Одной из наиболее значимых характеристик новой цифровой эпохи становится многократное увеличение объёма информации и интеллектуальных ресурсов, с которыми взаимодействует обучающийся. Поэтому современное образование развивается в условиях стремительного распространения технологий искусственного интеллекта (ИИ), которые вносят изменения в способы получения, переработки и применения новой информации. В то же время Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует педагогов на формирование у учащихся универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к самообразованию, саморегуляции, критическому анализу данных и самостоятельному решению учебных задач.
Выделяемые в рамках ФГОС личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия составляют основу учебно-познавательной компетенции, включающей умения ставить цели, выбирать стратегии обучения, планировать свою работу, проводить рефлексию и оценивать достигнутые результаты. Развитие этой компетенции невозможно без активизации ключевых познавательных процессов — внимания, восприятия, памяти, мышления и воображения [14]. Их уровень развития напрямую определяет эффективность обучения: чем сильнее развиты эти процессы, тем легче обучающемуся осваивать новые знания и навыки, самостоятельно планировать учебную деятельность и контролировать её результаты.
Интеграция технологий ИИ в образовательную среду открывает новые возможности для интенсификации познавательных процессов. Такие системы не только расширяют доступ к многообразию аутентичных материалов, но и создают адаптивную образовательную среду, способствующую глубокому осмыслению учебной информации, самостоятельному поиску решений и развитию метакогнитивных навыков. Этот потенциал последовательно исследуют Сысоев П. В. и Евстигнеев М. Н., демонстрируя, что ИИ может выступать активным субъектом в языковом обучении [1, 2, 3, 4].
Дополнительно, современные иностранные исследования показывают, что ИИ-технологии стимулируют метакогнитивное мышление и критическое восприятие материала, создают условия для персонализированного обучения и помогают в развитии творческих способностей учащихся [9, 10, 15]. Рассмотрение данных тем иностранными исследователями подчеркивает их международную значимость и демонстрирует широкий спектр исследований в области применения ИИ в обучения языкам.
В рамках настоящей статьи автор рассматривает развитие познавательных способностей, обучающихся при использовании ИИ в обучении иностранному языку. «Познавательные способности — свойства интегральной индивидуальности эффективно реализовывать функцию отражения и познания, объективно существующего внешнего и внутреннего мира посредством процессов ощущения, восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи, психомоторики, которые обеспечивают высокоэффективную когнитивно-интеллектуальную и когнитивно-моторную деятельность» [17]. Иными словами, познавательные процессы — это базовые механизмы психики, через которые человек воспринимает, хранит и обрабатывает информацию из окружающего мира. Традиционно к ним относят восприятие, память, внимание, воображение и мышление [16]. Их уровень развития напрямую определяет эффективность обучения: чем сильнее развиты эти процессы, тем легче учащемуся осваивать новые знания и навыки, самостоятельно планировать учебную деятельность и контролировать её результаты.
Касательно использования технологий искусственного интеллекта в обучении, то его адаптивные системы способны индивидуализировать образовательный контент, предлагать задачи оптимального уровня сложности, анализировать прогресс учащегося и предлагать рекомендации для коррекции учебной траектории. При этом важно подчеркнуть, что в этом контексте ИИ не заменяет преподавателя, а выступает интеллектуальным посредником, помощником, позволяющим обучающемуся сосредоточиться на анализе информации, прогнозировании результатов и развитии метакогнитивных навыков [2, 3]. Англоязычные исследования также подтверждают, что ИИ-платформы обеспечивают динамическую адаптацию к навыкам каждого ученика, повышая эффективность освоения материала [11, 15].
Кроме того, применение интеллектуальных образовательных систем способствует развитию аналитических способностей, структурного мышления и креативности учащихся. С помощью ИИ учащиеся могут моделировать речевые ситуации, получать незамедлительную обратную связь, анализировать ошибки и использовать генеративные подсказки для формирования более сложных языковых конструкций [5, 6]. Международные исследования подтверждают, что такие подходы повышают вовлечённость и самостоятельность обучающихся [12, 13, 15]. Иными словами, можно утверждать, что ИИ-технологии помогают в формировании познавательных процессов у обучающихся в целом.
Отсюда следует, что ИИ также имеет влияние на формирование учебно-познавательной компетенции. Интерактивные ИИ-системы способствуют активному освоению материала, стимулируя учащегося ставить учебные цели, планировать свои действия, оценивать результаты и корректировать стратегию — это подтверждено в исследованиях Евстигнеева М. Н. [3, 4].
Что касается обучения иностранному языку, то интеграция ИИ в этот процесс открывает новые перспективы для формирования языковых компетенций и познавательных способностей. В отличие от традиционных цифровых ресурсов, ИИ-системы предоставляют интерактивные и адаптивные средства обучения, которые, как уже было упомянуто выше, позволяют каждому учащемуся получать персонализированные задания и мгновенную обратную связь [7].
Рассмотрим примеры применения ИИ при обучении иностранному языку как способ развития познавательных процессов у обучающихся:
– Адаптивные платформы для аудирования и говорения, которые анализируют произношение, интонацию и скорость речи, предоставляя рекомендации по улучшению навыков (Doulingo, TalkPal AI, Replika, ELSA Speak, Poised AI). Позволяют не только формировать иноязычную коммуникативную компетенцию, но и тренируют базовые когнитивные функции для успешной коммуникации, намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей коммуникативной деятельности, планирвоать ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
– Генеративные языковые модели, способные создавать диалоговые сценарии, учебные тексты и упражнения, что позволяет учащемуся практиковать письменную и устную речь в безопасной и контролируемой среде (ChatGPT, Gemini, DeepSeek, Qwen, GigaChat, Grok, Kimi и различные чат-боты, подключенные к данным сервисам). Позволяет развивать такие навыки, иллюстрирующие познавательные процессы, как восприятие полученной информации, ее переработку, использование и хранение.
– ИИ-ассистенты для анализа текстов и рефлексии, которые помогают корректировать грамматику, расширять лексику и развивать критическое мышление при работе с аутентичными материалами (LingQ, Elicit, YouGlish, Quizlet Q-chat, Readlang). Позволяют принимать новую информацию, дифференцировать ее, а также обрабатывать и хранить, устанавливать разного уровня связи между разными составными ее частями и создавать различного рода связи и закономерности между ними.
Использование этих технологий способствует развитию всех видов речевой деятельности: письменной, устной, аудирования и чтения. Например, чат-боты и интерактивные платформы с ИИ-аналитикой помогают учащимся формировать письменную речь, проводить самооценку и рефлексию, развивать социокультурные навыки через написание обзоров, эссе или деловых писем. Диалоговые ИИ-модули способствуют развитию навыков аудирования и говорения, обеспечивая имитацию естественной языковой среды.
В заключении хочется подчеркнуть, что использование технологий ИИ в обучении иностранным языкам является эффективным инструментом развития учебно-познавательной компетенции и познавательных способностей учащихся. ИИ позволяет создавать адаптивную образовательную среду, где каждый учащийся получает персонализированные задания, немедленную обратную связь и возможность самостоятельно анализировать свои достижения.
В отличие от традиционных цифровых инструментов, ИИ способствует стимулированию критического мышления, творческого воображения и самостоятельного планирования учебного процесса. Учащийся становится не пассивным потребителем информации, а активным участником образовательного процесса, способным выстраивать индивидуальную траекторию обучения, корректировать стратегию изучения языка и применять полученные знания в разнообразных коммуникативных ситуациях, безусловно с помощью и наставничеством преподавателя, который полностью контролирует эти процессы.
Литература:
1. Денисова С. А. Использование информационных и коммуникационных технологий на занятиях по иностранному языку как способ развития познавательных способностей учащихся. // Педагогика. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2017. № 2(06) C. 29–31.
2. Денисова С. А. Методика формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции студентов на основе информационных и коммуникационных технологий (английский язык, направление подготовки «Лингвистика»): дисс. … к. пед. н. Тамбов, 2015. 174 с.
3. Евстигнеев М. Н. Ключевые вопросы обучения иностранному языку на основе искусственного интеллекта // Иностранные языки в школе. 2024. № 3. С. 20–26.
4. Евстигнеев М. Н. Планирование учебного занятия по иностранному языку с помощью технологий генеративного искусственного интеллекта // Вестник ТГУ. 2024. № 3. С. 617–633.
5. Озеров, В.П., Соловьева, О. В. Диагностика и формирование познавательных способностей учащихся [Текст]: учеб. пособие / В. П. Озеров, О. В. Соловьева — Ставрополь, 1999. — 112 с.
6. Прус Л. В., Млынарь Е. Ш. Использование потенциальных возможностей искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам // Журнал педагогических исследований. 2025. Т. 10, № 2. С. 22–26.
7. Сысоев П. В. Дидактические свойства и методические функции нейросетей // Перспективы науки и образования. 2024. № 6 (72). С. 672–690.
8. Сысоев П. В. Искусственный интеллект в образовании: осведомлённость, готовность и практика применения преподавателями высшей школы технологий искусственного интеллекта в профессиональной деятельности // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. No 10. С. 9–33.
9. Сысоев П. В. Использование технологий искусственного интеллекта в обучении иностранному языку: тематика методических работ за 2023 год и перспективы дальнейших исследований // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 2. С. 294–308.
10. Сысоев П. В., Филатов Е. М. Технологии искусственного интеллекта в обучении русскому языку как иностранному // Русистика. 2024. Т. 22. № 2. С. 300–317.
11. Katonane Gyonyoru, I. Adaptive learning systems and artificial intelligence in language learning. Gradus. Vol. 12. № 1. 2025. pp.1–7.
12. Qiao H., Zhao A. Artificial intelligence-based language learning: illuminating the impact on speaking skills and self-regulation in Chinese EFL context // International Journal of Educational Technology. 2023. 20 (4). pp. 15–29.
13. Qin L., Zhong, W. Adaptive system of English-speaking learning based on artificial intelligence // Journal of Electrical Systems. 2024. Vol. 20 No. 6s. pp. 267–275.
14. Semerikov S. O., Striuk A. M., Shalatska H. M. AI-assisted language education: critical review // Educational Dimension. 2021. № 4. pp.1–7.
15. Woolf, B. P. Building Intelligent Interactive Tutors: Student-Centered Strategies for Revolutionizing e-Learning — Morgan Kaufmann Publishers / Elsevier, 2009. — 467 pp.
16. Zhao, T. AI in Educational Technology // Preprints 2023 — pp. 1–12.

