Цифровые услуги — это услуги, предоставляемые с использованием цифровых технологий и интернет-платформ. К ним относятся следующие услуги (рис. 1).
Рис. 1. Виды цифровых услуг
Гражданско-правовое регулирование оказания услуг с использованием цифровых технологий представляет собой комплекс правовых норм и институтов, направленных на обеспечение правового порядка в сфере цифровой экономики. С развитием информационных технологий и повсеместным внедрением цифровых платформ, предоставляющих услуги в онлайн-режиме, возникает необходимость в адаптации традиционных гражданско-правовых норм к новым реалиям. Такие услуги охватывают широкий спектр: от облачных вычислений и онлайн-консультаций до дистанционного обучения и электронных торгов. В основе регулирования лежат принципы договорного права, права интеллектуальной собственности, а также защита прав потребителей и обеспечение конфиденциальности данных [4].
Гражданское право играет ключевую роль в формировании правового механизма, который регулирует отношения между поставщиками и получателями цифровых услуг, определяет порядок заключения, исполнения и прекращения договоров, а также ответственность сторон при нарушении условий. В условиях стремительного технологического прогресса важно создавать гибкую нормативную базу, способствующую инновациям и одновременно защищающую интересы всех участников рынка. Таким образом, гражданско-правовое регулирование цифровых услуг становится фундаментом устойчивого развития цифровой экономики и формирует правовую основу для доверия пользователей к новым видам услуг.
Основой нормативного регулирования отношений при оказании услуг в России являются Гражданский кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы. Важно отметить, что Гражданский кодекс содержит общие положения, касающиеся обязательств и договоров, но не всегда учитывает специфику цифровых услуг [5].
Оказание услуг обычно начинается с заключения договора. В случае цифровых услуг это может быть как традиционный письменный договор, так и электронный. Важным аспектом является то, что достаточно сложно контролировать исполнение обязательств в случае, если стороны используются только цифровые коммуникации.
Согласно статье 435 ГК РФ, оферта должна быть сформулирована четко и однозначно. В контексте цифровых услуг появляются новые форматы оферты, такие как «публичная оферта». Законодательство должно учитывать особенности этой конструкции, чтобы избежать злоупотреблений и недобросовестной конкуренции [3].
В соответствии с Законом о защите прав потребителей, потребитель имеет право на получение информации об услуге, а также на надлежащее качество предоставляемой услуги. В условиях цифровизации вопросов получают все большее значение.
Для защиты прав потребителей в области цифровых услуг необходимо учитывать:
— информирование пользователя о рисках и особенностях предоставления услуги;
— обязательство операторов проводить идентификацию пользователей, чтобы предотвратить мошенничество;
— правила возврата денежных средств за некачественно выполненные услуги, что может усложниться в цифровой среде.
Согласно федеральному закону «О персональных данных», обработка персональных данных является неотъемлемой частью оказания цифровых услуг. Для обеспечения соблюдения прав пользователей необходимы четкие требования к обработке данных, их защите и хранению.
Правила обработки персональных данных должны включать:
— согласие пользователя на обработку его данных;
— права пользователя на доступ к своим данным и возможность их удаления;
— обязанность организаций по защите персональных данных от несанкционированного доступа.
Несмотря на существующие законодательные нормы, правовое регулирование оказания услуг с использованием цифровых технологий сталкивается с рядом проблем:
Правила, регулирующие традиционные услуги, не всегда применимы к цифровым. Отсутствие четкого правового статуса для цифровых услуг приводит к правовым пробелам и неопределенности.
Цифровые технологии развиваются быстрее, чем регулирующие нормы. Это создает риск их устаревания и неэффективности. Необходим постоянный мониторинг и обновление законодательства, чтобы оно соответствовало текущим условиям [2].
Цифровые услуги часто выходят за рамки национальных границ. Это создает необходимость в унификации международных норм и стандартов, что сложно реализовать в условиях разных правовых систем.
Для улучшения гражданско-правового регулирования оказания услуг с использованием цифровых технологий можно предложить следующие меры (рис. 2).
Рис. 2. Меры для улучшения гражданско-правового регулирования оказания услуг с использованием цифровых технологий
Для улучшения гражданско-правового регулирования оказания услуг с использованием цифровых технологий необходимо создать отдельные нормативные акты, регулирующие особенности цифровых услуг, чтобы устранить существующие пробелы и неопределенности.
Важно установить механизм периодического пересмотра и обновления законодательства с учетом новых технологий и рыночных тенденций.
Страны могут сотрудничать для разработки общих стандартов и норм, которые будут применимы к цифровым услугам, что упростит регулирование в глобальном масштабе.
Подготовка специалистов, знакомых с вопросами цифровизации и правового регулирования, поможет обеспечить эффективность применения законодательства [1].
Таким образом, гражданско-правовое регулирование оказания услуг с использованием цифровых технологий является весьма актуальной темой в свете стремительного развития цифровизации. Существенные изменения в подходах к правовому регулированию, защите прав потребителей и обработке персональных данных требуют пересмотра существующих норм и внедрения новых решений. Для обеспечения надежной правовой среды, которая будет способствовать развитию цифровых услуг, необходимо разработать дополнительные законодательства, проводить мониторинг и анализ текущих процессов, а также активно сотрудничать на международной арене. В конечном итоге, эффективное регулирование позволит обеспечить защиту прав всех участников рынка и станет залогом устойчивости и безопасности в сфере оказания цифровых услуг.
Литература:
- Андреев В. К. Правовое и цифровое регулирование предпринимательской деятельности // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2021. № 1. С. 17–21.
- Лаптев В. А., Соловяненко Н. И. Цифровое правосудие. Цифровой документ: монография. М.: Проспект, 2022. 246 с.
- Ловцов Д. А. Системология информационного права // Правосудие / Justice. 2022. Т. 4. № 1. С. 41–70. DOI: 10.37399/2686- 9241.2022.1.41–70.
- Механизмы и модели регулирования цифровых технологий: монография / Под ред. А. В. Минбалеева. М.: Проспект, 2020. 261 с.
- Цифровое право: учебник / Синюков В. Н., Ситник А. А., Хохлов Е. С. и др. Под. ред. В. В. Блажеева, М. А. Егоровой. М.: Проспект, 2020. 640 с.

