На современном этапе развития образования необходим поиск новых приемов, методов и стратегий обучения грамматике, что обусловлено доминирующими подходами — коммуникативным и лингво-культурологическим. Богатым потенциалом в этой области обладают аутентичные материалы, в которых отражены и специфические речевые обороты, и непосредственно особенности культуры носителей английского языка. Однако, теоретическая и методическая база их использования в контексте конкретно обучения грамматике английского языка на этапе основного общего образования недостаточно проработана. Иными словами, имеет место антиномия между необходимостью организации эффективного и интересного обучения грамматике британского языка и недостаточной изученностью тактик и стратегий работы с неадаптированными аутентичными материалами, критериев их отбора для обучающихся на указанном рубеже обучения. Указанное противоречие обуславливает актуальность рассматриваемой проблемы.
В первую очередь, необходимо уточнить понятийное поле. Ключевыми представлениями в рамках данной статьи являются аутентичные материалы и изучение грамматики. Итак, А. Д. Стрельцовой были изучены особенности интерпретации представления аутентичных материалов отечественными и зарубежными лингвистами. Ученым указывается, что «под аутентичными материалами подразумевают материалы, созданные носителями языка и применяемые в учебном процессе, который ориентирован на коммуникативный подход в обучении иностранному языку» [4]. В соответствии с осознанием аутентичности материалов, описываемых в исследованиях Л. Е. Смирновой, необходимо отметить, что обязательным условием их применения в обучении иностранному языку считается цель их создания для самих носителей языка, а не для обучающихся [3].
Опираясь на исследования Уиддоусона, разделявшего понятия подлинности и аутентичности, и предписывавшего, что аутентичными должны быть не материалы [7], а учебный процесс, и работы Л. Лиера [5], дифференцировавшего различные виды аутентичности, можно выделить следующие условия организации аутентичного учебного процесса:
- действительность используемых материалов, при этом в данном контексте они не обязательно обязаны быть созданы для носителей языка, но и могут быть разработаны умышленно для изучения на уроке, при этом они должны быть информационно и пылко насыщенными, а также содержать элементы естественного языка;
- прагматичная действительность, органично сочетающая в себе аутентичность контекста и аутентичность взаимодействия, что на практике выражается в том, что педагог стремится соблюдать баланс внимания между содержательной и грамматической стороной высказываний обучающихся, соответствием применяемых ими языковых средств коммуникативной ситуации;
- личностная аутентичность, предполагающая осознанную включенность обучающихся в коммуникативные процессы на уроке, конкретное целеполагание, соответствие содержания высказывания его цели и личную органично детерминированную ответственность за его корректировку.
На основании исследований О. Н. Ильиной и Е. А. Даниловой разрешено выделить следующее определение понятия «грамматика»: «обучение грамматике британского языка — это процесс постепенного и поэтапного овладения грамматическими операциями и поступками в речи, в ходе которого происходит формирование грамматических умений у обучающихся для правильного оформления ими высказываний, распознавания грамматических форм в ежедневной жизни, деловой и художественной литературе» [1].
В рамках данной статьи предлагается общий из вариантов актуализации ресурса аутентичных материалов при обучении грамматике. В группу аутентичных материалов могут быть включены все виды речевых материалов, разработанных носителями языка для носителей языка. В качестве ключевых методов используются словесный, наглядный и проблемный методы.
Построение урока должно учитывать интересы, отличительные черты и возможности обучающихся. Одним из способов актуализации ресурса аутентичных материалов в обучении грамматике британского языка может стать интеграция в их структуру цифровых аутентичных материалов и активное использовании цифровых технологий в учебном процессе. Большинством ученых, исследовавших проблему работы с аутентичными материалами, акцентируется внимание на аутентичности учебного процесса, а не самих материалов. Это могут быть обезличенные, не имеющие конфиденциальной информации аудиосообщения из мессенджеров, посты в социальных сетях, короткие видеоролики и т. д.
На подготовительном этапе в начале учебного года можно организовать анкетирование обучающихся сравнительно их интересов, увлечений, способностей, которое можно провести с применением цифровых технологий сбора данных (Яндекс-формы). Сама анкета может быть представлена обучающимся либо в формате ссылки, либо в формате QR-кода. Функционал Яндекс-форм предполагает первичную аналитику результатов, на основе которых может быть составлен своеобразный чарт тем, форм и содержаний аутентичных материалов, которые были бы увлекательны самим обучающимся.
Необходимо сформировать у обучающихся отчетливое понятие аутентичного материала и критериев его отбора для использования в учебном процессе (информационная и чувственная насыщенность, создание носителями языка для носителей языка, тождественность, возрастная доступность восприятия, соответствие нормам законодательства, этики и морали).
После этого обучающихся необходимо ознакомить с их новой ролью — помощников педагога по отбору аутентичных материалов. Раздать список лексических тем (наименований юнитов), которые будут изучены в рамках учебного года, и предложить варианты аутентичного материала, который они могут выбрать. Необходимо обеспечить максимальное разнообразие заданий на формирование грамматических умений с использованием аутентичного материала.
Для темы «Проблемы школьников» можно предложить следующее задание: Прочитайте статью «22 Fresh Social Media Post Ideas for 2024», принимая во внимание представленные в ней рекомендации, напишите пост для социальной сети на тему «Подростки и их трудности: ты не один!». Какие речевые обороты Вы чаще всего приняли на вооружение, чтобы привлечь аудиторию? Глаголы в каком времени чаще фигурировали в Вашем посте и почему? Какие выражения, средства языка и обращения Вы использовали, чтобы привлечь аудиторию? [6].
Для темы про коммуникацию и межличностные взаимоотношения можно предложить следующее задание. Вам предлагаются две аудиозаписи заставки кулинарной программы, одна из них создана носителем языка, а вторая — нет. Найдите подлинную аудиозапись. Какие грамматические признаки помогли Вам ее определить? [2].
Для темы про кино и сериалы можно предложить следующий вариант задания. Разделитесь на две команды. Используя тематические видеохостинги, посмотрите одну серию сериала в оригинале. Распределите между собой роли, которые Вы будете анализировать, проанализируйте Вашего персонажа, подберите его любимые выражения и речевые обороты, охарактеризуйте грамматическое содержание его реплик. Укажите, как характер персонажа находит отражение в грамматическом оформлении его речи.
По аналогии возможно выстроить упражнения и для других тем.
Таким образом, аутентичный материал является многогранным и неисчерпаемым ресурсом для применения в контексте изучения грамматике английского языка на рубеже ос.новного общего образования. Од.на.ко, важно помнить, что не каждый его образец пригоден для использования в учеб.ном процессе, необходимо осуществлять его качественный отбор.
Кроме того, особое внимание необходимо уделять соблюдению условий работы с ним, сосредотачиваться на аутентичности учебного процесса, а не исключительно самого материала, что будет способствовать развитию грамматических умений воспитанников.
Обучение грамматике является важнейшей задачей преподавания английского языка. Использование аутентичных материалов, отбираемых в соответствии со способностями, интересами и пристрастиями обучающихся, в совокупности с использованием цифровых технологий может нивелировать обозначенные проблемы и способствовать повышению внутренней детерминированной мотивации обучающихся к изучению британского языка в целом и его грамматики в частности.
Литература:
- Ильина О. Н., Данилова Е. А. Обучение грамматике в контексте на уроках британского языка // Динамика гуманитарных и социально-экономических наук в условиях цифровой формат трансформации: сборник научных трудов по материалам Международной учено-практической конференции 30 ноября 2023г. Белгород: ООО Агентство перспективных научных изысканий (АПНИ), 2023. С. 12–14. URL.: https://apni.ru/article/7509-obuchenie-grammatike-v-kontekste-na-urokakh
- Масловская Д. Аутентичные VS неаутентичные материалы// Образовательный Веб-портал «Anglofeel.ru»: [сайт] [2016]. URL.: https://anglofeel.ru/blog/autentichnye-vs-neautentichnye-materialy
- Смирнова Л. Е. Методическая подлинность в обучении иностранному языку/ Л. Е. Смирнова // Международный научный журналист «Инновационная наука». 2016. № 11. 134 с.
- Стрельцова А. Д. Понятие «Аутентичные материалы» в работах российских и зарубежных лингвистов // Форум молодых ученых. 2019. № 5 (33). С.1198–1220.
- Lier L. V. The Classroom and the Language Learner. N.Y: Longman. 1988. 262 р.
- Martin M. 22 Fresh Social Media Post Ideas for 2024// Блог «Hoodsuite»: [веб-сайт]. [2024]. URL.: https://blog.hootsuite.com/content-idea-cheat-sheet/
- Widdowson H. G. Aspects of Language Teaching. Oxford: Oxford University Press, 1990. 213 p.

