценка состояния наркотизации учащихся;

2.                  оценка влияния личностных качеств на формирование зависимости от ПАВ.

Была выдвинута гипотеза о том, что после проведения психолого-педагогической профилактики личностные особенности, влияющие на формирование зависимости от психоактивных веществ, станут менее выражены.

Исследование проводилось во Владимирском Технологическом колледже № 15 среди студентов 1 курса. Всего испытуемых было 20 человек (11 мальчиков, 9 девочек). Возраст — от 15 до 16 лет.

Исследование проводилось с использованием следующих методик:

1.                  опросник Т. Лири «Тест межличностного поведения», который предназначен для исследования представлений о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С его помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке;

2.                  тест 16 PF Р. Б. Кетелла для подростков. Этот опросник выявляет 16 относительно независимых первичных черт личности. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты. Опросник отражает характеристики качеств личности;

3.                  методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда — методика СПА. Она выявляет уровень сформированности социально-психологической адаптации личности.

Все три методики проводились два раза: до профилактических мероприятий и после.

Опросник Лири показал, что у 11 человек из группы (55 %) присутствуют личностные особенности, которые дают предрасположенность к употреблению ПАВ — это такие типы личности, как автократически-властвующие, скромно-стушевывающиеся и зависимо-послушные. Это позволило выделить группу риска.

По результатам теста Р. Б. Кетелла обнаружилось, что у 6 человек из группы риска (55 %) выражена тревожность и у 5 человек (45 %) — эмоциональная неустойчивость.

Методика СПА К. Роджерса и Р. Даймонда показала, что у 6 (55 %) присутствует эмоциональный дискомфорт. У 5 (45 %) человек выражен эскапизм, что означает их стремление уйти от мрачной или скучной действительности в мир иллюзий.

Приятно отметить, что в процессе исследования встречалось довольно много психически сбалансированных молодых людей, которые отрицательно относятся к различного рода психоактивным веществам, несмотря на то, что выросли и социализировались в центрах схождения негативных условий и факторов риска.

После проведения данных методик была осуществлена первичная психолого-педагогическая профилактика наркомании, которая включала в себя 7 занятий и была направлена на:

1.                  гармонизацию личности каждого ребенка на основе развития его эмоционально-волевой сферы;

2.                  формирование и развитие навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения в наркотизацию;

3.                  формирование антинаркотических установок молодежи.

В программу профилактики входили такие мероприятия, как беседы на понимание серьезности данной проблемы подростками; на знание ими, куда можно обратиться в случае, когда необходима помощь. Были проведены упражнения, направленные на поднятие самооценки, уменьшение тревожности и эмоционального дискомфорта в малой группе. Также проводилась игра «Иной», целью которой являлось научить подростка сказать «нет» в нужной ситуации, противостоять мнению других. В конце профилактики был показан фильм о вреде психоактивных веществ и их последствиях. Проведено обсуждение этого фильма. После чего было предложено повторное тестирование.

Было обнаружено, что 1 человек из группы риска (9 %) улучшил свой результат тревожности. У остальных 6 человек (54 %) результат не изменился. 2 человека (18 %) улучшили показатель эмоциональной неустойчивости. У 4 человек (36 %) уменьшилась зависимость от мнения окружающих. Эмоциональный дискомфорт остался без изменений.

Таким образом, можно сказать, что психолого-педагогическая профилактика отношения к употреблению ПАВ у подростков имеет эффективный характер, о чем говорят результаты повторной диагностики личностных особенностей студентов.

Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что после проведения психолого-педагогической профилактики отношения молодежи к психоактивным веществам личностные особенности, влияющие на формирование зависимости от ПАВ, станут менее выражены. Это говорит о том, что для того, чтобы профилактика наркотизации была более успешной, необходимо уделять много внимания личностным особенностям ребенка или подростка и корректировать их слабые места. Но, следует отметить, что данная программа первичной профилактики употребления ПАВ будет эффективна только в тех случаях, когда выявлены личностные особенности, особенно в совокупности, наиболее подверженные риску наркотизации, такие как:

-          низкая самооценка у ребенка;

-          высокая тревожность ребенка в семейной ситуации;

-          конфликтность ребенка в семье;

-          эмоциональное отвержение ребенком кого-либо из родителей;

-          неуверенность ребенка в незнакомой ситуации;

-          низкие показатели развития образа Я [2; с.16].

Следует сказать, что программа может использоваться в качестве психолого-педагогической профилактики, предшествующей началу употребления ПАВ молодежью. Она может быть полезной как для психологов-педагогов учебных учреждений, так и для социальных служб.

 

Литература:

 

1.         Бабаян Э. А. Гонопольских М. Х. Наркология Учеб. пособие-2-е изд. — Медицина, Москва, 2010

2.         Березин С. В., Лисецхий К. С., Серебрякова М. Е. Словарь психологических терминов. — электронный ресурс. http://vocabulary.ru/dictionary/22

3.         Березин С. В., Шапатина О. В. Комплексная методика ранней профилактики наркомании: Методическое пособие. — Самара: «Универс-групп», 2009. — 27 с.

4.         Билибин Д. П., Дворников В. Е. Патофизиология алкогольной болезни и наркоманий. — М.: Изд — во УДН, 2010.

5.         Бородулин Т. В., Тополянский А. В. Большой медицинский словарь — 4-е изд., исправленное и дополненное. — М.: Рипол классик, 2009. — 960 с.

6.         Коробкина З. В., Попов В. А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи. Учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. Образования. — 5-е изд. — М.: Академия, 2012. — 192 с.

7.         Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.Л., 2010.

8.         Максимова Н. Ю. О склонности подростков к аддитивному поведению // Психологический журнал. 2010. Т.17. № 3. С.149–152.

Основные термины (генерируются автоматически): вещество, эмоциональный дискомфорт, группа риска, формирование зависимости, эмоциональная неустойчивость, мир иллюзий, первичная профилактика употребления ПАВ, психолого-педагогическая профилактика, Россия, употребление ПАВ.


Похожие статьи

Психолого-педагогическая работа с девиантными подростками

Социально-педагогическая профилактика компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательных учреждениях

Социально-педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ среди студенческой молодежи.

Психолого-педагогическая профилактика правонарушений среди подростков в условиях средней общеобразовательной школы

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма посредством интерактивных игр

Педагогическая профилактика наркомании: опыт здоровьесбережения школьников

Психолого-педагогическая технология проведения игровых занятий с дошкольниками

Гендерные аспекты социально-психологической адаптации старшеклассников

Профилактика речевых нарушений младших дошкольников посредством нейропсихологического подхода

Психолого-педагогическая модель физического воспитания студентов в процессе соревнований по настольному теннису

Похожие статьи

Психолого-педагогическая работа с девиантными подростками

Социально-педагогическая профилактика компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательных учреждениях

Социально-педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ среди студенческой молодежи.

Психолого-педагогическая профилактика правонарушений среди подростков в условиях средней общеобразовательной школы

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма посредством интерактивных игр

Педагогическая профилактика наркомании: опыт здоровьесбережения школьников

Психолого-педагогическая технология проведения игровых занятий с дошкольниками

Гендерные аспекты социально-психологической адаптации старшеклассников

Профилактика речевых нарушений младших дошкольников посредством нейропсихологического подхода

Психолого-педагогическая модель физического воспитания студентов в процессе соревнований по настольному теннису

Задать вопрос