Особенности системы государственного управления Республики Армении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №1 (60) январь 2014 г.

Дата публикации: 30.12.2013

Статья просмотрена: 392 раза

Библиографическое описание:

Миннибаев Б. И., Шарифуллин Р. Ф. Особенности системы государственного управления Республики Армении // Молодой ученый. — 2014. — №1.1. — С. 24-26. — URL https://moluch.ru/archive/60/8783/ (дата обращения: 24.09.2018).

Ключевые слова: Республика Армения, Контрольная палата, Правительство, Президент, Национальное собрание, Премьер-министр, Конституция.

Государство на юге Закавказья.

Армения — унитарное государство. Административно-территориальными единицами Армении являются области, которые состоят из сельских и городских общин. В общинах осуществляется местное самоуправление. Город Ереван имеет статус области. В 1995 г. принят Закон о новом административном делении, в соответствии с которым созданы 11 областей (мазров), управляемых губернаторами. Действующая Конституция, принятая на общенародном референдуме 5 июля 1995 г., провозгласила Армению «суверенным, демократическим, социальным, правовым государством» [2, с. 45].

Форма правления — полупрезидентская республика, смоделированная по французскому образцу. Политический режим — демократия в процессе становления [2, с. 46].

Законодательную власть в Республике осуществляет Национальное собрание, состоящее из 131 депутата, которые избираются на 4 года. Оно может быть распущено в порядке, предусмотренном Конституцией. Вновь избранное Национальное собрание нельзя распустить в течение 1 года после выборов [2, с. 46].

Помимо принятия законов Национальное собрание утверждает государственный бюджет; по предложению Президента объявляет амнистию, в установленных законом случаях ратифицирует или денонсирует международные договоры, объявляет войну; осуществляет парламентский контроль за деятельностью Правительства, может выразить ему недоверие [2, с. 46].

Национальное собрание обладает также определенными полномочиями в кадровой сфере: оно назначает (по предложению Президента) председателя Центрального банка и его заместителя; назначает (по предложению Председателя Национального собрания) председателя Контрольной палаты Национального собрания, пятерых членов Конституционного суда. По заключению Конституционного суда может прекратить полномочия назначенного им члена Суда, дать согласие на его арест, привлечение к уголовной или административной ответственности в судебном порядке [2, с. 46].

Право законодательной инициативы в Национальном собрании принадлежит депутатам и Правительству. Правительство устанавливает последовательность обсуждения внесенных им проектов законов и может потребовать, чтобы они были поставлены на голосование с приемлемыми для него поправками [2, с. 46].

Глава государства — Президент, избираемый непосредственно гражданами на 5-летний срок. Одно и то же лицо не может быть избрано на должность Президента более чем 2 раза подряд [2, с. 46].

Согласно Конституции (ст.55) Президент Республики осуществляет следующие полномочия:

-          обращается с посланием к народу и Национальному Собранию;

-          после получения принятого Национальным Собранием закона в двадцатиоднодневный срок подписывает и обнародует его;

-          распускает Национальное Собрание в случаях и порядке, предусмотренных статьей 74.1. Конституции, и назначает внеочередные выборы;

-          на основании распределения депутатских мест в Национальном Собрании и консультаций с депутатскими фракциями назначает Премьер-министром лицо, пользующееся доверием большинства депутатов, а если это невозможно, лицо, пользующееся доверием у наибольшего числа депутатов. Президент Республики назначает Премьер-министра в десятидневный срок после принятия отставки Правительства. Правительство формируется в двадцатидневный срок после назначения Премьер-министра;

-          в предусмотренных законом случаях производит назначения на государственные должности;

-          формирует Совет национальной безопасности, председательствует в нем, может формировать другие консультативные органы;

-          представляет Республику Армения в международных отношениях, осуществляет общее руководство внешней политикой, заключает международные договоры, представляет международные договоры на ратификацию Национальному Собранию и подписывает их ратификационные грамоты, утверждает, приостанавливает действие или денонсирует международные договоры, не требующие ратификации;

-          назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Армения в иностранных государствах и при международных организациях, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей иностранных государств и международных организаций;

-          представляет Национальному Собранию кандидатуры Генерального прокурора, Председателя Центрального банка и Председателя Контрольной палаты. По предложению Генерального прокурора назначает и освобождает заместителей Генерального прокурора;

-          назначает четырех членов Конституционного Суда, а в случае не назначения Национальным Собранием Председателя Конституционного Суда в срок, установленный пунктом 2 статьи 83 Конституции, — Председателя Конституционного Суда из состава Конституционного Суда;

-          по предложению Совета правосудия назначает председателей и судей Кассационного Суда и его палат, председателей Апелляционного Суда, судов первой инстанции и специализированных судов, прекращает их полномочия, дает согласие на их привлечение в качестве обвиняемых, арест или возбуждение в их отношении вопроса о привлечении к административной ответственности в судебном порядке, по заключению Совета правосудия назначает судей Апелляционного Суда, судов первой инстанции и специализированных судов;

-          назначает двух юристов-ученых — членов Совета правосудия;

-          является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, координирует деятельность государственных органов в области обороны, назначает и освобождает высший командный состав Вооруженных Сил и других войск;

-          объявляет военное положение в случае агрессии против Республики, наличия непосредственной ее угрозы или объявления войны, может объявить общую или частичную мобилизацию и принимает решение об использовании Вооруженных Сил;

-          в случае непосредственной опасности, угрожающей конституционному строю, после консультаций с Председателем Национального Собрания и Премьер-министром объявляет чрезвычайное положение, осуществляет продиктованные ситуацией мероприятия и обращается с посланием об этом к народу;

-          в установленном законом порядке разрешает вопросы, связанные с предоставлением гражданства Республики Армения и политического убежища;

-          награждает орденами и медалями Республики Армения, присваивает высшие воинские и почетные звания, высшие дипломатические и иные классные чины;

-          осуществляет помилование осужденных [1].

Исполнительную власть в Республике Армения осуществляет Правительство Республики Армения. Оно состоит из Премьер-министра и министров. Структура и порядок деятельности Правительства устанавливаются указом Президента по представлению Премьер-министра. Заседания Правительства созывает и ведет Президент Республики или, по его поручению, Премьер-министр. Постановления Правительства подписывает Премьер-министр, заверяет Президент Республики [2, с. 47].

Правительство в соответствии с Конституцией ст. 89 реализует следующие полномочия:

-          в предусмотренном статьей 74 Конституции порядке представляет на одобрение Национального Собрания свою программу;

-          представляет на утверждение Национального Собрания проект государственного бюджета, обеспечивает исполнение бюджета, в связи с чем представляет отчет Национальному Собранию;

-          управляет государственной собственностью;

-          осуществляет единую финансово-экономическую, кредитную и налоговую государственную политику;

-          осуществляет государственную политику территориального развития;

-          осуществляет государственную политику в области науки, образования, культуры, здравоохранения, социального обеспечения и охраны природы;

-          обеспечивает осуществление оборону, национальной безопасности и внешней политики Республики;

-          обеспечивает охрану общественного порядка, принимает меры по укреплению законности, обеспечению прав и свобод граждан;

-          осуществляет иные функции и полномочия, установленные Конституцией и законами [1].

Премьер-министр руководит текущей деятельностью Правительства и координирует работу министров; принимает постановления, которые в предусмотренных регламентом случаях подписывают также осуществляющие их министры. Член Правительства не может быть членом какого-либо представительного органа, занимать другую государственную должность или выполнять иную оплачиваемую работу [2, с. 47].

Правительство несет ответственность перед парламентом. После формирования вновь избранного Национального собрания (или своего формирования) Правительство в 20-дневный срок представляет на одобрение Национального собрания программу своей деятельности, одновременно ставя вопрос о вотуме доверия. Проект постановления о недоверии Правительству может быть представлен не менее чем 1/3 от общего числа депутатов в течение 24 часов после постановки вопроса о вотуме доверия. Проект ставится на голосование не ранее 48 часов и не позднее 72 часов после его внесения. Решение принимают большинством голосов от списочного состава депутатов. В случае невнесения такого проекта или непринятия решения о недоверии программа деятельности Правительства считается одобренной. Если решение о недоверии принято, Премьер-министр заявляет Президенту об отставке Правительства [2, с. 48].

Литература:

1.      Конституция Армении. [Электронный ресурс]. URL: http://worldconstitutions.ru/archives/132 (Дата обращения: 20.12.2013).

2.      Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / Батлер У. Э., Бойцова В. В., Бойцова Л. В., Додонов В. Н., и др.; Отв. ред.: Сухарев А. Я. — М.: Инфра-М-НОРМА, 2001. — С.45–52.

Основные термины (генерируются автоматически): Национальное собрание, Армения, Конституционный Суд, Президент Республики, Правительство, Контрольная палата, Конституция, Генеральный прокурор, государственная политика, Центральный банк.


Похожие статьи

Формы участия конституционных судов зарубежных стран...

Конституционный Суд Республики Армения дает заключение о наличии основания для отрешения от должности Президента Республики (п. 5 ст. 100 Конституции Республики Армения).

Особенности системы государственного управления Республики...

Ключевые слова: Республика Беларусь, Палата представителей, Совет Республики, Национальное собрание, Конституция, Президент, Правительство. Государство в Восточной Европе. Беларусь — унитарное государство.

Парламент в странах Центральной и Юго-Восточной Европы...

e) избирает Президента Республики, членов Конституционного суда, председателя Курии, Генерального прокурора, Парламентского уполномоченного по фундаментальным правам и председателя Государственной контрольно-ревизионной службы

Особенности системы государственного управления Республики...

Кыргызская Республика, Генеральный прокурор, Кенеш, общее число депутатов, Национальный банк, Кыргызстан, Счетная палата, Конституция, должность, представление Президента.

Особенности системы государственного управления Республики...

Ключевые слова: Республика Казахстан, Сенат, Правительство, Президент, Мажилис, Премьер-министр, Конституция.

- с согласия Сената Парламента назначает на должности Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора и Председателя Комитета...

Конституционно-правовой статус прокуратуры в зарубежных...

Возглавляет прокуратуру Генеральный прокурор при Кассационном суде. Прокуроры республики — районные прокуроры при трибуналах малой

В соответствии с Конституцией США Генерального атторнея назначает президент страны «с согласия и по совету Сената».

Конституционно-правовой статус органов прокуратуры...

Так, в ч. 1 ст. 11 Конституции РФ перечислены все федеральные органы государственной властиПрезидент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ.

Особенности системы государственного управления Республики...

- утверждение в случаях, предусмотренных настоящей Конституцией, указов Президента Азербайджанской Республики

- на основании представления Президента Азербайджанской Республики назначение судей Конституционного суда Азербайджанской Республики...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формы участия конституционных судов зарубежных стран...

Конституционный Суд Республики Армения дает заключение о наличии основания для отрешения от должности Президента Республики (п. 5 ст. 100 Конституции Республики Армения).

Особенности системы государственного управления Республики...

Ключевые слова: Республика Беларусь, Палата представителей, Совет Республики, Национальное собрание, Конституция, Президент, Правительство. Государство в Восточной Европе. Беларусь — унитарное государство.

Парламент в странах Центральной и Юго-Восточной Европы...

e) избирает Президента Республики, членов Конституционного суда, председателя Курии, Генерального прокурора, Парламентского уполномоченного по фундаментальным правам и председателя Государственной контрольно-ревизионной службы

Особенности системы государственного управления Республики...

Кыргызская Республика, Генеральный прокурор, Кенеш, общее число депутатов, Национальный банк, Кыргызстан, Счетная палата, Конституция, должность, представление Президента.

Особенности системы государственного управления Республики...

Ключевые слова: Республика Казахстан, Сенат, Правительство, Президент, Мажилис, Премьер-министр, Конституция.

- с согласия Сената Парламента назначает на должности Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора и Председателя Комитета...

Конституционно-правовой статус прокуратуры в зарубежных...

Возглавляет прокуратуру Генеральный прокурор при Кассационном суде. Прокуроры республики — районные прокуроры при трибуналах малой

В соответствии с Конституцией США Генерального атторнея назначает президент страны «с согласия и по совету Сената».

Конституционно-правовой статус органов прокуратуры...

Так, в ч. 1 ст. 11 Конституции РФ перечислены все федеральные органы государственной властиПрезидент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ.

Особенности системы государственного управления Республики...

- утверждение в случаях, предусмотренных настоящей Конституцией, указов Президента Азербайджанской Республики

- на основании представления Президента Азербайджанской Республики назначение судей Конституционного суда Азербайджанской Республики...

Задать вопрос