Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Роль психологического консультирования в предупреждении расстройств пищевого поведения при дисморфофобии и неприятии тела

Психология
29.11.2025
19
Поделиться
Аннотация
В статье исследуется растущая распространенность расстройств пищевого поведения (РПП). Особое внимание уделяется дисморфофобии и негативному восприятию телесного образа как значимым прогностическим факторам развития патологии. На материале интеграции когнитивно-поведенческого подхода и концепций психологии телесности доказывается целесообразность своевременного психокоррекционного вмешательства. Определяются ключевые направления работы, формулируются задачи и описываются конкретные методики, способствующие снижению рисков и выработке конструктивного отношения к пище и собственному телу.
Библиографическое описание
Трунова, Е. В. Роль психологического консультирования в предупреждении расстройств пищевого поведения при дисморфофобии и неприятии тела / Е. В. Трунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 48 (599). — С. 416-419. — URL: https://moluch.ru/archive/599/130700.


Введение

Патологии пищевого поведения (анорексия, булимия, компульсивное переедание) относятся к числу серьезных медико-психологических проблем современности. Отмечается устойчивая тенденция к росту их встречаемости, во многом обусловленная культивацией «идеальных» стандартов внешности и влиянием цифрового пространства. Подобные расстройства деструктивно воздействуют как на соматическое состояние, так и на психическую сферу, провоцируя ухудшение качества жизни и увеличивая вероятность аутоагрессивных действий.

Как демонстрирует анализ научных данных, фундаментальную роль в патогенезе РПП играет искаженное восприятие телесного образа, достигающее своей крайней степени в структуре дисморфофобии (дисморфического расстройства по DSM-5). Фиксация на мнимых либо незначительных дефектах внешности в сочетании с общей неудовлетворенностью телом создает благоприятный фон для формирования дезадаптивных пищевых стереотипов, выступая в качестве как предиспозиционного, так и сопутствующего фактора.

В этом контексте психокоррекционная работа с лицами, обнаруживающими признаки дисморфофобии и негативной телесной оценки, приобретает первостепенное профилактическое значение. Вместе с тем, как отмечается в литературе, современные методические разработки в данной области часто носят фрагментарный характер, излишне теоретизированы либо сложны для имплементации, что ограничивает их применение в реальной практике. Таким образом, актуализируется запрос на создание целостной практико-ориентированной модели, позволяющей психологам целенаправленно воздействовать на глубинные когнитивно-эмоциональные структуры искаженного телесного восприятия.

В статье представлено теоретическое обоснование модели консультирования для работы с дисморфофобией — ключевой мишенью в профилактике расстройств пищевого поведения.

1. Структурный анализ дисморфофобии и негативной телесной оценки как предикторов РПП

Согласно диагностическим критериям DSM-5, дисморфическое расстройство характеризуется персистирующей озабоченностью одним или несколькими кажущимися недостатками внешности, неочевидными для окружающих. Для данного состояния характерно компульсивное поведение (например, постоянные взвешивания, проверка внешности в зеркале, избыточный уход) или ментальные действия (сравнение себя с другими), направленные на нивелирование предполагаемых дефектов. Эти действия приносят лишь временное облегчение, вскоре сменяясь новой волной тревоги.

В рамках отечественной научной парадигмы А. Ш. Тхостов интерпретирует дисморфофобию через призму нарушений телесной схемы, сопровождающихся отчуждением телесного «Я» и формированием гротескного искаженного самовосприятия. Этот деформированный образ насыщен интенсивными аффективными переживаниями: стыдом, тревогой, отвращением к собственной телесности.

С позиций когнитивно-поведенческого подхода, развиваемого А. Беком и его школой, дисморфофобия репрезентирует собой систему устойчивых дезадаптивных убеждений и когнитивных деформаций, связанных с внешним обликом. Среди ключевых искажений можно выделить:

— избирательное абстрагирование: концентрация на отдельных «несовершенных» телесных зонах при игнорировании нейтральных или позитивных аспектов («Вся проблема в моих бедрах, остальное не имеет значения»);

— катастрофизация: интерпретация незначительного мнимого дефекта как трагедии, имеющей фатальные социальные последствия («Малейшая прибавка в весе делает меня изгоем»);

— сверхгенерализация: глобальные умозаключения о личностной несостоятельности, основанные на особенностях телосложения («Плохая кожа означает, что я непривлекателен как личность»);

— поляризованное мышление: дихотомическое восприятие телесности в категориях «абсолютное совершенство» или «полное уродство» без допущения промежуточных вариантов.

Перечисленные когнитивные деформации формируют ядро негативного телесного образа, который, согласно эмпирическим данным, служит достоверным предиктором развития расстройств пищевого поведения. Таким образом, неприятие своего тела и дисморфофобия — это не просто недовольство внешностью. Это глубокая и сложная проблема, которая затрагивает мысли, эмоции и поведение человека. Именно она запускает опасные методы контроля веса (диеты, очищение и т. д.) и в конечном счете может привести к полноценному расстройству пищевого поведения.

2. Направления и цели психокоррекционного воздействия в системе превенции РПП

Эффективное консультативное воздействие в рассматриваемой области требует системного целеполагания. На основании проведенного структурного анализа можно определить следующие ключевые мишени психологического вмешательства:

— направление 1: когнитивная сфера. Задачи: выявление и вербализация автоматических мыслей и глубинных установок о телесности; когнитивное реструктурирование дезадаптивных убеждений; формирование навыков адекватной самооценки, независимой от внешних параметров;

— направление 2: эмоционально-аффективная сфера. Задачи: снижение остроты негативных эмоций (тревожности, стыда, отвращения), ассоциированных с телесностью; формирование навыков самопринятия и самосострадания; культивирование бережного и заботливого отношения к собственному телу;

— направление 3: перцептивно-поведенческая сфера. Задачи: коррекция искажений телесного восприятия; поэтапное уменьшение компульсивных поведенческих паттернов (взвешиваний, проверок внешности в зеркале) и избегания (определенных ситуаций, элементов одежды); формирование адаптивных поведенческих стратегий, ориентированных на здоровьесбережение, а не на контроль веса;

— направление 4: ценностно-смысловая сфера. Задачи: помощь в пересмотре чрезмерно завышенной значимости внешности в системе личных ценностей; совместный поиск и укрепление опоры для самоощущения: сильные черты характера, увлечения, достижения и теплые отношения.

3. Интегративная стратегия и методы психологического консультирования

Успешная профилактика РПП предполагает применение интегративного подхода, комбинирующего методы, направленные на все выделенные мишени.

3.1. Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ)

КПТ сохраняет статус золотого стандарта в коррекции РПП и дисморфофобии. В превентивных целях применяются следующие методики:

— когнитивное реструктурирование: совместный с психологом анализ автоматических мыслей о теле («Моя фигура непривлекательна»), идентификация лежащих в их основе когнитивных искажений и поиск более сбалансированных альтернатив;

— поведенческие эксперименты: разработка и реализация экспериментов для верификации ошибочных убеждений («Как отреагируют окружающие, если я надену эту одежду?»);

— поэтапная экспозиция: систематическое дозированное погружение в ситуации, избегаемые вследствие тревоги о внешности (посещение пляжа, ношение открытой одежды);

— стабилизация пищевого поведения: работа с диетическими ограничениями и пищевыми правилами, часто предваряющими развитие РПП.

3.2. Психология телесности в коррекционной работе

Учитывая непосредственную связь проблемы с телесной сферой, работа на этом уровне представляется незаменимой. Основные методики:

— формирование телесной осознанности: обучение клиента фокусировке на внутренних сенсорных сигналах (голод, насыщение, мышечное напряжение, релаксация), что способствует «возвращению» в тело и восстановлению контакта с его потребностями;

— техники децентрации: помощь в дифференциации понятий «Я» и «тело», осознании многомерности личностной идентичности;

— работа с телесными метафорами: использование возможностей арт-терапии и гештальт-подхода для исследования и экспрессии отношения к телу в непрямой символической форме.

3.3. Практическая интеграция методов

В консультативной практике различные методы органично интегрируются в рамках единого процесса. Например, при предъявлении клиентом автоматической мысли «Мое тело неприемлемо» психолог последовательно:

  1. Помогает идентифицировать когнитивные искажения (катастрофизация, сверхобобщение).
  2. Инициирует поведенческий эксперимент — ношение «проблемной» одежды в публичном пространстве для проверки гипотез о социальной оценке.
  3. В процессе обсуждения акцентирует не только когнитивный компонент («Какие выводы вы сделали?»), но и телесные переживания («Что вы чувствовали на физическом уровне?»), способствуя интеграции когнитивного и сенсорного опыта.

Особая значимость подобной работы отмечается в подростковый период, характеризующийся повышенной уязвимостью идентичности и телесного восприятия. Школьные превентивные программы, включающие психопросвещение о формировании телесного образа, развитие медиаграмотности и тренинг навыков саморегуляции, демонстрируют доказанную эффективность.

Заключение

Психологическая помощь людям, страдающим от неприятия своего тела и навязчивого поиска недостатков в нем, играет ключевую роль в профилактике расстройств пищевого поведения. Предложенная модель консультирования делает работу специалистов более структурированной и целенаправленной, поскольку разделяет проблему на три ключевых компонента:

— мысли (негативные убеждения о внешности);

— эмоции (стыд, тревога, отвращение);

— поведение (постоянные проверки тела, диеты).

Такой подход позволяет точно определить, что нужно изменить, и подобрать подходящие методы работы.

Объединение когнитивно-поведенческих методик (помогающих изменить ошибочные мысли) и телесно-ориентированного подхода (способствующего принятию тела) дает особенно хорошие результаты. Такой подход позволяет не только снизить риск развития серьезных нарушений пищевого поведения, но и улучшить общее психологическое состояние человека.

В планах — использовать данную модель для создания краткосрочных программ и внедрения профилактики в школы и психологические службы.

Литература:

  1. Бек Д. Когнитивная терапия: полное руководство / Джудит Бек; пер. с англ. — Москва : Вильямс, 2006. — 400 с.
  2. Белогай К. Н., Осипова Д. А. Представления о своем теле девочек-подростков с разным уровнем физической активности / К. Н. Белогай, Д. А. Осипова // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». — 2019. — Т. 27. — С. 3–15.
  3. Пономарева Л. Г. Дисморфофобия, или нарушение образа собственного тела: вечно недовольный клиент поневоле / Л. Г. Пономарева // Косметика и медицина, 2016. — Т. 3. — С. 76–79.
  4. Кирюхина Н. А., Польская Н. А. Эмоциональная дисрегуляция и неудовлетворенность телом в женской популяции / Н. А. Кирюхина, Н. А. Польская // Клиническая и специальная психология. — 2021. — Т. 10. — № 3. — С. 126–147.
  5. Phillips K. A. Образ тела и дисморфофобия / К. А. Phillips // Психические расстройства в общей медицине. — 2013. — № 2. — С. 39–42.
  6. Сотникова А. А. Связь образа тела и расстройств пищевого поведения у лиц с нервной анорексией и булимией / А. А. Сотникова // Трибуна ученого. — 2020. — № 6. — С. 188–195.
  7. Тхостов А. Ш. Психология телесности. — Москва : Смысл, 2002. — 287 с.
  8. Уоллер Г., Кордери Х., Корсторфин Э. Когнитивно-поведенческая терапия расстройств пищевого поведения. Руководство по комплексному лечению / Г. Уоллер, Х. Кордери, Э. Корсторфин. — Москва : Диалектика-Вильямс, 2023. — 608 с.
  9. Светикова И. В., Борисенко А. Ю. Структура образа тела и его функции / И. В. Светикова, А. Ю. Борисенко А. Ю. // Клиническая психология. — 2021. — № 3. — С. 24–35.
  10. Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Культура тела как фактор риска расстройств пищевого поведения // Консультативная психология и психотерапия. — 2014. — № 2. — С. 25–41.
  11. Шалыгина О. В., Холмогорова А. Б. «Телоцентрированность» современной культуры и ее последствия для здоровья детей, подростков и молодежи // Консультативная психология и психотерапия. — 2015. — № 4. — С. 36–68.
  12. Тарханова П. М., Холмогорова А. Б. Социальные и психологические факторы физического перфекционизма и неудовлетворенности своим телом // Психологическая наука и образование. — 2011. — № 5. — С. 52–60.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №48 (599) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 416-419):
Часть 6 (стр. 355-433)
Расположение в файле:
стр. 355стр. 416-419стр. 433
Похожие статьи
Когнитивные установки и особенности восприятия тела у женщин с признаками нарушения пищевого поведения
Взаимосвязь нарушений телесного образа «Я» и расстройств пищевого поведения
Виды и методы психологической помощи людям с нарушением пищевого поведения
Психологические особенности образа тела и пищевого поведения у взрослых женщин
Расстройство пищевого поведения у современной молодёжи, стратегии работы методами когнитивно-поведенческой терапии
Исследование факторов риска и возможности предотвращения тяжелых случаев анорексии как формы расстройства пищевого поведения
Изучение склонности к нарушению пищевого поведения у девушек
Комплексная система оценки, профилактики и оказания медико-психологической помощи пациентам трудоспособного возраста, страдающим ожирением в сочетании с нарушением пищевого поведения
Расстройство пищевого поведения: причины появления и пути преодоления (на примере контингента обучающихся ГАУ КО ОО ШИЛИ)
Нарушения пищевого поведения у подростков

Молодой учёный