Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Эффективность когнитивно-поведенческой терапии при паническом расстройстве: метаанализ современных исследований (2021–2025 гг.)

Психология
12.12.2025
10
Поделиться
Аннотация
Представлены результаты мета-анализа эффективности когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) при паническом расстройстве (ПР) на основе исследований 2021–2025 гг. Цель — оценить общий эффект КПТ и влияние модераторов: типа протокола (когнитивно или поведенчески ориентированный) и формата (очный или онлайн). Проведён систематический обзор 18 РКИ (N=1472). Общий размер эффекта (SMD по Хеджесу) составил g=0,94 (95 % ДИ: 0,78–1,10), что соответствует большому эффекту. Протоколы с акцентом на интерактивную экспозицию показали большую эффективность (g=1,12), чем когнитивно-ориентированные (g=0,81). Онлайн-формат с поддержкой терапевта продемонстрировал сопоставимую с очным форматом эффективность (g=0,89 или g=0,97). Вывод: КПТ остаётся высокоэффективным методом; протоколы с экспозицией предпочтительнее; онлайн-терапия является валидной альтернативой.
Библиографическое описание
Горелова, Е. А. Эффективность когнитивно-поведенческой терапии при паническом расстройстве: метаанализ современных исследований (2021–2025 гг.) / Е. А. Горелова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 50 (601). — С. 743-745. — URL: https://moluch.ru/archive/601/131011.


Введение

Паническое расстройство (ПР) представляет собой широко распространённое тревожное расстройство, характеризующееся рецидивирующими неожиданными паническими атаками, стойким беспокойством по поводу их повторения и значительными мало адаптивными изменениями в поведении, что приводит к существенному снижению качества жизни и социальной дезадаптации [1]. Согласно современным эпидемиологическим данным, распространённость ПР в популяции достигает 3–4 %, причём пик заболеваемости приходится на наиболее активный трудоспособный возраст, что определяет высокую медико-социальную значимость проблемы [1].

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) на протяжении нескольких десятилетий сохраняет статус «золотого стандарта» психотерапевтического лечения ПР, что закреплено в большинстве национальных и международных клинических рекомендаций [2]. Теоретической основой КПТ при ПР является когнитивная модель Д. Кларка, фокусирующаяся на катастрофической интерпретации телесных ощущений как ключевом механизме генерации паники [3]. Несмотря на устоявшуюся доказательную базу, область продолжает активно развиваться. В современных исследованиях (2021–2025 гг.) наблюдается несколько значимых тенденций. Во-первых, дискутируется вопрос об оптимальном балансе между когнитивным и поведенческим компонентами в протоколах КПТ. Некоторые исследователи отмечают, что протоколы, делающие акцент на интерактивной экспозиции (прямое провоцирование телесных ощущений, связанных с паникой, в безопасных условиях), могут демонстрировать большую эффективность в отношении снижения частоты атак и поведенческого избегания по сравнению с протоколами, сфокусированными преимущественно на вербальном когнитивном реструктурировании [6]. Во-вторых, цифровая трансформация здравоохранения, ускоренная пандемией COVID-19, привела к активному изучению онлайн-форматов КПТ. Актуальным становится вопрос о том, насколько дистанционный формат сохраняет эффективность по сравнению с классической очной терапией [7].

Таким образом, существующие систематические обзоры и метаанализы, обобщающие данные до 2020 года, нуждаются в актуализации. Количественный синтез результатов исследований, опубликованных в последние пять лет (2021–2025 гг.), позволит не только подтвердить или уточнить общую величину эффекта КПТ при ПР, но и дать научно обоснованные ответы на вопросы о сравнительной эффективности различных протоколов и форматов терапии.

Целью настоящего исследования является проведение метаанализа современных рандомизированных контролируемых испытаний (РКИ) для оценки совокупной эффективности когнитивно-поведенческой терапии при паническом расстройстве и анализа влияния ключевых модераторов на терапевтический исход.

Задачи исследования:

Рассчитать общий стандартизированный размер эффекта (SMD) КПТ по сравнению с контрольными условиями.

Провести анализ подгрупп для проверки гипотез о влиянии типа протокола КПТ (когнитивно- или поведенчески-ориентированный) и формата проведения терапии (очный или онлайн) на величину эффекта.

Оценить методологическое качество включённых исследований.

Гипотезы исследования:

H1: КПТ демонстрирует статистически значимый и большой эффект (g > 0,8) в снижении симптоматики панического расстройства.

H2: Протоколы КПТ, включающие интерактивную экспозицию в качестве ключевого компонента, ассоциированы с большим размером эффекта по сравнению с протоколами, сфокусированными на когнитивном реструктурировании.

H3: Онлайн-формат КПТ с терапевтической поддержкой показывает эффективность, не уступающую очному индивидуальному формату.

Методы

Дизайн исследования. Систематический обзор с метаанализом количественных данных. Процедура планирования и отчёта осуществлялась в соответствии с рекомендациями заявления PRISMA 2020.

Критерии включения и исключения.

Участники (P): Взрослые пациенты (18 лет и старше) с установленным первичным диагнозом «паническое расстройство» (F41.0 по МКБ-10 или соответствующий диагноз по DSM-5).

Вмешательство (I): Когнитивно-поведенческая терапия (не менее 8 сеансов). Формат проведения мог быть очным или дистанционным.

Сравнение (C): Контрольная группа, получавшая инертное вмешательство (лист ожидания, плацебо-внимание, лечение как обычно).

Исходы (O): Тяжесть симптомов ПР на пост-тесте, измеряемая валидизированными шкалами (PDSS, PAS).

Дизайн исследования (S): Рандомизированные контролируемые испытания (РКИ), 2021–2025 гг.

Процедура поиска и отбора литературы. Систематический поиск проводился в базах PubMed, PsycINFO, Cochrane Library, eLibrary, CyberLeninka. Отбор и извлечение данных осуществлялись двумя независимыми исследователями.

Статистический анализ. Для каждого исследования рассчитывался стандартизированный размер эффекта по Хеджесу (g) с 95 % доверительным интервалом (ДИ). Синтез данных проведён с использованием модели случайных эффектов (DerSimonian–Laird). Гетерогенность оценена с помощью I²-статистики. Для проверки гипотез H2 и H3 выполнен анализ подгрупп с тестом на взаимодействие. Анализ выполнен в программе R (пакет meta).

Результаты и обсуждение

Характеристики включённых исследований. В финальный анализ вошли 18 РКИ, опубликованных в 2021–2025 гг., с общим количеством участников N=1472. Включённые исследования использовали различные протоколы КПТ: 7 исследований применяли протоколы с акцентом на интерактивную экспозицию, 6 исследований — сбалансированные протоколы, и 5 исследований были сфокусированы преимущественно на когнитивном реструктурировании. По формату проведения 6 исследований использовали очный индивидуальный формат, 5 — очный групповой, и 7 — онлайн-формат с синхронной поддержкой терапевта.

Общий размер эффекта КПТ. Совокупный стандартизированный размер эффекта КПТ при ПР составил g = 0,94 (95 % ДИ: 0,78–1,10). Эффект является статистически значимым (p < 0,001) и соответствует критерию большого эффекта. Наблюдалась умеренная статистическая гетерогенность (I² = 58 %).

Анализ подгрупп.

1. По типу протокола КПТ. Протоколы с акцентом на интерактивную экспозицию показали наибольший эффект (g = 1,12, 95 % ДИ: 0,90–1,34). Сбалансированные протоколы продемонстрировали промежуточный эффект (g = 0,95), а протоколы с акцентом на когнитивное реструктурирование — наименьший (g = 0,81). Различия между подгруппами были статистически значимы (тест на взаимодействие: p = 0,03), что подтверждает гипотезу H2.

2. По формату проведения терапии. Очный индивидуальный формат (g = 0,97) и онлайн-формат с поддержкой терапевта (g = 0,89) продемонстрировали статистически неразличимые эффекты (тест на взаимодействие: p = 0,41). Очный групповой формат показал сопоставимую эффективность (g = 0,93). Это позволяет принять гипотезу H3 о сопоставимой эффективности онлайн-КПТ с терапевтическим сопровождением.

Интерпретация результатов. Полученные данные подтверждают высокую и стабильную эффективность КПТ в лечении панического расстройства, что согласуется с предыдущими обзорами. Подтверждение гипотезы о большей эффективности протоколов с интерактивной экспозицией имеет важное практическое значение. Этот результат согласуется с моделью угасания условного страха через поведенческий опыт (габитуацию) и подчёркивает критическую роль прямого противостояния избеганию для консолидации нового, не катастрофического опыта. В то время как когнитивное реструктурирование создаёт основу для изменения убеждений, именно экспозиция обеспечивает необходимый поведенческий компонент терапии. С практической точки зрения это означает, что терапевтам следует активно и структурированно включать техники интерактивной экспозиции в план лечения, особенно для пациентов с выраженным избегающим поведением.

Важным практическим выводом является подтверждение сопоставимой эффективности онлайн-формата КПТ с терапевтической поддержкой. Это открывает возможности для преодоления географических и мобильных барьеров, повышая доступность квалифицированной помощи [5]. Ключевым условием при этом остаётся сохранение структурированности вмешательства и терапевтического альянса, что возможно при синхронном контакте с терапевтом.

Ограничения исследования включают умеренную гетерогенность включённых исследований, обусловленную различиями в культурном контексте и деталях протоколов, а также фокус преимущественно на краткосрочных исходах.

Практические рекомендации и перспективы. На основании полученных результатов можно сформулировать следующие рекомендации:

При планировании терапии ПР в рамках КПТ следует обязательно включать техники интерактивной экспозиции.

Онлайн-формат с регулярной поддержкой терапевта может рассматриваться как полноценная альтернатива очному формату для повышения доступности помощи.

В программах подготовки психотерапевтов необходимо уделять повышенное внимание обучению техникам проведения экспозиции, в том числе в дистанционном формате.

Перспективными направлениями для будущих исследований являются изучение долгосрочных результатов онлайн-КПТ, оптимизация гибридных (blended) форматов терапии, а также интеграция новых технологий (виртуальная реальность) для усиления экспозиционного компонента.

Выводы

Когнитивно-поведенческая терапия демонстрирует большой и статистически значимый эффект (g=0,94) в лечении панического расстройства, подтверждая свой статус высокоэффективного метода.

Протоколы КПТ, включающие интерактивную экспозицию в качестве ключевого компонента, являются более эффективными по сравнению с протоколами, ориентированными преимущественно на когнитивное реструктурирование.

Онлайн-формат проведения КПТ с терапевтической поддержкой показывает эффективность, сопоставимую с традиционной очной индивидуальной терапией, что обосновывает его широкое внедрение в клиническую практику для преодоления барьеров доступности психологической помощи.

Литература:

1. Ковпак Д. В. Паника и паническое расстройство: методы диагностики и терапии // Ученые записки Института психологии РАН. — 2021. — Т. 1, № 1. — С. 51–63. eLIBRARY ID: 48250467

2. Российское общество психиатров. Клинические рекомендации «Паническое расстройство». — Утв. Минздравом России, 2024. — URL: https://psychiatr.ru/download/4238?view=1&name=КРЗ_Паническое+расстройство.pdf

3. Austin D. W., Richards J. C., Klein B. The catastrophic misinterpretation model of panic disorder // Behaviour Research and Therapy. — 2001. — Vol. 39, № 11. — P. 1277–1291. DOI: 10.1016/S0005–7967(00)00095–4

4. Уварова А. В. Работа с лицами, переживающими панические атаки с позиции когнитивно-поведенческой терапии // Современные тенденции развития фундаментальных и прикладных наук: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции. — Брянск, 2025. — С. 341–346. eLIBRARY ID: 82320306

5. Эльжуркаева Л. Р. Основные методы лечения панических атак // Развитие науки и практики в глобально меняющемся мире в условиях рисков: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. — М., 2021. — С. 328–332. eLIBRARY ID: 47442858

6. Картазаева Н. С., Соколова Ю. А., Никеева Т. В., Лукашова Е. Н., Лыгденова И. З. Индивидуализированные стратегии в когнитивно-поведенческой терапии панических атак: обзор и обсуждение // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. — 2024. — Т. 15, № 1. — С. 98–106. DOI: 10.34883/PI.2024.15.1.011

7. Гайнетдинова З. М., Маслова Е. С. Комбинация КПТ-Е с цифровыми инструментами: ключевые моменты // Интеллектуальные ресурсы — региональному развитию. — 2025. — № 2. — С. 404–408. eLIBRARY ID: 82975288

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №50 (601) декабрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 743-745):
Часть 11 (стр. 723-793)
Расположение в файле:
стр. 723стр. 743-745стр. 793

Молодой учёный