Одним из давно известных способов усвоения человеком знаний и умений является игра. Она используется в качестве средства и метода обучения и воспитания. Также обладает специфическим содержанием и целевой направленностью.
Изучением игрового метода занимались такие ученые, как В. Н. Буркова, В. М. Ефимова, В. Ф. Комарова, Р. Ф. Жукова, В. Я. Платова, А. П. Хачатурян. [5]
В настоящее время в специальной литературе представлено широкое многообразие игр: организационно-деятельностные, организационно-обучающие, деловые и учебно-деловые, ролевые, имитационные и многие другие [5].
Различают три сферы применения игрового метода:
- Учебная сфера: игровой метод применяется в вузовских и школьных программах для обучения и повышения квалификации как студента, так и преподавателя.
- Исследовательская сфера: используется для моделирования будущей профессиональной деятельности с целью изучения принятия решений, оценки эффективности организационных структур и т. д.
- Оперативно-практическая сфера: игровой метод используется для анализа элементов конкретных систем, для разработки различных элементов системы образования [3, с. 5–11].
Из всех игровых методов наиболее эффективным и востребованным является деловая игра.
Деловая игра имитирует реальные жизненные ситуации. Она дает игрокам шанс побывать в разных ролях. В ходе ее проведения участники игры объединяются, укрепляются отношения между обучающимися и учителем, происходит взаимный обмен мыслями, информацией [4].
Исследователи установили, что при подаче материала в форме деловой игры усваивается около 90 % информации и достигаются следующие учебно-воспитательные цели:
- Обучающая — формирование экономических знаний на основе включения каждого обучающегося в реальный процесс решения возникающих экономических проблем.
- Воспитательная — проявление в процессе игры деловой активности и качеств личности. Происходит активизация внимания, проявляется темперамент, развиваются интеллектуальные способности.
- Развивающая — это приобретение навыков деловой расчетливости, умение производить быстрый анализ сложившейся в ходе игры экономической ситуации, расчет наиболее выгодных путей выхода из кризисных ситуаций, формирование активной творчески мыслящей личности.
Методически правильно разработанная деловая игра включает в себя все новое и прогрессивное, что появляется в педагогической теории и практике. Она строится на следующих принципах:
- Принцип коллективной работы;
- Принцип практической полезности;
- Принцип демократичности;
- Принцип гласности;
- Принцип соревновательности;
- Принцип максимальной занятости каждого;
- Принцип неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры [2].
Можно выделить следующие этапы проведения деловой игры:
- Ознакомление с игрой;
- Разбивка студентов на группы;
- Анализ ситуации;
- Обдумывание ситуации в группах;
- Процесс игры;
- Подведение итогов игры;
- Разбор подходящего варианта [1].
На первом этапе происходит ознакомление с игрой. Участники должны быть ознакомлены с целью проведения и правилами игры. Далее обучающихся делят на группы (от 3 до 5 человек в группе). В группе обучающиеся должны быть равны по социальному статусу, интеллектуальному развитию, а также психологически совместимы. После обучающиеся получают необходимую и заранее подготовленную информацию для изучения и анализа ситуации. Далее происходит работа в группах. Учитель направляет, консультирует по возникшим вопросам, помогает отстающим группам. Также может быть создана экспертная комиссия, которая будет наблюдать за группами и фиксировать особенности поведения участников в процессе игры. После изучения и обсуждения ситуации наступает сам процесс игры. Участники предлагают возможные пути решения задачи, анализируют их, обсуждают и вырабатывают общее мнение. После подводятся итоги игры. На каждом этапе проводится анализ деятельности групп и оценка их решений. Участники проводят анализ решений других, а также саморефлексию. Далее выносится наиболее эффективное решение ситуации со всеми аргументами.
Экономические деловые игры должны быть разработаны таким образом, чтобы обеспечить простоту и доступность изложения условий игры, позволяющих обучающемуся быстро включиться в процесс игры.
Деловая игра для преподавания экономических дисциплин может использоваться следующим образом:
Обучающимся можно предложить задание, где они получают роль руководителей компании и должны разработать стратегию производства, ценообразования, маркетинга и управления ресурсами, например, решить, сколько товаров произвести, какую цену установить, как привлечь клиентов и оптимизировать издержки.
Можно предложить следующее задание: обучающиеся становятся представителями различных компаний-конкурентов, которые борются за рынок. Нужно принимать решения о рекламе, снижении или удержании цены, расширении ассортимента. Целью является максимизация прибыли и доли рынка, учитывая действия конкурентов.
Можно погрузить обучающихся в то, как работает государственный бюджет. Им предлагается взять на себя роль государственных экономистов, которые должны распределить ограниченный бюджет на разные сферы, будь то образование, здравоохранение, инфраструктура. Обучающимся предлагается найти баланс между социальными потребностями и экономическими приоритетами, учитывая последствия для роста экономики и благосостояния населения.
Таким образом, использование деловой игры для обучения экономике делает обучение более наглядным и приближенным к реальной жизни. Она способствует развитию аналитических, коммуникативных, управленческих навыков у обучающихся. Особое внимание уделяется деловой игре, которая, благодаря своей способности имитировать реальные жизненные ситуации, способствует укреплению взаимосвязей между обучающимися и преподавателем и обмену мнениями. Поэтому использование игрового метода в образовании представляет собой современный и прогрессивный подход, который способствует всестороннему развитию личности обучающегося.
Литература:
- Ерёмина, М. Ф. Конструирование деловых игр по экономике / М. Ф. Ерёмина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1154–1157. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18966.
- Кожевникова, Е. А. Развитие профессионально-творческой активности педагогов с включением деловых игр / Е. А. Кожевникова. — Текст: электронный // Infourok: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/razvitie-professionalnotvorcheskoy-aktivnosti-pedagogov-na-metodicheskih-meropriyatiyah-s-vklyucheniem-delovih-igr-2721435.html?ysclid=mhn12h6zyo203863143 (дата обращения: 07.11.2025).
- Маршев В. И. Методы активного обучения управлению / Маршев В. И., Лукаш Е. Н. М. — Текст: непосредственный. — 1991. — С. 95.
- Сатаненко, А. В. Деловые игры как один из методов в подготовке студентов по экономическим дисциплинам / А. В. Сатаненко. — Текст: электронный // Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации»: [сайт]. — URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/02/48871 (дата обращения: 07.11.2025).
- Чичко, Ю. В. Деловая игра как эффективный метод обучения экономическим дисциплинам / Ю. В. Чичко. — Текст: электронный // Cyberleninka: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/delovaya-igra-kak-effektivnyy-metod-obucheniya-ekonomicheskim-distsiplinam?ysclid=mgm6m1we3f502194698 (дата обращения: 26.10.2025).

