Особенности использования lms moodle для дистанционного обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 октября, печатный экземпляр отправим 23 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ниязова, Г. Ж. Особенности использования lms moodle для дистанционного обучения / Г. Ж. Ниязова, Г. А. Дуйсенова, Б. А. Иманбеков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 991-994. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9365/ (дата обращения: 05.10.2024).

Принятая Государственная Программа развития образования на 2011–2020 годы ориентирует высшее и послевузовское образование на достижение высокого качества образования, «удовлетворяющего потребности рынка труда, задач индустриально-инновационного развития страны, личности и соответствующего лучшим мировым практикам в области образования» [1].

Современные требования к профессиональной подготовке специалистов высшей квалификации предполагают такой уровень владения современными информационными средствами и технологиями, который мог бы обеспечить достаточную функциональную независимость человека в процессе обработки информационных потоков.

Важно решения проблемы подготовки специалистов, способных эффективно работать в условиях становления информационного общества. Одним из важным признаком конкурентоспособности будущего специалиста выступает информационная культура.

Информационную культуру следует рассматривать как степень эффективности создания, сбора, хранения, переработки, передачи и использования информации, обеспечивающей целостное восприятие мира, анализ и оценку последствий принимаемых решений. Человек в информационной культуре выступает одновременно создателем, «приемником», хранителем и «передатчиком» информации.

В образовательном процессе источники информации используются по необходимости в учебной и исследовательской деятельности. Интернет, расположенные в нем образовательные сайты, порталы помогают работать с большими объемами информации, позволяют выводить студентов на качественно новый уровень анализа и обработки объемов данных.

Образование становится более динамичным, сетевым и все больше электронным. Современный студент живет в мире Интернета, социальных сетей, блогов, цифрового аудио и видео контента, что дает ему возможность с одной стороны иметь неограниченный доступ к лучшим мировым учебным ресурсам, а с другой позволяет поддерживать коммуникацию с преподавателем в любое время, в любом месте.

В этой связи, сформировалась и существует новая форма образования — дистанционная — как фактор формирования Единого мирового образовательного пространства. Характерной чертой данной формы образования будет принцип «обучение в любое время в любом месте». Дистанционное образование (ДО) – совершенная форма, сочетающая элементы очного и заочного обучения на основе информационных-телекоммуникационных технологий и систем мультимедиа.

В системе образования ДО отвечает принципу гуманистичности, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков или занятости производственными и личными делами.

Развитие дистанционного обучения Республики Казахстан базируется на ряде нормативных документах:

1.        Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 7 июня 1999 года № 389

2.        Постановление Правительства Республики Казахстан от 6 августа 2001 года № 1037 «О концепции информатизации системы образования Республики Казахстан на 2002–2004 годы».

3.        Указ Президента Республики Казахстан от 11 октября 2004 года № 1459 «О государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005–2010 годы».

4.        Правила организации обучения по дистанционной форме в организациях образования, дающих высшее профессиональное, дополнительное профессиональное образование в Республике Казахстан, утвержденные приказом и. о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 19 июля 2004 года № 404.

5.Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 г. «Об образовании» № 389–1.

6.Закон РК «Об информатизации» от 11 января 2007 г. № 217–3.

7.конецформыначалоформыГосударственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011–2020 годы.

8.Программа развития информационных и коммуникационных технологий на 2010–2014 гг.

9.Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2011–2015 гг., утвержденный Постановлением Правительства РК от 19 февраля 2011 г. № 160.

10.  Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 января 2012 года № 112. Об утверждении Правил организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям.

Для организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям требуется наличие у организации образования:

1)        образовательного портала со страницами, содержащими учебно-методическую и организационно-административную информацию для обучающихся;

2)        оборудования, имеющего выход в телекоммуникационную сеть (Интернет, спутниковое телевидение);

3)        мультимедийных классов и электронных читальных залов;

4)        учебного контента;

5)        мультимедиа лабораторий для создания собственного контента (локального и сетевого);

6)        тестирующего комплекса;

7)        сетевых систем управления обучением (Learning Management System–LMS);

8)        системы управления учебным контентом (Learning Content Management System — LCMS) [2].

Информационно-телекоммуникационные технологии, компьютерные программы создаются для того, чтобы помогать людям думать, действовать и учиться более эффективно. Задача современного преподавателя — не столько предоставить студенту знания в соответствии с утвержденным учебным планом, но и снабдить его жизненно важными навыками работы с информацией, умением эффективно взаимодействовать с коллегами, в том числе через Интернет, а также постоянно развиваться и учиться самостоятельно.

Положительным аспектом при работе в сети Интернет также является возможность использования внешнего контента по отношению к курсу, например ссылок на литературу и материалы (журнальные статьи, электронные ресурсы, онлайн-справочники и руководства, интернет-энциклопедии), находящиеся в свободном доступе в сети Интернет, а также ссылки на аннотации рекомендуемых книг в интернет-магазинах с возможностью их дальнейшего приобретения.

В начале процесса вузы, получившие доступ в Интернет, самостоятельно размещали там свои учебные курсы, которые были сориентированы на традиционную лекционно-семинарскую форму. Затем доминирующее положение на данном рынке заняли крупные компании (IBM, Oracle и др.). Однако и в их программных продуктах не учитывались новые образовательные тенденции. Отличительная черта очередного этапа характеризовалась тем, что в условиях открытого образования, предполагающего активную коммуникацию всех участников ДО, началось создание единых образовательных платформ. К ним можно отнести широко известную среду Moodle (Мудл), используемую во многих учебных заведениях, которые специализируются на разработке дистанционных образовательных курсов. Данный этап реализации образовательных задач выходит за рамки ДО, так как обеспечивает поддержку образовательных технологий в широкой практике вузовского обучения [3].

Слово “MOODLE” — это акроним слов “Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment” (Модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). MOODLE — это система управления содержимым сайта (Content Management System — CMS) или система управления курсами (Сourses Management system — CMS), специально разработанная для создания качественных онлайн-курсов преподавателями [4].

Разработчикам электронных курсов система MOODLE предоставляет следующие возможности:

-          использование в курсе учебных материалов в виде текстовых файлов, изображений, презентаций, аудио и видео файлов;

-          организация системы контроля знаний в виде опросов, тестов, заданий, лекций, семинаро;

-          многократное повторение изучаемого материала;

-          самостоятельное управление системой контроля знаний;

-          постоянный мониторинг действий студентов;

-          конфиденциальность обучения;

-          организация интерактивного взаимодействия со студентами через фо-румы, работу с глоссарием, в wiki, в базах данных.

В среде Moodle выделяют следующие компоненты:

-          мотивационно-ценностный, который способствует усилению мотивационных основ учебной деятельности, формированию ценностного отношения к познавательной деятельности, повышает уровень ответственности обучаемых за результат учебной деятельности;

-          программно-целевой, который обеспечивает информирование студентов о целях и задачах, структуре и содержании, сроках выполнения работ, предоставляет информацию о возможных познавательных стратегиях, знакомит с рабочими программами по дисциплине, графиками учебного процесса;

-          информационно-деятельностный компонент обеспечивает реализацию содержательного компонента работы в виде системы самостоятельных работ, направленных на формирование и развитие необходимых общекультурных и профессиональных компетенций;

-          коммуникационный обеспечивает коммуникацию между всеми участниками учебного процесса;

-          контрольно-оценочный обеспечивает организацию контроля и самоконтроля за ходом работы, сбор данных об интенсивности работы студентов, предоставление статистических данных по результатам учебно-познавательной деятельности, повышение уровня рефлексии обучаемых, формирование готовности обучающихся проводить самооценку и самоконтроль;

-          технологический компонент обеспечивает техническую поддержку организации учебной работы [5].

Всесторонное использование коммуникации одна из основных ценных возможности системы MOODLE. Система поддерживает обмен файлами любых форматов — как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами. Сервис рассылки позволяет оперативно информировать всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях. Форум дает возможность организовать учебное обсуждение проблем, при этом обсуждение можно проводить по группам. К сообщениям в форуме можно прикреплять файлы любых форматов. Есть функция оценки сообщений — как преподавателями, так и студентами. Чат позволяет организовать учебное обсуждение проблем в режиме реального времени. Сервисы «Обмен сообщениями», «Комментарий» предназначены для индивидуальной коммуникации преподавателя и студента: рецензирования работ, обсуждения индивидуальных учебных проблем.

Moodle предоставляет возможность оценивания работы обучающихся в таких элементах курса как Задание, Форум, Wiki, Глоссарий и т. д., причем оценивание может происходить и по произвольным, созданным преподавателем, шкалам. Существует возможность оценивания статей Wiki, глоссария, ответов на форуме другими участниками курса. Все оценки могут быть просмотрены на странице оценок курса, которая имеет множество настроек по виду отображения и группировки оценок. LMS Moodle поддерживается несколько типов вопросов в тестовых заданиях (множественный выбор, на соответствие, верно/неверно, короткие ответы, эссе и др.). Moodle предоставляет много функций, облегчающих обработку тестов. Можно задать шкалу оценки, при корректировке преподавателем тестовых заданий после прохождения теста обучающимися, существует механизм полуавтоматического пересчета результатов. В системе содержатся развитые средства статистического анализа результатов тестирования и, что очень важно, сложности отдельных тестовых вопросов для обучающихся.

По уровню оснащенности материально-технической базы Международный казахско-турецкий университет им. Х. А. Ясави (МКТУ) по праву считается одним из передовых вузов Казахстана. Все это создает реальные возможности для того, чтобы МКТУ им. Х. А. Ясави мог занимать достойное место в отечественном и мировом образовательном пространстве. Сегодня МКТУ им. Х. А. Ясави — один из ведущих многопрофильных университетов Казахстана. Он ежегодно занимает места в первой десятке в национальном рейтинге вузов, позиционирует себя как инновационный университет, реализующий современную образовательную и научную политику, в основе которой лежит стремление к постоянному профессиональному росту и личностному развитию.

В МКТУ имени Х. А. Ясави с 2010–2011 учебного года используется система дистанционного обучения Moodle (http://do.iktu.kz/moodle/). Возникли вопросы об организации обучения преподавателей и студентов использованию данной системы для создания собственных электронных курсов. Для преподавателей и студентов ведется серия обучающих семинаров, серия практических занятий, индивидуальное консультирование.

Качество дистанционного обучения зависит от эффективности используемых материалов (учебных курсов) и мастерства педагогов, участвующих в этом процессе. Поэтому педагогическая, содержательная организация дистанционного обучения является важной частью. Отсюда важность концептуальных педагогических положений, на которых предполагается строить современный курс дистанционного обучения.

Преподавателям не достаточно просто освоить компьютер, нужны серьезные методики и технологии использования информационных ресурсов в учебном процессе, необходимо, чтобы они органично и эффективно сочетались с традиционной деятельностью педагогов. Преподаватель должен уметь создавать свой образовательный модуль, свою учебную программу, владеть специализированными методиками.

По мнению преподавателей они сталикаются следующими проблемами: нехватка свободного времени на качественную проработку электронного курса, недостаточное владение информационными технологиями и т. д.. Поэтому большинство ограничивается созданием лекционного материала в виде подгружаемых файлов (формат RTF, PDF, PPS), а оценивать результат усвоенного материала в виде тестов.

Основываясь на всем сказанном выше об дистанционном обучении и учитывая направления реформы системы образования в МКТУ был создан сектор «Мультимедиа» при Центре заочного и дистанционного обучения. Основными направлениями деятельности сектора «Мультимедиа» явились освоение и внедрение новых информационно — презентационных технологий, технологий создания и поддержки электронных учебных ресурсов (от exe до iBooks), изготовление учебных электронных материалов высокой сложности с использованием фото, видео, аудио-ресурсов (специфические форматы разнообразных программных «плееров», видео материалы: скрин- и слайдкасты, записи лектора, постановки, 2D и 3D анимации, аудио материалы, обучающие диски, интерактивные виртуальные модели).

Таким образом, дистанционное обучение в среде Moodle позволяет организовать продуктивную самостоятельную работу студента по овладению учебной дисциплиной, способствует формированию профессиональной компетенций, способствует формированию мобильности, умению искать и овладевать новыми знаниями; придает новое качество обучению, обеспечивая постоянный доступ к информации в любой момент времени; способствует формированию гибкого обучения на основе новых возможностей информационно-телекоммуникационных услуг по доставке учебных текстов, графических материалов и проведению видеоконференций; автоматизация и компьютеризация обучения изменяют методы обучения; позволяет обеспечить эффективную обратную связь.

Литература:

1.Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011–2020 годы. http://kz.government.kz

2.                 Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 января 2012 года № 112 Об утверждении Правил организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям.

3.                 Сергеев А. Н. Обучение в сообществах в контексте возможностей Интернета // Педагогика. — 2009. — № 5. — С. 89–94.

4.                 Анисимов А. М. Работа в системе дистанционного обучения. Учебное пособие. 2-е изд.испр. и дополн. –Харьков, ХНАГХ, 2009. -292 с.

5.                 Кирьякова, А. В. Интернет-технологии на базе LMS Moodle в компетентностно-ориентированном образовании: учебно-методическое пособие / А. В. Кирьякова, Т. А. Ольховая, Н. В. Михайлова, В. В. Запорожко. Оренбург: ООО «НикОс», 2011. — 117 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, MOODLE, дистанционное обучение, учебный процесс, CMS, LMS, информационная культура, курс, система управления, студент.


Похожие статьи

Использование сервисов Web 2.0 в работе учителя математики

Использование ментальных карт в обучении

Использование интерактивного подхода в обучении информатике с применением презентаций на основе макросов

Использование двумерных массивов в VBA на уроках информатики

Особенности реализации MVC-архитектуры в веб-приложениях

Метод Case study в обучении английскому языку для специальных целей: алгоритм создания кейса

Преимущества использования системы Moodle в преподавании иностранных языков студентам нелингвистических направлений

Использование игровых технологий в процессе обучения младших школьников морфологическим операциям

Особенности использования программы Easy-Quizzy для развития навыков чтения на уроках професcионально-ориентированного английского языка

Использование социальных сервисов Web 2.0 в обучении иностранному языку в старших классах

Похожие статьи

Использование сервисов Web 2.0 в работе учителя математики

Использование ментальных карт в обучении

Использование интерактивного подхода в обучении информатике с применением презентаций на основе макросов

Использование двумерных массивов в VBA на уроках информатики

Особенности реализации MVC-архитектуры в веб-приложениях

Метод Case study в обучении английскому языку для специальных целей: алгоритм создания кейса

Преимущества использования системы Moodle в преподавании иностранных языков студентам нелингвистических направлений

Использование игровых технологий в процессе обучения младших школьников морфологическим операциям

Особенности использования программы Easy-Quizzy для развития навыков чтения на уроках професcионально-ориентированного английского языка

Использование социальных сервисов Web 2.0 в обучении иностранному языку в старших классах

Задать вопрос