Театрализованная игра выступает одной из формы самовыражения дошкольника и познаний окружающего его мира, содействующая развитию его творческого потенциала, эстетической культуры и нравственного становления личности. Театральное искусство лежит в основе нравственно-эстетического развития восприятия дошкольника, анализа и интерпретации поступков героев и оценки их действий, создавая при этом фундамент для развития коммуникативной культуры и навыков социального взаимодействия.
По мнению Н. Ф. Губановой, театрализованная деятельность для дошкольников выступает эффективным способом познания мира взрослых через открытия. В игровой деятельности эти открытия связаны не только с реализацией авторского замысла, воплощенным через сюжет, но и с выражением личного отношения к изображаемым явлениям. Следовательно, работа дошкольников в процессе театрализованных игр проявляется в трех аспектах: создание драматического материала, воплощение авторской задумки и оформление работы. При этом данная деятельность имеет игровую природу и характеризуется спонтанностью и творческими задумками [1].
Так, в процессе театральных игр, дошкольники могут выступать в образе актеров, сценаристов, режиссеров, художников, драматургов, хореографов и костюмеров, что говорит об активном творческом процессе, которым руководит педагог. Педагог, использую в своей профессиональной деятельности театрализованные игры приобщает дошкольников к театральной культуре, знакомит их с ее основными компонентами:
- Деятельностный компонент. Развивает у дошкольников умение воспринимать театральное искусство, проявлять в процессе театральной деятельности творческие способности (инсценировка произведений, развитие актерского мастерства через упражнения на развития дыхания, речи, жестикуляции, мимики и т. д.)
- Когнитивный компонент, формирует у детей знания об истории театра и его назначении, жанрах театрального искусства и особенностях театральных процессий. Также, данный компонент включает в себя знакомство дошкольников с устройством сцены и кулис, тонкостями работы со зрительным залом и правилами поведения в театре.
- Эмоционально-ценностный компонент театральной культуры воспитывает в дошкольнике эмпатию и чувство прекрасного, учит давать правильную нравственную оценку персонажам и выражать свои эмоции не только вербально, но и с помощью жестов, позы, мимики и взгляда [2].
Театрализованные игры в дошкольных учреждениях отличаются своим многообразием форм и способов реализации. Одной из которых выступает куклы бибабо, простейших кукол-перчаток, или в простонародье известных как «Петрушка». Структура куклы-перчатки проста и незамысловата, состоящая из головы и платья, надетого на руку, которым и является туловище куклы. Но, несмотря на свою простоту, куклы бибабо имеют богатую и интересную историю. Хоть их упоминания встречаются в различных культурах мира, рассвет своей популярности куклы-перчатки получили в средние века в Европе, где повсеместно использовались в театральных постановка и развлекательной деятельности на ярмарках, цирках и уличных представлениях, где целевой аудиторией выступали не только дети, но и взрослые, а постановки повествовали о политических событиях, воинах и дворцовых интригах, были наполнены сатирой и черной комедией.
Популярность в России, куклы бибабо получили лишь с 19 века, где благодаря своей простоте и выразительности, использовались в постановках народных сказок и былин, тем самым сохраняя народные традиции. Главным героем таких представлений была кукла-перчатка Петрушка, рассказывающая веселые потешки и прибаутки, при этом сюжеты постановок придерживались одного сценария, где главный герой Петрушка встречал на своем пути героев, дрался с ними используя дубинку-трещотку и выходил из схватки победителем. Данные представления были популярны, на народных гуляниях и ярмарках, так театр Петрушки стал видом народной театральной культуры [4].
С первой половины ХХ века перчаточная кукла начала широко использоваться в детских садах, сначала как помощник в разучивании стишков, а затем в организации детского театра. Но для эффективного использования кукол бибабо педагогу необходимо создать определенные педагогические условия. Рассмотрим их более подробно:
- Подготовка пространства и материалов. Пространство для проведения игры должно быть безопасным, достаточно просторным и хорошо освещённым, чтобы дети могли свободно передвигаться и взаимодействовать с куклами. Важно предусмотреть место для зрителей, чтобы они могли комфортно наблюдать за представлением. Куклы бибабо должны быть удобны для детских рук, яркими и выразительными, чтобы привлекать внимание детей и стимулировать их воображение. Также следует подготовить различные реквизиты и декорации, которые помогут создать необходимую атмосферу и помогут детям погрузиться в сюжет игры.
- Обучение участников. Прежде чем начать театрализованную игру, необходимо провести подготовительные занятия с детьми. Объяснить им роль театральной культуры в общем развитии личности, познакомить с историей театра и, конкретно, с кукольным театром. Дошкольники должны понимать значение мимики, жестов, поступков персонажей для передачи определенных эмоций и смыслов [4]. Также важно научить их основам режиссуры и сценарного мастерства, чтобы они в дальнейшем могли самостоятельно разыгрывать театральные этюды и репетировать доставшиеся им роли.
- Разработка методических приемов. Важно использовать различные педагогические приемы для мотивации дошкольников, например, игровые методики, которые способствуют развитию фантазии и креативного мышления. Педагоги могут использовать элементы драматизации и импровизации, музыкальные и танцевальные вставки, дополнительный реквизит, что делает игру более динамичной и интересной. Важно также обучить дошкольников основам актерского мастерства и работы с куклой, чтобы они могли полностью раскрыть потенциал каждого персонажа.
- Коммуникативная поддержка. Непосредственное взаимодействие с дошкольниками во время подготовки и проведения театральной игры имеет большое значение. Педагог должен постоянно поддерживать маленьких актеров и направлять их игру, помогать им справляться с возникающими трудностями, стимулировать на передачу своих чувств и эмоций через кукол. Важно установить открытое и доверительное общение между детьми и взрослыми, что помогает достичь глубины эмоционального и интеллектуального воздействия театрализованной игры.
- Разработка тематического плана занятий, где педагог составляет определенные цели и задачи использования театрализованной деятельности, подбирает материал с учетом возрастных особенностей дошкольников и постепенно его усложняет, с учетом знаний детей о театре.
- Организация регулярных показов спектаклей для родителей. Как и любой театр, театр в детском саду не может существовать без зрителей, а дошкольникам важно не только посещения и просмотр постановок, но и собственная игра в театре, которая должна быть оценена. Проведения спектакля перед родителями способствует повышению мотивации дошкольников, раскрытию их творческого потенциала и укреплению связи между детским садом и семьями.
- Рефлексия и анализ. После каждого представления полезно проводить рефлексионные сессии, где дошкольники могут обсудить свои впечатления, эмоции и научиться анализировать как свою игру, так и игру своих товарищей. Это помогает развить критическое мышление, умение видеть разные аспекты театрального исполнения и, как следствие, более сознательно подходить к созданию театральных образов в будущем.
Создав такую поддерживающую и стимулирующую среду, педагог в значительной мере способствует не только освоению дошкольниками театральной культуры, но и их общему культурному и личностному развитию.
Таким образом, организация театрализованной игры с использованием кукол бибабо при соблюдении педагогических условий способствует развитию театральной культуры у детей, их творческих способностей, коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта. Дошкольники учатся выражать свои мысли и чувства, сотрудничать, принимать решения и импровизировать в зависимости от ситуации.
Эффективность театрализованной игры достигается путем разработки тематического плана занятий и методических приемов, использования разнообразных методов и приемов, организации показов спектаклей для родителей и коммуникативной поддержке детей и оценки эффективности театрализованной деятельности.
Литература:
- Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников: 2–5 лет. Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. — М.: ВАКО, 2011. — 256 с.
- Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 128 с.
- Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник и практикум для вузов / под редакцией Н. В. Микляевой. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2025. — 450 с.
- Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов / Н. Ф. Сорокина. — Москва: АРКТИ, 2018. — 162 с.

