Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Влияние мотивационных факторов на процесс психологического консультирования

Научный руководитель
Психология
03.12.2025
13
Поделиться
Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению влияния мотивационных факторов клиента на динамику психологического консультативного процесса. Это явление исследуется с точки зрения ценностно-ориентированных концепций, учитываются современные и классические теории мотивации. Фокус работы направлен на связь мотивации с такими психологическими процессами консультирования, как установление доверительного контакта, готовность клиента продолжать работу, глубина его самоанализа, уровень сопротивления и стабильность посещений. Приводятся результаты некоторых исследований, подтверждающих значимость мотивации клиента в консультативном процессе.
Библиографическое описание
Нестерова, Т. В. Влияние мотивационных факторов на процесс психологического консультирования / Т. В. Нестерова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 49 (600). — С. 711-714. — URL: https://moluch.ru/archive/600/130871.


В современном обществе психологическое консультирование становится одним из самых значимых видов профессиональной помощи, в связи с чем растет число обращений к такого рода специалистам. На это влияет множество различных факторов, среди которых можно выделить ускорение ритма жизни, уровень стресса в обществе и психоэмоциональную нагрузку. С учетом этого изучение аспектов, влияющих на эффективность психологической работы и вовлеченность клиента в процесс, играет немаловажную роль. Р. Кочюнас подчеркивает, что немотивированные клиенты демонстрируют низкую активность, «пропускают встречи и отказываются принять долю ответственности за процесс консультирования» [1, с. 173]. Такие наблюдения позволяют учитывать мотивацию как один из факторов, определяющих динамику психологического взаимодействия.

Психологическое консультирование представляет собой динамический, развивающийся процесс, включающий в себя различные этапы и стадии, характерные закономерности и механизмы построения межличностного контакта [7, с. 30]. На каждом из этапов мотивация клиента может иметь определенное влияние на его эмоциональное состояние, готовность сотрудничать и продолжать работу над собой.

Основная цель статьи — опираясь на некоторые теоретические и эмпирические исследования, продемонстрировать, как мотивационные факторы могут воздействовать на ход консультативного процесса.

Классические подходы раскрывают мотивацию как управляющие поведением клиента внутренние побуждения и стимулы. Так, А. Маслоу определил иерархию потребностей, начиная с базовых физиологических и заканчивая потребностью в самоактуализации, что помогает раскрыть основные стимулы поведения человека [4]. Х. Хекхаузен в своей фундаментальной работе «Мотивация и деятельность» подчеркивал, что мотивация определяет выбор цели, уровень прилагаемых усилий и устойчивость поведения при столкновении с трудностями [8]. Подобная концепция дает возможность интерпретировать мотивацию как внутренний компонент, управляющий поведением в различных сферах человеческой деятельности, в том числе и психологическом консультировании. В контексте теории деятельности А. Н. Леонтьева мотив трактуется как движущая сила смысловой основы активности. Подобный взгляд служит основанием для описания мотивации как совокупности внутренних стимулов, способных влиять на ориентиры человека и выбор его поведения [2; 3]. Такой подход дает возможность адаптировать представление о мотивации на сферу психологического консультирования.

Рассмотренные концепции позволяют предположить, что мотивация является многокомпонентной структурой, определяющей особенности консультативного процесса через активность, эмоциональную вовлеченность и действия клиента.

Для более полного рассмотрения мотивации клиента в консультативном контексте важно перейти от классических деятельностных представлений к современным концепциям.

Если в традиционных моделях, связанных с деятельностным подходом А. Н. Леонтьева, мотивация понималась как побудительная основа [2; 3], определяющая направление для деятельности, а в работах Х. Хекхаузена — как организованная структура, регулирующая выбор и усилия [8], то современные исследования направлены на изучение мотивации как многоуровневой системы, включающей процессы самостоятельного принятия решений, согласования действий с личными ценностями и постановки целей. Это позволяет видеть мотивацию не только как фактор побуждения к действию, но и рассматривать ее как процесс, меняющийся и развивающийся во взаимодействии человека с внешним миром, окружающей средой, что является важным для консультативной практики.

Одной из наиболее значимых современных моделей является теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, которая различает внешнюю и внутреннюю мотивацию. В рамках данной теории исследуется, насколько человек ощущает свои действия как самостоятельно определяемые, а также в какой мере реализуются его потребности в автономии, компетентности и связанности. Эти потребности авторы рассматривают как фундаментальные условия естественной активности человека [11]. Они «лежат в основе склонности индивида включаться в значимые занятия, развивать свои способности и стремиться к связи с другими людьми» [12, с. 92] ( перевод мой. — Т. Н. ). В рамках психологического консультирования эта теория дает возможность определять разные источники побуждений: одни способствуют вовлеченности, активному участию, стремлению к изменениям, другие — провоцируют сопротивление, подчиненность контролю или ощущение бессмысленности происходящего.

Вместе с этим существенное развитие получили концепции, опирающиеся на ценностно-ориентированные действия. Например, в терапии принятия и ответственности мотивация рассматривается как результат влияния ценностей клиента, определяющих направление изменений и помогающих формировать осознанные поступки. Важным является не избавление от неприятных переживаний, а возвращение себе возможности действовать, опираясь на значимые личностные смыслы [9]. Такой подход расширяет понимание мотивации не только как когнитивно-поведенческого процесса, но и как системы ценностей и смыслов. Современные концепции мотивации в психологическом консультировании подчеркивают значение внутренних движущих сил, способствующих готовности клиента к личностным изменениям.

Эти же принципы могут быть использованы в создании практических методик и стратегий консультирования. Например, мотивационное интервью (MI) является практической методикой, направленной на стимулирование внутренней мотивации, разрешение противоречивых ощущений и повышение готовности клиента к изменениям [6]. «Первоначально разработанные для работы с аддиктивными клиентами, методы мотивационного интервьюирования были обобщены для решения разнообразных проблем клиентов, для которых мотивация к изменению является камнем преткновения» [10, с. 253]. По мнению С. Наар-Кинг и М. Суарес, мотивационное интервьюирование является подходом, построенном на уважительном и поддерживающем взаимодействии с клиентом, помогающим осознать трудности на пути изменений и выбирать действия в соответствии с его личными ценностями и целями, способствовать развитию потенциала [13]. В этом ключе MI реализует принципы современных концепций в консультативной практике.

Таким образом, сочетание современных теорий и методик позволяет понимать мотивацию как сложную систему, оказывающую влияние на характер консультативного процесса, и служит основой для разработки и применения стратегий, способствующих поддержанию включенности и активного участия клиента.

Рассмотрение как классических, так и современных концепций позволяет предположить, что мотивация является изменяемым состоянием и напрямую связана с тем, как развивается коммуникация клиента и консультанта в ходе психологического взаимодействия, и влияет на его ключевые аспекты.

Динамика консультативного процесса представляет собой поэтапное изменение таких аспектов совместной работы психолога и клиента, как включенность, активность, эмоциональный настрой, доверительный контакт и прогресс. В условиях этого мотивация клиента рассматривается как фактор, способствующий частичному определению характера этих компонентов, обеспечивающий основу для участия и продуктивного взаимодействия.

Как указывает Г. Ю. Мартьянова, мотивация клиента оказывает влияние на ход терапевтического процесса на разных его этапах. Вначале мотивация поддерживает клиента, чтобы обратиться за помощью, помогает адаптироваться к роли клиента, а в процессе консультирования — преодолевать возникающие трудности на этапе изменений. Для психолога мотивация клиента является важным предиктором вероятного успеха консультирования: чем интенсивнее выражены мотивационные факторы клиента, тем больше вероятность положительных результатов в работе [5]. На это указывает и теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, в которой внутренняя мотивация рассматривается как основное условие активного участия субъекта и стабильности его изменений [11]. Так, в исследовании о краткосрочной терапии для депрессии было обнаружено, что чем выше воспринимаемая автономная поддержка со стороны специалиста, тем активнее участие клиента в терапевтическом процессе и сильнее внутренняя мотивация к изменениям, а это, в свою очередь, влияет на устойчивость полученных результатов [14].

Вместе с тем в консультативной практике нередко приходится сталкиваться с клиентами с низким уровнем мотивации. В некоторых случаях консультант должен работать с немотивированными клиентами, обратившимися за помощью под воздействием внешнего давления и лишенными собственной мотивации. В подобной ситуации можно заметить отсутствие инициативы консультируемого и интереса к процессу, молчание, сопротивление и пропуски. Однако, как отмечает Р. Кочюнас, поддержка и принятие такого клиента может изменить мотивацию, что поспособствует появлению «предпосылок для возникновения продуктивного консультативного контакта» [1].

На основании вышеизложенных теоретических положений и некоторых исследований можно сделать вывод, что мотивация является одним из значимых факторов, влияющих на динамику консультативного процесса, а также его эффективность. Она напрямую связана с активностью участника, его готовностью к изменениям и открытостью к взаимодействию с психологом. Однако формирование со стороны специалиста стимулирующей среды, включающей принятие, поддержку, внимание и создание условий для автономного выбора, является важным регулятором мотивации клиента, что необходимо учитывать в работе для достижения реальных изменений. Следовательно, внимание к мотивации клиента способствует прогнозированию успешности процесса консультирования и усиливает продуктивность психологического взаимодействия.

Литература:

  1. Кочюнас, Р. Психологическое консультирование Р. Кочюнас. — Москва : Академический проект, 2024. — 222 с.
  2. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — Москва : Политиздат, 1976.
  3. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции / А. Н. Леонтьев. — Москва : Политиздат, 1971.
  4. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. — Санкт-Петербург : Питер, 2019.
  5. Мартьянова, Г. Ю. Мотивационная активность клиента психологического консультирования: аспекты исследовательской проблемы / Г. Ю. Мартьянова // Психолог. — 2015. — № 6. — С. 56–75.
  6. Миллер, У. Р. Мотивационное консультирование: как помочь людям измениться / У. Р. Миллер, С. Роллник. — Москва : Эксмо, 2025.
  7. Психотерапия: новейший справочник практического психолога / сост. С. Л. Соловьева. — Москва : АСТ; Санкт-Петербург : Сова, 2005. — 704 с.
  8. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. — Москва : Смысл, 2003.
  9. Хейс, С. С. Терапия принятия и ответственности. Процессы и практика осознанных изменений / С. С. Хейс, К. Д. Штросаль, К. Г. Уилсон; пер. с англ. В. А. Коваленко. — Киев : Диалектика, 2021.
  10. Эрфорд, Б. Т. 45 основных техник для психологического консультирования / Б. Т. Эрфорд; пер. с англ. Д. А. Клюшина. — Киев : Науковий Свiт, 2022.
  11. Deci, E. L. Self-Determination Theory: Basic Psychological Needs in Motivation, Development, and Wellness / E. L. Deci, R. M. Ryan. — New York : Guilford Press, 2017.
  12. LaGuardia, J. G. Developing Who I Am: A Self-Determination Theory Approach to the Establishment of Healthy Identities / J. G. LaGuardia // Educational Psychologist. — 2009. — Vol. 44, № 2. — P. 90–104.
  13. Naar‑King, S. Motivational Interviewing with Adolescents and Young Adults / S. Naar‑King, M. Suarez. — New York : Guilford Publications, 2011.
  14. Zuroff, D. C. Autonomous motivation for therapy: A new common factor in brief treatments for depression / R. Koestner, D. S. Moskowitz // Psychotherapy Research. — 2007. —№ 5 (2). — P. 137–147.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №49 (600) декабрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 711-714):
Часть 10 (стр. 679-753)
Расположение в файле:
стр. 679стр. 711-714стр. 753

Молодой учёный