Современное общество переживает период глубокой социокультурной трансформации, обусловленной стремительным развитием цифровых технологий. Сегодняшний приоритет в развитии физкультуры и спорта сосредоточен на учет современных тенденций развития видов спорта, в том числе инновационных, и их адаптация под условия функционирования российского спорта [7]. В данном контексте особый научный интерес представляет феномен фиджитал-спорта — инновационного направления, синтезирующего физическую активность и цифровые технологии. Как отмечает Л. И. Лубышева, данный инновационный вид спорта способен для современных студентов создать пространство, способствующее развитию стойкой мотивации к активной жизненной позиции [4, с. 101].
Согласно официальному определению, утвержденному приказом Минспорта России: «Фиджитал — спорт (функционально-цифровой спорт) — (англ. phygital sport) — комплексный вид спорта, который представляет собой непрерывное состязание спортсменов или групп спортсменов, состоящее из функционального и цифрового сегментов, которые реализуются либо поэтапно (двоеборье), либо единовременно (ритм — симулятор) в ходе соревновательного процесса в рамках одного соревновательного действия (матча или гейма)» [6]. Данное определение подчеркивает дуальную природу этого феномена, сочетающего традиционные спортивные элементы с цифровыми технологиями.
С точки зрения социальных наук развитие фиджитал-спорта следует рассматривать как компонент глобальной тенденции к конвергенции физического и виртуального пространств, в результате которой меняются формы социализации, практики участия и механизмы формирования спортивной идентичности [8, с. 718]. Данная трансформация коррелирует с государственной стратегией цифровизации и внедрения передовых ИТ-решений, о чём прямо указывал В. В. Путин: «В наступающее десятилетие нам предстоит провести цифровую трансформацию всей страны, всей России, повсеместно внедрить технологии искусственного интеллекта, анализа больших данных» [5]. В условиях такой политики фиджитал-спорт выступает не только как технологический феномен, но и как поле социальных практик, где перераспределяются ресурсы доступа, возникают новые требования к цифровым и физическим компетенциям участников и формируются новые модели регулирования.
Следует подчеркнуть, что уникальность фиджитал-спорта является одним из главных его преимуществ, так как позволяет активно включать всех студентов в процесс физической активности, способствуя укреплению здоровья и развитию социальных навыков [3, c. 296]. Помимо физического воздействия, занятия фиджитал-спортом позитивно сказываются на академической успеваемости обучающихся благодаря созданию условий для релаксации и эмоциональной разгрузки после интенсивных учебных нагрузок, что благоприятствует поддержанию оптимального психологического состояния и повышению эффективности учебного процесса.
Структура фиджитал-центра должна состоять из digital-зоны (обеспеченной компьютерами, игровыми консолями, системами УЯ/АЯ/МЯ и другими устройствами), physical-зоны (спортплощадок), зоны отдыха и phygital-learn зоны (предназначенной для проведения занятий по современным техническим и спортивным программам подготовки). Тем не менее, на данный момент мало учебных заведений, в которых присутствуют фиджитал-центры, поскольку распространение фиджитал-спорта сопряжено с комплексом проблем, ключевыми из которых остаются: вопрос значительных финансовых вложений, проблемы с обеспечением честности и предотвращением мошенничества, отсутствием стандартов и регулирования, ограниченная социальная интерактивность (отсутствие прямого контакта между участниками, кроме виртуального).
Несмотря на существующие ограничения, имеются успешные примеры внедрения фиджитальных практик в образовательную среду. Например, в Княгининском университете (Нижегородская область) успешно реализован проект, направленный на интеграцию традиционного спортивного воспитания с цифровизацией образовательного пространства путём совмещения классических дисциплин и их цифровых аналогов [1]. Примером служит объединение тренировок по хоккею на реальной хоккейной площадке с занятиями в компьютерной среде, имитирующей спортивные условия. Другим значимым примером служит деятельность Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова, где в период 2024–2025 годов проведены крупные мероприятия, посвящённые внедрению фиджитальных технологий в спортивный сектор образования [2]. Эти фестивали включали соревнования по таким дисциплинам, как фиджитальный мини-футбол, фиджитальный баскетбол, фиджитальные шахматы и фиджитальная стрельба, демонстрируя эффективность гибридизации физических упражнений и цифровых технологий.
Независимо от обозначенных институциональных и инфраструктурных сложностей, центральным вопросом остается восприятие и готовность к адаптации фиджитал-спорта со стороны непосредственных участников образовательного процесса — студентов. Для эмпирической оценки данного аспекта нами было организовано и проведено социологическое исследование в форме анкетирования, позволившее зафиксировать не только уровень осведомленности респондентов о фиджитал-спорте, но и выявить их личностную мотивацию, опасения и практические ожидания.
Согласно полученным результатам, распространенность осведомленности о фиджитал-спорте среди студенческой аудитории составляет 48 %, однако уровень реальной вовлеченности остается относительно низким — лишь 33 % опрошенных имеют практический опыт участия в подобных активностях. При этом 36,5 % респондентов выразили готовность к занятиям, что свидетельствует о его потенциальной востребованности. Значимым представляется тот факт, что 32,7 % участников исследования отметили положительное влияние фиджитал-форматов на снижение уровня тревожности, а 30,8 % указали на их большую привлекательность по сравнению с традиционными видами физической активности. Анализ предпочтений выявил наиболее популярные направления: VR-фитнес (тренировки в виртуальной реальности), танцевальные симуляторы (например, Just Dance), интеллектуальные тренажерные системы, а также командные соревнования с элементами дополненной реальности (AR).
На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что фиджитал-спорт, синтезирующий физическую активность и цифровые технологии, представляет собой значимую инновацию для системы высшего образования. Его внедрение отвечает стратегическим задачам цифровизации и способно эффективно решать актуальные проблемы студенческой среды: повышать мотивацию к систематическим занятиям физической культурой, способствовать психоэмоциональной разгрузке и развивать критически важные в современном мире цифровые и гибридные компетенции. Таким образом, фиджитал-спорт выполняет двойную функцию: он является одновременно инструментом оздоровления и образовательным ресурсом, формирующим междисциплинарные навыки работы с VR/AR, анализа данных и командного взаимодействия.
Тем не менее, реализация этого потенциала носит не автоматический, а обусловленный характер. Успешная интеграция фиджитал-дисциплин в образовательный процесс возможна только при условии системного решения комплекса организационно-технических задач: создания соответствующей материально-технической базы (фиджитал-центров), разработки адаптированных методических программ и подготовки специалистов, обладающих компетенциями как в спортивной, так и в цифровой сферах. Перспективы дальнейших исследований видятся в разработке конкретных моделей и дорожных карт внедрения фиджитал-практик с учетом ресурсных возможностей и специфики различных вузов, что позволит трансформировать теоретический потенциал данного направления в реальную социально-образовательную практику.
Литература:
- В Княгининском университете ввели фиджитал-дисциплины // НТВ URL: https://www.ntv.ru/novosti/2943800/ (дата обращения: 16.11.2025).
- В САФУ завершился II Фестиваль фиджитал спорта // narfu.ru URL: https://narfu.ru/life/news/university/395812/ (дата обращения: 16.11.2025).
- Гильманшин, Р. А. Роль фиджитал-спорта в реализации Стратегии 2030 / Р. А. Гильманшин // Физическая культура, спорт, туризм: наука, образование, информационные технологии: материалы Всероссийской с международным участием заочной научно-практической конференции, Казань, 22–23 марта 2023 г. — Казань, 2023. — С. 294–298.
- Лубышева Л. И. Фиджитал-спорт — инновационный проект развития внеучебной деятельности студентов / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры, — 2023. — № 7. — С. 101.
- Конференция по искусственному интеллекту // Президент России URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/64545 (дата обращения: 16.11.2025).
- Об утверждении правил вида спорта фиджитал спорт (функционально-цифровой спорт): Приказ Минспорта России от 28.12.2023 № 1112 (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2018 № 51752). — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Стратегия развития физической культуры и спорта в российской Федерации на период до 2030 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р. — URL: https://storage.minsport.gov.ru/cmsuploads/cms/Aktualnaya_Strategiya_sporta_do_2030_goda_b7b1cb62e1.pdf (дата обращения: 11.11.2024).
- Чижик, А. А. Влияние фиджитал-спорта на здоровьесбережение студенческой молодежи / А. А. Чижик, Г. Н. Лесникова // Вестник науки, — 2024. — № 5 (74). — С. 718–723.

