The relevance of the study lies in the fact that one of the key aspects of local governance is building a productive dialogue aimed at identifying and meeting the needs of citizens, as well as increasing overall satisfaction with the quality of public services provided. Conducting a comprehensive assessment of the effectiveness of such interaction is particularly important, as it allows for identifying strengths and weaknesses in the activities of municipal bodies, responding to emerging challenges in a timely manner, and implementing modern management practices.
Keywords: municipality, municipal education, concept, e-government, surveys, complaint, interaction.
В современных условиях функционирования системы местного самоуправления особое значение приобретает анализ того, насколько оперативно и полно граждане муниципального образования получают ответы на свои обращения. Это позволяет судить не только о технических возможностях и квалификации сотрудников муниципалитета, но и о качестве внутренней организации процессов и владении современными инструментами управления муниципалитетом. Важнейшим аспектом также выступает инновационность и технологичность принятых решений, а также их направленность на адаптацию нормативных муниципальных правил и процедур к меняющимся социальным и экономическим условиям свидетельствует о гибкости и эффективности местной власти [1].
Для оценки эффективности взаимодействия муниципальных органов власти с населением можно использовать интегральный показатель, который рассчитывается посредством формулы (1):
где Е — коэффициент эффективности взаимодействия муниципальных органов власти и населения;
R — число положительных исходов по обращениям и жалобам граждан;
С — число нерешенных, отрицательно решенных на первичном уровне обращения вопросов;
Rmax — общее количество зарегистрированных обращений граждан [3, с. 252].
С точки зрения М. С. Нахушевой и С. А. Киржиновой, на современном этапе развития государственного и муниципального управления, важнейшим фактором повышения эффективности взаимодействия муниципальной власти и населения являются технические средства, которые используются для того, чтобы перевести на качественно новый этап развития публичное администрирование, которое будет основано на комплексном внедрении цифровых технологий во все сферы управленческой деятельности [5, с. 131].
Д. Б. Миннигулова и М. С. Шайхуллин проблему эффективности взаимодействия муниципальных служащих с населением муниципалитетов рассматриваются в контексте объективности полученных данных. Ученые пришли к выводу, что для получения объективной картины опросы населения должны проводить специально уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ, а результаты опросов населения должны быть положены в основу систему применения мер поощрения или взыскания муниципальным служащим [4, с. 116].
Соответственно, эффективность взаимодействия муниципальных служащих с населением является только одной из сторон общей оценки эффективности деятельности муниципальных служащих. Помимо взаимодействия с населением эффективность муниципальной службы связана с качественной подготовкой, переподготовкой служащих, организацией профессиональной деятельности, повышением квалификации кадров, научно-методическим обеспечением [2, с. 14].
В Таблице 1 представлены данные для оценки эффективности взаимодействия муниципальных органов власти с населением Александровск-Сахалинского МО.
Таблица 1
Фактические данные за 2022–2024 гг. по количеству обращений граждан в Администрацию Александровск-Сахалинского муниципального округа*
|
Показатели |
Общее количество зарегистрированных обращений граждан, ед. |
Нерешенные, отрицательно решенные на первичном уровне обращения вопросы, ед. | ||||
|
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. | |
|
Жалобы и сообщения по работе ЖКХ |
90 |
98 |
112 |
12 |
18 |
23 |
|
Жалобы и сообщения по вопросам соцзащиты |
76 |
101 |
108 |
19 |
23 |
22 |
|
Жалобы и сообщения по вопросам оказания транспортных услуг |
17 |
25 |
23 |
1 |
3 |
1 |
|
Жалобы и сообщения по вопросам сферы строительства |
7 |
9 |
28 |
1 |
2 |
12 |
|
Жалобы и сообщения по вопросам информирования населения |
28 |
23 |
23 |
2 |
2 |
1 |
|
Жалобы и сообщения по вопросам работы с обращениями |
12 |
13 |
19 |
1 |
1 |
1 |
|
Жалобы и сообщения по вопросам работы сайта Администрации Александровск-Сахалинского МО |
7 |
11 |
12 |
0 |
0 |
0 |
|
Итого |
237 |
280 |
325 |
36 |
49 |
60 |
* данные собраны автором исследования
В Таблице 1 представлены данные Администрации Александровск-Сахалинского муниципалитета по общему количеству зарегистрированных обращений граждан и нерешенным (включая отрицательно решенные на первичном уровне вопросы). Число положительно решенных вопросов рассчитывается как разница между общим количеством зарегистрированных обращений граждан и числом нерешенных вопросов.
По данным таблицы видно, что совокупный объём нерешённых и отрицательно рассмотренных заявлений в 2023 году увеличился на 36,11 %, а в 2024 году — на 22,45 %. Темпы роста этих показателей опережают динамику общего числа обращений, что свидетельствует о снижении результативности рассмотрения жалоб сотрудниками Администрации Александровск-Сахалинского муниципального образования.
В Таблице 2 представлены данные по коэффициенту эффективности взаимодействия муниципальных органов власти с населением, рассчитанному по формуле (1).
Таблица 2
Динамика коэффициента эффективности взаимодействия муниципальных органов власти Александровск-Сахалинского МО с населением в 2022–2024 гг.**
|
Коэффициент |
Год |
Абс.изм. | |||
|
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
23/22 |
24/23 | |
|
ЖКХ |
0,73 |
0,63 |
0,59 |
-0,10 |
-0,04 |
|
Соцзащита |
0,50 |
0,54 |
0,59 |
0,04 |
0,05 |
|
Транспорт |
0,88 |
0,76 |
0,91 |
-0,12 |
0,15 |
|
Строительство |
0,71 |
0,56 |
0,14 |
-0,16 |
-0,41 |
|
Информирование населения |
0,86 |
0,83 |
0,91 |
-0,03 |
0,09 |
|
Работа с обращениями |
0,83 |
0,85 |
0,89 |
0,01 |
0,05 |
|
Работа сайта Администрации |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Итого |
0,70 |
0,65 |
0,63 |
-0,05 |
-0,02 |
** Коэффициенты рассчитаны на основании данных Таблицы 1.
Эффективность деятельности органов местного самоуправления неразрывно связана с уровнем их взаимодействия с гражданами. Ключевым инструментом оценки данного аспекта является комплексное рассмотрение обработки обращений граждан по различным сферам.
Так, согласно представленной информации, показатель эффективности рассмотрения обращений по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, социальной защиты населения, а также строительства имеет различную динамику в разрезе анализируемого периода.
Коэффициенты эффективности взаимодействия муниципальных органов власти Александровск-Сахалинского МО с населением варьируются в пределах 1,00 по отдельным сферам деятельности муниципального образования что свидетельствует о высоком уровне эффективности по работе с обращениями граждан. Однако в отдельных областях были выявлены случаи нулевой или даже отрицательной динамики, отражающие наличие системных трудностей при разрешении обоснованных жалоб. Так, агрегированный показатель по итоговой оценке эффективности составил 0,70 в 2022 г., 0,65 — в 2023 г. и 0,63 — в 2024 г., что иллюстрирует тенденцию к постепенному снижению результативности по сравнению с базовыми ориентирами. Динамика изменений итогового коэффициента (0,70–2022 г., 0,63–2024 г.) демонстрирует необходимость внедрения дополнительных управленческих и организационных решений, направленных на сокращение числа нерешённых обращений, а равно повышение доли удовлетворённых заявителей. Эффективная обратная связь способствует не только укреплению доверия населения к органам местного самоуправления, но и формированию позитивного общественного мнения о системе государственного управления в целом.
Такие результаты указывают на наличие существенных резервов повышения эффективности работы муниципальных структур, в первую очередь за счёт внедрения дополнительных инструментов контроля, повышения прозрачности процедур, а также модернизации каналов обратной связи с жителями. Одновременно возникает потребность в развитии информационно-технических систем мониторинга, позволяющих в режиме реального времени фиксировать и отслеживать статус рассмотрения обращений, а также оценивать своевременность и полноту ответов, поступающих из уполномоченных организаций. Особое внимание должно уделяться анализу структуры обращений по тематическим направлениям, с целью более точного определения узких мест и выработки механизмов их устранения. Систематическое использование полученных данных для корректировки административных процессов способно повысить общую продуктивность деятельности, тем самым обеспечивая более высокий уровень правового и социального обеспечения прав граждан.
Литература:
- Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти: ФЗ РФ от 20.03.2025 г. № 33-ФЗ [Электронный источник]: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.09.2025 г.).
- Балаян Э. Ю., Казанцева О. Л. Актуальные проблемы кадрового обеспечения органов местного самоуправления. // Российско-азиатский правовой журнал. 2024. № 2. С. 12–17.
- Мельниковская А. О. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления и пути ее совершенствования. // Инновации и инвестиции. 2022. № 10. С. 251–255.
- Миннигулова Д. Б., Шайхуллин М. С. Оценка гражданами эффективности деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления: постановка проблемы. // Право и управление. 2023. № 1. С. 114–120.
- Нахушева М. С., Киржинова С. А. Цифровизация в государственном и муниципальном управлении: анализ эффективности информационно-коммуникационных площадок органов власти в предоставлении услуг населению. // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2025. № 2. С. 126–138.

