Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Развитие телекоммуникационной инфраструктуры для государственного управления

Экономика и управление
13.12.2025
5
Поделиться
Аннотация
В статье анализируются проблемы проведения цифровизации государственного управления и разработаны предложения по совершенствованию телекоммуникационной инфраструктуры государственного управления.
Библиографическое описание
Кущ, А. В. Развитие телекоммуникационной инфраструктуры для государственного управления / А. В. Кущ. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 50 (601). — С. 101-104. — URL: https://moluch.ru/archive/601/131438.


Эффективность современного государственного управления во многом определяется развитостью телекоммуникационной инфраструктуры. В условиях цифровой экономики каналы связи становятся не просто средством передачи данных, а инфраструктурным каркасом, позволяющим строить единое информационное пространство государства, обеспечивать взаимодействие органов власти, бизнеса и общества. Национальная программа «Цифровая экономика» и стратегия развития отрасли связи Российской Федерации до 2035 года фиксируют, что развитию сетей связи придается приоритетное значение: к 2030 г. все социально значимые объекты и домохозяйства в населённых пунктах свыше 10 тыс. человек должны иметь доступ к гигабитным каналам, к 2035 г. — 98 % пользователей должны иметь скорость подключения 1 Гбит/с; доступ к 10‑гигабитным каналам планируется обеспечить для 50 % пользователей [1].

Стратегия также предусматривает прекращение эксплуатации сетей 3G к 2027 г., массовое развертывание сетей 5G/6G после 2030 г., повышение средней скорости мобильного интернета свыше 125 Мбит/с и увеличение пропускной способности магистральных линий для трансграничной передачи данных в 4,5 раза [1].

Несмотря на амбициозные цели, отечественная телекоммуникационная отрасль сталкивается с рядом структурных проблем: цифровое неравенство между регионами, высокая стоимость услуг и оборудования, недостаточное внедрение телеком‑сервисов в отдалённых районах и низкая прозрачность деятельности государственных органов. Цель настоящей работы — проанализировать состояние телекоммуникационной инфраструктуры для нужд государственного управления в России, обозначить ключевые проблемы и предложить направления её модернизации. Новизна исследования состоит в сочетании анализа нормативной базы, статистических данных и региональных исследований, что позволяет сформировать комплексные предложения по совершенствованию инфраструктуры.

Правовую основу отрасли связи в России составляет федеральный закон «О связи» (№ 126‑ФЗ) [2]. Закон определяет принципы оказания услуг связи, регулирует порядок использования радиочастотного спектра и магистральных линий, устанавливает требования к идентификации абонентов и к защите информации. В области цифровизации государственного управления действует национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», в рамках которой реализуются федеральные проекты «Информационная инфраструктура», «Цифровое государственное управление» и «Информационная безопасность». В 2023 г. утверждена Стратегия развития отрасли связи на период до 2035 г.; документ устанавливает конкретные показатели качества связи (скорость, покрытие, использование отечественного оборудования), а также предполагает обновление орбитальной группировки спутников (19 новых аппаратов до 2035 г.) [1].

Эти стратегические документы ориентируют развитие сети на обеспечение государственных нужд, повышение технологического суверенитета и сокращение цифрового неравенства.

По данным аналитического отчёта «Рынок телекоммуникаций РФ» объём рынка телеком‑услуг в 2022 г. составил около 1,8 трлн руб., увеличившись на 3,1 % относительно 2021 г. Рост выручки в значительной мере связан с повышением тарифов и увеличением числа пользователей; свыше 53 % доходов отрасли обеспечивают физические лица.

Доход от мобильного интернета вырос на 8,6 % (355,5 млрд руб.), тогда как выручка от фиксированной связи продолжает снижаться

Важным направлением является переход на сети нового поколения. Стратегия до 2035 г. предусматривает прекращение 3G и переход на 5G/6G, причём сеть 5G на оборудовании российского производства должна охватить все города с численностью населения более 100 тыс. человек.

Аналитики отмечают, что развитие сетей требует масштабного импортозамещения: в 2024–2025 гг. российские компании только приступили к серийному производству базовых станций 4G и 5G. Преодоление зависимости от зарубежных технологий является ключевым условием устойчивости государственных коммуникаций.

Уровень развития инфраструктуры для государственных нужд оценивается в различных рейтингах. Индекс развития электронного правительства (EGDI), рассчитываемый ООН, охватывает охват и качество интернет‑услуг, развитость ИКТ‑инфраструктуры и человеческий капитал. Рост показателей ИКТ‑инфраструктуры позволил России подняться в рейтинге, однако качество государственных услуг улучшилось в меньшей степени, поэтому эксперты отмечают, что повышение позиций связано, прежде всего, с инфраструктурой, а не со значительным улучшением сервисов. Недостаточный уровень прозрачности деятельности органов власти считается одним из основных факторов, сдерживающих развитие информационной инфраструктуры государственного управления в российских регионах; низкая открытость препятствует межведомственному взаимодействию и ограничивает участие граждан в управлении [1]. Статистические данные показывают, что ведомства в среднем оснащены лучше, чем коммерческие организации: в 2013 г. 92,7 % организаций сектора «государственное управление и обеспечение военной безопасности» имели доступ в интернет, 79,8 % использовали широкополосные каналы, а число персональных компьютеров с доступом к сети достигало 41 на 100 работников при среднем показателе по экономике 26 ПК. Тем не менее региональные различия велики: например, в Саратовской области удовлетворённость граждан качеством и доступностью госуслуг составляла лишь 60 %, механизм электронного взаимодействия использовали 3 % населения, а доля электронных документов в общем документообороте региональных органов власти составляла 50 %. Такое неравномерное развитие подтверждает наличие «цифрового разрыва» между территориями [4].

Другие исследования подчеркивают, что информационно‑коммуникационная инфраструктура в северных приграничных регионах в целом развита неплохо, но некоторые субъекты (Тыва, Амурская область, Бурятия, Забайкальский край) нуждаются в дополнительной государственной поддержке.

ИКИ представляет собой комплексную технологическую платформу, обеспечивающую доступ граждан и организаций к услугам связи и широкому спектру электронных сервисов, и её развитие должно опираться на потребности регионов и научно‑образовательный потенциал.

Инфраструктура связи является важнейшим фактором социально‑экономического развития и укрепления целостности экономического пространства страны. Авторы отмечают, что при переходе к цифровой экономике связь превращается в новую сетевую структуру, объединяющую электросвязь, информационные технологии и почтовые услуги. Однако развитие отрасли ограничивают территориальное цифровое неравенство, слабая доступность услуг связи для удалённых территорий, высокий ценовой порог, низкий уровень научно‑технического прогресса и недостаточное внедрение интернет‑услуг. Наиболее острые проблемы: высокие цены интернет‑провайдеров, значительные территориальные диспропорции, неравномерность внедрения 5G, недостаток отечественного оборудования и кадров.

Исследования региональной информационной инфраструктуры также выявляют, что прозрачность деятельности органов власти и гражданское участие остаются низкими; в рейтинге открытого правительства Россия занимала 67‑е место, что свидетельствует о препятствиях для формирования эффективной информационной инфраструктуры. Недостаток межведомственного взаимодействия и обратной связи с гражданами уменьшает эффективность государственной политики в области связи.

В настоящей работе применен комплексный подход к рассмотрению телекоммуникационной инфраструктуры как ключевого элемента системы государственного управления, объединяющего техническую, организационную и правовую компоненты. Использован анализ нормативных актов, статистических данных о доходах отрасли и региональном уровне развития, а также результаты академических работ о влиянии инфраструктуры связи на государственное управление. Такой подход позволяет сформулировать предложения, учитывающие технологический, экономический и социально‑правовой контекст.

Телекоммуникационную инфраструктуру для нужд органов власти можно рассмотреть как многослойную систему, включающую:

  1. Магистральный уровень — высокоскоростные магистральные линии, спутниковые и оптоволоконные каналы связи, обеспечивающие устойчивую транспортировку данных между регионами и дата‑центрами. Требуется увеличение пропускной способности магистралей (в 4,5 раза относительно 2022 г.) и обновление орбитальной группировки спутников, как предусматривает стратегия развития отрасли [3].
  2. Доступный уровень — сети фиксированной и мобильной связи, предоставляющие доступ гражданам и организациям. По предложению стратегии до 2035 г. все населённые пункты более 10 тыс. человек должны получить гигабитный доступ. При этом важно обеспечить покрытие отдалённых территорий и уменьшить тарифы для населения [3].
  3. Уровень сервисов — платформы электронного правительства, системы электронного документооборота и приложения (Госуслуги, Гостех), которые трансформируют взаимодействие государства и граждан. Анализ доказывает, что развитие инфраструктуры без улучшения качества услуг приводит к ограниченному результату: рост рейтинга EGDI обусловлен именно инфраструктурой, а не сервисами [3].
  4. Управляющий уровень — институты и регуляторы (Минцифры, Роскомнадзор), ответственные за координацию и контроль развития инфраструктуры. Исследователи подчёркивают необходимость создания центра экспертизы и координации информатизации, который обеспечивал бы единый подход к мониторингу и развитию, что предложено в работе о региональном управлении ИКТ.

Исследования региональной информационной инфраструктуры также выявляют, что прозрачность деятельности органов власти и гражданское участие остаются низкими; в рейтинге открытого правительства Россия занимала 67‑е место, что свидетельствует о препятствиях для формирования эффективной информационной инфраструктуры. Недостаток межведомственного взаимодействия и обратной связи с гражданами уменьшает эффективность государственной политики в области связи [5].

По результатам проведенного анализа разработаны предложения по совершенствованию телекоммуникационной инфраструктуры государственного управления.

  1. Сокращение цифрового разрыва. Следует активизировать программы субсидирования строительства телеком‑сетей в регионах, где уровень развития ниже среднероссийского. В Саратовской области, например, только 3 % граждан используют электронные госуслуги и 60 % удовлетворены их качеством; для таких территорий необходимы целевые меры: льготы операторам при строительстве сетей, развитие цифровой грамотности населения и поддержка региональных инициатив.
  2. Развитие магистральной и региональной инфраструктуры. В рамках стратегии до 2035 г. требуется увеличить пропускную способность межрегиональных линий, развивать наземные и подводные каналы, а также обновлять спутниковый флот. Для отдалённых районов актуальны государственно‑частные партнёрства по прокладке оптоволокна и радиорелейных линий. Необходимо обеспечить возможность подключения к гигабитным каналам всем социально значимым объектам и домохозяйствам в крупных поселениях уже к 2030 г.
  3. Импортозамещение и технологический суверенитет. Для устойчивости государственных коммуникаций нужна независимость от зарубежных поставщиков. Стратегия предусматривает использование российского оборудования для сетей 5G/6G; следует поддерживать проекты по разработке базовых станций, сетевого оборудования и программного обеспечения. Государственные закупки и налоговые стимулы могут поддержать производство.
  4. Интеграция телеком‑инфраструктуры и цифровых платформ. Электронные госуслуги и цифровые платформы должны работать на едином технологическом ядре. Аналитики подчеркивают необходимость перехода на платформенную модель управления, развития комплексных цифровых сервисов и обеспечения межведомственного взаимодействия. Важно развивать единую платформу «Гостех», интегрировать региональные ИТ‑системы, а также обеспечить совместимость с системами электронного документооборота и аналитики больших данных.
  5. Повышение прозрачности и вовлечённости граждан. Недостаточная транспарентность деятельности органов власти является барьером для развития инфраструктуры. Необходимо расширять механизм открытых данных, вовлекать граждан в общественный контроль, использовать цифровые платформы для обратной связи.
  6. Развитие кадрового потенциала. Для внедрения новых технологий нужны квалифицированные специалисты. В вузах и на курсах повышения квалификации следует уделять внимание управлению телеком‑инфраструктурой, информационной безопасности и работе с большими данными. Отдельной задачей является подготовка кадров по разработке отечественного оборудования и программного обеспечения.
  7. Создание центра экспертизы и координации. На федеральном уровне целесообразно сформировать орган, который будет проводить мониторинг состояния инфраструктуры, координировать проекты цифровизации и обеспечивать обмен практиками. Такой центр предлагается в исследовании о региональном управлении ИКТ: он должен анализировать социально‑экономические эффекты, разрабатывать методические рекомендации и содействовать интеграции региональных систем.

Развитие телекоммуникационной инфраструктуры — ключевое условие успешной цифровой трансформации государственного управления. Российская Федерация предпринимает значительные усилия по модернизации сетей связи: принята стратегия развития отрасли до 2035 г., устанавливающая высокие показатели скорости и охвата; в национальной программе «Цифровая экономика» телеком‑инфраструктура рассматривается как основа цифровых сервисов. Тем не менее исследования показывают, что на региональном уровне сохраняются серьёзные проблемы: цифровое неравенство, высокая стоимость услуг, недостаточная прозрачность и низкий уровень внедрения современных технологий. Предложенные в работе меры — сокращение цифрового разрыва, развитие магистральных сетей, импортозамещение, интеграция с цифровыми платформами, повышение прозрачности и кадровый потенциал — нацелены на формирование устойчивой телекоммуникационной системы, способной обеспечить эффективное государственное управление и удовлетворение потребностей граждан. Реализация этих мероприятий позволит России не только достичь целей, указанных в стратегии развития связи, но и создать технологический фундамент для долгосрочного развития цифрового общества.

Литература:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2023 года № 3339-р URL: http://static.government.ru/media/files/Pc7fHuejbNvqv17b0RJNv0RIqTo20lUV.pdf (дата обращения 11.12.2025).
  2. Федеральный закон от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи» URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/19708 (дата обращения 11.12.2025).
  3. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» URL: https://digital.gov.ru/target/naczionalnaya-programma-czifrovaya-ekonomika-rossijskoj-federaczii (дата обращения 11.12.2025).
  4. Удельный вес организаций, использовавших информационные технологии, по Российской Федерации (2019–2020) URL: storage/mediabank/ikt.xlsx (дата обращения 11.12.2025).
  5. Вартанян Ф. А. Электронное правительство как инструмент повышения качества государственных услуг / Ф. А. Вартанян // Вестник евразийской науки. — 2025. — Т. 17. — № s2. — URL: https://esj.today/PDF/89FAVN225.pdf.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №50 (601) декабрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 101-104):
Часть 2 (стр. 65-135)
Расположение в файле:
стр. 65стр. 101-104стр. 135

Молодой учёный