Экстремизм в его различных формах и проявлениях, сопровождаемый опасными насильственными преступлениями, становится привычным явлением в жизни современного российского общества, состоящего из множества социальных групп, разделяемых между собой как национальной либо расовой принадлежностью, так и религиозными, политическими и иными идеологическими предпочтениями.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года отмечается, что на обеспечение национальных интересов негативное влияние будет оказывать дальнейшее развитие националистических настроений, ксенофобии, сепаратизма, национального экстремизма, в том числе под лозунгами религиозного радикализма. При этом в данной Стратегии подчёркивается, что одним из основных источников угроз национальной безопасности выступает «экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране». [1 — С. 153]
Явление экстремизма весьма динамично и с каждым днём приобретает всё новые черты и характеристики. В современном информационном обществе экстремистские организации всё активнее используют достижения коммуникационных технологий, внедряя в свою деятельность, прежде всего, те из них, которые достаточно эффективно воздействуют на массовое общественное сознание.
Нередко путём использования возможностей социальных сетей, создания в них тематических групп и сообществ экстремисты пытаются втянуть молодых людей в дискуссию, заинтересовать их своей идеологией. И это им в определённой степени удаётся.
Полагаем, что достижение обозначенных целей в сфере обеспечения безопасности общества и государства невозможно без решения задачи своевременного анализа и оценки угроз, возникающих в связи с возможностями использования массовых информационных технологий в противоправных целях. К числу таких угроз, на наш взгляд, следует отнести и так называемые акции флэшмоб.
Термин «флэшмоб» (от англ. flash mob — «мгновенная толпа», flash — миг (мгновение), mob — толпа) вошёл в обиход в октябре 2002 года после выхода в свет книги социолога Говарда Рейнгольда «Умные толпы: следующая социальная революция», в которой автор предсказывал, что люди будут использовать новые коммуникационные технологии для самоорганизации. [2 — С. 33] А уже в июне 2003 года Роб Зазуэта из Сан-Франциско, ознакомившись с книгой Рейнгольда, создал первый сайт для организации подобных акций — flocksmart.com. Под флэшмобом подразумевается заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей появляется в общественном месте, выполняет заранее оговоренные действия (сценарий) и затем расходится.
Флэшмоб, как правило, организовывается через web-сайты, а точнее — через социальные сети (например, Facebook, Livejournal, ВКонтакте, Одноклассники.ru, Мой Круг и т. д.). Сценарий, место и время акции назначается администрацией web-сайта или путём интернет-голосования, а инструкции по её проведению могут быть опубликованы на сайте, либо выданы до начала акции специальными агентами.
Акции проводятся в многолюдных местах одновременно всеми участниками. Для этого согласовывается время или назначается специальный человек (так называемый «маяк»), который должен подать всем сигнал её начала. Флэшмоб длится недолго (как правило, до пяти минут), иначе случайные зрители начинают проявлять активность: приставать с вопросами, вызывать работников охраны и правопорядка, игнорировать и дальше заниматься своим делом, и тому подобное. Участники, как правило, делают вид, что друг друга не знают, и расходятся одновременно в разные стороны. На вопросы зрителей участники акций пытаются не отвечать или ответами не раскрывают истинный смысл происходящего. Ответы для прохожих могут быть заранее обсуждены при планировании акции.
На сегодняшний в России серьёзную тревогу у правоохранительных органов вызывает явление «криминального флэшмоба», активно используемого, прежде всего, молодёжными группировками экстремистского толка как метод борьбы со своими «противниками». Так за последние несколько лет в результате таких акций только в Москве и Московской области были убиты и ранены более 40 человек. При этом в противоправных деяниях успели поучаствовать около 300 человек, из которых органами правопорядка были задержаны лишь 20, однако все они — всего лишь исполнители. [3 — С. 63]
Одним из самых ярких примеров такого флэшмоба можно считать эпизод, происшедший на станции метро «Китай-город» г. Москвы в марте 2008 года, в ходе которого группа из десяти молодых людей, используя холодное оружие, устроила избиение подростков, направлявшихся на концерт в клуб «Art Garbage». В результате был тяжело ранен житель города Ногинска, впоследствии скончавшийся на месте происшествия. [4]
В процессе расследования было установлено, что нападение было тщательно спланировано заранее. 14 марта 2008 год на форуме фанатов «Спартака» была создана тема, в которой обсуждалось предстоящее нападение (позднее данная тема была удалена, но ее текст остался в кэше поисковых машин). В инструкции, оставленной одним из пользователей, говорится: «Один или несколько человек пусть до воскресенья съездят к клубу, посмотрят местность: максимально «беспалево» одевайтесь, как обыватели; очень близко к клубу не подходите». Далее автор инструкции уточняет: «Лучше ничего в этой теме не пишите, а воспользуйтесь этой «инфой» по назначению» [5]. Несмотря на наличие данной информации, задержать злоумышленников по «горячим следам» правоохранительным органам не удалось.
При этом организаторы криминальных флэшмобов больше не совершают ошибок, подобных той, что допустили инициаторы нападения на подростков 16 марта: в последнее время инструкции для экстремистов все чаще и чаще обнаруживаются на сайтах, зарегистрированных за рубежом: в Канаде, Швеции, Малайзии.
На наш взгляд, криминальный флэшмоб, как способ совершения преступления, все больше и больше приобретает значение для экстремистов различной направленности. Интернет-форумы, чаты, социальные сети, электронная почта и иные web-технологии дают возможность формировать структурные звенья экстремистских организаций и выстраивать их работу без непосредственного участия эмиссаров, позволяют значительно повысить уровень конспирации. Зачастую члены организаций нижнего звена могут не знать друг друга и своих непосредственных руководителей, узнавая о месте и времени проведения планируемой акции на форуме, посредством электронной почты или анонимной SMS-рассылки через Интернет.
В настоящее время в российской правоохранительной системе идёт процесс формирования правовой основы осуществления оперативно-розыскных мероприятий в сети Интернет, которую составляет совокупность содержащихся в законодательных и иных нормативных актах правовых норм, создающих правовые условия либо непосредственно регламентирующих его осуществление. Вместе с тем, интенсивное изменение информационных технологий опережает соответствующую реакцию законодателя. Поскольку законодательное решение должно основываться на глубоком осмыслении практики, требуется время для того, чтобы в законе и иных нормативно-правовых актах была дана адекватная регламентация отношений, возникающих в рассматриваемой сфере.
При совершенствовании нормативного регулирования необходимо учитывать опыт других государств, которые, значительно раньше приступив к борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий, выработали систему эффективных правовых средств и методов этой борьбы. Анализ законодательных актов западных стран (США, Великобритания и др.) показывает, что, хотя каждое из таких государств разрабатывало правовые средства в рамках существующей в нем правовой системы, их ключевые позиции совпадают. Как правило, придерживаясь принципов свободы слова и соблюдения прав личности, законодатель одновременно принимает меры по усилению роли государства в регулировании интернет-пространства, вплоть до контроля над всеми информационными потоками и принятия достаточно жёсткой системы уголовных наказаний для лиц, совершающих преступления с использованием глобальных компьютерных сетей.
Первые шаги в этом направлении сделаны и в нашей стране. Так, 28 июля 2012 года Федеральный закон Российской Федерации № 139-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» уточнил порядок размещения производителями и распространителями информационной продукции, способной причинить вред здоровью и развитию детей, знака и текстового сообщения об ограничении её распространения среди детей соответствующей возрастной группы. Данным Федеральным законом конкретизированы и особенности распространения информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащими информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Литература:
1. Бидова Б. Б. Преступления экстремистской направленности: уголовно-правовой и криминологический анализ (на примере Северо-Кавказского Федерального округа). — Кисловодск: Учебный центр «Магистр", 2013. — 224с.
2. Сундиев И. Ю. Мотивации преступного поведения участников террористических и экстремистских организаций. -М.: РКА, 2004. — 201с.
3. Сундиев И. Ю.«Основной вопрос» стратегии борьбы с терроризмом. — М.: ВНИИ МВД РФ, 2005. — 151с.
4. Ф. А. Р.С. — Флэшмоб Ассоциация Русскоязычных Сайтов / адрес доступа: http://www.fars.ru
5. Костихин А. А. Интернет как инструмент террористических и экстремистских организаций в психологической войне // Институт Ближнего Востока / адрес доступа: http://www.iimes.ru/rus/stat/2006/11–07–06c.htm