Самоэффективность психолога-консультанта является важным фактором и предпосылкой качества психологического консультирования. В практике особое значение приобретает оценка уровня самоэффективности, которая:
— оказывает влияние на построение терапевтических отношений с клиентом;
— позволяет своевременно наметить вектор профессионального развития;
— даёт возможность внести изменения в процесс консультирования;
— способствует предотвращению выгорания.
Высокий уровень самоэффективности способствует формированию чёткой и устойчивой профессиональной идентичности [1].
На современном этапе развития системы психологической помощи, когда возрастают требования к качеству и эффективности услуг, внутренняя убеждённость специалиста в собственной компетентности становится важным ресурсом. Однако существующие данные указывают на то, что качество восприятия психологами своей профессиональной эффективности нередко бывает ниже объективных показателей и желаемого уровня. Этот диссонанс представляет собой существенную проблему, поскольку самоэффективность напрямую влияет на результативность профессиональной деятельности: она определяет степень усилий, включенность, настойчивость в преодолении сложных случаев, эмоциональную устойчивость и способность к творческому поиску решений. Психолог-консультант, личностно глубоко включённый в процесс консультирования, нуждается в сбалансированном и осознанном восприятии своих возможностей — это необходимо для устойчивого развития, предотвращения профессионального выгорания и управления консультационным процессом.
Анализ факторов самоэффективности позволяет прогнозировать и целенаправленно управлять оптимальным уровнем профессиональной самоэффективности. Это имеет важное практическое значение для разработки программ сопровождения практикующих специалистов, супервизии и повышения квалификации психологов-консультантов, что в конечном итоге способствует повышению стандартов оказываемой психологической помощи в обществе, что в свою очередь является одним из существенных факторов формирования пула специалистов с надлежащими личностными и профессиональными компетенциями.
Важность оценки самоэффективности для психологической практики трудно переоценить. Согласно Альберту Бандуре, данный конструкт включает в себя веру человека в свою способность успешно справляться с конкретными задачами и ситуациями как центральную детерминанту поведения, является специфической оценкой своих возможностей в конкретной области деятельности и в то же время не является статичным качеством, а формируется под влиянием опыта, социальных факторов и эмоционального состояния, характеризуется убеждением человека в своей способности управлять событиями, воздействующими на его жизнь, и успешно преодолевать жизненные ситуации и трудности [2].
Для психолога-консультанта необходимость рефлексии по поводу самооценки подтверждается и тем фактом, что она коррелирует с основными компонентами профессионального благополучия. Это означает, что вера специалиста в свою профессиональную компетентность и способность справляться с задачами положительно связана с его удовлетворённостью работой, самооценкой как профессионала, отношениями с коллегами и клиентами и ощущением автономности в профессиональной деятельности [3].
Как показывают проведенные исследования, существует ряд факторов, которые пересекаются с оценкой самоэффективности психологов-консультантов. Это не только профессиональные характеристики, но и личностные особенности:
— чем лучше психолог-консультант понимает свои эмоции и управляет ими, тем выше его самоэффективность; чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем выше показатели удовлетворённости профессиональной деятельностью и ниже показатели утомления от сочувствия [4];
— рост профессионального опыта, вовлечение в практику, а также получение положительной обратной связи (от клиентов или супервизоров) способствует повышению самоэффективности у специалистов [5];
— профессиональное самоотношение порождается реальными отношениями, связывающими индивидуальные свойства с процессом и результатом профессиональной деятельности, со временем оно может оформиться в самостоятельный функционально автономный мотив, способный побуждать и направлять активность субъекта профессиональной деятельности, наделяя её смысловой окраской [6];
— личностные качества психолога могут влиять на самоэффективность: высокий уровень интеллекта, фокус внимания на клиенте, открытость к отличным от собственных взглядам, гибкость, эмпатичность, аутентичность поведения, энтузиазм, оптимизм, уверенность в себе, адекватная самооценка — эти характеристики могут служить основой для развития самоэффективности, так как они напрямую влияют на способность консультанта эффективно решать профессиональные задачи [7].
Таким образом,оценка самоэффективности является важным измеримым инструментом обеспечения качества и профессионального роста специалиста в психологическом консультировании. Она позволяет сделать процесс управляемым и личностно окрашенным, что немаловажно для такой важной помогающей профессии, как психолог-консультант.
Литература:
1. Сидорина, Е. В. Взаимосвязь профессиональной идентичности и уровня самоэффективности у будущих психологов‑консультантов / Е. В. Сидорина, Е. Б. Мамонова, О. Е. Березова // Проблемы современного педагогического образования. — 2024. — № 85‑1. — С. 447–449. — EDN BFCBOT.
2. Bandura, A. Self-efficacy: The exercise of control / A. Bandura. — New York: W. H. Freeman, 1997. — 604 p. — ISBN 978‑0‑7167‑2850‑4 (ISBN 0‑7167‑2850‑8); ISBN 978‑0‑7167‑2626‑5 (ISBN 0‑7167‑2626‑2). — OCLC 36074515.
3. Колесников, В. Н. Самоэффективность как предиктор профессионального благополучия и мотивации профессиональной деятельности // Проблемы психологии образования: сборник статей по итогам научно‑практической конференции кафедры психологии Института педагогики и психологии Петрозаводского государственного университета «Стратегии образования в северном измерении: ребёнок, ученик, студент / воспитатель, учитель, преподаватель» / ответственный редактор и составитель В. Н. Колесников. — Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2021. — С. 23–29.
4. Панкратова, А. А. Связь эмоционального интеллекта с эффективностью деятельности и качеством профессиональной жизни у начинающих психологов‑консультантов / А. А. Панкратова, М. Е. Николаева // Психолого‑педагогические исследования. — 2022. — Том 14, № 3. — С. 21–37.
5. Кисельникова, Н. В. Русскоязычная версия шкалы оценки самоэффективности психологов‑консультантов и психотерапевтов / Н. В. Кисельникова, Т. Н. Альмухаметова, М. М. Данина, Е. А. Куминская, Е. В. Лаврова, Д. Э. Крашенинников, В. А. Поджио // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2021. — Том 18, № 4. — С. 700–717.
6. Карпинский, К. В. Профессиональное самоотношение личности и методика его психологической диагностики / К. В. Карпинский, А. М. Колышко. — Гродно: ГрГУ, 2010. — 139 с. — ISBN 978‑985‑515‑363‑5.
7. Верняева, Т. А. Профессионально‑личностный портрет психолога: автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата психологических наук / Т. А. Верняева. — Санкт‑Петербург, 1998. — 18 с.

