Коммуникативный фактор в преподавании курса «История и методология менеджмента» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (6) июнь 2009 г.

Статья просмотрена: 116 раз

Библиографическое описание:

Терентьева, Ю. В. Коммуникативный фактор в преподавании курса «История и методология менеджмента» / Ю. В. Терентьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 6 (6). — С. 188-191. — URL: https://moluch.ru/archive/6/426/ (дата обращения: 17.12.2024).

Коммуникация касается всех сфер жизнедеятельности человека. Процесс преподавания в ВУЗе – это всегда процесс коммуникативного взаимодействия преподавателя и студентов. Но не всегда возможности коммуникации используются в полном объеме. Предлагаем рассмотреть коммуникативные приемы, которые можно использовать во время чтения курса «История и методология менеджмента».

Курс история и методология менеджмента преподается в Томском Политехническом университете для магистров. Он предполагает, что студенты уже обладают основными знаниями в истории менеджмента, знают основные методы исследования в сере менеджмента.

Объектом данной статьи является процесс преподавания курса «История и методология менеджмента», а предметом – значение коммуникации в преподавании курса. Целью данного исследования является определение возможности средств коммуникации способствовать максимальному усвоению знаний по истории и методологии менеджмента. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие конкретные задачи: дать определение понятию «коммуникация», раскрыть ступени реализации коммуникации в преподавательском процессе, выделить основные разделы курса «история и методология менеджмента», рассмотреть примеры коммуникативного взаимодействия преподавателя и студентов во время чтения курса. Для решения поставленных задач в работе используются сравнительный и исторический методы.

Целью курса «История и методология менеджмента» является: ознакомление студентов со сложными процессами формирования современных концепций управления. Изучение данной дисциплины помогает осознать важность и глубину взаимовлияния и взаимозависимости прошлых и настоящих условий, понять причины различий сложившихся национальных моделей и пути развития менеджмента в современных условиях. Задачи курса: изучение факторов возникновения и развития менеджмента; изучение этапов развития и становления научных школ в истории менеджмента; ознакомление с национально – историческими особенностями и моделями менеджмента; понимание перспектив менеджмента.

Раскрытие содержания курса направлено на то, чтобы студенты могли проследить, развитие и становление менеджмента сквозь тысячелетия (начиная с древней Греции и Древнего Рима). Студентам важно понять, как шаг за шагом строилась наука об управлении, какой вклад внесли древние римляне, греки, какие их принципы и нововведения того времени используются сейчас, в наши дни.

Коммуникация – движущая сила процесса преподавания, определяющая его характер. Чтобы понять значение коммуникации в преподавании курса, рассмотрим коммуникацию как социальное явление. В социальных науках термин «коммуникация» имеет три значения: средство связи любых объектов материального и духовного мира; общение, передача информации от человека к человеку; общение и обмен информацией в обществе (социальная коммуникация) [1, с. 13]. Исходя из этих значений раскрывается содержание коммуникативной природы социального мира.

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. в «Словаре конфликтолога» дают такое определение: коммуникация (от лат. Communico – делаю общим, связываюсь, общаюсь) – смысловой аспект социального взаимодействия. Различают процесс коммуникации и составляющие его акты. Основная функция коммуникативного процесса – достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента. В отдельных актах коммуникации реализуются управленческая, информационная и фактическая (связь с установлением контактов) функции. Первая из которых является генетически и структурно исходной. По соотношению этих функций выделяют сообщения: побудительные, информационные, экспрессивные, фактические [2, с. 151]. Данное определение раскрывает суть коммуникации исходя из этимологии данного слова. Делается большой акцент на процессе создания социальной общности, некого связующего элемента. В процессе коммуникации создается единство понимания, в рамках которого происходит дальнейшее взаимодействие. Но данное единство не прерывает отдельное, индивидуальное существование людей или целых общностей, вступивших в коммуникацию. Создается единое смысловое пространство для прочтения символов и дальнейшей выработки информации.

Интересное определение коммуникации как категории идеалистической философии дается в философском словаре под редакцией Фролова И.Т. Коммуникация в нем обозначается как «общение, при котором «Я» обнаруживает себя в другом» [3, с. 198]. Если мы говорим о коммуникации как о социальном взаимодействии, то обнаружение «Я в другом» это понимание, это видимая реакция на то, что вы сами только что сказали. Это обратная связь, которую дает собеседник. От содержания обратной связи можно прогнозировать успех или провал диалога, эмоции, содержание данного коммуникативного взаимодействия. Обнаружение «Я» в другом – это процесс усвоения знаний студентами, результат передачи информации от преподавателя студентам.

Коммуникация как взаимодействие в процессе преподавания «Истории и методологии менеджмента» раскрывается через 3 основных блока: 1. взаимодействия преподавателя и студента; 2. коммуникация о прошлых событиях; 3. способы понимания основ менеджмента через коммуникацию.

Если говорить о взаимодействии преподавателя и студентов, то можно согласиться с А.И. Щербининым, что тип коммуникации лектора и аудитории можно разделить на несколько моделей по степени взаимоотношений (от низкой к высокой):

·   диктатор или Монблан – царит над аудиторией, студенты – безликая масса;

·   китайская стена – модель очень похожа на первую, но может допускать некоторые отвлечений от текста и отпускать шуточки;

·   локатор – избирательное реагировании на лидеров или наоборот – отстающих;

·   тетерев – не может оторваться от текста, слышит только себя и себе радуется;

·   гиперрефлексивная, Гамлет – болезненно озабочен тем, как воспринимается аудиторией и идет ради своей популярности на все;

·   робот – отшлифован текст и методика, отработаны мимика и жесты, но безразлично все, что происходит в аудитории;

·   нарцисс (или худший вариант – гуру) – от него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы, ему нужны ученики как исполнители и как продолжение его тени;

·   альянс – вне диалога со студентами его работа теряет смысл. Особенно заметно, когда его усилия по коммуникации пропадают зря. [4, с. 354].

Преподавателю важно сформировать единое информационное поле со студентом. Он рассказывает об основах менеджмента, о научных школах, он должен подключить в данное информационное поле студентов, должна появиться единая информационная среда. По этому, на наш взгляд, для эффективного достижения понимания материала важен альянс – диалог со студенческой аудиторией.

В процессе преподавания курса возникает коммуникация о прошлых событиях, когда преподаватель и студенты погружаются в прошлое, исследуют, анализируют управленческий процесс в прошлом. Коммуникация происходит во временной плоскости: настоящее – прошлое. Данная коммуникация осуществляется по средствам изучения архивных документов, каких-то исторических фактов, книг и  других носителей информации.

Для того чтобы процесс изучения курса истории и методологии менеджмента не превратился в скучное перечитывание исторических трудов ученых, важно создать в представлениях студентов важность и значение данного курса здесь и сейчас, в современном управленческом процессе. Это можно реализовать путем активного участия студентов в изучении материала: совместная групповая работа, дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, новаторские подходы к устным и письменным заданиям. Эти методы повышают интерес учеников к предмету, обеспечивают понимание и усвоение материала.

Рассмотрим основные блоки курса «История и методология менеджмента»:

1.      Методологические основы менеджмента

·         Условия и факторы возникновения и развития менеджмента.

·         Античный менеджмент.

·         Значение идей Никколо Макиавелли в развитие менеджмента.

2.      Теории элит и бюрократии

·         Теории элит. (Г. Моска, В. Парето, Михельс).

·         Теории бюрократии (Алексис де Токвилль, Джон Стюарт Милль, Макс Вебер, Бернэм, Джилас, Васленский, М. Крозье).

3.      Этапы развития и научные школы в истории менеджмента

·         Школа «научного менеджмента».

·         Административная (классическая) школа управления.

·         Школа человеческих отношений и ее развитие.

4.      Национально – исторические особенности и модели менеджмента, проблемы и перспективы развития

·         Развитие менеджмента в США, Западной Европе, Японии, России.

·         Современные проблемы и перспективы развития менеджмента.

·         Коммуникативный фактор в управлении.

Для того чтобы коммуникация в процессе преподавания курса была задействована в полной мере, необходимо, чтобы лекционный или семинарский материал отвечал следующим требованиям: наглядность, образность, интерактивность. Согласимся с В.А. Кан-Калик и Г.А. Ковалеввым, что способность и возможность использования коммуникативного фактора в преподавании курса опирается на 2 момента:

1) творчество учителя/преподавателя в процессе подготовки к деятельности и общению с детьми/студентами; 2) творчество педагога в процессе непосредственного взаимодействия с обучаемыми. [5].

Рассмотрим различные коммуникативные приемы, которые можно реализовывать для успешного усвоения каждого блока преподаваемого курса «История и методология менеджмента».

В разделе «Методологические основы менеджмента» важно понять значение идей древних греков, римлян, итальянцев в становлении менеджмента как науки. Раскрыть данную тему предполагают лекционные и семинарские занятия. Чтобы материал лучше усваивался, необходимо постоянное взаимодействие со студентами. Небольшие отвлечения от основного материала способствуют его большему усвоению. Например, можно рассмотреть мифы Платона, проинтерпретировать их в современном понимании. Можно провести игру со студентами, чтобы они разделились на 2 группы, чтобы одна группа создала образ правителя-менеджера, который описывает Платон, а другая группа – образ правителя-менеджера, который описывает Аристотель.

При рассмотрении идеи Н. Макиавелли уместно провести игру «дебаты». Труды Макиавелли всегда вызывали споры, в образе правителя, который рисует автор, можно выделить как положительные, так и отрицательные черты. Мораль, нравственность или безнравственность, что именно важнее в политике? Студентов также можно разделить на 2 группы. Можно провести классические дебаты К. Поппера, или их упрощенный вариант. В данном упражнении студенты смогут как потренировать свое ораторское искусство, что немаловажно для будущих менеджеров, так и отработать навыки аргументации и формулирования своей точки зрения.

На семинарское занятие выделяется вопрос методологии научного исследования. Студентам дается задание изучить самостоятельно, а потом обсудить в форме дискуссии следующие вопросы: метод как система познавательной деятельности; системный и структурно – функциональный подходы в научном исследовании; роль и значение моделей в научном исследовании; контент – анализ.

Первый раздел предполагает также и вводные занятия. Можно посмотреть со студентами фильмы о менеджменте, например, «Плутовство» с Дастином Хофманом и Робертом Де Ниро, «Власть» с Ричардом Гиром и другие.

Раздел «Теории элит и бюрократии» также предполагает лекционные занятия. Со студентами в форме игры можно отработать и закрепить основные принципы бюрократии. Создать модель бюрократической организации, посмотреть, как в ней осуществляется процесс управления и коммуникации.

Разделы «Этапы развития и научные школы в истории менеджмента» и «Национально – исторические особенности и модели менеджмента, проблемы и перспективы развития» предполагают часть занятий в форме лекции, а часть отдается студентам на самостоятельное изучение для приготовления докладов. Доклады обсуждаются в группе, докладчик должен преподнести материал максимально подробно и понятно. После того, как будут рассмотрены данные темы. Закрепление материала также можно провести в форме коммуникативной игры, основу которой составляет идея Франа О`Мали «постройка дома для национального правительства» [4, с. 266-267]. Группа студентов делится на команды. Каждой команде необходимо из карточек построить модель организации в соответствии с национальными особенностями менеджмента в каждой стране. Важно разобрать, какая организация получилась у студентов, какое управление в ней построили, как работала команда.

Как при чтении лекции, так и при проведении семинарских занятий можно подключать различные средства коммуникации для большего усвоения материала: доску, раздаточный материал, показ фильмов о менеджменте или других информационных материалов на проекторе или телевизоре (какие информационные возможности предоставляет аудитория), использование маркеров, картона при создании моделей и типов организаций студентами. Важно задействовать все информационные каналы.

Мы рассмотрели основные примеры коммуникативного взаимодействия, когда происходит непосредственное взаимодействие преподавателя и студентов в аудитории, то можно использовать и другие коммуникативные приемы, игры, чтобы постоянно шло взаимодействие преподавателя и студентов. Важно, чтобы студенты поняли, что дает изучение исторического аспекта менеджмента в современном управлении., зЗачем изучать курс история и методология менеджмента. Достижению данной цели способствуют средства коммуникации.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.      Аникеева Т. Я., Матвеева Л. В., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. – М.: РИП – холдинг, 2002. – 316 с.

2.      Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога: 2 издание. – СПб: Питер, - 2006. – 528 с.

3.      Философский словарь под ред. И.Т. Фролова. 6 издание, переработанное и дополненное. – М.: Политиздат, 1991. С.560.

4.      Щербинин А.И. Политическое образование. Томск: Типография «Иван Федоров», 2003. – 426 с.

5.      Кан-Калик В.А., Ковалев Г.А. Педагогические общение как предмет теоретического и прикладного исследования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1985/854/854009.htm.

Основные термины (генерируются автоматически): студент, коммуникация, методология менеджмента, Развитие менеджмента, история, история менеджмента, модель менеджмента, преподавание курса, процесс преподавания курса, Теория элит.


Задать вопрос