Дисциплинарная ответственность студентов в Российской Федерации является важным элементом правового регулирования образовательных отношений. Ее значение выходит за рамки простого поддержания порядка, затрагивая баланс между правами и обязанностями участников образовательного процесса, педагогическим воздействием и правовыми санкциями.
Российская модель дисциплинарной ответственности обучающихся обладает рядом характерных черт, отличающих ее от других видов юридической ответственности и от зарубежных аналогов.
Первой особенностью является гуманистическая направленность. Закон прямо запрещает применение насилия и требует учета психофизического и эмоционального состояния студента при выборе меры взыскания.
Второй особенностью являются процедурные гарантии, так как законодательство закрепляет ряд важных процессуальных прав для студента, такие как: право дать письменное объяснение до применения взыскания, запрет на применение взыскания во время болезни, каникул, академического отпуска. Следующей особенностью являются строгие сроки, благодаря которым взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка и шести месяцев со дня его совершения.
Особый режим для отчисления как крайней меры также является особенностью дисциплинарной ответственности. Отчисление за дисциплинарный проступок допускается только при неоднократных нарушениях, неэффективности иных мер и если дальнейшее пребывание студента негативно влияет на образовательный процесс. Для несовершеннолетних требуется согласие комиссии по делам несовершеннолетних.
Система дисциплинарной ответственности студентов строится на иерархии нормативных актов, определяющих основания и виды применения взысканий.
- В статье 192 Трудового кодекса Российской Федерации содержатся дисциплинарные взыскания за совершение дисциплинарного проступка. Данная статья устанавливает 3 вида: замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям. Законодатель, создавая нормы об ответственности студентов в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», использовал правовую конструкцию, устоявшуюся в трудовом праве, как более проработанную отрасль.
- Статья 43 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает: обязанности обучающихся, включающие добросовестное освоение программы, соблюдение устава и правил внутреннего распорядка, уважение чести и достоинства других лиц, бережное отношение к имуществу. За неисполнение обязанностей предусмотрены взыскания: замечание, выговор, отчисление. Ключевым принципом является поддержание дисциплины на основе уважения человеческого достоинства и недопустимость физического или психического насилия.
- Ведомственное регулирование устанавливается приказами профильных министерств. Например, для студентов вузов действует Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 27.03.2025 года № 284, который детально устанавливает порядок применения дисциплинарных взысканий к студентам (обучающимся) вузов и слушателям дополнительных программ. Приказ закрепляет 3 вида взысканий: замечание, выговор, отчисление из вуза. В приказе определяются правила, по которым вузы должны применять взыскания к студентам за нарушение устава вуза, правил внутреннего распорядка и других локальных актов.
- Локальные акты образовательной организации. Например, правила внутреннего распорядка обучающихся в федеральном государственном бюджетном общеобразовательном учреждении высшего профессионального образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого». В этом акте содержатся основные права и обязанности обучающихся, учебный порядок, нормы поведения обучающихся, поощрения за успехи в учебе, дисциплинарная ответственность обучающихся и другое.
Правила внутреннего распорядка направлены на:
— обеспечение реализации в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным стандартам, требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
— регулирование основных вопросов организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующих правила приема обучающихся, режим их занятий, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок к основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и учащимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся;
— создание безопасных условий обучения, воспитания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся;
— соблюдение прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
В настоящее время дисциплинарная ответственность содержит ряд проблем, которые связаны с новыми правилами, введёнными Приказом Минобрнауки № 284. Главные трудности — это определение границ ответственности, процедурные сложности, субъективизм в принятии решений и дисбаланс между наказанием и воспитанием. Пути их решения связаны с совершенствованием законодательства, локальных актов и правоприменительной практики.
Первой проблемой является расплывчатость границ дисциплинарной власти вуза. Учебные заведения могут привлекать студентов к ответственности за проступки, совершённые вне учебного времени и пространства (например, высказывания в соцсетях, участие в публичных акциях), если они «нарушают локальные акты» или «портят репутацию вуза». Это создаёт правовую неопределённость. Предлагаемые решения: чётко прописывать в локальных актах примерный перечень нарушений, за которые может наступить ответственность, в судебной практике требовать прямой и доказуемой связи между проступком и учебным процессом или репутацией вуза как образовательного учреждения. Второй проблемой современности является формальность и неурегулированность процессуальных гарантий. Закон обязывает вуз учитывать мнение советов обучающихся, но детальный порядок этого учёта федеральным законодательством не установлен. Это может свести важную гарантию к формальности. Для решения данной проблемы Вузам необходимо детально прописать процедуру в локальных нормативных актах (например, в Положении о дисциплинарной ответственности). Ещё одной проблемой является преобладание карательного подхода над воспитательным. Система сфокусирована на трёх видах взыскания (замечание, выговор, отчисление), но не содержит прописанных законом мер педагогического воздействия для профилактики нарушений. Для решение данной проблемы нужно развивать и законодательно закреплять альтернативные, восстановительные практики (например, медиация, разбор случаев в студенческом совете). Внедрять институт кураторов и тьюторов для индивидуальной работы со студентами, склонными к нарушениям дисциплины.
Введение единого порядка — значимый шаг к правовой определённости. Однако для реализации его потенциала требуется дальнейшая работа по конкретизации норм и смещению акцента с наказания на профилактику и перевоспитание. Дальнейшее реформирование должно идти по пути детализации процедур, повышения гарантий для уязвимых групп студентов и развития восстановительных практик в образовательной среде.
Таким образом, дисциплинарная ответственность студентов в России представляет собой сложный правовой институт, находящийся на стыке административного, образовательного и отчасти трудового права. Его развитие отражает поиск баланса между необходимостью поддержания академического порядка, защитой прав обучающихся и воспитательными функциями образования. Дальнейшее научное исследование должно быть направлено на анализ правоприменительной практики в свете новых нормативных актов, оценку соразмерности и эффективности дисциплинарных санкций, а также на осмысление этого института в контексте современных вызовов цифровой эпохи и трансформации университетской среды.
Литература:
- «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 15.10.2025) // [Электронный ресурс]. КонсультантПлюс: справ.-правовая система — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.
- «Трудовой кодекс Российской Федерации» [Электронный ресурс]: федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 29.09.2025) — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/.
- «Об утверждении Порядка применения к обучающимся по образовательным программам высшего образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам мер дисциплинарного взыскания и снятия их с указанных обучающихся» Приказ Минобрнауки России от 27.03.2025 № 284 (Зарегистрировано в Минюсте России 25.04.2025 № 81978) // [Электронный ресурс]. КонсультантПлюс: справ.-правовая система — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_504241.
- Правила внутреннего распорядка обучающихся федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» от 24.02.2015 — Режим доступа: https://portal.novsu.ru/file/1143558.
- Дисциплинарная ответственность обучающихся (воспитанников). Дисциплинарный Устав образовательного учреждения = Дисциплинарный Устав образовательного учреждения / С. И. Фёклин. — Москва: Изд. дом «Новый учеб», 2008. — 61, [1] с.; 20 см. — (Правовая библиотека директора школы); ISBN 978–5–8393–0648–7

