Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Развитие силы удара у спортсменов армейского рукопашного боя, обучающихся в военных образовательных организациях высшего профессионального обучения

Научный руководитель
Физическая культура и спорт
19.12.2025
4
Поделиться
Аннотация
Важность данного исследования обусловлена необходимостью оптимизировать тренировочный процесс спортсменов армейского рукопашного боя. В статье рассматривается проблема целенаправленного развития силы удара в армейском рукопашном бое (АРБ) как ключевого элемента эффективности подготовки спортсмена, ведь сила удара — это не врожденное качество, а результат качественной педагогической деятельности, которая основана на понимании преподавателем методических, биомеханических и физиологических закономерностях и процессах.
Библиографическое описание
Придворов, К. А. Развитие силы удара у спортсменов армейского рукопашного боя, обучающихся в военных образовательных организациях высшего профессионального обучения / К. А. Придворов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 51 (602). — URL: https://moluch.ru/archive/602/131767.


Цель работы разработать и обосновать методику развития силы удара у спортсмена армейского рукопашного боя, учитывая специфику обучения в военном учебном заведении и перспективу дальнейшей боевой деятельности.

Организация исследования

В данном исследовании нами применялись следующие методы: анализ тренировочного процесса спортсменов сборной команды по АРБ, анализ методической деятельности педагогов и тренеров сборной команды по армейскому рукопашному бою. Исследование было проведено на базе сборной команды по АРБ военной образовательной организации высшего профессионального образования.

Результаты исследования

В армейском рукопашном бое включается масса всего тела (ног, корпуса, плечевого пояса) в ударное движение. Также в АРБ ключевую роль в ударе играет «Ускорение», то есть способность мышц-антагонистов максимально быстро сокращаться и своевременно тормозить движение удара для передачи энергии спортсмена в цель.

1. Основные физиологические составляющие в армейском рукопашном бое:

— взрывная сила спортсмена, то есть способность за минимальную единицу времени произвести максимальное мышечное усилие.

— умение координировать мышечное взаимодействие. То есть необходимо сформировать у спортсмена умение без задержек последовательно включать звенья тела (стопа-колено-таз-корпус-плечо-кулак). Данная методика приведет к максимальной энергии удара в конечной цели.

2. Особенности ударов в армейском рукопашном бое.

Армейский рукопашный бой является военно-прикладным видом спорта, он предназначен для подготовки к экстренным ситуациям без применения огнестрельного оружия, в отличии от других единоборств удары в армейском рукопашном бое наносятся:

— в специальной экипировке (защитный жилет, защитный шлем с металлической решеткой), что увеличивает нагрузку;

— удары наносятся в специальную экипировку, что требует «проникающих» ударов;

— с возможностью перейти в захват, произвести бросок, болевой прием после серии ударов, так как армейский рукопашный бой включает в себя не только удары, но и борьбу, следовательно навык в сохранении баланса после произведенной серии ударов весьма необходим.

3. Методические рекомендации по развитию силы удара у спортсменов армейского рукопашного боя.

Разработанные нами методические рекомендации заключаются в трех последующих этапах.

Этап 1. Развитие общей физической подготовки.

Цель: повысить силовые показатели, изучить технику и методику выполнения силовых упражнений.

Используемые упражнения и методические наставления:

А) Упражнение № 14. Жим штанги лежа. (Рис. 1.)

Методика выполнения: Лежа на спине на горизонтальной скамье со штангой на прямых руках (затылок и ягодицы прижаты к скамье, ступни ног к помосту, хват сверху за гриф штанги), согнуть руки до касания грифом груди, разгибая руки, выполнить жим штанги. Положение штанги фиксировать на прямых руках не менее 1 секунды. Упражнение выполняется на горизонтальной скамье со специально оборудованными стойками. Разрешается использовать тяжелоатлетический пояс, бинты (напульсники). Выполнение упражнения без страховки, использование других хватов, изменение исходного положения, отрывание ступней ног от пола, затылка от скамьи, использование дополнительной экипировки не допускается.

.

Рис. 1.

Б) Упражнение № 15. Становая тяга со штангой. (Рис. 2.)

Методика выполнения: Стойка ноги врозь, произвольный хват двумя руками за гриф штанги, поднять штангу вверх до выпрямления ног и спины, зафиксировать данное положение не менее 1 секунды (продолжить движение после объявления счета), опустить штангу вниз (не выпуская из рук) и после касания пола дисками, повторить подъем штанги. Разрешается использовать тяжелоатлетический пояс. Выполнение шагов вперед или назад, оказание помощи бедрами, выполнение двойного движения во время поднятия штанги, бросать штангу на пол, использование дополнительной экипировки не допускается.

.

Рис. 2.

В) Упражнение № 16. Приседание со штангой. (Рис. 3.)

Методика выполнения: Стойка ноги врозь, штанга горизонтально на плечах (тело прямое, ноги разведены с выпрямленными коленями, хват двумя руками за гриф штанги, штанга лежит на плечах), согнуть ноги и опускать туловище до тех пор, пока верхняя поверхность бедра возле тазобедренного сустава не будет ниже уровня коленного сустава, затем встать до полного выпрямления ног и туловища. Разрешается использовать тяжелоатлетический пояс. Выполнение шагов вперед или назад, использование дополнительной экипировки не допускается.

.

Рис. 3.

Данные упражнения являются базовыми для увеличения силового фундамента у спортсмена АРБ. Они требуют специальной теоретической и методической подготовки, что возлагается на тренера.

Рекомендуется выполнять данные упражнения в режиме 75–85 % от 1ПМ, 4–7 подходов по 5–10 повторений. (1ПМ — максимальный вес, который спортсмен может поднять за одно повторение.) Тренер должен следить за правильностью выполнения данных упражнений и взрывном характере движений.

Этап 2. Подготовка для развития скорости удара.

Примеры упражнений для развития скорости ударов:

— «Бой с тенью» с отягощением.

Суть упражнения: спортсмен берет в руки гантели 0,5–2 кг (зависит от уровня подготовки спортсмена, определяется руководителем занятия) и наносит удары перемещаясь в пространстве, попутно отрабатывая уклоны, нырки, сближение и разрыв дистанции с воображаемым противником.

Данное упражнение выполняется в раундовой системе. То есть три минуты спортсмен выполняет данное упражнение, минуту отдыхает. Рекомендуется выполнять данное упражнение не менее трех раундов.

— Удары с резиновыми амортизаторами.

Суть упражнения: закрепить амортизатор к устойчивой опоре на уровне груди. Продеть в получившуюся петлю правую/левую руку, и крепко ухватитесь за резину. Отступить от опоры, чтобы амортизатор натянулся. Развернуться к опоре вполоборота и принять боевую стойку: колени чуть согнуты, левая нога впереди правой, правая рука сжата в кулак и поднята к подбородку. Поворачивая корпус влево/вправо, помогайте себе толчком задней правой ноги и, объединяя эти движения в одно целое, нанесите правой рукой прямой удар. Вернитесь в исходное положение и повторите. Сделав нужное количество повторов, выполнить упражнение с другой руки. Рекомендуется выполнять данное упражнение по раундовой системе, минимум три раунда, между раундами отдых одна минута. Допускается коррекция тренировочного процесса со стороны руководителя занятия.

— «Круговые упражнения»

Суть данных упражнений в выполнении без отдыха нескольких «кругов» различных упражнений

Пример «круга»: без отдыха выполнить 10 отжиманий с хлопками, выпрыгивания на тумбу 10 раз, 10 раз перевести туловище из упора-присев в упор лежа. Минимальное количество подходов для опытного спортсмена-3. Количество подходов определяется руководителем занятия.

Этап 3. Техническая подготовка спортсмена.

Цель: сформировать правильное выполнение ударов, приемов и бросков с технической точки зрения. Обучить военнослужащего эффективно применять силу в условиях, близким к боевым/соревновательным.

Примеры упражнений:

— Упражнения для правильного технического выполнения ударов: отработка ударов по лапам с инструктором по рукопашному бою/руководителем занятия, отработка приемов и бросков, удержаний на манекене (обязательное условие-необходима коррекция и оценка действий спортсмена руководителем занятия).

— Имитация боевой ситуации: Выполнение серий ударов/бросков/приемов на партнере, манекене в полной защитной экипировке (защитный жилет, перчатки-краги, щитки, защитный шлем, капа). Необходимо выполнять данные приемы из неудобных положений, после кувырков (для стабилизации вестибулярного аппарата. Все действия необходимо выполнять под чутким руководством руководителя занятий.

Тренеру сборной команды необходимо контролировать эффективность тренировочного процесса по динамике результатов спортсменов.

Рекомендуется использовать следующие методы тестирования тренером сборной команды армейского рукопашного боя: количество точных ударов по лапам за определенное количество времени, силу ударов по электронному силомеру.

Заключение

Развитие силы удара у спортсмена армейского рукопашного боя является непростым педагогическим процессом. Разработанная нами методика развивает силовые, скоростные и технические показатели военнослужащего. Объединение трех этапов подготовки в единый тренировочный цикл обеспечивает высокую подготовку спортсмена к требованиям армейского рукопашного боя, что обеспечивает качественную физическую и психологическую подготовку будущего офицера к выполнению служебно-боевых задач.

Литература:

  1. Иванов-Катанский С. А. Основы рукопашного боя для спецподразделений. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 384 с.
  2. Верхошанский Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. — М.: Советский спорт, 2013. — 216 с.
  3. Приказ Министра обороны РФ от 20.04.2023 N 230 «Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации».
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный