Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Конструкция и технические характеристики тягового синхронного генератора с интегрированным бесщеточным возбудителем

Технические науки
19.12.2025
5
Поделиться
Библиографическое описание
Комиссаров, В. А. Конструкция и технические характеристики тягового синхронного генератора с интегрированным бесщеточным возбудителем / В. А. Комиссаров, Д. А. Сапитон. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 51 (602). — URL: https://moluch.ru/archive/602/131759.


Введение

На тепловозе нового поколения 2ТЭ35А (рисунок 1) разработанном на основании технических требований для Восточного полигона впервые в практике отечественного электромашиностроения применен тяговый генератор ГСТ-3505–1800 У2. Одной из особенностей которого является отсутствие щеточного узла, одноопорное исполнение и возможность замены подшипника без снятия генератора с тепловоза.

Тепловоз 2ТЭ35А

Рис. 1. Тепловоз 2ТЭ35А

Тяговый генератор с вращающимся выпрямителем ГСТ-3505–1800 представляет собой синхронный тяговый генератор переменного тока с номинальной мощностью 3505 кВт.

Особенности устройства тягового синхронного генератора с вращающимся выпрямителем

Тяговый генератор (рисунок 2) предназначен для комплектации тягового привода и служит для преобразования механической энергии дизельного двигателя тепловоза в электрическую, для питания через преобразователь тяговых асинхронных электродвигателей и вспомогательных нужд магистрального грузового тепловоза нового поколения с адаптивной системой управления. Конструкция представляет собой восьмиполюсную электрическую машину с явно выраженными полюсами. Обмотка статора генератора выполнена в виде двух трехфазных звезд со сдвигом на 30 эл. градусов с силовым выводом нулевых точек. Обмотка возбуждения генератора питается от бесщеточного возбудителя, расположенного на валу генератора.

Тяговый синхронный генератор ГСТ-3505–1800 У2

Рис. 2. Тяговый синхронный генератор ГСТ-3505–1800 У2

Генератор (рисунок 3) состоит из следующих основных частей: корпуса, статора, ротора, подшипникового щита с подшипником, бесщеточного возбудителя с якорем на валу ротора. Основные параметры тягового генератора с вращающимся выпрямителем представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные параметры генератора

Наименование параметра

Значение

Мощность активная номинальная, кВт

3505

Частота вращения номинальная, с -1 (об/мин)

30/1800

Напряжение линейное номинальное, В

797

Ток статора фазный, А

2×1380

КПД при номинальной мощности, не менее, %

96

Общий вид генератора в разрезе

Рис. 3. Общий вид генератора в разрезе

1 — выводы обмотки статора; 2 — якорь возбудителя; 3 — масленка; 4 — щит подшипниковый; 5 — корпус; 6 — сердечник статора; 7 — обмотка статора; 8 — обмотка ротора; 9 — сердечник ротора; 10 — вал ротора; 11 — щит передний

Возбуждение генератора осуществляется от бесщеточного возбудителя ВБД-16,8–1800 У2, характеристики которого указаны в таблице 2, включающего статор с якорем и выпрямитель (рисунок 4).

Возбудитель является синхронной электрической машиной с диодным вращающимся выпрямителем, в которой управление током возбуждения генератора осуществляется через расположенную на статоре возбудителя обмотку.

Выпрямитель соединен с обмоткой ротора генератора, с помощью соединительных проводов, через отверстие внутри вала ротора. Вентиляция возбудителя — принудительная от системы вентиляции генератора. Якорь охлаждается воздухом, проходящим через аксиальные каналы в сердечнике якоря и по воздушному зазору между якорем и индуктором.

Возбудитель ВБД-16.8–1800 У2

Рис. 4. Возбудитель ВБД-16.8–1800 У2

Индуктор охлаждается воздухом, проходящим между полюсами и по воздушному зазору между якорем и индуктором.

В состав возбудителя входят радиаторы, которые служат для установки и электрического соединения элементов схемы возбудителя и для охлаждения диодов, размещенных на внутренней поверхности ступицы и изолированы от ступицы и друг друга. На каждом радиаторе установлены диоды прямой и обратной полярности одного плеча выпрямителя и два блока RC с нелинейными резисторами.

Таблица 2

Номинальные данные возбудителя

Наименование параметра

Значения

Для возбудителя

Для номинального режима генератора

Номинальная выпрямленная мощность, кВт

16,8

13,9

Номинальное выпрямленное напряжение якоря при 1800 об/мин, В

154

140

Номинальный выпрямленный ток якоря, при 1800 об/мин, А

109

99

Напряжение якоря, выпрямленное при 650 об/мин, В

105

95,5

Ток якоря выпрямленный при 650 об/мин, А

76

69

Максимальная частота вращения якоря, об/мин

1980

Масса статора, кг

155

Масса якоря, кг

134

Масса возбудителя, кг

300

Диоды крепятся к радиатору стальными нажимными рамками. Под диодом установлены специальные прокладки для обеспечения лучшего теплового электрического контакта. Резисторы и конденсаторы возбудителя блока RC собраны в отдельную колодку и залиты эпоксидным компаундом (рисунок 5).

Блок RC и RU

Рис. 5. Блок RC и RU

В нижней части блока RC имеется полость для установки таблеточного нелинейного резистора. В целях предохранения от механических повреждений нелинейный резистор фиксируется с помощью пружины.

Статор (рисунок 6) выполнен в виде сварной станины с закрепленными на неё 16 полюсами. Сердечники полюсов набраны из листов электротехнической стали и стянуты заклепками. Катушки полюсов намотаны медным проводом прямоугольного сечения и соединены последовательно (попарно, встречно) выводами с образованием обмотки возбуждения возбудителя. С наружной стороны статор закрыт цельным щитом.

Статор возбудителя

Рис. 6. Статор возбудителя

Якорь (рисунок 7) состоит из сердечника, шихтованного из листов электротехнической стали и закрепленного на ступице шпонкой, диском нажимным и трехфазной обмотки, уложенной в пазы сердечника и закрепленной изоляционными клиньями. Лобовые части обмотки прибандажированы к диску нажимному с одной стороны и к ступице с другой стороны, бандажной летной, предохраняющей обмотку от разрушения под действием центробежных сил.

Якорь возбудителя

Рис. 7. Якорь возбудителя

Якорь закрепляется на нерабочем конце ротора генератора, центрируется на роторе по посадке движения H7/g6 в системе отверстия, фиксируются от поворота призматической шпонкой и закрепляются шестью стальными болтами М16.

Заключение

Анализ технических решений и параметров тяговых электрических машин показывает, что в настоящее время благодаря усилиям инженерно-техническим и производственным возможностям наметился научно-технический скачок в развитии тяговых электроприводов. Тяговый генератор является стратегически важным компонентном в системе силового привода локомотива. Более того, тяговый генератор ГСТ 3505 полностью локализован на российском предприятии, в конструкцию которого заложены отечественные ноу-хау. Это важный шаг нашего железнодорожного машиностроения в сторону независимости от импортных компонентов. Создание электрических машин с конструкцией отличных от «классических» подходов, в части отсутствия щёточного узла сокращает расходы на техническое обслуживание и ремонт тягового подвижного состава, что повышает надёжность и способствует бесперебойной работе железнодорожного транспорта.

Литература:

  1. Грищенко А. В. Новые электрические машины локомотивов / А. В. Грищенко, Е. В. Козаченко — Учеб.-метод. центр по образованию на ж.‑д. трансп., 2008–270 с.
  2. Асинхронный тяговый привод локомотивов: учеб. Пособие / А. А. Андрющенко, Ю. В. Бабков, А. А. Зарифьян и др.; под ред. А. А. Зарифьяна. — М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2014. — 412 с.
  3. Логинова Е. Ю. Электрическое оборудование локомотивов: учебник. — М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2014. — 576 с.
  4. Луков Н. М., Космодамианский А. С. Автоматические системы управления локомотивом — М.: ГОУ «УМЦ ЖДТ», 2007. — 429 с.
  5. Стрекопытов В.В, Грищенко А. В., Кручек В. А. Электрические передачи локомотивов: учебник для вузов ж.-д. транспорта / Под ред. В.В, Стерекопытова. — М.: Маршрут, 2003. — 310 с.
  6. Теория и конструкция локомотивов: учебник для вузов ж. –д. транспорта / Г. С. Михальченко, В. Н. Кашников, В. С. Косов, В. А. Симонов; под ред. Г. С. Михальченко. — М.: Маршрут, 2006. — 584 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный