Особенности проведения лабораторной работы по дисциплине «Информатика» на тему «Основы программирования на языке Паскаль: типы данных, арифметические выражения, оператор присваивания» для студентов бакалавриата | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 04.03.2014

Статья просмотрена: 1974 раза

Библиографическое описание:

Полевщиков, И. С. Особенности проведения лабораторной работы по дисциплине «Информатика» на тему «Основы программирования на языке Паскаль: типы данных, арифметические выражения, оператор присваивания» для студентов бакалавриата / И. С. Полевщиков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9597/ (дата обращения: 21.11.2024).

Одной из дисциплин, изучаемой студентами 1 курса бакалавриата различных направлений (в частности, «Электроэнергетика и электротехника», «Инноватика», «Информационная безопасность») является «Информатика». Изучение основ программирования является неотъемлемой составляющей данной дисциплины.

В ходе выполнения лабораторной работы на тему «Основы программирования на языке Паскаль: типы данных, арифметические выражения, оператор присваивания» студенты главным образом должны научиться записывать арифметические выражения и операторы присваивания на языке Паскаль, освоить правила вычисления арифметических выражений на языке Паскаль, а также правила работы с типами данных.

Для проведения лабораторной работы было подготовлено методическое пособие, основанное прежде всего на учебных пособиях [1, 2]. Также при создании этого пособия был учтен опыт создания методических разработок на кафедре ИТАС ПНИПУ [3–8].

В первую очередь, студенты читают раздел данного пособия, называющийся «Краткие теоретические сведения», в котором изложены следующие аспекты программирования на языке Турбо-Паскаль: 1) алфавит и лексемы; 2) константы; 3) имена, ключевые слова и знаки операций; 4) классификация типов данных; 5) целые типы; 6) вещественные типы; 7) переменные; 8) арифметические операции, функции, выражения; 9) арифметический оператор присваивания.

Изучение раздела методического пособия «Краткие теоретические сведения» во многом направлено на систематизацию студентом знаний, полученных на лекциях.

Далее студенты выполняют индивидуально либо в тетради, либо на компьютере в текстовом редакторе задания (как задачи, так и теоретические вопросы) по данной теме, осваивая тем самым особенности записи на языке Турбо-Паскаль арифметических выражений и операторов присваивания, особенности вычисления арифметических выражений, а также правила работы с типами данных. Рассмотрим задания из методического пособия. Обратите внимание, что для некоторых заданий разобраны примеры выполнения (для случаев, когда примеры не были детально разобраны в разделе «Краткие теоретические сведения»).

Задание № 1. В первом столбце табл. 1 записана на языке Паскаль вещественная константа в форме с фиксированной точкой, а во втором столбце — та же константа, но в форме с плавающей точкой. Найти неизвестное число  (в пунктах а)-в) под неизвестным числом  подразумевается порядок константы, а в пунктах г)-е) — вся константа).

Таблица 1

Примеры выполнения задания № 1.

1) Дана вещественная константа в форме с фиксированной точкой: 0.9. Необходимо записать ее в форме с плавающей точкой, т. е. в виде:

<мантисса>E<порядок>

Известно, что число 0.9 равно 9*10–1.

Следовательно, мантисса данной константы в форме с плавающей точкой равна 9, а порядок равен -1. Поэтому константа в форме с плавающей точкой будет записана следующим образом: 9E-1.

2) Дана вещественная константа в форме с плавающей точкой: 8.15E+1. Необходимо записать ее в форме с фиксированной точкой.

Известно, что число 8.15E+1 равно 8.15*101.

Поэтому константа в форме с фиксированной точкой будет записана следующим образом: 81.5.

Задание № 2.Вычислить значения выражений, записанных на языке Паскаль:

а) round(6.28); б) round(4.7); в) trunc(6.28); г) trunc(4.7); д) 25 div 7; е) 25 mod 7; ж) 4 div 9; з) 4 mod 9; и) 15 + 7 * 7 div 2; к) 7 mod (14-trunc(5.5)); л) –(round(3.4)-round(9.86))+20.

Задание № 3. Определить тип выражений (целый или вещественный), записанных на языке Паскаль:

а) 57 + 119.0; б) 9–3; в) 1.5 * 2; г) 20 / 5; д) 124 div 20; е) 5 mod 11; ж) sqr(8); з) sqrt(100); и) cos(0); к) trunc(1.9); л) round(2.4); м) int(1.1); н) frac(78.25).

Задание № 4. Для следующих математических выражений записать соответствующие арифметические выражения на языке Паскаль. Стандартные функции в данном задании не использовать.

а) ; б) ; в) ; г) ; д) ; е) .

Пример выполнения задания № 4.

Математическое выражение на языке Паскаль будет записано следующим образом:

((a-b)*x+3)/(y+z)

При записи подобных математических выражений на языке Паскаль не следует забывать, что все символы пишутся в строчку на одном уровне, а все знаки операций должны быть проставлены (нельзя пропускать *). Также следует напомнить, что часть выражения, заключенная в круглые скобки, вычисляется в первую очередь.

Задание № 5. Для следующих математических выражений записать соответствующие арифметические выражения на языке Паскаль. Использовать стандартные функции. Следует обратить внимание на то, что для некоторых математических функций могут отсутствовать стандартные функции в Паскале и поэтому данные математические функции нужно выразить через какие-либо стандартные.

а) ; б) ; в) ; г) ; д) ; е) ; ж) ; з) ; и) ; к) ; л) ; м) ; н) .

Примеры выполнения задания № 5.

1)                 Математическое выражение на языке Паскаль будет записано следующим образом:

sqr(y)+sin(2*x)

Подобный пример записи математического выражения на языке Паскаль не должен вызвать трудностей, т. к. в языке Паскаль имеют место как стандартная функция возведения числа в квадрат, так и стандартная функция вычисления синуса.

2)                 Математическое выражение на языке Паскаль будет записано следующим образом:

sin(5.35*x)/cos(5.35*x)

Подобный пример записи математического выражения на языке Паскаль может вызвать трудность, т. к. в языке Паскаль отсутствует стандартная функция вычисления тангенса. Однако, из математики известно, что . Это соотношение и было использовано для записи выражения на языке Паскаль в данном примере, т. к. стандартные функции для вычисления синуса и косинуса в Паскале присутствуют.

Задание № 6. Если x — переменная типа real, а k — переменная типа integer, то какие из следующих операторов присваивания, записанных на языке Паскаль, являются правильными, а какие нет?

а) k:=k-2; б) k:=x+10; в) k:=8.0; г) x:=trunc(x); д) x:=k mod 3; е) x:=x div 4; ж) k:=k/5; з) k:=sqrt(sqr(k));

Задание № 7. Ккакому типу относятся следующие константы, записанные на языке Паскаль?

а) 0.125 б) 'Москва' в) $AB6 г) 'Y' д) 1.9E–4 е) -251 ж) '5'

Задание № 8. Какие из следующих идентификаторов, записанных на языке Паскаль, являются неправильными и почему?

а) y33 б)в) 59 г) x_2 д) _yz е) 34x

Задание № 9. Какая арифметическая операция языка Паскаль используется для нахождения остатка от целого деления?

Задание № 10. Какая математическая стандартная функция языка Паскаль используется для нахождения квадратного корня?

Задание № 11. Расположите следующие операции языка Паскаль в порядке убывания приоритетов:

а) вычисление функции sin(x); б) сложение двух переменных; в) унарная операция смены знака (-); г) операция div.

Затем студенты решают эти задания по очереди на доске под руководством преподавателя.

По мере накопления опыта преподавания дисциплины «Информатика» организация данной лабораторной работы и соответствующее данной работе методическое пособие будут совершенствоваться.

Литература:

1.         Семакин И. Г., Шестаков А. П. Лекции по программированию: Учебное пособие. Изд. 2-е, доп. — Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1998. — 279 с.

2.         Программирование на языке высокого уровня Паскаль. Лекция 1: Основные понятия языка [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.intuit.ru/studies/courses/628/484/lecture/6259. (Дата обращения: 28.06.2013).

3.         Файзрахманов Р. А. Проектирование автоматизированных информационных систем на основе объектно-ориентированного подхода: учебное пособие / Р. А. Файзрахманов, А. В. Архипов; Пермский государственный технический университет.— Пермь: Изд-во ПГТУ, 2011.— 222 с.

4.         Файзрахманов Р. А.. Структурно-функциональный подход к проектированию информационных технологий и автоматизированных систем с использованием CASE-средств: учебное пособие / Р. А. Файзрахманов, К. А. Селезнев; Пермский государственный технический университет.— Пермь: Изд-во ПГТУ, 2007.— 266 с.

5.         Полевщиков И. С. Особенности проведения практического занятия по теме «Количественная оценка информации» в рамках дисциплины «Теория информации и информационных систем» // Педагогика и современность. — 2013. — № 4 — М.: Издательство «Перо» — С. 78–80.

6.         Полевщиков И. С. Разработка методического пособия на тему «Тестирование базового пути» (для студентов бакалавриата направления «Программная инженерия») // Педагогика и современность. — 2013. — № 4 — М.: Издательство «Перо» — С. 83–85.

7.         Полевщиков И. С. Особенности проведения практического занятия по теме «Эффективное кодирование» в рамках дисциплины «Теория информации и информационных систем» // Педагогика и современность. — 2013. — № 5 — М.: Издательство «Перо» — С. 99–101.

8.         Файзрахманов Р. А., Липатов И. Н. Цифровое моделирование случайного процесса с использованием формирующего фильтра // Вестник Ижевского государственного технического университета. — 2011. — № 1 — С. 135–138.

Основные термины (генерируются автоматически): Паскаль, язык, задание, математическое выражение, выражение, методическое пособие, фиксированная точка, вещественная константа, выполнение задания, лабораторная работа.


Похожие статьи

Методика проведения лабораторной работы по дисциплине «Информатика» на тему «Типы данных, определяемые программистом. Массивы» для студентов бакалавриата

Особенности проведения лабораторной работы по дисциплине «Информатика» на тему «Структура программы на языке Паскаль. Процедуры ввода-вывода» для студентов бакалавриата

Использование игрового проектирования на семинарских занятиях в магистратуре по дисциплине «История и методология науки» (из опыта работы)

В статье представлен опыт использования метода игрового проектирования на занятиях в магистратуре по дисциплине «История и методология науки». Игровое проектирование рассматривается как интерактивная форма и метод обучения. Основой игрового проектиро...

Специфика преподавания изобразительных дисциплин будущим архитекторам

В данной статье рассматривается роль изобразительных дисциплин в процессе формирования профессиональных навыков студентов-архитекторов; уточняется понятийный аппарат; раскрываются некоторые особенности преподавания дисциплин «Рисунок», «Живопись» и «...

Метод ситуационных задач при реализации компетентностно ориентированного подхода в преподавании английского языка студентам, обучающимся по специальности «Стилистика и искусство визажа»

Опыт использования центра дистанционного обучения МАДИ для проведения аудиторных занятий на примере дисциплины «Основы теории управления»

Рассмотрен опыт практического применения ЦДО МАДИ для проведения аудиторного занятия по дисциплине «ОСНОВЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ». Выявлены недостатки системы, требующие улучшений: необходим личный календарь-планинг преподавателя, система оповещения студ...

Автоматизированная система контроля знаний по математическому моделированию

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме промежуточного и текущего контроля знаний и успеваемости студентов в соответствии с Болонским процессом. Основное внимание в работе автор уделяет предложению способов реализации разных видов ко...

Методические материалы к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе»). Часть 2. Оценочные материалы

Данные оценочные материалы являются продолжением «Методических материалов к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе») (ча...

Подготовка студентов педагогического колледжа к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах»

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Применение языка программирования Python в конструкторских расчетах

В статье описывается общая характеристика языка программирования Python, его интегрированной среды разработки IDLE, некоторые синтаксические структуры, а также способ применения программирования в конструкторских расчетах на примере части расчета чер...

Похожие статьи

Методика проведения лабораторной работы по дисциплине «Информатика» на тему «Типы данных, определяемые программистом. Массивы» для студентов бакалавриата

Особенности проведения лабораторной работы по дисциплине «Информатика» на тему «Структура программы на языке Паскаль. Процедуры ввода-вывода» для студентов бакалавриата

Использование игрового проектирования на семинарских занятиях в магистратуре по дисциплине «История и методология науки» (из опыта работы)

В статье представлен опыт использования метода игрового проектирования на занятиях в магистратуре по дисциплине «История и методология науки». Игровое проектирование рассматривается как интерактивная форма и метод обучения. Основой игрового проектиро...

Специфика преподавания изобразительных дисциплин будущим архитекторам

В данной статье рассматривается роль изобразительных дисциплин в процессе формирования профессиональных навыков студентов-архитекторов; уточняется понятийный аппарат; раскрываются некоторые особенности преподавания дисциплин «Рисунок», «Живопись» и «...

Метод ситуационных задач при реализации компетентностно ориентированного подхода в преподавании английского языка студентам, обучающимся по специальности «Стилистика и искусство визажа»

Опыт использования центра дистанционного обучения МАДИ для проведения аудиторных занятий на примере дисциплины «Основы теории управления»

Рассмотрен опыт практического применения ЦДО МАДИ для проведения аудиторного занятия по дисциплине «ОСНОВЫ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ». Выявлены недостатки системы, требующие улучшений: необходим личный календарь-планинг преподавателя, система оповещения студ...

Автоматизированная система контроля знаний по математическому моделированию

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме промежуточного и текущего контроля знаний и успеваемости студентов в соответствии с Болонским процессом. Основное внимание в работе автор уделяет предложению способов реализации разных видов ко...

Методические материалы к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе»). Часть 2. Оценочные материалы

Данные оценочные материалы являются продолжением «Методических материалов к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе») (ча...

Подготовка студентов педагогического колледжа к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах»

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Применение языка программирования Python в конструкторских расчетах

В статье описывается общая характеристика языка программирования Python, его интегрированной среды разработки IDLE, некоторые синтаксические структуры, а также способ применения программирования в конструкторских расчетах на примере части расчета чер...

Задать вопрос