Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с дошкольниками

Педагогика
28.11.2025
3
Поделиться
Аннотация
В данной статье рассматриваются преимущества использования информационных компьютерных технологий в работе с детьми, имеющими нарушения речи. Приводятся примеры использования развивающих мультимедийных презентаций в работе с дошкольниками. Проанализированы приёмы, повышающие эффективность коррекционно-образовательной деятельности. Раскрываются нетрадиционные формы организации взаимодействия педагогов с семьёй ребёнка посредством ИКТ. Описывается опыт общения с родителями и детьми в социальных сетях.
Библиографическое описание
Попова, Е. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с дошкольниками / Е. А. Попова, Н. М. Максимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 48 (599). — С. 513-515. — URL: https://moluch.ru/archive/599/130666.


В последние годы значительно повысился интерес к вопросу использования информационных компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитании детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании современных компьютерных программ в ДОУ [2, с. 7]. Отечественные и зарубежные исследования убедительно доказывают возможность и целесообразность использования этих технологий в работе с дошкольниками (С. Л. Новоселова, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер). Использование компьютерных технологий особенно актуально в работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, поскольку создаёт дополнительные возможности для организации коррекционно-развивающей работы. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы воспитателя и учителя-логопеда, расширяя возможности взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.

Преимущество заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей. Это новый подход к использованию ИКТ в работе с детьми, который позволяет сохранить целостность и уникальность отечественного дошкольного образования [1, с. 11].

Информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности. Таким образом, не вырождаясь в совсем неинтересное повторение, медиасредства поддерживают способности к запоминанию [3, с. 65].

Компьютерные технологии, по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, обладают рядом преимуществ:

— сочетают в себе динамику, звук и изображение, что позволяет поддерживать интерес и внимание ребенка;

— позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;

— облегчают процесс зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов понятных дошкольникам;

— позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.

Практика показала, что при этом значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей, расширяется словарный запас. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание, обеспечивает личностно-ориентированный подход. Применение компьютерной техники позволяет увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала, обогатить деятельность детей нетрадиционными, яркими, насыщенными образами и впечатлениями, разнообразить методы и приемы обучения.

В работе с детьми используем различные мультимедийные презентации, видеофильмы. В игровой форме знакомим детей со звуками и буквами, цифрами и числами, используя «Веселую азбуку», «Весёлый счёт» С. Я. Маршака. С целью воспитания у детей основ безопасного поведения в разных жизненных ситуациях используем презентации «Машины на нашей улице», «Огонь — опасная игра», «Один дома». Интересны детям такие презентации, как «Большое космическое путешествие», «Подводный мир», «Путешествие в прошлое предметов». При ознакомлении с окружающим миром презентации на различные лексические темы («Деревья», «Животные», «Вода» и другие) не только продемонстрируют явления и предметы, но и воссоздадут необходимые слуховые ассоциации. Очень интересны презентации с использованием загадок. Они помогают развивать внимание, воображение, мышление, творческие способности ребенка.

Однако хочется отметить, что использование компьютерных технологий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и детей, и педагога, тем самым ускоряя процесс достижения положительных результатов в работе.

Использование средств информационных технологий открывает новые возможности не только для самого ребёнка, но и для педагога.

В процессе замысла, создания презентаций, слайд-шоу, видеофильмов, новых заданий для коррекционно-развивающей деятельности с использованием компьютера развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растёт уровень его профессиональной компетентности.

Работа с родителями — еще одно поле деятельности для педагога, и здесь компьютер может оказать неоценимую роль. Использование мультимедийного оборудования вызывает значительный интерес и позволяет при помощи небольших видеороликов наглядно показать родителям важные стороны развития их детей, заинтересовать проблемами воспитания, стимулировать к пересмотру своей воспитательной позиции и помочь выстроить верную педагогическую стратегию. Общение с родителями в социальных сетях очень удобно в случае продолжительного отсутствия ребёнка в детском саду: воспитатель знакомит с изучаемой лексической темой, предлагает ребёнку игры и упражнения для её закрепления, а учитель-логопед проверяет усвоение лексико-грамматического материала по данной теме, совершенствует навыки звукопроизношения, слоговой структуры слова, связной речи. Кроме того, родителям не всегда удаётся получить индивидуальную консультацию (например, по причине занятости, возникновении психологического барьера при непосредственном общении со специалистом и др.), а посетив сайт детского сада, они могут задать вопрос интерактивно, либо общаться в online-режиме.

Большой отклик среди родителей нашла такая форма взаимодействия, как просмотр видеофильмов и видеоинтервью с участием детей и родителей группы: «Игралочка, игралочка — весёлая страна», «Как мы играем дома», «Жизнь замечательных детей», «Космическое путешествие». За создание видеофильма «Путешествие на автобусе времени и странствий по улицам старого города» коллектив педагогов группы награждён Дипломом II степени VIII краевого конкурса образовательных видеофильмов и мультимедийных продуктов.

Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, который лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные внимание и память, обеспечивающие психологическую готовность ребёнка к обучению в школе. Наша задача заключается в создании системы и методики использования информационно-коммуникационных технологий, которые будут способствовать развитию ребенка и не навредят его здоровью. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.

Литература:

  1. Горвиц Ю. М., Чайнова Л. Д., Поддьяков Н. Н., Зворыгина Е. В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА — ПPЕСС, 1998г.
  2. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
  3. Новоселова С. Л. Информатизация дошкольного уровня образования в России — начало положено в Москве [Текст] / С. Л. Новоселова, //Дошкольное воспитание. — 1990. -№ 9.-65–71с.
  4. Попова, Е. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с дошкольниками / Е. А. Попова. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-informacionno-kommunikacionnyh-tehnologij-v-rabote-s-doshkolnikami-5605620.html (дата обращения: 28.11.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №48 (599) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 513-515):
Часть 8 (стр. 501-571)
Расположение в файле:
стр. 501стр. 513-515стр. 571
Похожие статьи
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий
Использование ИКТ в развитии речи дошкольников
Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе детей дошкольного возраста
Применение информационно-коммуникационных технологий в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Использование ИКТ-технологий в детском саду
Система работы по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе ДОУ для развития ведущих сфер личности детей дошкольного возраста
Использование информационных технологий в коррекционной работе
Современные технологии в работе с детьми с ТНР (из опыта работы ДОУ № 47 г. Белгорода)
Повышение мотивации к логопедическим занятиям у старших дошкольников с использованием ИКТ
Использование информационно-компьютерных технологий в процессе развития познавательной деятельности детей с нарушениями слуха

Молодой учёный