Государственные программы развития туризма в Южных регионах Казахстана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: География

Опубликовано в Молодой учёный №5 (64) апрель-2 2014 г.

Дата публикации: 17.04.2014

Статья просмотрена: 640 раз

Библиографическое описание:

Саркужаева, А. Б. Государственные программы развития туризма в Южных регионах Казахстана / А. Б. Саркужаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 176-177. — URL: https://moluch.ru/archive/64/10395/ (дата обращения: 26.04.2024).

Туристская отрасль сегодня становится одной из самых оживленных и перспективных отраслей в Южном Казахстане. Регион занимает обширную территорию от Аральского моря на западе до Джунгарских ворот на востоке и от озера Балхаш и пустынного плато Бетпак-Дала на севере, до границы республики на юге, включая северную часть пустыни Кызылкум, западные и северные отроги Тянь-Шаня и хребты Джунгарского Алатау. С запада на восток территория простирается почти на 2000 км, а с севера на юг около 700 км.

Южный Казахстан включает Алматинскую, Жамбылскую, Южно — Казахстанскую и Кызылординскую области.

В регионе расположены 62 памятников истории и культуры республиканского значения ставших объектами туристского интереса [1]. Общее число особо охраняемых территории республиканского значения в регионе 34. Насыщенность региона туристскими ресурсами представляет возможности организации комбинированных туров в сочетании с уникальными природными ландшафтами, эндемической флорой и фауной, памятниками историко-культурного наследия кочевников и культуры народов древних городов.

В 2013 году за девять месяцев по данным Агентство Республики Казахстан по статистике общее число обслуженных посетителей по въездному туризму (нерезидентов) туристскими фирмами по стране составило 9955 человек. Из них более 10 % посетители Алматинской области и 2 % Южно-Казахстанской области. Основной поток приходится городу Алматы более 81 %. За аналогичный период по числу обслуженных посетителей по внутреннему туризму туристскими фирмами лидирует Алматинская область-свыше 106 тыс.человек. По данным показателям очевиден спрос среди отечественных туристов.

Казахстан выбирая туритскую сферу одним из приоритетных отраслей уделяет большое внимание его развитию. В данной сфере планируются реализация различных проектов. Кластерный подход являетя новым подходом в организации туризма на различных территориальных уровнях, которое дает повышение конкурентоспособности территории на туристском рынке за счет синергетического эффекта. На сегодняшнии день для содания конкурентоспособного тур продукта создается туристский кластер вдоль международного транспортного коридора «Западная Европа-Западный Китай». Вместе со стройтельством придорожной инфраструктуры предлагается развитие инвестиционных туристских проектов как: в Актюбинской области база отдыха «Greenland», «Караван-сарай Иргыз» (2010–2015 годы); в Кызылординской области туристский центр «Байконур» и на озере Камбаш, торгово-развлекательный комплекс «Космическая гавань», юрточный отель, а также туристский центр «Коркыт-Ата» (2011–2020 годы); в Южно-Казахстанской области туристские центры «Древний Туркестан», «Древний Отрар»(2011–2017 годы) [2]. Данная автомагистраль общей протяженностью 2700 км. удачно совпадает с казахстанским участком Шелкового пути и проходит по территории пяти областей (Алматинской, Жамбылской, Южно-Казахстанской, Кызылординской и Актюбинской), на пути следования которой проживает около пяти миллионов человек, что предоставляет уникальную возможность формирования национального туристского кластера вдоль нее. Прежде всего, это инвестпроекты по обеспечению строительства 30 объектов придорожной инфраструктуры, 8 мотелей по обе стороны трассы. Основная идеология реализации инвестпроектов вдоль трассы Шелкового пути состоит в создании высокоэффективного туристского кластера страны, представляющего единую сеть интегрированных, взаимосвязанных туристских комплексов и сопутствующих им производств, в сфере индустрии туризма.

Вдоль международного транспортного коридора «Западная Европа -Западный Китай» можно проложить транзитные маршруты, организовать остановки во время турмаршрутов. Велика роль данной группы регионов в организации и развитии внутреннего туризма.

Кроме этого, предусматривается строительство международного туристского центра «Жана-Иле» на побережье Капшагайского водохранилища Алматинской области, создание инфраструктуры горнолыжного туризма в Жамбылской и Южно-Казахстанской области. Завершены работы по развитию горнолыжного курорта «Шымбулак».

В концепции развития туризма в Республике Казахстан рассматриваются возможности создания пяти кластеров на территории Казахстана: Астана, Алматы, Восточный Казахстан, Западный Казахстан и Южный Казахстан.

Южный Казахстан является кластером, который включает центральные и восточные части Кызылординской области, южную часть Южно-Казахстанской области и юго-западную часть Жамбылской области. Город Шымкент будет являться центром кластера, в котором представлены ключевые места туристского интереса.

Кластер Южный Казахстан будет позиционироваться как «Сердце Великого Шелкового пути». К основным туристским продуктам, которые будут разработаны в данном кластере, относятся культурный туризм и турне [3].

Механизм реализации национальной туристской политики должен включать составление целевых программ по развитию туризма, как на уровне государства, так и на уровне отдельного субъекта.

На региональном уровне должна происходить разработка региональной политики, программ и планов развития туризма с учётом специфических условий конкретного региона. Под туристским регионом в данном контексте понимается отдельная территориальная единица, основанная на общности природных, культурных и историко-архитектурных ресурсов, объединенная общей туристской инфраструктурой и воспринимаемая в виде целостного объекта.

Целью региональной политики для туристской отрасли должно являться снижение существующих внутри региональных различий в уровнях социально-экономического развития путем осуществления туристских проектов, способствующих укреплению инфраструктуры, хозяйственной деятельности и улучшения уровня жизни населения в сочетании с политикой избирательной поддержки проблемных областей региона. Интегрированный характер многих проектов дает возможность рассмотреть управление туризмом на региональном уровне. Управление туризмом на региональном уровне упростит контроль над реализацией, финансированием данных проектов. Рассматривая общие черты и точки соприкосновения многих проектов, можно утверждать, развитие туризма в целом в Южном Казахстане взаимозависимо от входящих в его состав областей.

На сегодняшний день одной из основных проблем развития туризма на региональном уровне является отсутствие внятной сформированной системы управления. Между тем, при грамотной организации процесса управления туристской деятельностью в регионе, туризм может стать одним из наиболее перспективных направлений развития региональной экономики. Неэффективная система управления туризмом на региональном уровне, отсутствие системного подхода к вопросам обеспечения устойчивого развития регионального туризма, слабое взаимодействием между органами управления туризмом в областях и другими заинтересованными в развитии туризма сторонами сдерживает реализацию прорывных проектов в регионе.

Литература:

1.      Постановление Правительства Республики Казахстан от 21 марта 2008 года № 279 Об утверждении Государственного списка памятников истории и культуры республиканского значения.

2.      Программа по развитию перспективных направлений туристской индустрии Республики Казахстан на 2010–2014 годы.

3.      Концепция развития туристской отрасли Республики Казахстан до 2020 года.

Основные термины (генерируются автоматически): Южный Казахстан, региональный уровень, развитие туризма, Южно-Казахстанская область, Казахстан, область, внутренний туризм, международный транспортный коридор, общее число, Шелковый путь.


Похожие статьи

Историческое и культурное наследие казахстанского участка...

Шелковый путь, Великий шелковый путь, казахстан, казахстанский участок, культура, туризм, туркестан, лучший бренд мирового уровня, Всемирная туристская организация, Центральноазиатский регион.

Логистический потенциал международного проекта...

Логистический потенциал международного проекта «Новый шелковый путь».

Основной шаг к восстановлению маршрута Шелкового путиразвитие транзита.

Важным элементом реализации ОТЛК является создание общего рынка транспортных услуг, единой...

Влияние китайского мегапроекта «Один пояс и один путь» на...

Территориально проект охватывает Центральную, Южную и Западную Азию и Евразию. Продвигая «Шелковый путь» и подобные

Новым железнодорожным маршрутом из КНР в РФ является Гуанчжоу — Ворсино Калужской области, который заработал с февраля 2016 года.

Стратегии развития нового Шелкового пути в XXI веке

Инвестиционная деятельность Китая в Казахстане в рамках экономического пояса Шелкового пути. Историческое и культурное наследие казахстанского участка Великого шёлкового пути — фактор устойчивого развития индустрии туризма.

Туристские перевозки — важный элемент инновационного...

Ключевые слова: индустрия туризма, туристские перевозки, инновационное развитие. Индустрия туризма в Республике Казахстан на государственном уровне признана одной из приоритетных отраслей экономики.

Современные транспортные магистрали Великого шелкового...

Как известно, ведущие страны региона — Казахстан, Туркменистан, и Узбекистан, обладают большим

Тенденциям широкого международного и регионального сотрудничества вполне

Вместе с тем в развитие стратегии Великий Шелковый Путь непременно должны быть учтены...

Туристический потенциал и проблемы развития туризма...

Кайыргалиева М. Г.,Бекбусинова Г. К., Жакыпова А. Ж., Оспанбаева А. Ж. Современный туристский рынок и перспективы его развития в Казахстане / В сборнике: Рынок и

Перспективы и возможности развития международного туризма в Кыргызской Республике.

Перспективы и возможности развития международного туризма...

Кыргызстан, международный туризм, сфера туризма, Великий Шелковый путь, Кыргызская Республика, доллар США, доход населения, процент, развитие туризма, Шелковый Путь.

Инвестиционная деятельность Китая в Казахстане в рамках...

Ключевые слова: Китай, Казахстан, инвестиции, шелковый путь, экономические связи.

В то же время в Казахстане начинает развиваться такое понятие как «шоп-туризм».

Похожие статьи

Историческое и культурное наследие казахстанского участка...

Шелковый путь, Великий шелковый путь, казахстан, казахстанский участок, культура, туризм, туркестан, лучший бренд мирового уровня, Всемирная туристская организация, Центральноазиатский регион.

Логистический потенциал международного проекта...

Логистический потенциал международного проекта «Новый шелковый путь».

Основной шаг к восстановлению маршрута Шелкового путиразвитие транзита.

Важным элементом реализации ОТЛК является создание общего рынка транспортных услуг, единой...

Влияние китайского мегапроекта «Один пояс и один путь» на...

Территориально проект охватывает Центральную, Южную и Западную Азию и Евразию. Продвигая «Шелковый путь» и подобные

Новым железнодорожным маршрутом из КНР в РФ является Гуанчжоу — Ворсино Калужской области, который заработал с февраля 2016 года.

Стратегии развития нового Шелкового пути в XXI веке

Инвестиционная деятельность Китая в Казахстане в рамках экономического пояса Шелкового пути. Историческое и культурное наследие казахстанского участка Великого шёлкового пути — фактор устойчивого развития индустрии туризма.

Туристские перевозки — важный элемент инновационного...

Ключевые слова: индустрия туризма, туристские перевозки, инновационное развитие. Индустрия туризма в Республике Казахстан на государственном уровне признана одной из приоритетных отраслей экономики.

Современные транспортные магистрали Великого шелкового...

Как известно, ведущие страны региона — Казахстан, Туркменистан, и Узбекистан, обладают большим

Тенденциям широкого международного и регионального сотрудничества вполне

Вместе с тем в развитие стратегии Великий Шелковый Путь непременно должны быть учтены...

Туристический потенциал и проблемы развития туризма...

Кайыргалиева М. Г.,Бекбусинова Г. К., Жакыпова А. Ж., Оспанбаева А. Ж. Современный туристский рынок и перспективы его развития в Казахстане / В сборнике: Рынок и

Перспективы и возможности развития международного туризма в Кыргызской Республике.

Перспективы и возможности развития международного туризма...

Кыргызстан, международный туризм, сфера туризма, Великий Шелковый путь, Кыргызская Республика, доллар США, доход населения, процент, развитие туризма, Шелковый Путь.

Инвестиционная деятельность Китая в Казахстане в рамках...

Ключевые слова: Китай, Казахстан, инвестиции, шелковый путь, экономические связи.

В то же время в Казахстане начинает развиваться такое понятие как «шоп-туризм».

Задать вопрос