Ключевые слова:система, уголовный закон, уголовное законодательство
К числу концептуальных основ юридической науки относится учение о системности уголовного законодательства.
Что же понимается под системой? Философы, непосредственно занимающиеся проблемами методологии системного познания, насчитывают десятки в той или иной мере отличающихся друг от друга определений понятия «система» [1, с. 77-106]. Кроме того, существует множество различных смысловых значений и оттенков толкования термина и понятия «система». Под системой вообще понимается совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность и единство [2, с. 427]. Ю. В. Баулин, в своей статье «Уголовное право как система уголовно-правовых норм», отмечает, что «уголовное право представляет собой разнообразную систему уголовно-правовых норм, объединенных в институты уголовного права и призванных на основе определенных принципов… регулировать общественные отношения, сложившиеся между государством и лицами, совершающими преступления». Несбалансированность уголовно-правовых норм позволяет ученым говорить о нарушении принципов системности в законотворческой деятельности [3, с. 308], что отражается на «качестве» уголовного закона [4, с.544]. Такая тенденция отечественного уголовного правотворчества становится преобладающей [5, 28-29].
Необходимо отметить, что в истории России ХХ века – это второй уголовный кодекс, который принимается на смене вех, в переломный период развития Российского государства. УК РСФСР 1922 г. был кодексом переходного периода от капитализма к социализму. УК 1996 г. своим содержанием констатирует обратный процесс – от социализма к развитию рыночной экономики.
По существу УК РФ 1996 г. представляет собой эклектическое соединение множества статей из УК РСФСР 1960 г. последних лет его развития со статьями – новеллами, отражающими требования времени, закрепленными в Конституции РФ 1993 г.: развитие России по пути формирования правового государства, приоритет защиты прав и свобод человека и гражданина по отношению к интересам общества и государства.
С сожалением приходится констатировать, что современный УК РФ несмотря на его перманентную новеллизацию, призванных изменить структурно логическую и содержательную часть УК, не соответствует требованиям системности. Следует выделить три составляющие, нуждающиеся на сегодняшний момент, в анализе на предмет системности:
1. Системность в рамках только УК, где, в свою очередь следует выделить системность в рамках Общей части, системность в рамках Особенной части и системность связей между Общей и Особенной частью УК;
2. Системность связей между УК и постановлениями пленума Верховного суда РФ;
3. Системность связей между УК и нормами других правовых отраслей.
Не вникая в подробности понятия системности в уголовном праве можно сослаться на сказанное профессором А. И. Рарогом, что принцип системности предполагает внутреннюю согласованность всех его положений, норм и институтов, отсутствие коллизий и несоответственности между ними [6, с. 61].
Выход из сложившегося положения – это кардинальная ревизия уголовного закона с участием представителей научной юридической общественности.
Литература:
1. Садовский В.Н. Основания общей теории системы. Логико-методологический анализ. М., 1974.
2. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М., 1986.
3. Кузнецов А.П., Маршакова Н.П. Проблемы систематизации уголовного законодательства // Конституционные основы уголовного права. Материалы I Всероссийского конгресса по уголовному праву, посвященного 10-летию Уголовного кодекса Российской Федерации. М.: ТК Велби, 2006.
4. Иногамова – Хагай Л.В. О системности и сбалансированности норм Уголовного кодекса Российской Федерации в начале ХХI века // научные труды. Вып. 4 т.в. М.: Юрист, 2004.
5. Кибальник А., Соломоненко И. Юридические оплошности действующего уголовного законодательства // Российская юстиция. 2004.
6. Рарог А.И. Системность уголовного законодательства и перспективы его развития. В сб. Международное и национальное уголовное законодательство: проблемы юридической техники. Материалы 3-й международной научно-практической конференции, состоявшейся на юридическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова, 29-30 марта 2003 г. М.: 2004.