Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Надзор за законностью возбуждения уголовных дел органами дознания

Юриспруденция
20.12.2025
Поделиться
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с надзором за законностью возбуждения уголовных дел органами дознания. В частности, исследуются вопросы сущности такого надзора, а также определяется круг проблем, которые не позволяют осуществлять такой надзор эффективно и в полной мере. Предлагаются меры по оптимизации надзора.
Библиографическое описание
Аликина, Д. В. Надзор за законностью возбуждения уголовных дел органами дознания / Д. В. Аликина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 51 (602). — URL: https://moluch.ru/archive/602/131655.


The article examines issues related to supervision of the legality of initiation of criminal cases by inquiry authorities. In particular, the issues of the essence of such supervision are examined, and the range of problems that do not allow such supervision to be carried out effectively and fully are determined. Measures to optimize supervision are proposed.

Keywords: supervision, prosecutor, inquiry authorities, Criminal Procedure Code of the Russian Federation, criminal proceedings.

Эффективность системы уголовного судопроизводства в значительной степени зависит от законности и обоснованности принятия решения о возбуждении уголовного дела. Именно на этом этапе закладывается фундамент для дальнейшего расследования и судебного разбирательства. В связи с этим, прокурорский надзор за законностью возбуждения уголовных дел органами дознания приобретает особое значение как гарантия защиты прав и законных интересов граждан и организаций, вовлеченных в уголовный процесс. Данная статья посвящена комплексному анализу теоретических и практических аспектов прокурорского надзора за законностью возбуждения уголовных дел органами дознания, базирующемуся на положениях действующего законодательства, правовой доктрине и актуальной судебной практике.

В соответствии со ст. 129 Конституции РФ, прокуратура Российской Федерации является единой централизованной системой органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации [2]. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (далее — УПК РФ) конкретизирует данное конституционное положение, определяя полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве, в том числе в стадии возбуждения уголовного дела (ст. 37 УПК РФ) [5].

Прокурорский надзор за законностью возбуждения уголовных дел органами дознания является составной частью общего надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Его сущность заключается в проверке соответствия принимаемых органами дознания решений о возбуждении уголовного дела требованиям уголовно-процессуального закона, а также в своевременном устранении выявленных нарушений.

К основным задачам прокурорского надзора за законностью возбуждения уголовных дел органами дознания относятся [6, c. 21]:

— Обеспечение законности и обоснованности возбуждения уголовных дел;

— Защита прав и законных интересов лиц, вовлеченных в уголовный процесс на стадии возбуждения уголовного дела;

— Предотвращение необоснованного уголовного преследования;

— Обеспечение своевременного и эффективного расследования преступлений.

Предметом прокурорского надзора на данном этапе являются:

— Соблюдение органами дознания требований закона при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях;

— Законность и обоснованность вынесенных постановлений о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела;

— Соблюдение сроков принятия решений по сообщениям о преступлениях;

— Соответствие требованиям закона проведенных проверочных мероприятий и собранных материалов, послуживших основанием для принятия решения о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела.

В соответствии с УПК РФ, прокурор наделен широким спектром полномочий, направленных на обеспечение законности возбуждения уголовных дел органами дознания. К числу основных полномочий относятся [1, c. 56]:

—Истребование и проверка законности процессуальных документов.

Прокурор вправе истребовать от органов дознания материалы проверки сообщения о преступлении, постановления о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, а также иные документы, необходимые для осуществления надзора.

—Отмена незаконных или необоснованных постановлений.

В случае выявления нарушений закона, прокурор вправе отменить постановление о возбуждении уголовного дела или постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

—Дача письменных указаний.

Прокурор вправе давать органам дознания письменные указания о проведении дополнительных проверочных мероприятий, направлении расследования, применении мер процессуального принуждения и т. д. Указания прокурора, данные в пределах его компетенции, обязательны для исполнения органами дознания.

Участие в проведении проверочных мероприятий .

Прокурор вправе участвовать в проведении проверочных мероприятий, осуществляемых органами дознания, с целью обеспечения законности и обоснованности их проведения.

—Принесение протестов и представлений.

В случае выявления нарушений закона, требующих принятия мер по их устранению, прокурор вносит протесты и представления в адрес руководителей органов дознания.

Несмотря на значительную роль прокурорского надзора в обеспечении законности возбуждения уголовных дел, на практике возникают определенные проблемы, снижающие его эффективность. К числу основных проблем относятся, во-первых, чрезмерная загруженность прокуроров. Значительная нагрузка на прокуроров, связанная с выполнением других функций, может приводить к формальному подходу к проверке материалов проверки сообщений о преступлениях и постановлений о возбуждении уголовных дел [4, c. 18].

В-вторых, ограниченность времени на проверку. Сжатые сроки, установленные УПК РФ для принятия решения по сообщению о преступлении, не всегда позволяют прокурору провести полноценную проверку законности и обоснованности принятого органом дознания решения.

В-третьих, недостаточная квалификация сотрудников органов дознания. Низкий уровень квалификации сотрудников органов дознания может приводить к ошибкам и нарушениям закона при принятии решений о возбуждении уголовных дел.

И, наконец, в-четвертых, недостаточная оперативность взаимодействия между прокуратурой и органами дознания. Задержки в предоставлении необходимых материалов и информации могут затруднять осуществление прокурорского надзора.

Для повышения эффективности прокурорского надзора за законностью возбуждения уголовных дел органами дознания необходимо принятие определённых мер. К их числу можно отнести перераспределение нагрузки на прокуроров, освободив их от выполнения несвойственных функций и сосредоточив на осуществлении надзорной деятельности.

Также необходимо предусмотреть возможность увеличения сроков проверки прокурором материалов проверки сообщения о преступлении в сложных и объемных случаях [3, c. 12]. Более того, следует систематически проводить обучение и повышение квалификации сотрудников органов дознания, обращая особое внимание на вопросы соблюдения законности при принятии решений о возбуждении уголовных дел.

Также в качестве меры по оптимизации можно предложить установление более строгой ответственности должностных лиц органов дознания за принятие незаконных и необоснованных решений о возбуждении уголовных дел.

Прокурорский надзор за законностью возбуждения уголовных дел органами дознания является важнейшей гарантией защиты прав и законных интересов граждан и организаций, вовлеченных в уголовный процесс. Эффективность данного надзора во многом определяет качество и результативность всего уголовного судопроизводства. Решение проблем, связанных с осуществлением прокурорского надзора на данном этапе, требует комплексного подхода, включающего совершенствование законодательства, повышение квалификации сотрудников правоохранительных органов и внедрение современных информационных технологий. Дальнейшие научные исследования и практические разработки в данной области будут способствовать укреплению законности и правопорядка в Российской Федерации.

Литература:

  1. Григорьева, М. А. Прокурорский надзор за исполнением законов в досудебном производстве: учебное пособие / М. А. Григорьева, Н. А. Данилова, В. С. Шадрин. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2018. — 108 с.
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. — 1993. — 25 декабря.
  3. Котова, Д. А. Прокурорский надзор в стадии возбуждения и отказа в возбуждении уголовного дела / Д. А. Котова // Юридический факт. — 2021. — № 142. — С. 10–13.
  4. Позолотин, В. Г. Процессуальные полномочия прокурора на стадии дознания в Российской Федерации / В. Г. Позолотин // Перо науки. — 2022. — № 46. — С. 17–20.
  5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 09.03.2022 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 52 (ч. 1). — Ст. 4921.
  6. Францифоров, Ю. В. Вопросы совершенствования деятельности прокуратуры в уголовном судопроизводстве / Ю. В. Францифоров, В. В. Шинкарук, Ю. В. Третьяков // Правовая парадигма. — 2022. — Т. 21, № 2. — С. 21–27.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный