The article is devoted to a comprehensive analysis of the current state and prospects for the development of innovation activities in Russia. Based on statistical data, the dynamics of innovation activity by economic sector are studied, the main barriers to innovation implementation are analyzed, and Russia's position in the global innovation ranking is assessed.
Keywords: innovation activities, global innovation index, barriers to innovation, government support, and scientific and technological potential.
В современном мире скорость технологических изменений стала ключевым фактором глобальной конкуренции. Цифровая трансформация, стремительное развитие искусственного интеллекта и биотехнологий создают как беспрецедентные возможности, так и серьезные вызовы для национальных экономик. В этой гонке за технологическое лидерство способность страны генерировать, адаптировать и внедрять инновации определяет ее место в мировой экономике будущего.
Россия, обладающая мощным научным наследием, высококвалифицированными кадрами и масштабным внутренним рынком, стоит перед сложной задачей — построить конкурентоспособную, диверсифицированную экономику, основанную на знаниях и технологиях.
Целью данного исследования является проведение комплексного анализа современного состояния и перспектив развития инновационной деятельности в России.
Инновация представляет из себя процесс внедрения определенных новшеств, направленных на создание новых или улучшение существующих продуктов или технологий, основополагающей целью которого является повышение эффективности процессов или улучшение качества производимой продукции [5].
Начнем с рассмотрения общей картины ведения инновационной деятельности.
За основу сбора статистических данных об инновационной деятельности в России возьмем данные статистического сборника ИСИЗЗ ВШЭ «Индикаторы инновационной деятельности» [1]. Данные представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Доля и динамика инновационной активности среди отраслей
Источник: Статистический сборник «Индикаторы инновационной деятельности»
По данным данного статистического сборника сфера, где наиболее распространена инновационная активности — обрабатывающее производство (22,5 %). Далее следуют промышленное производство (16,9 %) и сфера услуг (9,9 %).
Наименее распространено ведение инновационной деятельности в сельском хозяйстве (8,0 %) и в строительстве (4,0 %).
Также видно, как изменялась инновационной активности организации в период с 2019 по 2023 гг. На основании рисунка можем отметить непостоянный характер динамики развития — так, например, в период с 2019 по 2021 гг. наблюдался рост инновационной активности, однако в 2022 г. был резкий спад, который, однако, восстановился в 2023 г.
Ниже на рисунке 2 представлена информация об удельном весе инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг (ТРУ).
Рис. 2. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг
На графике хорошо видно, что с 2010 года удельный вес инновационных ТРУ не превышает в общем объеме 10 %, а в последние 2 года и вовсе держится на уровне 6 %, что представляет собой достаточно низкий результат.
Приняв во внимание динамику инновационной активности по отраслям и удельный вес произведенных товаров, работ, услуг, не лишним будет увидеть положение России в мировом рейтинге по критерию инновационного развития.
В 17-м выпуске глобального инновационного индекса (Global Innovation Index, GII), подготовленным Всемирной организацией интеллектуальной собственности (World Intellectual Property Organization, WIPO) представлены результаты анализа 133 стран в виде рейтинга по уровню инновационного развития [7].
Рассмотрим отдельные пункты из документа:
— Россия занимает 59-е место из 133 экономик в общем рейтинге GII 2024, что на 13 позиций ниже, чем годом ранее (46 место в 2023 г.);
— Россия отнесена к группе экономик, которые показывают результаты ниже ожидаемых для своего уровня развития. Вместе с Черногорией и Беларусью она входит в число трех стран с верхним средним уровнем дохода в Европе, чьи инновационные показатели не соответствуют потенциалу;
— Наилучший результат у РФ — в области развития человеческого капитала и науки — 39-е место, наихудший — по состоянию институтов (126-е);
— Москва — единственный кластер из России, входящий в топ-100 мировых научно-технологических кластеров, и занимает в 2024 году 31-е место.
Таким образом, позиция России в Глобальном инновационном индексе-2024 демонстрирует тревожную тенденцию: страна опустилась на 59-е место, что означает потерю 13 позиций за год. Ключевой проблемой является глубокий структурный дисбаланс: при сильном человеческом капитале и научном потенциале (39-е место) Россия имеет очень слабые институты (126-е место), которые выступают главным тормозом для инноваций. Единственным положительным моментом остается Москва, занимающая 31-е место среди мировых кластеров, что, однако, подчеркивает централизацию инновационной активности. Можем заключить, что без изменения деловой среды и государственных институтов негативная тенденция будет сохраняться.
Основные барьеры для внедрения инноваций, основываясь на результатах исследований НИУ ВШЭ, которые представлены на рисунке 3, подразделяются на 4 группы — финансирование, внутренний потенциал организации, рыночная и институциональная среда. В первой группе особо выделяется проблема недостатка собственных средств, высокая стоимость нововведений и высокий экономический риск, который характерен для инновационных мероприятий. В группе внутреннего потенциала компаний выделяются проблемы, связанные с недостатком квалифицированного персонала, низкий инновационный потенциал предприятия и недостаток информации о рынках сбыта. В третьей группе присутствуют лишь два барьера — высокая конкуренция на рынке и низкий спрос на новые товары. В группе, связанной с барьерами институциональной среды особо выделяются барьеры, связанные с неопределенностью экономической выгоды, отсутствие возможности получения быстрого эффекта от научно-технических нововведений и несовершенство законодательной базы.
Рис. 3. Ключевые барьеры для внедрения инноваций: 2020 (для крупных и средних организаций, указавших соответствующие факторы как основные или значимые барьеры для инноваций, %)
Однако, несмотря на явные барьеры входа на рынок и отставание России в мировом рейтинге, государство стремится изменить ситуацию в лучшую сторону.
В первую очередь, рост возможен благодаря государственным программам поддержки инноваций. Примером такой программы является государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика», которая нацелена на обеспечение технологического развития в экономике путем создания благоприятных условий для привлечения инвестиций и повышения качества деловой среды [5].
Также до 2024 года действовали проекты «Наука и университеты» и «Цифровая экономика». Целью первой являлось попадание России в число ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок. Целью проекта «Цифровая экономика» являлось внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сферах.
В настоящий момент национальные проекты, каким-либо образом связанные с инновационной деятельностью, связаны с разработкой беспилотных систем, развитием химической промышленности разработкой атомных и энергетических технологий [4].
Также в качестве государственной поддержки нельзя обойти стороной изменение законодательства для компаний, занимающихся научно-технической разработкой:
— Льготы для IT-компаний, к коим относится, например, пониженная ставка налога на прибыль и страховых взносов;
— Защита авторских прав (поправки в ГК РФ, касающиеся компенсации за нарущения авторских прав, разработка Цифрового кодекса РФ, введение в действие Федерального закона о развитии креативных индустрий);
— Усиление контроля за цифровыми платформами в составе мер по усилению антимонопольного регулирования;
— Введение гибких регуляторных режимов, в соответствии с которыми позволяется временно не применять отдельные нормы законодательства при обеспечении безопасности и прозрачности операционной деятельности. Данная мера распространяется на деятельность, связанную с тестированием искусственного интеллекта, созданием и разработкой беспилотного транспорта и других технологий [2].
Таким образом, перспективы развития инновационной деятельности в России в значительной степени зависят от способности государства и бизнеса преодолеть имеющиеся проблемы. Предпринимаемые меры государственной поддержки — будь то национальные проекты, целевые программы или создание гибких регуляторных режимов — пока не смогли переломить негативную тенденцию и системно повысить инновационную активность.
Ключевой задачей на современном этапе является не столько создание новых точечных инструментов поддержки, сколько кардинальное улучшение состояния институтов и деловой среды в целом.
Успех будущего инновационного развития России будет определяться переходом от политики фрагментарной поддержки к построению целостной, взаимосвязанной и стимулирующей экосистемы, в которой сильный научный потенциал будет подкреплен эффективными институтами, доступными финансами и благоприятными условиями для ведения бизнеса.
Литература:
- Власова В. В., Гохберг Л. М., Грачева Г. А. Индикаторы инновационной деятельности: 2025: статистический сборник / В. В. Власова, Л. М. Гохберг, Г. А. Грачева. — Москва: ИСИЭЗ ВШЭ, 2025. — 196 с.
- Деловой профиль — официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://delprof.ru/press-center/open-analytics/gospodderzhka-i-regulirovanie-innovacij-v-rossijskoj-federacii-instrumenty-prioritety-i-ehffektivnost/ (Дата обращения: 23.11.2025).
- Министерство экономического развития Российской Федерации — официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d36/gosudarstvennaya_programma_ekonomicheskoe_razvitie_i_innovacionnaya_ekonomika/ (Дата обращения: 24.10.2025).
- Национальные проекты России — официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://национальныепроекты.рф/ (Дата обращения: 23.11.2025).
- Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 6-е изд / Р. А. Фатхутдинов — СПб.: Питер, 2011. — 448 с.
- Федеральная служба государственной статистики — официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ (Дата обращения: 14.10.2025).
- Global innovation Index 2024 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ict.moscow/static/pdf/files/wipo-pub-2000–2024-en-global-innovation-index-2024.pdf (Дата обращения: 24.10.2025).

