Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Аутентичные материалы как ресурс обучения грамматике английского языка на этапе основного общего образования

Педагогика
Препринт статьи
28.12.2025
Поделиться
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению актуальной проблемы обучения грамматике английского языка на этапе основного общего образования, при этом в качестве ресурса повышения эффективности организации данного процесса предлагается использовать аутентичные материалы. В статье уточняется понятийное поле: приводится определение аутентичности, рассматриваются ее виды, делается акцент на важности обеспечения аутентичности не только самих материалов, но и создания аутентичности учебного процесса; дается определение обучения грамматике английского языка. Также статья описывает условия, при которых применение аутентичных материалов с обозначенной целью обладает высокой потенциальной эффективностью. В статье представлен алгоритм организации педагогической работы при использовании аутентичных материалов в обучении грамматике английского языка на этапе основного общего образования.
Библиографическое описание
Шадринцева, И. А. Аутентичные материалы как ресурс обучения грамматике английского языка на этапе основного общего образования / И. А. Шадринцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 52 (603). — URL: https://moluch.ru/archive/603/132076.


На современном этапе развития образования необходим поиск новых приемов, методов и стратегий обучения грамматике, что обусловлено доминирующими подходами — коммуникативным и лингво-культурологическим. Богатым потенциалом в этой области обладают аутентичные материалы, в которых отражены и специфические речевые обороты, и непосредственно особенности культуры носителей английского языка. Однако, теоретическая и методическая база их использования в контексте конкретно обучения грамматике английского языка на этапе основного общего образования недостаточно проработана. Иными словами, имеет место антиномия между необходимостью организации эффективного и интересного обучения грамматике британского языка и недостаточной изученностью тактик и стратегий работы с неадаптированными аутентичными материалами, критериев их отбора для обучающихся на указанном рубеже обучения. Указанное противоречие обуславливает актуальность рассматриваемой проблемы.

В первую очередь, необходимо уточнить понятийное поле. Ключевыми представлениями в рамках данной статьи являются аутентичные материалы и изучение грамматики. Итак, А. Д. Стрельцовой были изучены особенности интерпретации представления аутентичных материалов отечественными и зарубежными лингвистами. Ученым указывается, что «под аутентичными материалами подразумевают материалы, созданные носителями языка и применяемые в учебном процессе, который ориентирован на коммуникативный подход в обучении иностранному языку» [4]. В соответствии с осознанием аутентичности материалов, описываемых в исследованиях Л. Е. Смирновой, необходимо отметить, что обязательным условием их применения в обучении иностранному языку считается цель их создания для самих носителей языка, а не для обучающихся [3].

Опираясь на исследования Уиддоусона, разделявшего понятия подлинности и аутентичности, и предписывавшего, что аутентичными должны быть не материалы [7], а учебный процесс, и работы Л. Лиера [5], дифференцировавшего различные виды аутентичности, можно выделить следующие условия организации аутентичного учебного процесса:

  1. действительность используемых материалов, при этом в данном контексте они не обязательно обязаны быть созданы для носителей языка, но и могут быть разработаны умышленно для изучения на уроке, при этом они должны быть информационно и пылко насыщенными, а также содержать элементы естественного языка;
  2. прагматичная действительность, органично сочетающая в себе аутентичность контекста и аутентичность взаимодействия, что на практике выражается в том, что педагог стремится соблюдать баланс внимания между содержательной и грамматической стороной высказываний обучающихся, соответствием применяемых ими языковых средств коммуникативной ситуации;
  3. личностная аутентичность, предполагающая осознанную включенность обучающихся в коммуникативные процессы на уроке, конкретное целеполагание, соответствие содержания высказывания его цели и личную органично детерминированную ответственность за его корректировку.

На основании исследований О. Н. Ильиной и Е. А. Даниловой разрешено выделить следующее определение понятия «грамматика»: «обучение грамматике британского языка — это процесс постепенного и поэтапного овладения грамматическими операциями и поступками в речи, в ходе которого происходит формирование грамматических умений у обучающихся для правильного оформления ими высказываний, распознавания грамматических форм в ежедневной жизни, деловой и художественной литературе» [1].

В рамках данной статьи предлагается общий из вариантов актуализации ресурса аутентичных материалов при обучении грамматике. В группу аутентичных материалов могут быть включены все виды речевых материалов, разработанных носителями языка для носителей языка. В качестве ключевых методов используются словесный, наглядный и проблемный методы.

Построение урока должно учитывать интересы, отличительные черты и возможности обучающихся. Одним из способов актуализации ресурса аутентичных материалов в обучении грамматике британского языка может стать интеграция в их структуру цифровых аутентичных материалов и активное использовании цифровых технологий в учебном процессе. Большинством ученых, исследовавших проблему работы с аутентичными материалами, акцентируется внимание на аутентичности учебного процесса, а не самих материалов. Это могут быть обезличенные, не имеющие конфиденциальной информации аудиосообщения из мессенджеров, посты в социальных сетях, короткие видеоролики и т. д.

На подготовительном этапе в начале учебного года можно организовать анкетирование обучающихся сравнительно их интересов, увлечений, способностей, которое можно провести с применением цифровых технологий сбора данных (Яндекс-формы). Сама анкета может быть представлена обучающимся либо в формате ссылки, либо в формате QR-кода. Функционал Яндекс-форм предполагает первичную аналитику результатов, на основе которых может быть составлен своеобразный чарт тем, форм и содержаний аутентичных материалов, которые были бы увлекательны самим обучающимся.

Необходимо сформировать у обучающихся отчетливое понятие аутентичного материала и критериев его отбора для использования в учебном процессе (информационная и чувственная насыщенность, создание носителями языка для носителей языка, тождественность, возрастная доступность восприятия, соответствие нормам законодательства, этики и морали).

После этого обучающихся необходимо ознакомить с их новой ролью — помощников педагога по отбору аутентичных материалов. Раздать список лексических тем (наименований юнитов), которые будут изучены в рамках учебного года, и предложить варианты аутентичного материала, который они могут выбрать. Необходимо обеспечить максимальное разнообразие заданий на формирование грамматических умений с использованием аутентичного материала.

Для темы «Проблемы школьников» можно предложить следующее задание: Прочитайте статью «22 Fresh Social Media Post Ideas for 2024», принимая во внимание представленные в ней рекомендации, напишите пост для социальной сети на тему «Подростки и их трудности: ты не один!». Какие речевые обороты Вы чаще всего приняли на вооружение, чтобы привлечь аудиторию? Глаголы в каком времени чаще фигурировали в Вашем посте и почему? Какие выражения, средства языка и обращения Вы использовали, чтобы привлечь аудиторию? [6].

Для темы про коммуникацию и межличностные взаимоотношения можно предложить следующее задание. Вам предлагаются две аудиозаписи заставки кулинарной программы, одна из них создана носителем языка, а вторая — нет. Найдите подлинную аудиозапись. Какие грамматические признаки помогли Вам ее определить? [2].

Для темы про кино и сериалы можно предложить следующий вариант задания. Разделитесь на две команды. Используя тематические видеохостинги, посмотрите одну серию сериала в оригинале. Распределите между собой роли, которые Вы будете анализировать, проанализируйте Вашего персонажа, подберите его любимые выражения и речевые обороты, охарактеризуйте грамматическое содержание его реплик. Укажите, как характер персонажа находит отражение в грамматическом оформлении его речи.

По аналогии возможно выстроить упражнения и для других тем.

Таким образом, аутентичный материал является многогранным и неисчерпаемым ресурсом для применения в контексте изучения грамматике английского языка на рубеже ос.новного общего образования. Од.на.ко, важно помнить, что не каждый его образец пригоден для использования в учеб.ном процессе, необходимо осуществлять его качественный отбор.

Кроме того, особое внимание необходимо уделять соблюдению условий работы с ним, сосредотачиваться на аутентичности учебного процесса, а не исключительно самого материала, что будет способствовать развитию грамматических умений воспитанников.

Обучение грамматике является важнейшей задачей преподавания английского языка. Использование аутентичных материалов, отбираемых в соответствии со способностями, интересами и пристрастиями обучающихся, в совокупности с использованием цифровых технологий может нивелировать обозначенные проблемы и способствовать повышению внутренней детерминированной мотивации обучающихся к изучению британского языка в целом и его грамматики в частности.

Литература:

  1. Ильина О. Н., Данилова Е. А. Обучение грамматике в контексте на уроках британского языка // Динамика гуманитарных и социально-экономических наук в условиях цифровой формат трансформации: сборник научных трудов по материалам Международной учено-практической конференции 30 ноября 2023г. Белгород: ООО Агентство перспективных научных изысканий (АПНИ), 2023. С. 12–14. URL.: https://apni.ru/article/7509-obuchenie-grammatike-v-kontekste-na-urokakh
  2. Масловская Д. Аутентичные VS неаутентичные материалы// Образовательный Веб-портал «Anglofeel.ru»: [сайт] [2016]. URL.: https://anglofeel.ru/blog/autentichnye-vs-neautentichnye-materialy
  3. Смирнова Л. Е. Методическая подлинность в обучении иностранному языку/ Л. Е. Смирнова // Международный научный журналист «Инновационная наука». 2016. № 11. 134 с.
  4. Стрельцова А. Д. Понятие «Аутентичные материалы» в работах российских и зарубежных лингвистов // Форум молодых ученых. 2019. № 5 (33). С.1198–1220.
  5. Lier L. V. The Classroom and the Language Learner. N.Y: Longman. 1988. 262 р.
  6. Martin M. 22 Fresh Social Media Post Ideas for 2024// Блог «Hoodsuite»: [веб-сайт]. [2024]. URL.: https://blog.hootsuite.com/content-idea-cheat-sheet/
  7. Widdowson H. G. Aspects of Language Teaching. Oxford: Oxford University Press, 1990. 213 p.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №52 (603) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный