Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Использование искусственного интеллекта на занятиях по иностранному языку как способ развития познавательных способностей обучающихся

Педагогика
15.11.2025
15
Поделиться
Аннотация
Статья рассматривает использование технологий искусственного интеллекта (ИИ) в обучении иностранным языкам как средство развития познавательных способностей обучающихся. Исследуются возможности ИИ для адаптивного обучения, формирования метакогнитивных навыков и развития речевых компетенций. Особое внимание уделено интеграции интерактивных платформ, генеративных моделей и ИИ-ассистентов для повышения самостоятельности, креативности и эффективности обучения.
Библиографическое описание
Пилипенко, С. А. Использование искусственного интеллекта на занятиях по иностранному языку как способ развития познавательных способностей обучающихся / С. А. Пилипенко, В. Е. Филиппова, А. В. Савенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 46 (597). — С. 200-203. — URL: https://moluch.ru/archive/597/130199.


Одной из наиболее значимых характеристик новой цифровой эпохи становится многократное увеличение объёма информации и интеллектуальных ресурсов, с которыми взаимодействует обучающийся. Поэтому современное образование развивается в условиях стремительного распространения технологий искусственного интеллекта (ИИ), которые вносят изменения в способы получения, переработки и применения новой информации. В то же время Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует педагогов на формирование у учащихся универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к самообразованию, саморегуляции, критическому анализу данных и самостоятельному решению учебных задач.

Выделяемые в рамках ФГОС личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия составляют основу учебно-познавательной компетенции, включающей умения ставить цели, выбирать стратегии обучения, планировать свою работу, проводить рефлексию и оценивать достигнутые результаты. Развитие этой компетенции невозможно без активизации ключевых познавательных процессов — внимания, восприятия, памяти, мышления и воображения [14]. Их уровень развития напрямую определяет эффективность обучения: чем сильнее развиты эти процессы, тем легче обучающемуся осваивать новые знания и навыки, самостоятельно планировать учебную деятельность и контролировать её результаты.

Интеграция технологий ИИ в образовательную среду открывает новые возможности для интенсификации познавательных процессов. Такие системы не только расширяют доступ к многообразию аутентичных материалов, но и создают адаптивную образовательную среду, способствующую глубокому осмыслению учебной информации, самостоятельному поиску решений и развитию метакогнитивных навыков. Этот потенциал последовательно исследуют Сысоев П. В. и Евстигнеев М. Н., демонстрируя, что ИИ может выступать активным субъектом в языковом обучении [1, 2, 3, 4].

Дополнительно, современные иностранные исследования показывают, что ИИ-технологии стимулируют метакогнитивное мышление и критическое восприятие материала, создают условия для персонализированного обучения и помогают в развитии творческих способностей учащихся [9, 10, 15]. Рассмотрение данных тем иностранными исследователями подчеркивает их международную значимость и демонстрирует широкий спектр исследований в области применения ИИ в обучения языкам.

В рамках настоящей статьи автор рассматривает развитие познавательных способностей, обучающихся при использовании ИИ в обучении иностранному языку. «Познавательные способности — свойства интегральной индивидуальности эффективно реализовывать функцию отражения и познания, объективно существующего внешнего и внутреннего мира посредством процессов ощущения, восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи, психомоторики, которые обеспечивают высокоэффективную когнитивно-интеллектуальную и когнитивно-моторную деятельность» [17]. Иными словами, познавательные процессы — это базовые механизмы психики, через которые человек воспринимает, хранит и обрабатывает информацию из окружающего мира. Традиционно к ним относят восприятие, память, внимание, воображение и мышление [16]. Их уровень развития напрямую определяет эффективность обучения: чем сильнее развиты эти процессы, тем легче учащемуся осваивать новые знания и навыки, самостоятельно планировать учебную деятельность и контролировать её результаты.

Касательно использования технологий искусственного интеллекта в обучении, то его адаптивные системы способны индивидуализировать образовательный контент, предлагать задачи оптимального уровня сложности, анализировать прогресс учащегося и предлагать рекомендации для коррекции учебной траектории. При этом важно подчеркнуть, что в этом контексте ИИ не заменяет преподавателя, а выступает интеллектуальным посредником, помощником, позволяющим обучающемуся сосредоточиться на анализе информации, прогнозировании результатов и развитии метакогнитивных навыков [2, 3]. Англоязычные исследования также подтверждают, что ИИ-платформы обеспечивают динамическую адаптацию к навыкам каждого ученика, повышая эффективность освоения материала [11, 15].

Кроме того, применение интеллектуальных образовательных систем способствует развитию аналитических способностей, структурного мышления и креативности учащихся. С помощью ИИ учащиеся могут моделировать речевые ситуации, получать незамедлительную обратную связь, анализировать ошибки и использовать генеративные подсказки для формирования более сложных языковых конструкций [5, 6]. Международные исследования подтверждают, что такие подходы повышают вовлечённость и самостоятельность обучающихся [12, 13, 15]. Иными словами, можно утверждать, что ИИ-технологии помогают в формировании познавательных процессов у обучающихся в целом.

Отсюда следует, что ИИ также имеет влияние на формирование учебно-познавательной компетенции. Интерактивные ИИ-системы способствуют активному освоению материала, стимулируя учащегося ставить учебные цели, планировать свои действия, оценивать результаты и корректировать стратегию — это подтверждено в исследованиях Евстигнеева М. Н. [3, 4].

Что касается обучения иностранному языку, то интеграция ИИ в этот процесс открывает новые перспективы для формирования языковых компетенций и познавательных способностей. В отличие от традиционных цифровых ресурсов, ИИ-системы предоставляют интерактивные и адаптивные средства обучения, которые, как уже было упомянуто выше, позволяют каждому учащемуся получать персонализированные задания и мгновенную обратную связь [7].

Рассмотрим примеры применения ИИ при обучении иностранному языку как способ развития познавательных процессов у обучающихся:

– Адаптивные платформы для аудирования и говорения, которые анализируют произношение, интонацию и скорость речи, предоставляя рекомендации по улучшению навыков (Doulingo, TalkPal AI, Replika, ELSA Speak, Poised AI). Позволяют не только формировать иноязычную коммуникативную компетенцию, но и тренируют базовые когнитивные функции для успешной коммуникации, намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей коммуникативной деятельности, планирвоать ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.

– Генеративные языковые модели, способные создавать диалоговые сценарии, учебные тексты и упражнения, что позволяет учащемуся практиковать письменную и устную речь в безопасной и контролируемой среде (ChatGPT, Gemini, DeepSeek, Qwen, GigaChat, Grok, Kimi и различные чат-боты, подключенные к данным сервисам). Позволяет развивать такие навыки, иллюстрирующие познавательные процессы, как восприятие полученной информации, ее переработку, использование и хранение.

– ИИ-ассистенты для анализа текстов и рефлексии, которые помогают корректировать грамматику, расширять лексику и развивать критическое мышление при работе с аутентичными материалами (LingQ, Elicit, YouGlish, Quizlet Q-chat, Readlang). Позволяют принимать новую информацию, дифференцировать ее, а также обрабатывать и хранить, устанавливать разного уровня связи между разными составными ее частями и создавать различного рода связи и закономерности между ними.

Использование этих технологий способствует развитию всех видов речевой деятельности: письменной, устной, аудирования и чтения. Например, чат-боты и интерактивные платформы с ИИ-аналитикой помогают учащимся формировать письменную речь, проводить самооценку и рефлексию, развивать социокультурные навыки через написание обзоров, эссе или деловых писем. Диалоговые ИИ-модули способствуют развитию навыков аудирования и говорения, обеспечивая имитацию естественной языковой среды.

В заключении хочется подчеркнуть, что использование технологий ИИ в обучении иностранным языкам является эффективным инструментом развития учебно-познавательной компетенции и познавательных способностей учащихся. ИИ позволяет создавать адаптивную образовательную среду, где каждый учащийся получает персонализированные задания, немедленную обратную связь и возможность самостоятельно анализировать свои достижения.

В отличие от традиционных цифровых инструментов, ИИ способствует стимулированию критического мышления, творческого воображения и самостоятельного планирования учебного процесса. Учащийся становится не пассивным потребителем информации, а активным участником образовательного процесса, способным выстраивать индивидуальную траекторию обучения, корректировать стратегию изучения языка и применять полученные знания в разнообразных коммуникативных ситуациях, безусловно с помощью и наставничеством преподавателя, который полностью контролирует эти процессы.

Литература:

1. Денисова С. А. Использование информационных и коммуникационных технологий на занятиях по иностранному языку как способ развития познавательных способностей учащихся. // Педагогика. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2017. № 2(06) C. 29–31.

2. Денисова С. А. Методика формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции студентов на основе информационных и коммуникационных технологий (английский язык, направление подготовки «Лингвистика»): дисс. … к. пед. н. Тамбов, 2015. 174 с.

3. Евстигнеев М. Н. Ключевые вопросы обучения иностранному языку на основе искусственного интеллекта // Иностранные языки в школе. 2024. № 3. С. 20–26.

4. Евстигнеев М. Н. Планирование учебного занятия по иностранному языку с помощью технологий генеративного искусственного интеллекта // Вестник ТГУ. 2024. № 3. С. 617–633.

5. Озеров, В.П., Соловьева, О. В. Диагностика и формирование познавательных способностей учащихся [Текст]: учеб. пособие / В. П. Озеров, О. В. Соловьева — Ставрополь, 1999. — 112 с.

6. Прус Л. В., Млынарь Е. Ш. Использование потенциальных возможностей искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам // Журнал педагогических исследований. 2025. Т. 10, № 2. С. 22–26.

7. Сысоев П. В. Дидактические свойства и методические функции нейросетей // Перспективы науки и образования. 2024. № 6 (72). С. 672–690.

8. Сысоев П. В. Искусственный интеллект в образовании: осведомлённость, готовность и практика применения преподавателями высшей школы технологий искусственного интеллекта в профессиональной деятельности // Высшее образование в России. 2023. Т. 32. No 10. С. 9–33.

9. Сысоев П. В. Использование технологий искусственного интеллекта в обучении иностранному языку: тематика методических работ за 2023 год и перспективы дальнейших исследований // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 2. С. 294–308.

10. Сысоев П. В., Филатов Е. М. Технологии искусственного интеллекта в обучении русскому языку как иностранному // Русистика. 2024. Т. 22. № 2. С. 300–317.

11. Katonane Gyonyoru, I. Adaptive learning systems and artificial intelligence in language learning. Gradus. Vol. 12. № 1. 2025. pp.1–7.

12. Qiao H., Zhao A. Artificial intelligence-based language learning: illuminating the impact on speaking skills and self-regulation in Chinese EFL context // International Journal of Educational Technology. 2023. 20 (4). pp. 15–29.

13. Qin L., Zhong, W. Adaptive system of English-speaking learning based on artificial intelligence // Journal of Electrical Systems. 2024. Vol. 20 No. 6s. pp. 267–275.

14. Semerikov S. O., Striuk A. M., Shalatska H. M. AI-assisted language education: critical review // Educational Dimension. 2021. № 4. pp.1–7.

15. Woolf, B. P. Building Intelligent Interactive Tutors: Student-Centered Strategies for Revolutionizing e-Learning — Morgan Kaufmann Publishers / Elsevier, 2009. — 467 pp.

16. Zhao, T. AI in Educational Technology // Preprints 2023 — pp. 1–12.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №46 (597) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 200-203):
Часть 3 (стр. 141-207)
Расположение в файле:
стр. 141стр. 200-203стр. 207

Молодой учёный