В современном обществе психологическое консультирование становится одним из самых значимых видов профессиональной помощи, в связи с чем растет число обращений к такого рода специалистам. На это влияет множество различных факторов, среди которых можно выделить ускорение ритма жизни, уровень стресса в обществе и психоэмоциональную нагрузку. С учетом этого изучение аспектов, влияющих на эффективность психологической работы и вовлеченность клиента в процесс, играет немаловажную роль. Р. Кочюнас подчеркивает, что немотивированные клиенты демонстрируют низкую активность, «пропускают встречи и отказываются принять долю ответственности за процесс консультирования» [1, с. 173]. Такие наблюдения позволяют учитывать мотивацию как один из факторов, определяющих динамику психологического взаимодействия.
Психологическое консультирование представляет собой динамический, развивающийся процесс, включающий в себя различные этапы и стадии, характерные закономерности и механизмы построения межличностного контакта [7, с. 30]. На каждом из этапов мотивация клиента может иметь определенное влияние на его эмоциональное состояние, готовность сотрудничать и продолжать работу над собой.
Основная цель статьи — опираясь на некоторые теоретические и эмпирические исследования, продемонстрировать, как мотивационные факторы могут воздействовать на ход консультативного процесса.
Классические подходы раскрывают мотивацию как управляющие поведением клиента внутренние побуждения и стимулы. Так, А. Маслоу определил иерархию потребностей, начиная с базовых физиологических и заканчивая потребностью в самоактуализации, что помогает раскрыть основные стимулы поведения человека [4]. Х. Хекхаузен в своей фундаментальной работе «Мотивация и деятельность» подчеркивал, что мотивация определяет выбор цели, уровень прилагаемых усилий и устойчивость поведения при столкновении с трудностями [8]. Подобная концепция дает возможность интерпретировать мотивацию как внутренний компонент, управляющий поведением в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и психологическом консультировании. В контексте теории деятельности А. Н. Леонтьева мотив трактуется как движущая сила смысловой основы активности. Подобный взгляд служит основанием для описания мотивации как совокупности внутренних стимулов, способных влиять на ориентиры человека и выбор его поведения [2; 3]. Такой подход дает возможность адаптировать представление о мотивации на сферу психологического консультирования.
Рассмотренные концепции позволяют предположить, что мотивация является многокомпонентной структурой, определяющей особенности консультативного процесса через активность, эмоциональную вовлеченность и действия клиента.
Для более полного рассмотрения мотивации клиента в консультативном контексте важно перейти от классических деятельностных представлений к современным концепциям.
Если в традиционных моделях, связанных с деятельностным подходом А. Н. Леонтьева, мотивация понималась как побудительная основа [2; 3], определяющая направление для деятельности, а в работах Х. Хекхаузена — как организованная структура, регулирующая выбор и усилия [8], то современные исследования направлены на изучение мотивации как многоуровневой системы, включающей процессы самостоятельного принятия решений, согласования действий с личными ценностями и постановки целей. Это позволяет видеть мотивацию не только как фактор побуждения к действию, но и рассматривать ее как процесс, меняющийся и развивающийся во взаимодействии человека с внешним миром, окружающей средой, что является важным для консультативной практики.
Одной из наиболее значимых современных моделей является теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, которая различает внешнюю и внутреннюю мотивацию. В рамках данной теории исследуется, насколько человек ощущает свои действия как самостоятельно определяемые, а также в какой мере реализуются его потребности в автономии, компетентности и связанности. Эти потребности авторы рассматривают как фундаментальные условия естественной активности человека [11]. Они «лежат в основе склонности индивида включаться в значимые занятия, развивать свои способности и стремиться к связи с другими людьми» [12, с. 92] ( перевод мой. — Т. Н. ). В рамках психологического консультирования эта теория дает возможность определять разные источники побуждений: одни способствуют вовлеченности, активному участию, стремлению к изменениям, другие — провоцируют сопротивление, подчиненность контролю или ощущение бессмысленности происходящего.
Вместе с этим существенное развитие получили концепции, опирающиеся на ценностно-ориентированные действия. Например, в терапии принятия и ответственности мотивация рассматривается как результат влияния ценностей клиента, определяющих направление изменений и помогающих формировать осознанные поступки. Важным является не избавление от неприятных переживаний, а возвращение себе возможности действовать, опираясь на значимые личностные смыслы [9]. Такой подход расширяет понимание мотивации не только как когнитивно-поведенческого процесса, но и как системы ценностей и смыслов. Современные концепции мотивации в психологическом консультировании подчеркивают значение внутренних движущих сил, способствующих готовности клиента к личностным изменениям.
Эти же принципы могут быть использованы в создании практических методик и стратегий консультирования. Например, мотивационное интервью (MI) является практической методикой, направленной на стимулирование внутренней мотивации, разрешение противоречивых ощущений и повышение готовности клиента к изменениям [6]. «Первоначально разработанные для работы с аддиктивными клиентами, методы мотивационного интервьюирования были обобщены для решения разнообразных проблем клиентов, для которых мотивация к изменению является камнем преткновения» [10, с. 253]. По мнению С. Наар-Кинг и М. Суарес, мотивационное интервьюирование является подходом, построенном на уважительном и поддерживающем взаимодействии с клиентом, помогающим осознать трудности на пути изменений и выбирать действия в соответствии с его личными ценностями и целями, способствовать развитию потенциала [13]. В этом ключе MI реализует принципы современных концепций в консультативной практике.
Таким образом, сочетание современных теорий и методик позволяет понимать мотивацию как сложную систему, оказывающую влияние на характер консультативного процесса, и служит основой для разработки и применения стратегий, способствующих поддержанию включенности и активного участия клиента.
Рассмотрение как классических, так и современных концепций позволяет предположить, что мотивация является изменяемым состоянием и напрямую связана с тем, как развивается коммуникация клиента и консультанта в ходе психологического взаимодействия, и влияет на его ключевые аспекты.
Динамика консультативного процесса представляет собой поэтапное изменение таких аспектов совместной работы психолога и клиента, как включенность, активность, эмоциональный настрой, доверительный контакт и прогресс. В условиях этого мотивация клиента рассматривается как фактор, способствующий частичному определению характера этих компонентов, обеспечивающий основу для участия и продуктивного взаимодействия.
Как указывает Г. Ю. Мартьянова, мотивация клиента оказывает влияние на ход терапевтического процесса на разных его этапах. Вначале мотивация поддерживает клиента, чтобы обратиться за помощью, помогает адаптироваться к роли клиента, а в процессе консультирования — преодолевать возникающие трудности на этапе изменений. Для психолога мотивация клиента является важным предиктором вероятного успеха консультирования: чем интенсивнее выражены мотивационные факторы клиента, тем больше вероятность положительных результатов в работе [5]. На это указывает и теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, в которой внутренняя мотивация рассматривается как основное условие активного участия субъекта и стабильности его изменений [11]. Так, в исследовании о краткосрочной терапии для депрессии было обнаружено, что чем выше воспринимаемая автономная поддержка со стороны специалиста, тем активнее участие клиента в терапевтическом процессе и сильнее внутренняя мотивация к изменениям, а это, в свою очередь, влияет на устойчивость полученных результатов [14].
Вместе с тем в консультативной практике нередко приходится сталкиваться с клиентами с низким уровнем мотивации. В некоторых случаях консультант должен работать с немотивированными клиентами, обратившимися за помощью под воздействием внешнего давления и лишенными собственной мотивации. В подобной ситуации можно заметить отсутствие инициативы консультируемого и интереса к процессу, молчание, сопротивление и пропуски. Однако, как отмечает Р. Кочюнас, поддержка и принятие такого клиента может изменить мотивацию, что поспособствует появлению «предпосылок для возникновения продуктивного консультативного контакта» [1].
На основании вышеизложенных теоретических положений и некоторых исследований можно сделать вывод, что мотивация является одним из значимых факторов, влияющих на динамику консультативного процесса, а также его эффективность. Она напрямую связана с активностью участника, его готовностью к изменениям и открытостью к взаимодействию с психологом. Однако формирование со стороны специалиста стимулирующей среды, включающей принятие, поддержку, внимание и создание условий для автономного выбора, является важным регулятором мотивации клиента, что необходимо учитывать в работе для достижения реальных изменений. Следовательно, внимание к мотивации клиента способствует прогнозированию успешности процесса консультирования и усиливает продуктивность психологического взаимодействия.
Литература:
- Кочюнас, Р. Психологическое консультирование Р. Кочюнас. — Москва : Академический проект, 2024. — 222 с.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — Москва : Политиздат, 1976.
- Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции / А. Н. Леонтьев. — Москва : Политиздат, 1971.
- Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. — Санкт-Петербург : Питер, 2019.
- Мартьянова, Г. Ю. Мотивационная активность клиента психологического консультирования: аспекты исследовательской проблемы / Г. Ю. Мартьянова // Психолог. — 2015. — № 6. — С. 56–75.
- Миллер, У. Р. Мотивационное консультирование: как помочь людям измениться / У. Р. Миллер, С. Роллник. — Москва : Эксмо, 2025.
- Психотерапия: новейший справочник практического психолога / сост. С. Л. Соловьева. — Москва : АСТ; Санкт-Петербург : Сова, 2005. — 704 с.
- Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. — Москва : Смысл, 2003.
- Хейс, С. С. Терапия принятия и ответственности. Процессы и практика осознанных изменений / С. С. Хейс, К. Д. Штросаль, К. Г. Уилсон; пер. с англ. В. А. Коваленко. — Киев : Диалектика, 2021.
- Эрфорд, Б. Т. 45 основных техник для психологического консультирования / Б. Т. Эрфорд; пер. с англ. Д. А. Клюшина. — Киев : Науковий Свiт, 2022.
- Deci, E. L. Self-Determination Theory: Basic Psychological Needs in Motivation, Development, and Wellness / E. L. Deci, R. M. Ryan. — New York : Guilford Press, 2017.
- LaGuardia, J. G. Developing Who I Am: A Self-Determination Theory Approach to the Establishment of Healthy Identities / J. G. LaGuardia // Educational Psychologist. — 2009. — Vol. 44, № 2. — P. 90–104.
- Naar‑King, S. Motivational Interviewing with Adolescents and Young Adults / S. Naar‑King, M. Suarez. — New York : Guilford Publications, 2011.
- Zuroff, D. C. Autonomous motivation for therapy: A new common factor in brief treatments for depression / R. Koestner, D. S. Moskowitz // Psychotherapy Research. — 2007. —№ 5 (2). — P. 137–147.

