Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Роль патриотических детских и юношеских объединений в воспитании школьников

Педагогика
28.11.2025
4
Поделиться
Аннотация
Патриотическое воспитание — это направление государственной молодежной политики с успешным и стабильным развитием России в будущем. Именно оно является важной частью образовательного процесса в современной школе. Патриотические детские и юношеские объединения в воспитании школьников играют ключевую роль в формировании у детей и подростков чувства любви к Родине, уважения к ее истории и культуре, развития лидерских качеств.
Библиографическое описание
Смирнова, Т. А. Роль патриотических детских и юношеских объединений в воспитании школьников / Т. А. Смирнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 48 (599). — С. 518-521. — URL: https://moluch.ru/archive/599/130369.


Patriotic education is a key element of state youth policy that will ensure Russia's successful and stable development in the future. It is an essential part of the educational process in modern schools. Patriotic children's and youth associations play a key role in fostering a sense of love for the Motherland, respect for its history and culture, and the development of leadership skills in schoolchildren.

Keywords: children's public association, patriotic education, civic education.

Введение

Патриотическое воспитание являлось предметом постоянного внимания на протяжении многовековой истории Отечества.

В 1867 году выдающийся педагог К. Д. Ушинский в статье «Об необходимости сделать русские школы русскими» высказывает следующую мысль: «Русский человек менее всего знаком именно с тем, что всего к нему ближе: со своей Родиной и всем, что к ней относится» [6, с. 301]. Он считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, — писал он, — так нет человека без любви к Отечеству, эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [6, с. 305].

В стратегических государственных документах, посвященных воспитанию подрастающего поколения (Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Стратегии развития воспитания), делается акцент на задачу формирования гражданской идентичности и патриотизма, сохранения и преумножения базовых национальных ценностей. Реализация государственной политики возможна через создание воспитательной школьной системы, которая будет рассматривать патриотическое воспитание как целенаправленную работу по формированию у детей и подростков любви и преданности Родине, воинской службе, уважения к ратному труду, к героическим традициям России его Вооруженных Сил.

Формированию активной жизненной позиции, развитию социальной активности и повышению уровня патриотизма среди молодежи способствуют патриотические детские и юношеские объединения, которые являются одним из эффективных инструментов воспитания подрастающего поколения в условиях современных социальных изменений.

Детские общественные объединения призваны играть важную роль в процессе формирования личности. По мнению А. В. Мудрика, они не возникают спонтанно, а являются продуктом специальной организаторской работы взрослых. Созданию организации предшествует появление лидера или группы лидеров, выдвигающих некую идею, для организации которой и создают организацию. «…Организация как социально-педагогический проект предполагает, что ее создатели заранее проектируют, а по ходу дела дополняют и уточняют задачи, для решения которых она создается, необходимое для решения задач содержания жизнедеятельности и формы ее организации, адекватные задача организационную структуру, символику, атрибутику др. Множественность и вариативность детских и юношеских организаций — важное условие выращивания гражданского общества» [2].

Патриотические детские объединения в школе представляют собой гораздо больше, чем обычные кружки или секции дополнительного образования. Главная цель заключается не только в организации досуга учащихся, но и в создании особой атмосферы, способствующей формированию чувства глубокой привязанности школьников к своей Родине, уважения к ее богатой истории и культурным традициям.

В ГБОУ Школа № 138 г. Москвы действуют военно-патриотический клуб «Лидер», Юнармейский отряд «Бригантина», ТурКлуб «ЮниорСпас». Организация деятельности в данных объединениях происходит путем вовлечения детей в проектную деятельность, где каждый может реализовать свои способности и выбрать направления по интересам. Обучающиеся с большим увлечением занимаются той деятельностью, которая выбрана ими самими. Фактически педагоги создают «развивающую среду», где реализуются потребности, интересы, желания юных воспитанников, где вследствие реализации проектов и деятельности, в процессе приложения усилий, взятия на себя определенной ответственности достигаются поставленные цели и задачи. Наша школа годится результатами воспитанников. Это победа в московском конкурсе сочинений в рамках Гранта Мэра Москвы, посвящённом 80-й годовщине Битвы под Москвой («Героизм и подвиг Героев»), победа в Московском городском конкурсе исследовательских работ «Отечество», победа в Квизе на первом этапе городского исторического проекта « Мой район в годы войны» , «Многонациональная победа», в творческом конкурсе «Славим Героев и Отечество», приуроченном к 30-летию установления звания «Герой Российской Федерации», и других.

Основой для совершенствования творческой деятельности в детских объединениях является процесс непрерывного воинского воспитания, привития чувства чести, достоинства, гражданственности, уважения к историческим ценностям, воспитания патриотизма.

Эти объединения давно не просто секции и кружки — здесь кипит настоящая жизнь будущего защитника. Ребятам предоставляется уникальная возможность прочувствовать собственную причастность к большой и могучей стране через тесное сотрудничество с Советом ветеранов ВОВ и вооруженных сил, Ассоциацией Героев РФ, военкоматом, воинскими частями, через большую работу и изучение исторических источников, хранящихся в библиотеках и музеях. Активизируется интерес к изучению истории России и формируется чувство уважения к истории нашей страны (победа в Открытой исследовательской культурологической олимпиаде «История и культура храмов столицы и городов России»), к ее героическим страницам (Московская метапредметная олимпиада «Не прервется связь поколений»), сохраняется память о подвигах защитников Отечества.

Деятельность патриотических детских и юношеских объединений включает в себя посещение музеев и выставок, рассказывающих о славных традициях русской истории, организацию тематических конкурсов и викторин. Обучающиеся активно погружаются в изучение героического прошлого своего народа, узнают о подвигах предков, погружаясь в мир выставок, приуроченных к важным историческим датам и событиям (Квест Музея Победы «Подвиг Народ», Интерактивные композиции «Битва за Москву. Первая Победа», «Путешествие в историю. Вера в Победу», «Образ Москвы в русском искусстве из коллекции Государственного Русского музея» и многие другие). Благодаря этому глубже понимают значимость сохранения и передачи знаний будущим поколениям.

Не менее значимой частью работы этих объединений является воспитание у ребят важных личностных качеств, необходимых каждому гражданину. Благодаря участию в совместных проектах, школьники развивают чувство ответственности, дисциплину, умение работать в команде, уважение к мнению окружающих и способность самостоятельно принимать обоснованные решения. Всё это помогает молодому поколению стать достойными гражданами своей страны, готовыми внести личный вклад в её будущее процветание и благополучие.

Ключевыми аспектами влияния патриотических объединений на школьников являются:

1. Формирование гражданского сознания

Патриотическое воспитание способствует развитию чувства ответственности перед обществом и государством. Это, прежде всего, уникальная воспитательная среда, где формируется не просто увлеченная личность, а гражданин и человек, осознающий свою связь с Родиной. Если кружок робототехники учит создавать машины, спортивная секция — укреплять тело, то патриотическое объединение призвано закалять дух и формировать сердце.

Их фундаментальное отличие — в системе координат. В основе их деятельности лежат не личные академические и творческие достижения (хотя они важны), а ценности служения, памяти, ответственности и коллективного действия. Это практическая школа гражданственности, где абстрактные понятия из учебников обретают смысл.

2. Воспитание уважения к традициям и истории, чувство сопричастности

Уход за мемориалами, шефство над ветеранами, организация музея — это участие не для «галочки», а реальные поступки, которые формируют чувство заботы о своей малой родине и ее людях. Через поисковую работу, вахты памяти, встречи с участниками СВО история страны перестает быть набором дат и становится историей своей семьи, своей улицы, своего народа. Подросток не только узнает о войне — он держит в руках медальон солдата, который не вернулся домой. Это рождает личную, ни на что не похожую связь с прошлым.

3. Развитие лидерских качеств и социальной активности

В отличие от учебного класса, куда дети попадают по случайности, в патриотическое объединение приходят по зову сердца. Здесь рождается особая атмосфера доверия, взаимопомощи и общих идеалов. Это «социальный лифт», где лидерские качества проявляются не в конкурентной борьбе, а в способности повести за собой ради общего дела. Участие в общественных инициативах, волонтерстве, акциях взаимопомощи позволяет школьникам развивать и коммуникативные навыки.

4. Укрепление физического здоровья и военной подготовки

Многие патриотические организации включают элементы физической подготовки, туристической подготовки, военно-патриотической игры. Такие занятия способствуют укреплению здоровья, закаливанию характера, приобретению полезных навыков самообороны и ориентирования на местности.

5. Повышение уровня информированности и критического мышления

В подростковом возрасте человек ищет ответы на вопросы «Кто я?», «Зачем живу?», «Что такое хорошо и что такое плохо». Патриотическое объединение предлагает твердый нравственный фундамент, основанный на примере предков, на культуре и традициях своего народа. Это помогает противостоять разрушительным влияниям и дает жизненный ориентир. Знания помогают формировать осознанное отношение к происходящим событиям и вырабатывать собственное мнение.

Заключение

Роль детских патриотических клубов и секций в воспитании школьников является многогранной и значимой. Они выступают связующим звеном между теоретическими знаниями, полученными на уроках истории, обществознания, географии, литературы и формированием живого, осознанного чувства любви к Родине. Через практическую деятельность, изучение малой родины, встречи с ветеранами и участие в социально-значимых проектах, патриотизм из абстрактного понятия превращается для школьников в личную ценность и ответственность.

Ценность таких объединений измеряется не количеством грамот и участием в мероприятиях, а качеством человеческого материала, которые они формируют. Именно в такой среде закладывается подлинное, а не навязанное чувство сопричастности. Школьник не просто усваивает информацию, а переживает её, становясь активным творцом своей гражданской позиции. Это инвестиция в будущее страны на самом глубоком, человеческом уровне.

Президент Российской Федерации В. В. Путин говорит о том, что даже слово «патриотизм» «подчас используется в ироническом или ругательном смысле. Однако у большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости за своё Отечество, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Когда эти чувства свободны от национальной кичливости и императорских амбиций, в них нет ничего предосудительного, костного. Это источник мужества, стойкости и силы народа: Утратив патриотизм и связанную с ним национальную гордость, и достоинство, мы теряем себя как народ, способный на великие свершения» [3, 6].

Литература:

1. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения). ― ISBN 978–5–09–022138- 2

2. Мудрик А. В. Детские и юношеские организации как социокультурный феномен. Тенденции развития детских организаций и объединений в третьем тысячелетии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск. 2003. 250с.

3. Россия на рубеже тысячелетий//Независимая газета. 30.12.1999.

4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».

5. Студенникова С. Л. Патриотическое воспитание молодежи — залог успешного развития общества и государства. / Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»./ https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-molodezhi-zalog-uspeshnogo-razvitiya-obschestva-i-gosudarstva/viewer

6. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения/К. Д. Ушинский.-М., 1968.- 417с.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №48 (599) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 518-521):
Часть 8 (стр. 501-571)
Расположение в файле:
стр. 501стр. 518-521стр. 571
Похожие статьи
Организация воспитательной работы по военно-патриотическому воспитанию школьников
Организация воспитательной работы по военно-патриотическому воспитанию школьников
Формирование гражданской позиции молодёжи в рамках деятельности детских объединений и детских общественных организаций
Кружковая внеурочная деятельность по военно-патриотическому воспитанию
Патриотическое воспитание младших школьников как составная часть педагогического процесса
Патриотическое воспитание старшеклассников — основная составляющая работы подростково-молодежных центров
Патриотическое воспитание в дополнительном образовании
Принципы системы управления патриотическим воспитанием в России
К вопросу о гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения (на основе истории малой родины)
Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности

Молодой учёный