Модернизация школьного образования — дидактические аспекты | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 27.02.2014

Статья просмотрена: 130 раз

Библиографическое описание:

Копылова Н. Г., Белоножкина Н. И. Модернизация школьного образования — дидактические аспекты // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 928-929. — URL https://moluch.ru/archive/62/9341/ (дата обращения: 16.10.2018).

В статье отражены дидактические аспекты модернизации российской образовательной системы. Показана необходимость активного внедрения инновационных образовательных технологий в школе.

Ключевые слова:модернизация, развитие, дидактика, школа.

Модернизация образования в России актуальна прежде всего в содержательной педагогической части, но также затрагивает широкий круг важных социальных проблем. В век всеобщей информатизации, технологизации и бурного развития инноваций требуются радикальные перемены в организационных формах бытия. Динамично меняющаяся жизнь вносит коррективы в условия существования каждой семьи и конкретного человека. Эти обстоятельства не могут не воздействовать на механизм учебно-воспитательного процесса в школе, ибо школа была и остается стрежневым институтом общества, отражающим его запросы и стиль. Поэтому школа в России неизменно составляет громадную силу, определяющую судьбу народа и государства.

Ключевой замысел модернизации образования — идея развития. Посредством предметной практики развитие обязано стать социальным проектированием, где главный элемент — человеческая личность как единственное и достоверное богатство, которым на самом деле обладает мир. В нынешней картине объективной действительности господствует сознательное устремление к какой-либо цели. Отношение жизни к действию современная наука именует словом характер.По сути, характер это форма подвижной экзистенции, в которой при максимально возможной изменчивости в частном достигается наивысшее постоянство в принципиальном. Другими словами, речь идет о том, благодаря чему оказывается реальной значительность социального существования вообще. Характер равняется впечатлению о действительности, но именно здесь проявляется очевидное сходство эмпирической данности с задачами образования. Поэтому строгое разделение жизни и процесса образования всегда оказывается невозможным [1; 4; 12].

Следует заметить, что до сих пор данное обстоятельство прикрывалось притязаниями образовательной практики на обладание собственной редакцией гуманитарных истин. Однако от взгляда школы не должен ускользать феномен абсолютной человеческой ценности. Решающее значение в этом вопросе имеет качественный уровень образовательного процесса, так как носителями ценностных категорий и норм должны быть всесторонне развитые личности, способные к публичному употреблению разума. По этой причине образование всегда рассматривается в качестве благоприобретенного капитала, отвечающего затратам времени и труда, накопленной людской мудрости и опытности. Тем временем для педагогов качество образовательной среды имеет значение символа. Где оно снижается, там угасает развитие. Значит, измерять современную школу следует по ее потребности постоянно совершенствоваться и адаптироваться к жизненным реалиям [2; 5; 13].

Можно утверждать, что школа это сложная конструкция учителей, учащихся и педагогических проектов. Как система она базируется на основе организационных норм и самоорганизации. Усложнение системных задач свидетельствует о совершенствовании школы, но одновременно это является требованием нового качества педагогического процесса. Именно здесь коренится едва ли не самая важная проблема модернизации. Конечно, любое обновление качества может происходить только с использованием уже имеющегося опыта без нарушения общей логики развития. Так как механизм взаимодействия педагогического процесса и конечных социальных результатов до конца еще не выявлен, то модернизация образования на практике становится субъективным, постоянно корректируемым профессиональным опытом [3; 6; 8; 10].

В реализации любой педагогической задачи всегда существует множество способов действий. Это связано с тем, что образовательная система (и прежде всего модернизируемая) — это особая инфраструктура и широкая кооперация на самых различных уровнях. Цель педагогических действий — создание гибких мобильных условий, определяющих качество, характер, уровни и темпы образования. В действительности выходит, что методология и методика образования превращается в самую востребованную профессиональную область.

Господствующая в современной школе ЗУНовская философия по сути является результатом дробления сфер познания, что в конечном счете приводит к стремительному росту школьных дисциплин. Отсутствие обратного процесса напрямую затрагивает мировоззренческую область и вызывает нарушение высших личностных чувств ориентирования. Тем самым теория и методика обучения обретает личностно-ориентированный смысл, обладающий способностью растворять плотность изучаемых объектов посредством уникальных мыслительных операций аксиологического характера. Именно наличие субъекта в познавательном процессе делает изучаемую действительность реальной и ценностной. В противном случае последняя будет перетекать сама в себя без помех и преград.

В настоящее время механизм предметного познания стал самостоятельным дидактическим направлением — технологией обучения. Проблема идентификации технологии и методики до сих пор остается дискуссионной. Предлагается следующее решение этой проблемы. Технология содержит систему более или менее жестких алгоритмических действий с расчетом на получение гарантированного результата. Методика по своему характеру является вариативной и гибкой системой деятельности, стремящаяся к многовидовой реакции в условиях пластических формообразований учебного процесса. Технология и методика характеризуются комплексностью, но идеальная технология обладает определенной системой предписаний, гарантированно ведущих к цели (например, система программированного обучения), то есть инструментальностью [7; 9; 11].

Методика предусматривает вариативность реализации педагогических задач, поэтому не отличается высокой инструментальностью, то есть проработанностью конкретных действий и определенностью этапов их выполнения. Тем самым, уровень инструментальности служит признаком принадлежности той или иной деятельности к технологии или методике. Однако на практике любая методическая система способна приобретать свойства технологии и превращаться в педагогический конструкткак результат ее реализации. При этом технология применяется не взамен методов, но совместно с ними в виде педагогического проекта.

Литература:

1.                  Буйнов, Л. Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст]: / Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, М. В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования № 4, Пенза, 2012 — стр.242.

2.                  Буйнов, Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе [Текст] Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. с. 16–17.

3.                  Буйнов, Л. Г. Особенности гендерных условий профилактики наркомании старшеклассников / Л. И. Сыромятникова Л. И., И. Н. Шпет, Л. Г. Буйнов // Молодой ученый. 2013. № 11. с. 660–662.

4.                  Сорокина, Л. А. Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирования метапредметных результатов при изучении курса естествознание [Текст] / Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2013. № 12. с. 522–524.

5.                  Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» (5 класс) [Текст]: / Л. А. Сорокина // История и педагогика естествознания. 2013. № 1. с. 29–30.

6.                  Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса естествознание в 5 классе. Учебно-методическое пособие [Текст]: / Л. А. Сорокина // Издательство «РГПУ им. А. И. Герцена», СПб, 2012–85 с.

7.                  Сорокина, Л. А. Методы активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» как средство формирования планируемых результатов обучения [Текст]: / Л. А. Сорокина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2–6. с. 1344–1347.

8.                  Сорокина, Л. А. Психоэмоциональные, дидактические и психофизиологические методы активизации познавательной деятельности школьников в методике преподавания курса «Естествознание» (5 класс) // История и педагогика естествознания. 2013. № 2. с. 29–32.

9.                  Сорокина, Л. А. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Сорокина Л. А. и др. RUS 2435617 23.03.2010

10.              Сорокина, Л. А. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение/ Л. Г. Буйнов, Сорокина Л. А. и др. RUS 2437689 04.06.2010

11.              Сорокина, Л. А. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Сорокина Л. А. RUS 2453346 27.04.2010

12.              Сухоруков, В. Д. Дидактические кодексы школьной географии / В. Д. Сухоруков // География в школе. 2010. № 2. с. 45–51.

13.              Сухоруков, В. Д. Мир дидактики: от знаний к опыту деятельности /В. Д. Сухоруков, В. П. Соломин // География в школе. 2010. № 7. с. 35–39.

Основные термины (генерируются автоматически): методика, модернизация образования, педагогический процесс, Россия, современная школа, характер, школа.


Похожие статьи

Модернизация системы образования в Казахстане

Акулова О., Писарева с., Пискунова Е., Трипицына А. Современная школа: опыт модернизации.

Модернизация учебного процесса как один из способов реформирования системы образования в Узбекистане.

Модернизация учебного процесса как один из способов...

Следует отметить, что у нас в республике сформированы школы педагогического мастерства, которые успешно действуют во многих учебных заведениях.

В период реформирования системы образования обновление и модернизация учебного процесса проходит за счёт...

Методология современного образования. Болонский процесс

Болонский процесс. Автор: Гомбоева Дулма Олеговна. Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы.

Первостепенные меры по модернизации системы образования подразумевают внедрение современных технологий и методик обучения, повышение...

Социально-экономические предпосылки развития высшей школы...

Педагогика высшей школы – сравнительно молодая отрасль в системе научных знаний.

Отметим, что образование, его цели в классовом обществе всегда носили сословно-классовый характер.

2. Системно-структурный подход к педагогическому процессу высшей школы...

Современное школьное образование в России: плюсы и минусы

Это особенно значимо для современной России.

– сравнить качество образования в разных школах и регионах.

Несомненные достижения в области модернизации образования не отменяют серьезных и пока не нашедших решения проблем.

Управление качеством образовательного процесса в школе...

Проблемы управления образовательным процессом в школе стали наиболее успешно решаться в рамках реализации программы инновационной

— 220 с. 3. Управление качеством образования / Под ред.М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000.320 с.

Актуальные проблемы современного школьного образования...

Однако развитие школы, ее обновление зависит не столько от внедряемых инноваций в образовательный процесс, но и от отношения к школе педагогов, родителей, учащихся.

Деятельностный подход как парадигма модернизации современного школьного образования.

Качество образования как педагогическая проблема

Неудовлетворенность качеством современного образования явилась причиной большинства попыток модернизации и

Традиционно оценка качества образования связывалась с выявлением результатов, которых добиваются педагоги в образовательном процессе.

Особенности и противоречия в модернизации отечественного...

М. О. Муходадаев в своей работе говорит, что модернизация, это «процесс перехода образования из одного состояния в другое, с

Нужно строить новые здания и проектировать кабинеты в уже существующих школах. Министерство и партия Единая Россия, в 2014 году...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Модернизация системы образования в Казахстане

Акулова О., Писарева с., Пискунова Е., Трипицына А. Современная школа: опыт модернизации.

Модернизация учебного процесса как один из способов реформирования системы образования в Узбекистане.

Модернизация учебного процесса как один из способов...

Следует отметить, что у нас в республике сформированы школы педагогического мастерства, которые успешно действуют во многих учебных заведениях.

В период реформирования системы образования обновление и модернизация учебного процесса проходит за счёт...

Методология современного образования. Болонский процесс

Болонский процесс. Автор: Гомбоева Дулма Олеговна. Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы.

Первостепенные меры по модернизации системы образования подразумевают внедрение современных технологий и методик обучения, повышение...

Социально-экономические предпосылки развития высшей школы...

Педагогика высшей школы – сравнительно молодая отрасль в системе научных знаний.

Отметим, что образование, его цели в классовом обществе всегда носили сословно-классовый характер.

2. Системно-структурный подход к педагогическому процессу высшей школы...

Современное школьное образование в России: плюсы и минусы

Это особенно значимо для современной России.

– сравнить качество образования в разных школах и регионах.

Несомненные достижения в области модернизации образования не отменяют серьезных и пока не нашедших решения проблем.

Управление качеством образовательного процесса в школе...

Проблемы управления образовательным процессом в школе стали наиболее успешно решаться в рамках реализации программы инновационной

— 220 с. 3. Управление качеством образования / Под ред.М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000.320 с.

Актуальные проблемы современного школьного образования...

Однако развитие школы, ее обновление зависит не столько от внедряемых инноваций в образовательный процесс, но и от отношения к школе педагогов, родителей, учащихся.

Деятельностный подход как парадигма модернизации современного школьного образования.

Качество образования как педагогическая проблема

Неудовлетворенность качеством современного образования явилась причиной большинства попыток модернизации и

Традиционно оценка качества образования связывалась с выявлением результатов, которых добиваются педагоги в образовательном процессе.

Особенности и противоречия в модернизации отечественного...

М. О. Муходадаев в своей работе говорит, что модернизация, это «процесс перехода образования из одного состояния в другое, с

Нужно строить новые здания и проектировать кабинеты в уже существующих школах. Министерство и партия Единая Россия, в 2014 году...

Задать вопрос