Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

История развития российского законодательства о защите прав потребителей

Юриспруденция
Препринт статьи
24.12.2025
Поделиться
Аннотация
Статья посвящена становлению и эволюции законодательства о защите прав потребителей в России и рассматривает его развитие в историческом контексте. Показано, что как самостоятельная отрасль правового регулирования защита прав потребителей оформилась сравнительно поздно — в начале 1990-х годов: в позднесоветский период потребитель не выступал автономным участником рыночных отношений, а защита интересов обеспечивалась преимущественно административным контролем качества и безопасности продукции (стандарты, санитарные и технические требования). Ключевым этапом стало принятие Закона РФ от 07.02.1992 № 2300–1, закрепившего базовые права потребителей (безопасность, качество, информация, возмещение убытков и компенсация морального вреда) и специальные способы защиты. Далее прослеживаются процессы интеграции потребительских норм с гражданско-правовым регулированием и роль судебной практики в уточнении критериев ответственности и механизмов защиты. Отдельно раскрывается тенденция 2000-х к детализации процедур и усилению стимулирующих санкций, а также адаптация 2010-х к дистанционной торговле и цифровизации. В современный период акцент смещается на платформенную экономику: вводится регулирование агрегаторов и маркетплейсов, усиливаются требования к достоверности информации, расширяются внесудебные способы урегулирования и оценивается добросовестность поведения предпринимателя. Делается вывод о поступательном движении от административно-стандартизационной модели к комплексной системе, ориентированной на цифровую торговлю и повышение практической эффективности восстановления нарушенных прав потребителей.
Библиографическое описание
Михайлова, А. М. История развития российского законодательства о защите прав потребителей / А. М. Михайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 52 (603). — URL: https://moluch.ru/archive/603/132007.


Как самостоятельная отрасль законодательства защита прав потребителей возникла в России сравнительно недавно — в начале 90-х годов. До этого законодательство не выделяло потребителя как самостоятельную категорию рыночных отношений, и регулирование отношений с их участием осуществлялось общими нормами гражданского и иных отраслей законодательства.

В целях исследования исторического контекста можно выделить следующие основные периоды развития российского законодательства о защите прав потребителей.

Предпосылки становления института защиты прав потребителей (конец 1980-х — 1991 гг.). В позднесоветский период защита интересов граждан в сфере потребления не была оформлена как самостоятельный правовой институт. Регулирование строилось преимущественно на административно-правовых механизмах контроля торговли и качества продукции, а также на стандартизации (ГОСТ, ведомственные правила), санитарных и технических требованиях. Потребитель выступал не как автономный участник рыночных отношений, а как адресат государственных гарантий, реализуемых через систему норм о качестве и безопасности продукции и порядок торговли. Отсутствие конкурентной среды, дефицит и плановый характер распределения снижали значимость договорных механизмов и частноправовых способов защиты [8, с. 222]

Формирование базовой законодательной модели (1992 г. — середина 1990-х гг.) Переход к рыночной экономике обусловил необходимость специальной правовой охраны потребителя как более слабой стороны. Опорным нормативным актом стал Закон РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей», закрепивший систему ключевых прав: на безопасность, качество, достоверную и полную информацию о товаре (работе, услуге), на возмещение убытков и компенсацию морального вреда.

На данном этапе были введены специальные способы защиты (обмен, замена, ремонт, отказ от договора и др.), определены сроки предъявления требований и базовые принципы ответственности продавца/изготовителя/исполнителя. Одновременно началось формирование административного надзора и судебной практики по новым категориям споров.

В 1988 году была предпринята первая попытка создания специального законодательства. Осенью этого года был разработан Закон СССР «О качестве продукции защиты прав потребителей». В данном законопроекте большая часть посвящена была проблемам обеспечения качества товаров и услуг, а нормы по защите интересов потребителя содержались всего в одном разделе. Проект закона долго обсуждался и в итоге был отвергнут в виду того, что большую часть положений невозможно было реализовать на практике [8, с. 223].

Тем не менее, сама инициатива стала важным этапом: она показала необходимость выделения прав потребителей в самостоятельный объект правового регулирования и выявила пробелы существующей системы контроля качества. Дальнейшее развитие законодательства происходило уже с учётом этих выводов — постепенно смещался акцент от исключительно производственно-контрольных механизмов к признанию потребителя полноценным участником гражданско-правовых отношений, нуждающимся в специальных гарантиях.

В последующие годы началась подготовка более комплексных нормативных актов, предусматривающих не только требования к качеству, но и порядок предъявления претензий, ответственность изготовителя (продавца, исполнителя), а также механизмы судебной и внесудебной защиты. В итоге именно этот период заложил основу для формирования отдельного направления правового регулирования, связанного с защитой прав потребителей, которое в дальнейшем получило более чёткое оформление в национальном законодательстве.

Систематизация и интеграция с гражданско-правовым регулированием (вторая половина 1990-х — начало 2000-х гг.) Дальнейшее развитие института характеризовалось увязкой потребительских гарантий с общей системой гражданского законодательства, укреплением договорных конструкций и единых подходов к ответственности. Существенное значение приобрела судебная практика, которая вырабатывала критерии существенности недостатков, распределения бремени доказывания, оценки убытков и морального вреда, а также соотношение специальных норм закона о защите прав потребителей с общими положениями обязательственного права. Стабилизация рынка потребовала более четких рамок для участников оборота и предсказуемости правоприменения [8, с. 223].

Классические гарантии впервые получили системное оформление после принятия в 1992 году Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300–1. Институт защиты прав потребителей, исторически сложившийся вокруг данного правового акта, изначально был ориентирован на традиционную парадигму.

Классические гарантии впервые получили системное оформление после принятия в 1992 году Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300–1. Институт защиты прав потребителей, исторически сложившийся вокруг данного правового акта, изначально был ориентирован на традиционную парадигму [2].

Закон РФ от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» в своей первоначальной редакции являлся прогрессивным актом, закрепившим базовые права потребителей: на качество, безопасность, информацию, а также на судебную защиту и компенсацию морального вреда. Однако его нормы оказались недостаточно гибкими для регулирования новых форм коммерции [2].

Детализация процедур защиты и усиление стимулирующих санкций (2000-е гг.). В 2000-е годы регулирование развивалось по линии конкретизации обязанностей продавцов и исполнителей и усиления процедурных гарантий потребителей. Уточнялись правила удовлетворения требований при обнаружении недостатков, сроки ремонта/замены, порядок возврата и обмена, а также стандарты информирования. Важным направлением стало применение санкционных механизмов, стимулирующих добровольное исполнение законных требований потребителя (в логике предотвращения затягивания урегулирования и снижения транзакционных издержек обращения в суд). Параллельно усиливалось значение обязательных требований к безопасности продукции и надзорной функции государства [7, с. 154].

Адаптация законодательства к дистанционной торговле и цифровизации потребления (2010-е гг.). Расширение электронной коммерции изменило характер потребительских отношений: массовыми стали дистанционные способы заключения договоров, оплата и доставка, электронные сервисы. Законодательное регулирование и правоприменение сместили акцент на обеспечение прозрачности условий сделки и полноту информации о товаре и продавце, на пресечение недобросовестных практик (навязывание услуг, скрытые платежи, недостоверная реклама). Усложнение каналов продаж и рост посреднических моделей поставили вопрос о разграничении обязанностей и ответственности между участниками оборота.

Современный этап: платформенная экономика и комплексная модель защиты (конец 2010-х — 2020-е гг.). На современном этапе существенное влияние оказывают маркетплейсы, агрегаторы и экосистемы услуг, а также распространение подписочных моделей и комбинированных продуктов (товар + сервис). Развитие идет в сторону повышения эффективности защиты: стандартизации претензионного взаимодействия, расширения внесудебных способов урегулирования, усиления требований к достоверности и проверяемости информации в онлайн-среде [7, с. 155].

Правоприменение все чаще оценивает не только формальное соблюдение обязанностей, но и добросовестность поведения предпринимателя, включая прозрачность условий и реальную возможность потребителя реализовать свои права без чрезмерных препятствий. Множество поправок в нормативно-правовые акты было направлено на защиту прав потребителей в сфере интернет-торговли [7, с. 157].

Так, Федеральный закон от 29.07.2018 № 250-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» ввел понятие «владелец агрегатора информации о товарах (услугах)», а также установил обязанность владельцев подобных сервисов предоставлять на своих сайтах потребителям информацию о себе и продавце (исполнителе), а также обо всех произошедших в такой информации изменениях [1].

До принятия указанного закона какой-либо специальной ответственности перед потребителями в рамках законодательства о защите прав потребителей фактически не существо. Это стало важнейшим шагом в деле реализации утвержденной Правительством Российской Федерации в 2017 г. Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, в которой вопросы защиты прав потребителей в сфере электронной коммерции названы одними из самых приоритетных. Реализация этих приоритетов идет по нескольким четким векторам [3].

22 июля 2025 года депутаты Госдумы в окончательном чтении приняли закон «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в РФ». Как говорится в пояснении к законопроекту, документ будет регулировать работу маркетплейсов, агрегаторов и других площадок, которые выступают посредниками при совершении сделок и дают возможность оплачивать товары или услуги [5, с. 237].

Таким образом, развитие российского законодательства о защите прав потребителей прошло последовательные этапы: от административно-стандартизационной модели позднесоветского периода — к формированию базового специального закона в начале 1990-х, затем к интеграции с гражданским правом и детализации процедур защиты, и далее — к адаптации норм к цифровой и платформенной экономике. Общий вектор эволюции выражается в усилении информационной прозрачности, расширении ответственности предпринимателей и повышении практической эффективности механизмов восстановления нарушенных прав.

Эволюция законодательства о защите прав потребителей в России движется от создания базового закона и перечня прав к усложненной системе регулирования, ориентированной на цифровую торговлю и платформенные бизнес-модели. При неизменной идее повышенной защиты экономически слабой стороны усиливались: (1) требования к информации и добросовестности, (2) ответственность предпринимателей, (3) процедурные гарантии быстрого восстановления нарушенных прав.

Литература:

  1. Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 29.07.2018 № 250-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства РФ. — 2018. — № 31. — Ст. 4839.
  2. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300–1 (ред. от 07.07.2025) «О защите прав потребителей» // Российская газета. 1992. 7 апреля.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 28.08.2017 № 1837-р «Об утверждении Стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. — 2017. — № 37. — Ст. 55.
  4. Бутько, Л. В., Лепешкина О. В., Лепешкин Е. Б. Правовое регулирование защиты прав потребителей: история и перспективы обновления / Л. В. Бутько // Право и государство: теория и практика. — 2023. — №. 7 (223). — С. 219–223.
  5. Ворожцова, Е. С. Эволюция прав потребителей от традиционной к цифровой парадигме в российской федерации: правовой анализ / Е. С. Ворожцова // Вестник науки. — 2025. — Т. 3. — №. 11 (92). — С. 233–240.
  6. Гавришева, Е. В. Правовое регулирование защиты прав потребителей в Российской Федерации на современном этапе / Е. В. Гавришева // Фестиваль права. — 2023. — С. 135–141.
  7. Мищенко, О. А. История становления и развития института защиты прав потребителей в России и за рубежом / О. А. Мищенко // Вестник науки. — 2022. — Т. 1. — №. 11 (56). — С. 152–161.
  8. Родионова, Я. Н. История развития российского законодательства о защите прав потребителей / Я. Н. Родионова // Академическая публицистика. — 2024. — № 1–2. — С. 221–225.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №52 (603) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный