В настоящее время у общества возросла потребность в творческих людях. Как организовать занятия в детском саду, чтобы они способствовали формированию творческих способностей с малых лет? Анализируя занятия по чтению художественной литературы, мы видим, что воспитатель использует преимущественно фронтальную работу.
Цель исследования — определить влияние разнообразных организационных форм обучения на формирование творческих способностей дошкольников.
С этой целью мы провели исследование на базе МБДОУ МО г. Краснодар Детский сад № 135. В рамках исследования мы решали следующие задачи: 1) пронаблюдать за проявлением основных показателей творческих способностей детей при фронтальной работе; 2) определить возможные изменения в проявлении творческих способностей при включении разнообразных организационных форм.
Показатели творческих способностей — самостоятельность, любознательность, способность с головой уходить в интересующее занятие, беглость мысли, смелость. Наблюдения показали, что большинство дошкольников не могут сориентироваться в нестандартной обстановке, недостаточно развиты мышление, многие затрудняются в поиске ответов на проблемные вопросы. Они мало подготовлены к обобщению материала и творческому анализу.
Во время фронтальной работы не все дети проявляют любознательность, так как не каждый ребёнок имеет возможность задавать вопросы. Даже если у детей есть желание что-то узнать, и они задают вопросы, не всегда воспитатель может ответить на каждый вопрос по-научному точно и в то же время доступно. Более того, за хороший вопрос необходима похвала, что педагоги и вовсе забывают делать. Не все дети выдают разнообразные идеи, что характеризует беглость мысли. Фронтальное обучение не предполагает различие дошкольников по индивидуальным параметрам, поэтому у некоторых детей подавлены внимание и активность.
С целью повышения степени проявления творческих способностей детей старшего дошкольного возраста мы предлагаем использовать на занятиях чтения художественной литературы разнообразные организационные формы работы. В исследованиях многих педагогов и психологов подчёркивается, что оригинальность мышления и творчество дошкольников наиболее полно проявляются и успешно развиваются только при использовании разнообразных организационных формах обучения.
Результаты работы в подгруппах, стимулирование познавательной деятельности оказались выше, чем при фронтальной работе. Например, воспитатель организует фронтальную работу: «О чём может идти речь в этом произведении? Выскажите ваши предположения». Монотонность работы «вопрос — ответ» не вызвал интереса у детей, у них не появилось желания понимать поступающую информацию. Воспитатель выслушал несколько детей, которые на занятиях всегда активны. Остальные ребята не приняли участие в деятельности, которая требовала творческих проявлений: самостоятельности, любознательности, беглости мысли.
Организуя групповую работу по определению содержания произведения по его теме, мы создали ситуацию, когда каждый дошкольник принимает участие в деятельности. Ребятам старшего дошкольного возраста (6–7лет) дали определённое время для поиска ответа, они размышляют, анализируют, предлагают свою идею или несколько, выслушивают другие идеи. Во время организации групповой работы допускалось прямое общение между детьми, им можно переговариваться и обмениваться мыслями. Всё это способствовало возникновению желания действовать, выполнять работу самостоятельно, искать собственную точку зрения. После ознакомления с художественным произведением ребёнок самостоятельно делает вывод, верно ли он рассуждал, в чём он ошибся или оказался прав. У него развивается способность к самоанализу, самоосмыслению, что является одним из важных условий развития творческих способностей.
Исходя из этого, следует, что групповая форма работы является благоприятным условием для наиболее успешного развития творческих способностей, так как у детей развивается активность мышления, умение анализировать и делать выводы. Наблюдения во время фронтальной работы показывают, что одни ребята не решают поставленные задачи, другие работают медленно, лишь небольшая часть воспитанников быстро и хорошо выполняют работу.
С целью привлечения в познавательную деятельность неактивных детей мы использовали индивидуальную форму организации работы с этими детьми. Задания для индивидуальной работы специально подобраны в соответствии с возможностями детей и позволили каждому ребёнку работать в индивидуальном темпе, осуществляя самоконтроль. Данная работа заключалась в исследовательской деятельности детей при выполнении домашнего задания совместно с родителями. Дошкольники, которые любят рисовать, иллюстрировали отрывки из произведения, стихотворения. Ребята с выразительной речью готовили небольшие сообщения и рассказывали на занятии детям и воспитателю.
Такая форма организации работы создавала ситуацию творческой свободы и веры в свои силы. Индивидуальная форма позволила каждому дошкольнику удовлетворить свою любознательность, т. к. появилась возможность самостоятельного поиска ответов на вопросы.
Наблюдения показывают, что степень проявления основных показателей творческих способностей у дошкольников — самостоятельность, любознательность, смелость в высказываниях — повысилась.
Таким образом, для того чтобы процесс развития творческих способностей дошкольников осуществлялся успешно, необходимо использовать на занятиях по чтению художественной литературы разные организационные формы работы. Использование групповой и индивидуальной форм наряду с фронтальной формой организации деятельности на занятиях позволяют решать задачи развития исследовательских умений дошкольников: способствуют формированию умений решать проблему, анализировать, сравнивать, оригинально мыслить, быть самостоятельным, а значит, формируют творческие способности дошкольников.
Литература:
- Гербова, В. В. Приобщение детей к художественной литературе. / В. В. Гербова. — Москва: Мозаика-синтез, 2010. — 154c. — Текст: непосредственный.
- Дунаева, Н. О. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка / Н. О. Дунаева. — Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 6. — С. 35–40.
- Котова, Е. В. Развитие творческих способностей дошкольников / Е. В. Котова. — Текст: непосредственный // Методическое пособие: Сфера, 2010.

