Актуальность темы современных подходок к анализу конкурентов в отрасли обусловлена необходимостью повышения конкурентоспособности отечественных коммерческих организаций в современных условиях. Сегодня, в условиях насыщения всех рынков каждая организация сталкивается с сильной конкуренцией и необходимостью выживания в данных условиях.
С экономической точки зрения под конкуренцией понимается совокупность различных видов соперничества между коммерческими структурами в условиях свободного рынка за возможность реализовать свой продукт потребителю и получить при этом прибыль.
Под конкурентоспособностью компании понимается уровень способности конкретной организации удовлетворять потребности потребителей предлагаемыми продуктами в условиях свободного рынка и продавать их с целью получения прибыли [3, с. 12].
В рыночных условиях компании обладают разными уровнями конкурентоспособности, это ведет к определенной дифференциации участников рынка.
Можно выделит следующие категории участников рынка в конкретной отрасли по уровню конкурентоспособности:
— компания, лидер в данной отрасли, имеющая максимальный уровень конкурентоспособности,
— компания, претендующая на роль лидера отрасли, но в настоящий момент ею не являющаяся,
— компании, являющиеся последователями лидера рынка [5, с. 10].
Компании, являющиеся последователями лидера рынка, можно разделить на следующие категории:
— компании, полностью подражающие лидеру, его продуктам,
— компании, близко, но не полностью копирующие продукты лидера,
— компании ограничено копирующие существенные особенности продуктов рынка,
— компании, предлагающие самостоятельные продукты с некоторым подражанием определенным чертам продуктов рынка.
При анализе собственной конкурентной позиции в отрасли компании следует начать с определения, кем она является: лидером, претендентом или последователем.
Вторым шагом должно стать определение, кем являются ее ближайшие конкуренты: лидер, претендент или последователи.
Далее рекомендуется выполнить подробный анализ рыночных позиций ближайших конкурентов.
Следующим этапом в данном анализе должно стать установление ответов на ключевые вопросы анализа:
— существующие в отрасли конкуренты какие именно ставят цели перед собой?
— существующие в отрасли конкуренты– какие конкретно используют стратегии?
— существующие в отрасли конкуренты какие имеют конкурентные преимущества в рассматриваемой отрасли?
— существующие в отрасли конкуренты какие имеют перспективы дальнейшего развития? [4, с. 22]
Установление ответов на данные вопросы позволит изучаемой организации определить следующее:
— кто из существующих конкурентов представляет опасность для организации,
— с каким из существующих конкурентов имеется возможность вступить в рыночное соперничество,
— с какими из существующих конкурентов нет смысла и/или нет возможностей соперничать.
Рассмотрим указанные направления анализа конкурентов в отрасли подробнее.
В ходе изучения наиболее вероятных целей существующих конкурентов рекомендуется проанализировать их по следующим направлениям:
— к какой доле рынка может стремиться конкретный конкурент,
— как он позиционирует собственные продукты,
— на какие сегменты рынка он ориентируется,
— каким образом пересекается целевая аудитория продуктов конкурента и целевая аудитория продуктов нашей организации.
В ходе изучения стратегий конкурентов рекомендуется проводить анализ по следующим направлениям:
— какую сбытовую стратегию применяет конкурент,
— какую стратегию ценообразования он использует,
— какую стратегию управления издержками он использует.
В ходе анализа конкурентных преимуществ существующих соперников можно рекомендовать провести анализ по следующим направлениям:
— кто из конкурентов имеет преимущество в виде низкой цены,
— кто из конкурентов имеет преимущество в виде низких издержек,
— кто из конкурентов имеет преимущество в виде более высокого качества продуктов,
— кто из конкурентов имеет преимущество в виде более широкой дистрибьюторской сети,
— кто из конкурентов имеет преимущество в виде более раскрученного имиджа продукта [1, с. 18].
В ходе анализа перспектив развития существующих конкурентов в данной отрасли можно рекомендовать следующие направления анализа:
— какие возможности внешнего финансирования имеют существующие конкуренты,
— кто из конкурентов имеет возможности межотраслевой интеграции с производителями розничными сетями и т.д.,
— имеет ли кто-либо из конкурентов намерения свернуть деятельность в данной отрасли.
Следует отметить, что при поиске возможных конкурентов не следует рассматривать организации, которые существенно отстают от вас. Также не стоит опасаться рассматривать организации, которые пользуются большим успехом.
Также на этом шаге немаловажную роль играет определение представления конкурентов о себе и их представление об отрасли и о других компаниях.
Главная цель проведения конкурентного анализа заключается в понимании позиций конкурентов. При наличии такой информации создается возможность разработки будущей стратегии, которая будет создавать конкурентное преимущество. Выводы проведенного анализа должны быть действенными, то есть ориентированы на будущее, должны помогать принимающим решения специалистам разрабатывать лучшие конкурентные стратегии, обеспечивать лучшее понимание, чем понимание конкурентов, и выявлять уже имеющихся и будущих конкурентов, их планы и стратегии. Особое назначение анализа состоит в достижении лучших деловых результатов.
Литература:
- Байрамов, Х. Конкуренция, ее содержание и формы / Х. Байрамов, А. Аннаева, М. Пенаева. — Текст: непосредственный // Символ науки. — 2023. — № 4–2.
- Жэнь, Чжэнмин Современная теория конкуренции / Чжэнмин Жэнь. — Текст: непосредственный // Экономика и социум. — 2025. — № 4–2 (131).
- Титова, О. И. Диагностика и развитие готовности к конкуренции / О. И. Титова. — Текст: непосредственный // Общество: социология, психология, педагогика. — 2023. — № 8 (112).
- Хужамуродова, Ш. Конкуренция — основа развития бизнеса / Ш. Хужамуродова. — Текст: непосредственный // Экономика и социум. — 2024. — № № 5–1 (120).
- Ягшыев, А. Монополистическая конкуренция в экономике / А. Ягшыев. — Текст: непосредственный // Ceteris Paribus. — 2023. — № 3.

