Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Философия хозяйства и философия денег

Научный руководитель
Философия
18.12.2025
Поделиться
Аннотация
Статья посвящена философскому анализу фундаментальных категорий хозяйства и денег, раскрытию их сущностного различия и исторической динамики взаимоотношений. Автор прослеживает семантическую эволюцию понятий, отмечая сближение их первоначальных смыслов и последующее расхождение. В работе обосновывается положение о целостном, ценностно-ориентированном характере хозяйства как способа бытия человека в мире, противостоящего редукционистской логике денег как всеобщего эквивалента. Особое внимание уделяется процессу трансформации денег из инструмента обмена в самодовлеющую силу, ведущую к отчуждению и подчинению жизнеустройства принципу бесконечного накопления. В заключении намечаются возможные пути реинтеграции денежных отношений в систему, подчиненную целям человеческого развития и гармонии с природой.
Библиографическое описание
Резванов, М. И. Философия хозяйства и философия денег / М. И. Резванов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 51 (602). — С. 353-355. — URL: https://moluch.ru/archive/602/131081.


В современной социально-философской, социологической и культурологической литературе все шире поднимается и рассматривается проблема соотношения таких понятий и реальностей, как экономика и хозяйство. Термин «экономика» происходит от греческих слов «ойкос» (дом, местообитание) и «номос» (название), и в целом имеет изначальный смысл «ведение хозяйства». То есть, изначальные смыслы терминов «экономиках и «хозяйство» сходны или даже синонимичны. Но в последующем, особенно в смыслах XX-XXI веков они стали все более различаться. В частности, в русской философской и экономической мысли экономика представляет собой более узкий, сугубо материальный феномен, связанный с материальным производством и соответствующими экономическими вложениями, затратами и преимуществами.

Деньги активно влияют на поведение людей и формируют социальные отношения. Велико их значение в различных культурных практиках и ритуалах, например, в обрядах свадьбы или погребения, где они играют важную роль, отображая социальный статус, силу общин и т. д. Во многом потеря научного интереса к деньгам как к культурному феномену связана с процессом глобализации, который породил единое цифровое пространство, где на первый взгляд все социокультурные различия денег нивелируются.

В системе философского знания осмысление экономических основ человеческого существования занимает особое место. При этом категории хозяйства и денег, будучи тесно взаимосвязанными, представляют собой принципиально разные уровни анализа. Хозяйственная деятельность традиционно рассматривается как комплексный процесс жизнеустройства, направленный на удовлетворение потребностей и преобразование природной среды. В свою очередь, феномен денег, выступая изначально техническим инструментом обмена, приобретает в современных условиях статус самодовлеющей силы, определяющей социальные отношения и культурные ценности.

Понятие «хозяйство» в его философском осмыслении выходит далеко за рамки узкоэкономической трактовки, связанной лишь с производством и распределением материальных благ. Его сущность коренится в фундаментальном взаимодействии человека с окружающим миром, представляя собой целостный процесс жизнеустройства [2]. Еще в античной философской мысли, в частности у Аристотеля, проводилось разграничение между «экономикой» как разумным ведением домохозяйства, нацеленным на удовлетворение естественных потребностей общности, и «хрематистикой» как искусством накопления богатства, лишенного внутреннего предела и цели [1].

Следовательно, ключевыми характеристиками философской категории хозяйства являются его холистичность, неразрывно связывающая материальное и духовное производство, и его ценностная ориентированность. Оно укоренено в культуре, этике и мировоззренческих основаниях, что принципиально отличает его от обезличенного механизма рыночного обмена. Хозяйство в этом понимании представляет собой способ бытия человека в мире, в котором практическая деятельность неотделима от поиска смысла и утверждения жизненной гармонии.

В противоположность целостной природе хозяйства, феномен денег возникает как инструмент, призванный опосредовать обмен и количественно соизмерить разнородные блага. Однако его историческая эволюция демонстрирует тенденцию к превращению из вспомогательного средства в самостоятельную силу, обладающую собственной логикой развития. Сущность денег заключается в их функции всеобщего эквивалента, позволяющего свести качественное многообразие вещей и человеческих отношений к универсальной количественной мере. Эта редукция создает основу для принципиально нового способа взаимодействия с миром, основанного на исчислении и формальном равенстве.

Данная логика находит свое концептуальное выражение и в теории отчуждения К. Маркса [4]. Деньги выступают здесь не просто как пассивный инструмент, а как активный агент, опосредующий и трансформирующий социальные связи. Труд и его результаты обретают независимое от производителя существование в денежной форме, что ведет к отчуждению человека от продукта его деятельности. Более того, поскольку денежная оценка становится универсальным языком коммуникации, происходит отчуждение индивидов друг от друга, их взаимодействие все чаще строится на основе безличных финансовых расчетов, а не непосредственных человеческих отношений.

Историческая динамика взаимоотношений между хозяйством и деньгами носит диалектический характер, где изначальный симбиоз постепенно сменяется доминированием и внутренним конфликтом. В традиционных экономических системах денежные отношения были встроены в более широкий социально-культурный контекст и выполняли сугубо служебную функцию, облегчая натуральный обмен [5]. Их использование регулировалось нормами морали и обычного права, что препятствовало превращению денег в самодовлеющую цель.

Однако по мере развития товарно-денежных отношений происходит фундаментальный сдвиг. Логика «хрематистики», ориентированная на бесконечное накопление богатства в его денежной форме, начинает подчинять себе целостный процесс хозяйствования. Инструмент обмена постепенно трансформируется в основной критерий эффективности и ценности, вытесняя традиционные представления о благе, служении и разумном удовлетворении потребностей. Этот переход нашел свое концептуальное оформление в Новое время, когда денежный расчет стал рассматриваться как универсальный принцип рациональной организации не только экономики, но и общества в целом [3].

Перспектива преодоления выявленного конфликта видится не в устранении денежного обращения, но в восстановлении подчиненной роли денег по отношению к целям развития человеческой личности и сохранения природной среды. Реинтеграция денег в систему ценностно-ориентированного хозяйствования требует разработки таких экономических моделей, в которых количественные показатели были бы подчинены качественным критериям общественного благосостояния [7]. Дальнейшее исследование данной проблематики может быть продуктивно связано с анализом альтернативных хозяйственных практик и осмыслением трансформации денежной формы в условиях цифровизации экономики [6].

Литература:

  1. Аристотель. Политика // Собрание сочинений: в 4 т. — М.: Мысль, 1983. — Т. 4. — 830 с.
  2. Булгаков, С. Н. Философия хозяйства / С. Н. Булгаков. — М.: Институт русской цивилизации, 2016. — 464 с.
  3. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер. — СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2020. — 276 с.
  4. Маркс, К. Экономико-философские рукописи 1844 года / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: 2-е изд. — М.: Госполитиздат, 1974. — Т. 42. — С. 41–174.
  5. Поланьи, К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени / К. Поланьи. — СПб.: Алетейя, 2022. — 312 с.
  6. Демченко, Н. Ю. Философия экономики: антропологический вектор развития / Н. Ю. Демченко, А. А. Еникеев // Вектор современной науки: Сборник тезисов по материалам Международной научно-практической конференции. — Краснодар: Кубанский ГАУ, 2022. — С. 523–524.
  7. Еникеев, А. А. Философские аспекты экономической теории марксизма / А. А. Еникеев, Д. А. Коровин // Государство, общество, личность: история и современность: сборник статей II Международной научно-практической конференции. — Пенза: Пензенский ГАУ, 2019. — С. 28–31.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №51 (602) декабрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 353-355):
Часть 5 (стр. 285-355)
Расположение в файле:
стр. 285стр. 353-355стр. 355

Молодой учёный