Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Особенности административного правонарушения как основания для административной ответственности в теории и практике

Юриспруденция
21.12.2025
Поделиться
Аннотация
В статье анализируются теоретические, практические и законодательные проблемы административного правонарушения как основания административной ответственности. Изучение правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации позволило сформулировать предложения по решению выявленных проблем.
Библиографическое описание
Гарников, С. С. Особенности административного правонарушения как основания для административной ответственности в теории и практике / С. С. Гарников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 51 (602). — С. 478-481. — URL: https://moluch.ru/archive/602/131837.


Административная ответственность играет ключевую роль в системе государственного принуждения за нарушения публичных предписаний, обеспечивая оперативное и гибкое регулирование общественных отношений. Основанием для применения административной ответственности является административное правонарушение — специально предусмотренный законом состав юридического факта, наступление которого влечет применение административных мер.

Легальное определение административного правонарушения дается в ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [2] (далее — КоАП РФ), согласно которой в качестве такового признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законом установлена административная ответственность.

В научном юридической литературе исследователи, предлагая авторское понятие административного правонарушения, идут по пути перефразирования дефиниции законодателя, не привнося, таким образом, ничего нового. Так, Ю. В. Диденко пишет: «административное правонарушение — противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность» [11, с. 40].

В целом анализ основных теоретических подходов к определению административного правонарушения показывает наличие практически тождественных точек зрения на его сущность и содержание. Большинство авторов сходится во мнении, что административное правонарушение характеризуется противоправностью, виновностью и наказуемостью.

Однако некоторые исследователи, например, В. О. Бакланов, указывают, что «административное правонарушение представляет собой общественно опасное, виновное деяние (действие или бездействие), посягающее на установленный законом порядок общественных отношений и влекущее административную ответственность» [10, с. 114]. С такой позицией сложно согласиться, т. к. критерий общественной опасности свойственен преступлениям, т. е. деяния, запрещенным уголовным законодательством. Административному правонарушению свойственен признак противоправности. Это подчеркивается в правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации [5].

КоАП РФ устанавливает составы административных правонарушений по различным отраслям права; общий состав и принципы реализации административной ответственности закреплены в общих и специальных частях закона.

Правовая природа административного правонарушения двойственна: с одной стороны, это правонарушение как юридический факт, с другой — элемент административной нормативно-правовой конструкции, предназначенной для оперативного воздействия на правонарушителей с целью предупреждения правонарушений и защиты публичных интересов, что вытекает из ст. 1.2 КоАП РФ.

Анализ состава административного правонарушения позволяет выделить обязательные элементы. Во-первых, это объект охраны. Общественные отношения, в отношении которых совершено посягательство (порядок управления, безопасность дорожного движения, санитарное благополучие и др.). Правовая квалификация объекта важна для определения противоправности деяния и применяемой санкции.

Во-вторых, это объективная сторона, которая включает само деяние (действие или бездействие), способ его совершения, наступившие последствия и причинно-следственную связь между деянием и последствиями. Важно различать материальные составы (совершение деяния повлекло наступление негативных последствий) и формальные составы (наступление последствий не требуется).

В-третьих, это субъект правонарушения. Как правило, это физическое лицо, должностное лицо или юридическое лицо, в отношении которых законодательством предусмотрена административная ответственность. Особенности определения субъекта важны при привлечении к ответственности должностных лиц и юридических лиц. Как указывает П. П. Серков, практика государственных органов (особенно ПФР) сформировалась таким образом, что за совершение одного и того же правонарушения они стремятся привлечь к ответственности и юридическое лицо, и его должностное лицо, если это допускает санкция [13, с. 91].

И, в четвертых, это субъективная сторона. Вина в совершении административного правонарушения чаще всего выражается в форме умысла или неосторожности. Наличие вины является одним из обязательных признаков административного правонарушения, за исключением случаев, когда законодательство прямо устанавливает составы объективной ответственности (без установления вины). В качестве примера могут служить нарушения в области охраны окружающей среды, в сфере предпринимательской деятельности [9]. Так, по одному из дел суд в своем решении указал следующее: «Ответственность без вины наступает лишь у лиц, не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности» [8].

Административные правонарушения необходимо соотнести с гражданско-правовыми деликтами и уголовными преступлениями. Главное отличие заключается в характере охраняемых общественных отношений, тяжести деяний и последствиях: уголовная ответственность применяется за общественно опасные деяния (ч. 1 ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации [3] (далее — УК РФ)) и предполагает более строгие санкции; гражданская ответственность носит компенсационный характер, тогда как административная ответственность — оперативно-репрессивный характер с задачей предупреждения и быстрого восстановления нарушенного правопорядка.

На практике возникают проблемные ситуации при квалификации деяния: например, ряд деяний может подпадать под составы административных и уголовных правонарушений (параллельная ответственность или конкуренция норм). В таких случаях применяются принципы, закрепленные в законе и которым следует судебная практика. Особую значимость имеет указание Конституционного Суда Российской Федерации на то, что уголовная ответственность может считаться законно установленной, лишь если она адекватна общественной опасности преступления, за одно и то же деяние лицо не должно нести двойную ответственность за одни и те же общественные отношения [4].

КоАП РФ содержит Общую часть, определяющую основания и логику привлечения к административной ответственности, а также специальные главы с конкретными составами. Среди важнейших законодательных особенностей можно выделить следующие:

  1. диспозитивность и детализация (КоАП РФ детализирует составы правонарушений, санкции и процедурные нормы; вместе с тем многие составы содержат широкие формулировки, дающие органам власти значительную долю дискреции при квалификации деяния и выборе меры воздействия);
  2. система санкций (КоАП РФ предусматривает административные штрафы, предупреждения, административный арест, лишение специального права, дисквалификацию, конфискацию и другие меры; выбор санкции зависит от характера и противоправности деяния, личности виновного и наличия отягчающих или смягчающих обстоятельств);
  3. особая регламентация субъектов (КоАП РФ различает ответственность физических лиц, должностных лиц (ст. 2.4), ответственность собственников (владельцев) транспортных средств (ст. 2.6.1), земельных участков (ст. 2.6.2), юридических лиц. Например, ответственность юридических лиц введена и развита в специальных нормах; она имеет процессуальные особенности, связанные с доказательством вины организации и применением санкций);
  4. нормы об освобождении от ответственности и смягчении наказания (КоАП РФ предусматривает основания и порядок освобождения от административной ответственности (ст. 2.9) или обстоятельства, смягчающие административную ответственность (ст. 4.2 КоАП РФ).

Привлечение к административной ответственности сопровождается административно-процессуальными процедурами, направленными на защиту прав участников. Ключевые гарантии заключаются в конституционном праве на защиту (ст. 46 Конституции Российской Федерации [1] (далее — Конституция РФ)), право на ознакомление с материалами дела, презумпция невиновности (ч. 1.5 КоАП РФ). В то же время на практике встречаются некоторые проблемы. Во-первых, это недостаточное закрепление некоторых этапов привлечения к административной ответственности. В ряде случаев порядок оформления административных материалов, сроки и механизмы обжалования оставляют пространство для нарушений прав участников. Например, как указал Верховный Суд Российской Федерации, несоблюдение требований к содержанию протокола или непредоставление полного доступа к материалам дела может ограничивать возможности защиты [7].

Во-вторых, дела нередко строятся на показаниях должностных лиц, протоколах и актах, иногда без достаточно независимых доказательств. На это также обращают суды в своих решениях [9]. Это, в свою очередь, повышает риск формализма и произвольного применения норм.

В-третьих, ограниченные ресурсы для юридической помощи. Многие лица, привлекаемые к административной ответственности, не имеют возможности получить квалифицированную юридическую помощь, особенно в небольших населенных пунктах. Это влияет на качество защиты и правильность правоприменения.

Нельзя не отметить такую проблему, как дискреция, правовая неопределенность и риски злоупотреблений. Одной из ключевых проблем в практике является широкая дискреция (усмотрение) органов, осуществляющих надзор и контроль. Диспозиции отдельных составов сформулированы расплывчато, что оставляет возможность для субъективной трактовки. Это сопряжено с риском произвольного привлечения к административной ответственности и несоблюдения принципов равенства перед законом [12, с. 89].

Борьба с дискрецией требует двухуровневого подхода: совершенствование норм (более конкретные формулировки составов) и усиление институциональных гарантий (развитие внутренней регламентации действий контролирующих органов, повышение прозрачности, внедрение механизмов внешнего контроля).

В рамках настоящей статьи особо следует сказать о специфических особенностях административной ответственности юридических лиц. Введение ответственности юридических лиц в административной сфере призвано увеличить экономическую и организационную ответственность организаций за нарушения. Однако применение таких норм вызывает вопросы: как доказать вину организации, какой характер санкций и их влияние на работников и кредиторов. Закон (гл. 14 КоАП РФ) предусматривает особенности привлечения организаций, но практика показывает сложность установления фактических обстоятельств, т. к. требуется тщательный анализ организационной структуры, распределения обязанностей и контроля.

Практика судов и разъяснения вышестоящих органов (включая постановления Пленума Верховного Суда РФ) играют важную роль в унификации применения норм КоАП РФ. Судебные решения призваны прояснить вопросы квалификации составов, оценки доказательств, разграничения административной и уголовной ответственности.

Можно сделать некоторые предложения по совершенствованию правоприменения. Для повышения эффективности и справедливости применения административной ответственности целесообразны следующие направления практических мер:

  1. Законодательная конкретизация. Уточнение диспозитивных формулировок составов, выделение элементов состава и объективных признаков деяния для сокращения возможности для произвольной квалификации.
  2. Усиление процессуальных гарантий. Строгая регламентация порядка составления протоколов, уведомлений, доступа к материалам дела и времени на осуществление защиты.
  3. Повышение профессионализма государственных органов и их должностных лиц. Целесообразно разработать и применять обучающие программы для инспекторов и должностных лиц.
  4. Автоматизация и прозрачность. Следует использовать информационные системы для учета и фиксации административных правонарушений, публиковать практику по административным делам.
  5. Улучшение доступа к юридической помощи путем развития программы бесплатной квалифицированной правовой помощи по административным делам, особенно в отдаленных от центра городах.

Подводя итог вышесказанному, можно сформулировать следующий вывод. Административное правонарушение как основание административной ответственности — это сложная институциональная категория, сочетающая в себе элементы материального и процессуального права. В теории важны четкое разграничение элементов состава правонарушения, понимание роли вины и субъективной стороны; в практической деятельности — соблюдение гарантий и снижение дискреции. Сочетание законодательных мер (конкретизация норм), институциональных реформ (повышение профессионализма, автоматизация) и процессуальных гарантий позволит сбалансировать оперативную эффективность административной ответственности с защитой прав и свобод граждан и организаций.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020, ФКЗ от 04.10 2022 года № 8-ФКЗ). — Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) от 6.10.2022 г. — Ст. 0001202210060013.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 1. — Ст. 1.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 17.06.1996. — № 25. — Ст. 2954.
  4. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27.05.2008 № 8-П «По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки М. А. Асламазян». — URL: http://publication.pravo.gov.ru
  5. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 04.02.2019 № 8–11 «По делу о проверке конституционности статьи 15.33.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки У. М. Эркеновой». — URL: http://publication.pravo.gov.ru
  6. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.11.2025 № 38-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 12.24, пункта 7 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и части третьей статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Ивановского районного суда Ивановской области». — URL: http://publication.pravo.gov.ru
  7. Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2025 — URL: https://www.vsrf.ru/
  8. Решение Октябрьского районного суда г. Новороссийска № 2–1234/2025 от 27 апреля 2025 г. по делу № 2–2714/2024~М-2452/2024. — URL: https://novorossisk-oktybrsky--krd.sudrf.ru/
  9. Решение Заволжского районного суда г. Ульяновска № 2–1264/2025 2–1264/2025~М-810/2025 М-810/2025 от 23 апреля 2025 г. по делу № 2–1264/2025. — URL: https://zavolgskiy.uln.sudrf.ru/
  10. Бакланов, В. О. Административное правонарушение: понятие и отграничение от преступного деяния / В. О. Бакланов // Вызовы современности и стратегии развития общества в условиях новой реальности Сборник материалов XXVII Международной научно-практической конференции. — Москва, 2024. — С. 112–117. — Текст: непосредственный.
  11. Диденко, Ю. В. Понятие и особенности ответственности за административные правонарушения / Ю. В. Диденко // Исследования. Инновации. Практика. — 2025. — № 5 (18). — С. 39–47. — Текст: непосредственный.
  12. Липатов, Э. Г., Филатова, А. В., Чаннов, С. Е. Административная ответственность: учебное пособие / Э. Г. Липатов, А. В. Филатова, С. Е. Чаннов. — Москва: Юнити-Дана, 2024. — 400 с. — Текст: непосредственный.
  13. Серков, П. П. Административная ответственность в российском праве: современное осмысление и новые подходы: монография / П. П. Серков. — Москва: Норма, Инфра-М, 2022. — 480 с. — Текст: непосредственный.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №51 (602) декабрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 478-481):
Часть 7 (стр. 435-509)
Расположение в файле:
стр. 435стр. 478-481стр. 509

Молодой учёный