Авторы: Простакишина Надежда Павловна, Шпак Екатерина Сергеевна

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 02.03.2014

Статья просмотрена: 2293 раза

Библиографическое описание:

Простакишина Н. П., Шпак Е. С. Вербальная агрессия и основные формы ее проявления в молодежной среде (на примере студентов филиала ФГБОУ ВПО «ВГУЭС» г. Находка) // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 108-110.

На современном этапе в системе ценностей молодежи произошли серьезные изменения, которые являются следствием негативных процессов в обществе. Эти изменения охватывают широкий спектр интересов, ценностей и психологических состояний — стремление к получению максимума удовольствий, цинизм и подчеркнутый прагматизм, равнодушие ко всему окружающему и политическая апатия, возросший интерес к религии и рост числа верующих, размывание критериев морали и нравственности, проникновение криминальной субкультуры, рост проявлений экстремизма и других форм противоправного поведения.

Актуальность проведенного исследования заключается в остроте проблемы вербальной агрессии в молодежной среде, с которой они встречаются в современном обществе: на улице, в учебных заведениях, в семье и других общественных местах. Речевая агрессия воспринимается в некоторой степени студентами как допустимая норма в определенных ситуациях и нередко находит общественное оправдание и одобрение.

Вербальная агрессия препятствует реализации основных задач эффективного речевого общения: затрудняет полноценный обмен информацией, сдерживает восприятие и понимание собеседниками друг друга, делает невозможной выработку общей стратегии взаимодействия. Она — спутник практически любой ссоры и самый опасный враг вежливости. Поэтому всестороннее изучение речевой агрессии является необходимым условием, обеспечивающим коммуникативную безопасность отдельной личности и общества в целом.

Слово агрессия происходит от латинского «aggredi», что означает «нападать». Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей.

В настоящее время рядом исследователей предложено множество определений агрессии. В толковом словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой дается следующее определение понятия «вербальной агрессии»: «это открытая неприязнь, вызывающая враждебность» [1, с. 98]. Исследователь Ю. Б. Можгинский определил «вербальную агрессию» как «действия и высказывания, направленные на причинение вреда, душевной и физической боли другому существу» [2, c. 176].

Вербальная агрессия предполагает использование речевых средств, наносящих боль, оскорбления. Это могут быть отрицательные отзывы и критические замечания, выражение отрицательных эмоций — недовольство другими в форме брани, затаенной обиды, недоверия, ярости, ненависти; высказывание мыслей и желаний агрессивного характера, оскорбления, упреки обвинения; угрозы.

На наш взгляд, наиболее глубоким является определение исследователя В. Ф. Пирожкова. По его мнению «агрессия» — это мотивированное деструктивное поведение индивида, противоречащее принятым правилам и нормам существования людей в социуме, причиняющее моральный, физический, или психологический ущерб [3, 197 с.].

Характеристика вербальной агрессии:

1.                  Вербальная агрессия препятствует эффективному общению;

2.                  Она наносит удар по самооценке и способностям собеседника;

3.                  Может быть открытой (гневные выпады и оскорбления) или скрытой (очень незаметной и постепенной);

4.                  Цель такой агрессии — скрытое подчинение и манипуляция партнером;

5.                  Вербальная агрессия наносит вред межличностным отношениям;

Лабиринт

6.                  Вербальная агрессия может перерасти в физическую агрессию.

Психологи выделяют три группы причин, влияющих на агрессию: биологические, социальные и психологические. К биологическим факторам наиболее часто относят: наследственность, отягощенную психическими заболеваниями, злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков и психотропных препаратов, наличие в анамнезе тяжелых или повторных черепно-мозговых травм. К социальным факторам относят: полученное образование, наличие и характер выполняемой работы, семейное положение, общение в асоциальных группах. Психологические факторы: эмоциональная неустойчивость, импульсивность, тревожность, а также склонность к дисфориям, к эмоциям ярости и гнева.

Целью предпринятого нами исследования послужила необходимость выявления особенностей отношения современной молодежи к проявлениям вербальной агрессии.

Объектом исследовательской работы явилась студенческая молодёжь 1–3 курсов филиала ФГБОУ ВПО «ВГУЭС» г. Находка. Общий объем выборочной совокупности составил 60 человек.

В нашем исследовании мы рассматриваем проявление вербальной агрессии в межличностной коммуникации. Межличностная коммуникация предполагает обмен сообщениями двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом. Единицей коммуникации является речевой акт.

При проведении исследования респондентам было предложено выделить причины вербальной агрессии. Были получены следующие результаты:

1.                  враждебность по отношению к объекту агрессии (20 % респондентов);

2.                  ответная реакция на агрессивное поведение оппонента (54 %);

3.                  нарушение собеседником норм межличностной коммуникации (12 %);

4.                  низкий уровень речевой и коммуникативной культуры собеседника(14 %).

Диаграмма 1. Причины вербальной агрессии.

Таким образом, на намеренные словесные оскорбления и физическую агрессию большинство молодых людей реагирует аналогичным образом, не пытаясь себя сдерживать.

Лабиринт

Вербальную агрессию можно считать постоянным спутником нашей жизни. Этот факт подтверждается результатами предпринятого нами социологического исследования. На вопрос: «Сталкивались ли Вы когда-нибудь с проявлениями вербальной (словесной) агрессии?», 85 % респондентов ответили положительно.

В результате анализа ответов на вопрос: «Используют ли респонденты в своем общении словесную агрессию», было выявлено отличие ответов по гендерному признаку. Было определенно, что мужчины в большей степени прибегают к вербальной агрессии, нежели женщины. Так, 67 % мужчин используют в своем общении вербальную агрессию, в то время как среди женщин этот показатель равняется 57 %.

Иногда сложно выявить признаки вербальной агрессии. Одна и та же фраза может восприниматься нами по-разному: для одних — однозначное хамство и агрессия, для других — обычное поведение. Агрессия, ставшая повседневной, оскорбляет, задевает личность человека. Словом можно ранить. Поэтому очень важно уметь разобраться с причинами вербальной агрессии, научиться правильно на нее реагировать.

В ходе исследования были выявлены наиболее предпочтительные виды реакций на вербальную агрессию, при этом, не было выявлено ни одной ситуации, вызвавшей одинаковую реакцию всех респондентов, независимо от их пола и возраста.

На вопрос: «Как Вы реагируете на направленную на Вас вербальную агрессию», респондентам было предложено выбрать несколько ответов. Так, 55 % ответили, что отвечают тем же (грубят), 15 % относятся с юмором, 20 % игнорируют, 10 % ответили, что их реакция зависит от сложившейся ситуации.

Диаграмма 2. Реакция на вербальную агрессию.

Таким образом, проведенное нами исследование позволило определить иерархию мест, где респонденты чаще всего сталкиваются с агрессивно настроенными людьми. На первое место респонденты поставили общественные заведения (65 %), на второе — общеобразовательные заведения (школы, институты) (25 %), а 10 % респондентов сталкивались с вербальной агрессией в семье (3-е место).

В результате исследования можно сделать вывод о том, что вербальная агрессия является повседневной чертой жизни молодежи на всех уровнях социальных связей: в учебном заведении, в семье, с ровесниками (из-за эмоциональной неустойчивости, импульсивности поведения).

Литература:

1.   С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь Ожегова. 1949–1992;

2.   Можгинский, Ю. Б. Агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение, профилактика –2-е издание, стереотипное. Москва: Когито -Центр, 2008. 181 с.

3.   Пирожков В. Ф. Криминальная психология — М.: «Ось-89», 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): вербальной агрессии, Вербальная агрессия, вербальной агрессии в молодежной, вербальную агрессию, Характеристика вербальной агрессии, вербальной агрессии в межличностной, к проявлениям вербальной агрессии, признаки вербальной агрессии, с причинами вербальной агрессии, причины вербальной агрессии, изучение речевой агрессии, множество определений агрессии, к вербальной агрессии, Слово агрессия, общении вербальную агрессию, Речевая агрессия, Похожая статья, вербальная агрессия, филиала ФГБОУ, в своем общении.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос