В современных реалиях вопросы применения риск-ориентированного подхода приобретают особое значение. Специфика применения методики, формулируемой в рамках обозначенного подхода, предполагает необходимость осуществления постоянной актуализации подходов, применяемых в процессе аналитики данных, проводимой в ходе контрольных мероприятий.
Текущая реформа контрольно-надзорной сферы, напрямую затронувшая деятельность органов исполнительной власти и определяющая основные тенденции развития деятельности контрольно-счетных органов, во многом ориентирована именно на оценку рисков.
Активное использование категории риска и всех так или иначе связанных с ним понятий оказывает прямое влияние на развитие терминологии и методологии исследуемого явления. В последнее десятилетие именно риск-ориентированный подход приобретает все большее значение в осуществлении контрольной функции.
Постепенная актуализация бюджетного регулирования и, соответственно, развитие правоприменительной практики осуществляется преимущественно с учетом специфики методологических основ и подходов, выработанных в процессе анализа теоретико-правовых и административно-правовых обоснований необходимости применения риск-ориентированного подхода.
Сложившаяся в настоящее время система ключевых стандартов в сфере государственного финансового контроля имеет, как отмечается в литературе, регламентационно-наказательный характер [8, с. 28–29.], тогда как постепенная трансформация указанной системы предполагает необходимость оценки большого количества сопутствующих факторов и обстоятельств совершения конкретных бюджетных правонарушений. При этом применение риск-ориентированного подхода способствует значительному снижению контрольной нагрузки.
Активно используемая при реализации функции государственного финансового контроля система оценки рисков представляет собой принципиально новое явление, механика которого способна кардинально повлиять на качество достижения ключевых целей и задач контрольной деятельности. Стратегии, характерные для риск-ориентированного подхода, широко применяются во многих государствах [4, c. 25.].
Несомненно, исследуемый подход обладает широким спектром преимуществ. Его использование в контрольной деятельности, как отмечается в плане мероприятий, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 года № 559-р, позволяет обеспечить существенное снижение административной нагрузки на проверяемых лиц, повышение уровня эффективности контрольных мероприятий, повысить точность учета особенностей и специфики осуществления хозяйственной деятельности проверяемыми субъектами, а также внедрить дифференцированный подход при проведении контрольных мероприятий, сократить количество проверяемых субъектов и дифференцировать степень риска.
Таким образом, фактически, риск-ориентированный подход приобретает значение основного, ключевого метода, применяемого в сфере контрольно-надзорной деятельности.
Вместе с тем, в настоящее время отсутствует четкое теоретико-правовое, а также административно-процедурное обоснование для его активного применения. Более того, отсутствуют конкретные параметры, позволяющие обоснованно отграничить друг от друга понятия уровня, критерия, индикатора риска, а также определить категорию риска в процессе осуществления правоприменительной деятельности.
Безусловно, современная система государственного управления и бюджетно-финансового контроля предполагает возможность реализации целого спектра методологического инструментария контрольно-надзорной деятельности. Соответствующие различия можно обнаружить в сферах управленческого воздействия, характере управленческого воздействия, функционале административных органов и системе охраняемых ценностей.
Однако складывающееся разнообразие воздействия, оказываемого в процессе реализации контрольной функции затрагиваемых сферах, требует выработки единых подходов к пониманию специфики и использованию риск-ориентированного подхода в процессе осуществления государственного финансового контроля.
Среди приоритетов инициированной Президентом Российской Федерации реформы контрольно-надзорной деятельности особое внимание уделяется расширению возможностей применения системы мер профилактического характера, а также созданию условий для уменьшения общего числа контрольных мероприятий с одновременным повышением эффективности контрольной деятельности.
В условиях формирующегося в последние десятилетия нового информационного и технологического контекста, предполагающего широкое использование цифровых технологий, принципиально важно обеспечить создание условий, способствующих повышению качества проводимых контрольных мероприятий, сохранению надежных ориентиров, обеспечивающих соблюдение бюджетного законодательства и поддержание бюджетно-финансовой дисциплины.
Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ определены критерии, категории и индикаторы рисков нарушения установленных законодательством обязательных требований. Указанные параметры введены с целью определения частоты и периодичности проведения плановых контрольных мероприятий.
Для обеспечения эффективного перехода к риск-ориентированной модели контроля необходима детальная разработка основ и специфики процедуры управления рисками.
Существенное значение также имеет централизация информации об объектах контроля в финансово-бюджетной сфере, применение дополнительного аналитического инструментария и актуализация методологии бюджетного мониторинга с учетом новых информационных технологий [3, c. 141].
Расширение возможностей для использования различных цифровых технологий позволяет организовать непрерывный мониторинг деятельности подконтрольных субъектов и упростить процесс проведения контрольных мероприятий.
Усиление общетехнологического контекста бюджетного мониторинга, в свою очередь, упрощает аналитический инструментарий, используемый при проведении проверок и сокращает нагрузку на систему государственной власти. Кроме того, цифровые технологии, посредством которых обеспечивается осуществление государственного финансового контроля в автоматизированной форме, позволяют создать условия для выявления и предотвращения дальнейших нарушений бюджетного законодательства [5, с. 15.].
Успех процессов цифровой трансформация при актуализации форм реализации финансового контроля во многом определяется именно фактором совершенствования системы государственного управления. Формирование современной системы государственного финансового контроля предполагает постепенный отказ от принципа сплошного контроля, четкое определение объема полномочий контролирующих субъектов с соблюдением принципов государственного управления, а также создание условий, исключающих внутреннюю несогласованность при проведении контрольных мероприятий [1, c. 102–109.].
При исследовании рассматриваемой проблемы необходимо учитывать, какая база политических, социальных, этических и экономических факторов лежит в основе современного бюджетно-правового регулирования и имеющихся подходов к оценке рисковой нагрузки. Именно с учетом указанных факторов следует формировать иерархически упорядоченную и простую систему бюджетных правоотношений.
Существенную роль в формировании четкой и методически обоснованной системы категориально-понятийного аппарата бюджетного права играет анализ внутренних взаимосвязей рассматриваемой системы в контексте повышения эффективности внедрения и практического применения риск-ориентированного подхода.
Важно учитывать, что одновременное существование множества факторов риска безусловно способствует возникновению конфликтных ситуаций, подрывающих не только эффективность функционирования отдельных контрольных институтов, но и соответствующих направлений бюджетной политики, а также стабильность финансовой сферы в целом. От правильно выстроенной системы управления рисками зависит целевое и эффективное использование бюджетных средств и поддержание высоких показателей бюджетной дисциплины.
Бюджетно-финансовый контроль предполагает плановый характер выстраивания системы контрольных мероприятий, а риск-ориентированный подход, в свою очередь, способствует повышению эффективности контрольно-надзорной деятельности [7, с. 151].
По мнению автора, для наиболее эффективной реализации риск-ориентированного подхода на практике необходимо на законодательном уровне сформировать систему четко сформулированных принципов, задач и целей, определить параметры дифференциации методологии в зависимости от проводимых контрольных процедур, установить конкретные требования к таким процедурам, выработать прозрачную систему показателей эффективности тех или иных способов воздействия, а также сформировать перечень мер, которые могут применяться в тех или иных обстоятельствах для минимизации рисковой нагрузки.
Кроме того, также должны быть приняты во внимание значимость и масштаб деятельности подконтрольных субъектов, их отраслевая принадлежность, длительность промежутка между контрольными мероприятиями, сведения об имевшихся ранее нарушениях и способах их устранения, а также специфика уже имеющихся нарушений [6, c. 16].
В частности, при реализации риск-ориентированного подхода следует учитывать такие показатели, использование которых позволяет наиболее точно определить наличие нарушения в сфере бюджетного регулирования, а также установить соответствие действий подконтрольных субъектов общим принципам бюджетной системы. При этом особое внимание следует уделять анализу качества финансово-хозяйственного планирования, степень эффективности использования средств бюджета, а также обоснованности расходов.
С учетом специфики и особенностей государственного финансового контроля при применении риск-ориентированного подхода могут учитываться в частности такие показатели, как стоимость закупки, сведения о судебных разбирательствах, учет информации о типовых параметрах (проектной документации и т. д.), соответствие осуществляемых действий функциям и полномочиям проверяемого субъекта, периодичность осуществления контроля, его экономическая целесообразность, равномерность распределения нагрузки внутри контролирующего органа государственной власти, реальность сроков проведения контрольных мероприятий с учетом их количества и некоторые другие факторы [2, c. 25–26.]
Использование системы четко определенных параметров и критериев оценки позволит существенно повысить качество и глубину проверок, проводимых контрольно-счетными органами. Реализация риск-ориентированного подхода должна строиться на основе адекватного планирования с учетом возможностей использования программно-целевого метода и своевременной оценки стратегических задач и приоритетных направлений контрольной деятельности.
Применение риск-ориентированного подхода отмечается в литературе [9, c. 92–93.] в качестве одного из важнейших факторов реформирования современной системы государственного финансового контроля в контексте текущих задач и правовых вызовов.
Анализ концептуальных основ риск-ориентированного подхода к осуществлению контрольных мероприятий показывает, что формирование четкой системы бюджетного планирования и создание единого подхода к планированию контрольной деятельности в совокупности способны оказать существенное влияние на глубину оценки факторов риска и эффективность проведения контрольных мероприятий.
Применение исследуемого инструментария позволяет оценить не только степень опасности правонарушений, совершаемых в бюджетной сфере, но и масштабы предполагаемого ущерба, что, в свою очередь, позволяет предотвратить последующие правонарушения, укрепить бюджетную дисциплину и создать наиболее благоприятные условия для соблюдения бюджетного законодательства и осуществления контрольной функции профильными органами государственной власти.
Литература:
1. Запольский С. В., Васянина Е. Л. Правовые вопросы цифровизации финансового контроля в России // Российский юридический журнал. 2022. N 4. С. 99–109.
2. Ильин А. Ю., Царева О. Е., Андреев С. А. Виды, формы и методы государственного финансового контроля в бюджетной сфере // Финансовое право. 2016. N 5. С. 24–31.
3. Исаев А. Э. Подходы к цифровизации контроля в финансово-бюджетной сфере // Бюджет. 2019. N 5. С. 139–143.
4. Мартынов А. В. Применение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля и надзора как необходимое условие снижения давления на бизнес // Юрист. N 18. 2016. С. 22–27.
5. Петрова И. В. Информационные системы — цифровой инструментарий осуществления бюджетного мониторинга при управлении публичными финансами // Финансовое право. N 7. 2022. С. 13–16.
6. Поветкина Н. А. О формировании концептуальных основ риск-ориентированного подхода в финансово-бюджетном контроле // Финансовое право. N 12. 2015. С. 15–17.
7. Плаксин С. М. Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации: Аналитический доклад. — М.: МАКС Пресс, 2013.
8. Царева Л. М. Направления развития партнерских взаимоотношений при внедрении новых методов внутреннего государственного финансового контроля // Местное право. N 4. 2024. С. 28–35.
9. Ялбулганов А. А. Реформирование внутреннего государственного финансового контроля: цели, задачи и правовые вызовы // Актуальные проблемы российского права. N 11. 2020. С. 76–94.

