Интернет-пространство, популярный источник информации и способ общения для многих людей в мире, одновременно является и объектом киберугроз со стороны виртуальных пиратов. Данные обстоятельства ставят правительство любой страны перед необходимостью формирования особой политики, направленной на информационную безопасность общества и государства.
Ключевые слова: Интернет-пространство, Интернет-аддикция, информационные войны, кибернетические войны, информационная безопасность общества и государства
Идея создания Интернета сформировалась в 50-е годы, и, что интересно, своим появлением была обязана гонке вооружения между двумя сверхдержавами — Советским Союзом и Соединенными Штатами. Сам термин «Интернет» появился только в 1983 году, а его широкое распространение, по объективным причинам, произошло в 1990-е годы [14].
Причины популярности всемирной паутины были очевидны. Во-первых, полная анонимность субъектов коммуникации. Во-вторых, актуальность и многообразие предоставляемой информации. В-третьих, возможность общения без ограничений.
Однако вскоре за многочисленными «плюсами» появились и весомые аргументы «против». Сначала в 1990-е годы впервые заговорили об Интернет-зависимости. Тогда же возникли и первые консультативно-психологические службы, занимающиеся исследованием данного явления [9]. А в2010-е годы средства массовой информации все чаще стали поднимать вопрос об «информационных», «виртуальных» или «кибернетических» войнах.
Даниэль Вантр, сотрудник Национального центра научных исследований Франции, на страницах журнала Atlántico утверждает, что подобные столкновения могут привести к серьезным последствия [8]. Обозреватель американского журнала ElNuevo Herald Рикардо Тротти уверен, что сегодня «…кибернетическая атака или публикация в твиттере могут привести к летальному исходу так же, как огнестрельное оружие» [16].
Согласно ежегодному докладу Министерства обороны Японии в 2012 году было «…зафиксировано более тысячи кибератак на японские учреждения с применением вирусов, способных похищать информацию из зараженных компьютеров» [7]. В том же году «Лабораторией Касперского» была обнаружена вредоносная программа, целью которой были ПК, связанные с атомной энергетикой Ирана [6]. В 2013 году в результате хакерской атаки на информационное агентство Associated Press фондовая биржа Нью-Йорка потеряла более 136 миллиардов долларов [16].
Подобных примеров с каждым годом становится все больше. И в данной ситуации логично согласиться с мнением Ма Цзяньгуана и Ся Пэна, представителей Центра изучения международных проблем при Оборонном научно-техническом университете НОАК, которые полагают, что «…наличие своей «киберармии» является суровой необходимостью» [17].
Однако существует ли необходимость защиты не только государственных военно-стратегических или финансовых структур, но и гражданских? То есть, насколько значима роль Интернета в частной жизни людей?
Что касается России, то, согласно опросу, проведенному ВЦИОМ в ноябре 2012 года, около 56 % наших соотечественников регулярно пользуются Интернетом [10]. Суточная аудитория поисковой системы «Яндекс» превосходит зрительскую аудиторию таких федеральных телерадиокомпаний, как «Первый канал» [2]. Для миллионов людей Интернет становится альтернативным, а иногда и единственным источником получения информации [11].
Особенно значительное влияние всемирная паутина оказывает на молодое поколение. В частности, на эту тему в 2013 году в Пермской государственной медицинской академии им. ак. Е. А. Вагнера было проведено локальное социологическое исследование. В качестве респондентов выступили студенты педиатрического факультета 2 курса. В результате были получены следующие результаты.
Чаще всего целью выхода в Интернет становится «общение в социальных сетях, чатах, форумах» — 58 %, «просмотр фильмов, изучение музыкальных новинок» — 42 %, «последние новости, сводки погоды, курс валют» — 17 %, «on-line игры» — 6 %, «другое» — 3 %. Интересно отметить, что 60 % студентов-медиков используют Мировую Сеть не только в развлекательных, но и в обучающих целях, то есть в качестве средства подготовки к занятиям.
Одной из задач исследования также было выявление взаимосвязи между мотивами посещения Интернета и удовлетворенностью студента отношениями с семьей, друзьями, однокурсниками, его успехами в учебе. Напомним, что 58 % опрошенных выходят в Интернет с целью общения в социальных сетях, чатах, форумах. Оказалось, что 90 % студентов удовлетворены отношениями с семьей, 87 % — с друзьями, 75 % — с однокурсниками и 41 % респондентов — своими успехами в учебе. Интересно отметить, что только 7 % опрошенных предпочитают виртуальное общение реальному.
Подавляющее большинство будущих детских врачей посещает Интернет «ежедневно» — 89 %, «2–3 раза в неделю» — 8 %, «1 раз в месяц» — 3 %. Процент людей, не пользующихся Мировой Сетью, что важно заметить, составляет 0 %.
В среднем студенты проводят в Интернете в будний день около «1–2 часов»- 34 % опрошенных (чуть более трети), «более 4-х часов» — 26 % (чуть менее трети), «2–4 часа» — 24 %, «менее 1 часа» — 16 %. В выходной день «более 4-х часов» — 34 % респондентов, «2–4 часа» — 24 %, «1–2 часа» — 23 %, «менее 1 часа» — 19 %. То есть, количество учащихся, пользующихся Интернетом «более 4-х часов» в день в выходные дни, увеличивается с 26 % до 34 %. Это происходит за счет тех студентов, которые не могли позволить себе проводить в Интернете более «1–2 часов» в будни дни. Количество студентов, которые тратят на посещение Интернет все свое свободное время, составляет около 58 %, то есть подавляющая часть.
Важно заметить, что 26 % процентов опрошенных тратят на посещение Интернета более 4-х часов, в то время как только 18 % имеют это время в запасе. То есть около 8 % учащихся жертвует временем, выделенным на сон, еду и пр.
Большая часть респондентов, если у них нет возможности выхода в Интернет в течение нескольких дней, не испытывает «никаких эмоций» — 67 % опрошенных испытывают «чувство беспокойства и тревоги», 10 % — «дискомфорт, непреодолимое желание выйти в Интернет», 9 % — другое.
Подводя итоги опроса, можно сказать следующее. Во-первых, Интернет занимает значительное место в жизни молодежи. Во-вторых, Интернет-аддикция имеет ограниченное распространение. В-третьих, Мировая Сеть является одним из главных источником информации для людей, прежде всего, молодежи, а отсутствие серьезного контроля в Сети создает возможности для манипуляций их сознанием. В-четвертых, вышеуказанные обстоятельства неизбежно должны ставить правительство любой страны перед необходимостью формирования особой политики в области Интернет-пространства, направленной на информационную безопасность не только военно-стратегических, но и гражданских структур.
В последние время в России были предприняты решительные шаги по обеспечению подобной безопасности. Во-первых, были созданы специальные административные и военные органы. В 2012 году состоялось открытие нового Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи в Государственной Думе РФ [15]. В 2013 году началось формирование особых «киберподразделений» в вооруженных силах РФ, кадровый состав которых будет представлен отечественными выпускниками-программистами, отлично разбирающихся не только в технологиях, интернет-среде и социальных медиа, но и «понимающих» геополитическую ситуацию в мире [1]. Основными задачами этих и подобных им органов станут мониторинг и обработка информации, а также борьба с пиратством и другими виртуальными угрозами [5].
Второе направление политики правительства РФ в области информационной безопасности проявилось в работе с многообразными СМИ — теле- и радиовещательными компаниями и печатными изданиями. Главная цель подобных действий заключается в ликбезе населения. В статьях и передачах, посвященных «цифровому суверенитету» страны, описываются всевозможные варианты сетевых махинаций и способы их избежания [3]. На тему Интернета, социальных сетей и информационных войн в отечественных СМИ выступили президент РФ В. Путин [12] Д. Рогозин [13], основоположник российской IT индустрии И. Ашманов [1,2] и др.
Третье направление политики государства выразилось в создании официальных интернет-площадок, наподобие проекта «Открытое правительство» [18] и работа молодежных проправительственных организаций в социальных сетях [4] с целью популяризации действий официальной власти.
Таким образом, исходя из всего вышесказанного, необходимость проведения государством особой политики, направленной на обеспечение информационной безопасности общества, сегодня является более чем очевидной.
Литература:
1. Ашманов И. Забил я цифрой пушку туго. Помогут ли победе в информационной войне роботы и мобилизация хакеров? / Беседовал И. Елисеев // Российская газета: [сайт]. http://www.rg.ru/2013/05/23/ashmanov.html (дата обращения: 21.01.2014).
2. Ашманов И. Короткая память. Как изменился Интернет в 2012 году и что ждет его в 2013? / Беседовал И. Елков // Российская газета: [сайт]. http://www.rg.ru/2013/01/17/ashmanov.html (дата обращения: 21.01.2014).
3. Беляев Д. Блоговброс. Чем отличается настоящая новость от «вброса»? // Российская газета: [сайт]. http://www.rg.ru/2012/10/11/blog.html (дата обращения: 21.01.2014).
4. Бирюкова Л. Молодая гвардия «Единой России» делает ставку на агитацию в соцсетях // Ведомости: [сайт]. URL: http://www.vedomosti.ru/politics/news/9352261/ v_kontakte_s_gvardejcami (дата обращения: 10.01.2014).
5. Благовещенский А. В российской армии появится киберкомандование // Российская газета: [сайт]. http://inosmi.ru/politic/20120311/187848018.html (дата обращения: 21.01.2014).
6. Благовещенский А. Иран нашел способ борьбы с компьютерным супервирусом // Российская газета: [сайт]. http://www.rg.ru/2012/05/29/iran-site-anons.html (дата обращения: 21.01.2014).
7. Благовещенский А. Россия, Китай и КНДР причастны к большинству мировых кибератак — Япония // Российская газета: [сайт]. http://www.rg.ru/2013/07/09/japan-cyber-site-anons.html (дата обращения: 21.01.2014).
8. Вантр Д. Может ли кибератака привести к краху страны? // ИноСМИ: [сайт]. http://www.inosmi.ru/world/20130410/207921082.html (дата обращения: 12.01.2014).
9. Войскунский А. Е. Зависимость от Интернета: актуальная проблема. Социальные и психологические последствия применения информационных технологий. Материалы Интернет-конференции / Под ред. А. Е. Войскунского. М., 2001. С. 58–68.
10. Дондурей Д., Колесов Г. Жизнь без «Одноклассников». Как быть тем, кто не поспевает за прогрессом? / Беседовала С. Альперина // Российская газета: [сайт].. http://www.rg.ru/2013/01/17/progress.html (дата обращения: 20.01.2014).
11. Нужна ли цензура в Интернете? Вопрос недели // Российская газета: [сайт].. http://www.rg.ru/2012/10/11/internet-cenzura.html (дата обращения: 20.01.2014).
12. Путин В. Выступление на заседании Совета Безопасности // Президент России: [сайт]. http://www.kremlin.ru/news/18529 (дата обращения: 20.01.2014).
13. Рогозин Д. Под колпаком // Российская газета: [сайт]. http://www.rg.ru/2013/06/07/rogozin-seti-site-anons.html (дата обращения: 21.01.2014).
14. Техан Р. Плетя «всемирную паутину»: История и структура сети Интернет // Государственный Департамент США [сайт]. URL: http://www.infousa.ru/information/rl30987.htm (дата обращения:21.01.2014).
15. Тимофеева О. Закрытый просмотр. Стремление влиять на СМИ часто дает обратный эффект / Беседовал М. Барщевский // Российская газета: [сайт]. http://www.rg.ru/2012/11/08/effekt.html (дата обращения: 21.01.2014).
16. Тротти Р. Кибернетические бомбы // ИноСМИ: [сайт]. http://www.inosmi.ru/ world/20130429/208554602.html (дата обращения: 12.01.2014).
17. Цзяньгуан М., Пэн С. Россия создает кибервойска // ИноСМИ: [сайт]. http://www.inosmi.ru/politic/20130805/211609091.html (дата обращения: 12.01.2014).
18. Что такое Открытое правительство // Большое правительство: [сайт]. URL: http://большоеправительство.рф/opengov (дата обращения: 12.08.2013).