Развитие транспорта является фундаментальным для современной цивилизации. Мы находимся на пороге новой технологической революции, где беспилотные транспортные средства становятся все более распространенными, как в России, так и по всему миру. Эта трансформация напрямую связана с прогрессом в области искусственного интеллекта, который находит применение в самых разных сферах жизни. Появление и внедрение автономного транспорта на дорогах общего пользования ставит перед нами серьезный вызов: необходимо срочно адаптировать нормативно-правовую базу, регулирующую дорожное движение, к условиям повсеместной цифровизации.
Данный вид транспорта ставит перед мировыми правовыми системами задачу регулирования неодушевленных объектов, принимающих самостоятельные решения. Россия активно формирует нормативную базу для беспилотных транспортных средств (БТС), но действующее законодательство пока лишь устанавливает рамки для экспериментов, не определяя единый правовой статус транспортных средств такого вида. Главная черта БТС — их самостоятельность, достигаемая благодаря адаптивным системам искусственного интеллекта, обеспечивающим безопасное взаимодействие с внешним миром.
Первоочередным шагом в исследовании современного правового поля использования беспилотных транспортных средств (БТС) является обращение к положениям Венской конвенции о дорожном движении (1968 г.) [2]. Данный международный акт устанавливает фундаментальное требование: каждое транспортное средство или автопоезд, находящиеся в движении, должны иметь водителя. Конвенция служит основой для унификации правил дорожного движения на глобальном уровне, направленных на обеспечение безопасности. Однако, анализ российского законодательства, регламентирующего дорожное движение, выявил отсутствие прямого указания на обязательное наличие водителя за рулем, а также отсутствие законодательного запрета на применение систем автоматизации вождения. В свете этого, в Российской Федерации уже предпринимаются активные шаги по интеграции беспилотных транспортных средств в дорожное движение. Ключевыми документами, определяющими это направление, являются: Концепция обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств (Распоряжение Правительства РФ от 25.03.2020 Nº 724-р) [5] и Программа экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств (Постановление Правительства РФ от 09.03.2022 Nº 309 [6]. Эти нормативные акты формулируют цели внедрения беспилотных транспортных средств. Вопрос о том, кто несет гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный беспилотным транспортным средством (БТС), решается через институт обязательного страхования гражданской ответственности владельца БТС.
Институт обязательного страхования гражданской ответственности направлен на защиту прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами. В России закон обязывает всех водителей иметь страховку гражданской ответственности — это полис ОСАГО. Если человек владеет автомобилем и собираетесь на нем ездить, вам обязательно нужно оформить ОСАГО. Такое требование для обычных граждан прописано в законе № 40-ФЗ от 25.04.2002 [7].
Согласно статье 1079 Гражданского кодекса РФ [8], владельцы БТС несут ответственность за причиненный ими вред, даже если в инциденте участвовала программа, управляющая автомобилем. Заместитель министра транспорта России Д. Баканов подчеркнул [3], что вопрос ответственности является ключевым и требует тщательной проработки в готовящемся Федеральном законе «О высокоавтоматизированных транспортных средствах». Актуальность вопросов правового регулирования допуска беспилотных транспортных средств на дороги общего пользования ясна. Очевидно, что находящееся в движении беспилотное транспортное средство является источником повышенной опасности, управление которым основано на технологиях искусственного интеллекта. При этом невозможность установления полного контроля пользователя над автоматизированной системой, вероятность возникновения сбоя в последней могут привести к возникновению вреда, что и будет являться следствием проявления вредоносных свойств ВАТС. Ожидается, что законодательство будет адаптироваться к развитию беспилотного транспорта, включая вопросы тарификации, фиксации ДТП и статуса владельца и ответственности. Сложность определения субъектов, чья вина может быть установлена при эксплуатации ВАТС, широко освещается в научных трудах [1]. Особую актуальность приобретает вопрос о том, кто несет ответственность за причиненный вред: владелец ВАТС, разработчик программного обеспечения, производитель или пользователь (водитель, диспетчер).
Законодательство также нуждается в адаптации к особенностям эксплуатации беспилотных летательных аппаратов, ожидаются изменения в ОСАГО с новыми тарифами и порядком оформления ДТП. Беспилотные летательные аппараты (БПЛА/дроны): Страхование ответственности оператора дрона перед третьими лицами обязательно для аппаратов весом свыше 150 граммов. Текущая методика расчета страховой суммы (от веса) приводит к недостаточным лимитам (например, 1000 рублей для дрона в 250 граммов). Создание эффективной и справедливой системы обязательного страхования БТС сопряжено с преодолением ряда фундаментальных правовых и технических противоречий. С появлением беспилотных транспортных средств возникает фундаментальная проблема: утрачивается четкая связь между водителем и его ответственностью. Действующее законодательство обязывает владельца ТС страховаться и несет ответственность за причиненный вред при использовании автомобиля [4].
Для беспилотных транспортных средств (БТС) понятие «использование» многозначно, а риск вреда возникает из-за взаимодействия Программного обеспечения, аппаратных компонентов, данных и операторов, а не только неосторожности водителя. Это требует пересмотра страховых моделей и учета новых рисков (сбои ПО, кибератаки, ошибки сенсоров).
Процедура установления вины в случае ДТП с участием БТС становится значительно сложнее. Стандартные методы оформления происшествий, включая упрощенный порядок (европротокол) при отсутствии разногласий, неприменимы, если в происшествии участвует беспилотное транспортное средство. Обязательным становится изъятие и проведение экспертизы данных с бортовых систем регистрации. Это делает невозможным оперативное урегулирование на месте происшествия и создает зависимость от специализированных экспертных организаций. Стоимость страховки должна основываться на реальных показателях безопасности конкретной модели БТС, а не на общих, абстрактных рисках. Владелец беспилотного транспортного средства имеет право взыскать ущерб с виновного лица, владелец (затем-страховщик) должен иметь возможность обратиться с регрессным требованием к виновному субъекту, в частности, производителю программного обеспечения. Важно, чтобы владелец транспортного средства при страховании имел возможность отказаться от навязываемых услуг. Эффективность обязательного страхования зависит от страховщиков (управление рисками, информирование потребителей, внутренний контроль) и государства (регулирование, надзор, финансовая стабильность).
Внедрение беспилотных транспортных средств (БТС) видоизменяет существующую модель страхования гражданско-правовой ответственности владельца транспортного средства. В настоящее время необходимо подробное урегулирование вопросов ответственности и страхования ответственности владельцев беспилотных транспортных средств. Важно взаимодействие различных специалистов, таких как юристы, инженеры, эксперты по управлению рисками при разработке конкретных требований и норм. Такой междисциплинарный и межотраслевой подход открывает новые перспективы для исследований в области права, связанного с данными технологиями.
Литература:
- Березина Е. А. Проблемы правового регулирования юридической ответственности за вред, причиненный эксплуатацией беспилотных (автономных, высокоавтоматизированных) транспортных средств. // Правовое государство: теория и практика. 2022. № 3 (69). С. 41–55.
- Правовое регулирование использования беспилотных транспортных средств в Российской Федерации // https://cyberleninka.ru URL:https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-ispolzovaniya-bespilotnyh-transportnyh-sredstv-v-rossiyskoy-federatsii/viewer
- Завершается подготовка федерального закона о высокоавтоматизированных транспортных средствах // Министерство Транспорта Российской Федерации URL: https://mintrans.gov.ru/press-center/news/10704?clckid=a7165c30
- О разъяснении положений федерального законодательства по вопросу обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств // http://www.admintzr.ru URL:http://www.admintzr.ru/prokuror-razyasnyaet/?ELEMENT_ID=5225
- Акт правительства Российской Федерации «Распоряжение Правительства РФ от 25 марта 2020 г. № 724-р О Концепции обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования» // https://www.garant.ru/. — 2020
- Акт правительства Российской Федерации «Постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. N 309 «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств»" // https://base.garant.ru/. — 2022 г. — с изм. и допол. в ред. от 27.03.2025.
- Закон Российской Федерации «Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 31.07.2025) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»" // https://www.consultant.ru/
- Закон Российской Федерации «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 24.06.2025) Ст. 1097

