С развитием финансовых институтов и появлением новых финансовых продуктов, в том числе основанных на применении современных цифровых технологий, эффективная защита прав потребителей финансовых услуг приобретает решающее значение для формирования справедливого, прозрачного и конкурентного рынка в этой сфере. В условиях макроэкономической нестабильности финансовый рынок достаточно непредсказуем, подвержен изменениям и колебаниям, кроме того, он предполагает введение государством необходимых механизмов защиты прав граждан для защиты их финансовых интересов. В связи с этим меняются правила предоставления финансовых услуг, законодательные требования к оказанию этих услуг и, соответственно, законодательные нормы о защите прав потребителей финансовых услуг.
Стремительный рост объемов потребительского кредитования в Российской Федерации, приведший к закредитованности значительной части населения не в последнюю очередь за счет эксплуатации тотальной правовой и финансовой неграмотности граждан, массового злоупотребления их доверием и т. д., свидетельствует о том, что далеко не всегда профессиональные субъекты финансового рынка — будь то банки, страховые компании или микрофинансовые организации — следуют основополагающим принципам гражданского законодательства в части добросовестности исповедуемых ими поведенческих практик.
Поскольку сложные финансовые услуги, дорогостоящие финансовые продукты предлагались и продолжают активно предлагаться потребителям, в том числе лицам, заведомо не способным надлежаще и своевременно исполнить в будущем возникшие у них обязательства, защита прав потребителей финансовых услуг, в том числе в целях минимизации системных рисков в финансовом секторе и обеспечения его стабильного и поступательного функционирования, в настоящее время стала задачей государственной важности.
Не случайно в целом ряде документов, имеющих непосредственное отношение к финансовому сектору экономики, принятых в последние годы, вопросам развития и совершенствования соответствующих институтов обеспечения защиты прав потребителей, повышения финансовой грамотности, необходимости ответственного поведения участников рынка и т. д. уделено особое внимание.
За последнее время приоритеты в области защиты прав потребителей финансовых услуг меняются, т. е. на первый план выходит та или иная конкретная проблематика.
Например, в настоящее время резко увеличился объем жалоб потребителей и количество выявляемых нарушений в сфере микрофинансирования. Заемщики микрофинансовых организаций (МФО) до сих пор остаются наиболее уязвимой категорией потребителей кредитных услуг. Риск попасть в долговую кабалу для них очень высок, и связано это в первую очередь с высочайшей стоимостью микрозаймов.
Практика показывает, что зачастую погашать долг заемщикам «до зарплаты» приходится, взяв в долг у друзей и родственников или взяв новый микрозаем. Потребительские и религиозные объединения, главы регионов выражают обеспокоенность ростом сектора таких финансовых организаций. Очевидно, что вопрос защиты интересов потребителей финансовых услуг остается крайне острым [1].
В настоящее время защите прав потребителей финансовых услуг уделяется все больше внимания. Дискуссии в законодательных органах и центральных банках стран с высокоразвитыми финансовыми рынками показывают наличие связи между защитой прав потребителей финансовых услуг и стабильностью финансового сектора.
В сложившейся ситуации одной из первостепенных задач является восстановление доверия потребителей к финансовой системе. Клиенты финансовых организаций представляют собой значительную и влиятельную группу потребителей, от действий которых зачастую зависит как благосостояние конкретной финансовой организации, так и финансовой системы в целом. Розничные клиенты финансовых организаций существенно отличаются от профессионалов, действующих на финансовых рынках. Эти различия обуславливают необходимость особенного подхода к регулированию и надзору за деятельностью организаций, предоставляющих финансовые услуги.
Под понятием системы защиты прав потребителей финансовых услуг следует понимать совокупность экономических, правовых, регулятивных форм и методов, направленных на защиту прав и соблюдение законных интересов потребителей финансовых услуг.
Защита прав потребителей представляет собой действия, направленные на регулирование отношений между продавцами, изготовителями, исполнителями и покупателями [2].
Защита прав потребителей выражается в законах и правовых нормах, которые гарантируют справедливое взаимодействие между поставщиками и потребителями. В России основой правового регулирования защиты прав потребителей является Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» [3]. Рассмотрим его основные стороны в отношении защиты прав потребителей финансовых услуг.
В настоящее время основными способами защиты прав потребителя при оказании финансовых услуг являются:
- претензионный порядок;
- судебный порядок;
- административная ответственность.
- Претензионный порядок предполагает обращение в организацию, нарушившую права потребителя, с претензией. В претензии указываются допущенные нарушения прав и заявляется конкретное требование.
Претензия направляется по почте с уведомлением о вручении и описью вложений или вручается лично в организации с проставлением на втором экземпляре претензии отметки о ее вручении и штампа организации, либо подписи свидетеля, присутствовавшего при вручении, в случае уклонения представителя организации от получения [4].
В том случае, если предъявление претензии не является обязательным для потребителя, он имеет право обратиться непосредственно в суд с исковым заявлением.
- В случае необходимости осуществления защиты прав потребителя при оказании финансовых услуг в судебном порядке, потребитель имеет право обратиться с иском в суд, если при оказании финансовых услуг допущены нарушения его прав (например, требовать возврат уплаченных за навязанные платные услуги денежных средств, отказ от договора страхования и другие) и организация отказывается в добровольном порядке их удовлетворить. Потребитель должен доказать те обстоятельства, на которые он ссылается в иске, например, представить в подтверждение доводов письменные документы, показания свидетелей и другое (ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ [5]). В соответствии со ст. 47 Гражданского процессуального кодекса РФ потребитель вправе требовать в суде привлечь к участию в деле органы государственной власти для дачи заключения по делу.
- Защита прав потребителя при оказании финансовых услуг может осуществляться в форме наложения административной ответственности.
Потребитель вправе обратиться с жалобой в органы государственной власти, имеющие право проводить проверки в отношении организаций, оказывающих финансовые услуги, и привлекать их к административной ответственности.
Основные требования к обращению граждан и порядку их рассмотрения установлены в Федеральном законе от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [6].
В жалобе в обязательном порядке указываются фамилия, имя, отчество заявителя, адрес для направления ответа, наименование организации, допустившей нарушение прав, ее местонахождение, суть обращения и конкретные обстоятельства нарушения прав, и другое, дата обращения. Жалоба должна быть подписана заявителем.
Способы подачи жалобы заключаются в ее подаче в государственный орган лично, в том числе на приеме руководителя в установленные дни и часы приема, направление по почте или через «Интернет», по электронной почте с возможностью установить личность заявителя через специальные сервисы (например, «государственные услуги»).
Таким образом, можно заключить, что защита прав потребителей представляет собой действия, направленные на регулирование отношений между продавцами, изготовителями, исполнителями и покупателями. Она выражается в законах и правовых нормах, гарантирующих справедливое взаимодействие между поставщиками и потребителями. При этом защита прав потребителей предполагает, как осуществление надзорных мер, так и совершенствование регулирования для создания «правил игры» на финансовом рынке, обеспечивающих формирование клиент ориентированной модели бизнеса финансовых организаций. Следует отметить, что сегодня Банк России уделяет особое внимание процессам перехода к цифровой экономике с точки зрения регулирования. Регулятор также оказывает содействие проектам по развитию дистанционных каналов реализации финансовых услуг. Все эти меры направлены на повышение финансовой доступности на территории Российской Федерации.
Литература:
- Скуратова И.Н. К вопросу о нарушениях прав потребителей̆ на рынке финансовых услуг в Российской̆ Федерации // Вестник Российского университета кооперации. 2018. №123. С. 174-184.
- Мустафин Н.В. Защита прав потребителей при оказании дистанционных банковских услуг // Международный научно-исследовательский журнал. 2019. №56. С. 95-102.
- О защите прав потребителей: Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 07.07.2025) // СЗ РФ. 15.01.1996. № 3. Ст. 140.
- Белов В.А. Гражданское право. Т. 2 в 2 книгах. Общая часть. Лица, блага, факты: учебник для бакалавриата и магистратуры. М., Юрайт, 2018. С. 155.
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 31.07.2025) // СЗ РФ. 18.11.2002. N 46. ст. 4532.
- О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 28.12.2024) // СЗ РФ. 08.05.2006, N 19, ст. 2060.

