Художественная литература — одна из важнейших источников всестороннего развития личности дошкольников. Развитие творческого восприятия художественной литературы — это означает, что на первый план перед педагогом выдвигается задача организовать различные формы активности, в которых дети должны проявить специфические черты осмысления ими конкретного литературного материала. Наряду с этим необходимо, чтобы воспитатель обращался к некоторым общим характеристикам детского мировидения, которые стали бы основой создания ими творческих образов художественных произведений. Исходя из этих положений, мы раскроем особенности восприятия художественной литературы и источники его своеобразия.
Литературное произведения представляет собой сложное образование, складывающееся из самого текста и необходимого внетекстового контекста, который строится самим ребёнком в соответствии с его индивидуальными и возрастными. Следовательно, характер протекания взаимодействия ребёнка с произведением определяется двумя основными моментами — самим текстом (его содержанием, структурой, звучанием, форм преподнесения и т. п.) и способами познания, осмысления окружающего мира, сложившимися под влиянием прошлого жизненного и художественного опыта.
Процесс и результат восприятия детьми литературного произведения зависит от ряда взаимосвязанных причин. С одной стороны, конкретный текст ребёнок воспринимает в своей целостности и уникальности. Сказка, которую он услышал, единственна и неповторима. Однако с другой стороны, ребёнок знает и другие сказки, его литературный опыт уже достаточно широк. Этот литературный опыт в целом и его отдельные элементы могут влиять на характер и способы восприятия конкретного литературного произведения, да и всего окружающего мира, на всю систему образных представлений. Кроме того, источники своеобразия в восприятии художественной литературы следует искать и в особенностях словесно-образного освоения окружающего мира, и в стихийно складывающихся эстетических предпочтениях, и в излюбленных формах словесного творчества.
Восприятие художественной литературы детьми носит творческий характер, выражается он в субъективно эмоциональном, и преобразующем отношении ребёнка к художественному произведению. Черты такого восприятия стихийно формируются в рамках детского сообщества в условиях игровых ситуаций, на материале собственного детского фольклора. Элементы литературного опыта включаются детьми в игровые ситуации и претерпевают различные изменения. Так, в коллективных игровых ситуациях чаще всего варьируются детали сюжета при сохранении традиционного облика героев, а в индивидуальных воображаемых ситуациях- образ самого героя.
Творческое восприятие детей, несомненно стимулируется некоторыми свойствами литературных произведений. Но какими? Чтобы выявить эти характеристики, дети прослушали три очень сходных текста (по объёму, форме и содержанию), различимые между собой степенью новизны каждого и неопределённостью, описываемой в них ситуаций. Оказывается, стимулируется оно не просто новизной текста или неопределённостью как таковой, а специфическим комплексом характеристик литературного произведения. К ним относятся: доступная неопределённость, проблемность в прочтении хорошо известной ситуации, которая вырастает из сочетания противоречий, представленных в форме каких-либо очевидных для ребёнка смысловых несоответствий, и ярко выраженных содержательных, ритмических и других аналогий с хорошо известными произведениями.
Однако в художественном произведении встречаются также и особые содержательно-тематические единицы, которые дети воспринимают более творчески по сравнению с другими. Активно творчески воспринимаются детьми в первую очередь те образы, по поводу которых они теряются в догадках или в которых сразу узнают нарушителей спокойного течения привычного жизненного уклада.
Существует два типа тенденций, которые характеризуют восприятие детьми повествовательных текстов, — «выделяющая» и «синтезирующая». Выделяющая тенденция представляет собой вычленение ребёнка наиболее объективно значимых элементов литературного произведения. Такое эмоциональное акцентирование иногда имеет место в процессе полного пересказа ребёнком известного ему текста. Но весьма часто он выделяет лишь отдельные значимые элементы, не включая их в целостный повествовательный контекст.
Проявления личностно-пристрастного отношения на фоне развёрнутого пересказа выражаются в акцентировании отдельных эпизодов, изменении содержания и композиции произведений, включении в повествование экспрессивных высказываний оценочного, объяснительного характера и в эмоциональных повторах отдельных фраз и отрывков буквально воспроизводимого текста.
Синтезирующая тенденция — это объединение ребёнком нескольких произведений или их отдельных элементов в единую композицию или в единый образ. На характер синтеза оказывают влияние, имеющийся литературный опыт, сложившиеся образные стереотипы, а также индивидуальные предпочтения. Связывание нового с известным происходит на основе установления сходства и видения в новом элементов и черт знакомого. В рамках синтезирующей тенденции наблюдаются две разновидности. В основе первой лежит тематический принцип, который реализуется путём асоциального связывания достаточно крупных элементов художественных произведений — соединением содержания нескольких произведений и сочетанием отдельных сюжетно-тематических единиц из различных произведений. В основе второй разновидности синтеза лежит переживание детьми эмоциональной общности связываемых явлений. Такой синтез представляет собой связывания образов по признаку единой эмоциональной доминанты, в результате чего вновь получаемый образ приобретает более богатое содержание. Если первая разновидность синтеза проявляется у детей в процессе выстраивания развёрнутых повествований, то вторая при осмыслении достаточно сложных для них произведений путём манипулирования образами, взятыми из различных произведений.
С учётом всех тех особенностей творческого восприятия ребёнком художественных произведений, воспитатель может построить свою работу с детьми, направленную на развитие этого важнейшего компонента эстетического мировидения.
Литература:
- Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избр. псих.труды.- М.,1996.- Т.1.-66с.
- Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). — М.: Педагогика, 1972. –143с.
- Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию, — М.: Просвящение, 1982. — 128 с.