Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Оценка эффективности взаимодействия муниципальных органов власти с населением Александровск-Сахалинского муниципального округа

Экономика и управление
17.11.2025
2
Поделиться
Аннотация
Актуальность исследования заключается в том, что одним из ключевых аспектов управления на местном уровне становится построение продуктивного диалога, направленного на выявление и удовлетворение потребностей граждан, а также на повышение общей удовлетворённости качеством предоставляемых общественных услуг. Особенно значимым становится проведение комплексной оценки эффективности такого взаимодействия, поскольку она позволяет выявить сильные и проблемные стороны в деятельности муниципальных органов, своевременно реагировать на возникающие вызовы и внедрять современные управленческие практики.
Библиографическое описание
Сыроешкина, О. Ю. Оценка эффективности взаимодействия муниципальных органов власти с населением Александровск-Сахалинского муниципального округа / О. Ю. Сыроешкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 46 (597). — С. 126-129. — URL: https://moluch.ru/archive/597/130097.


The relevance of the study lies in the fact that one of the key aspects of local governance is building a productive dialogue aimed at identifying and meeting the needs of citizens, as well as increasing overall satisfaction with the quality of public services provided. Conducting a comprehensive assessment of the effectiveness of such interaction is particularly important, as it allows for identifying strengths and weaknesses in the activities of municipal bodies, responding to emerging challenges in a timely manner, and implementing modern management practices.

Keywords: municipality, municipal education, concept, e-government, surveys, complaint, interaction.

В современных условиях функционирования системы местного самоуправления особое значение приобретает анализ того, насколько оперативно и полно граждане муниципального образования получают ответы на свои обращения. Это позволяет судить не только о технических возможностях и квалификации сотрудников муниципалитета, но и о качестве внутренней организации процессов и владении современными инструментами управления муниципалитетом. Важнейшим аспектом также выступает инновационность и технологичность принятых решений, а также их направленность на адаптацию нормативных муниципальных правил и процедур к меняющимся социальным и экономическим условиям свидетельствует о гибкости и эффективности местной власти [1].

Для оценки эффективности взаимодействия муниципальных органов власти с населением можно использовать интегральный показатель, который рассчитывается посредством формулы (1):

(1)

где Е — коэффициент эффективности взаимодействия муниципальных органов власти и населения;

R — число положительных исходов по обращениям и жалобам граждан;

С — число нерешенных, отрицательно решенных на первичном уровне обращения вопросов;

Rmax — общее количество зарегистрированных обращений граждан [3, с. 252].

С точки зрения М. С. Нахушевой и С. А. Киржиновой, на современном этапе развития государственного и муниципального управления, важнейшим фактором повышения эффективности взаимодействия муниципальной власти и населения являются технические средства, которые используются для того, чтобы перевести на качественно новый этап развития публичное администрирование, которое будет основано на комплексном внедрении цифровых технологий во все сферы управленческой деятельности [5, с. 131].

Д. Б. Миннигулова и М. С. Шайхуллин проблему эффективности взаимодействия муниципальных служащих с населением муниципалитетов рассматриваются в контексте объективности полученных данных. Ученые пришли к выводу, что для получения объективной картины опросы населения должны проводить специально уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ, а результаты опросов населения должны быть положены в основу систему применения мер поощрения или взыскания муниципальным служащим [4, с. 116].

Соответственно, эффективность взаимодействия муниципальных служащих с населением является только одной из сторон общей оценки эффективности деятельности муниципальных служащих. Помимо взаимодействия с населением эффективность муниципальной службы связана с качественной подготовкой, переподготовкой служащих, организацией профессиональной деятельности, повышением квалификации кадров, научно-методическим обеспечением [2, с. 14].

В Таблице 1 представлены данные для оценки эффективности взаимодействия муниципальных органов власти с населением Александровск-Сахалинского МО.

Таблица 1

Фактические данные за 2022–2024 гг. по количеству обращений граждан в Администрацию Александровск-Сахалинского муниципального округа*

Показатели

Общее количество зарегистрированных обращений граждан, ед.

Нерешенные, отрицательно решенные на первичном уровне обращения вопросы, ед.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

Жалобы и сообщения по работе ЖКХ

90

98

112

12

18

23

Жалобы и сообщения по вопросам соцзащиты

76

101

108

19

23

22

Жалобы и сообщения по вопросам оказания транспортных услуг

17

25

23

1

3

1

Жалобы и сообщения по вопросам сферы строительства

7

9

28

1

2

12

Жалобы и сообщения по вопросам информирования населения

28

23

23

2

2

1

Жалобы и сообщения по вопросам работы с обращениями

12

13

19

1

1

1

Жалобы и сообщения по вопросам работы сайта Администрации Александровск-Сахалинского МО

7

11

12

0

0

0

Итого

237

280

325

36

49

60

* данные собраны автором исследования

В Таблице 1 представлены данные Администрации Александровск-Сахалинского муниципалитета по общему количеству зарегистрированных обращений граждан и нерешенным (включая отрицательно решенные на первичном уровне вопросы). Число положительно решенных вопросов рассчитывается как разница между общим количеством зарегистрированных обращений граждан и числом нерешенных вопросов.

По данным таблицы видно, что совокупный объём нерешённых и отрицательно рассмотренных заявлений в 2023 году увеличился на 36,11 %, а в 2024 году — на 22,45 %. Темпы роста этих показателей опережают динамику общего числа обращений, что свидетельствует о снижении результативности рассмотрения жалоб сотрудниками Администрации Александровск-Сахалинского муниципального образования.

В Таблице 2 представлены данные по коэффициенту эффективности взаимодействия муниципальных органов власти с населением, рассчитанному по формуле (1).

Таблица 2

Динамика коэффициента эффективности взаимодействия муниципальных органов власти Александровск-Сахалинского МО с населением в 2022–2024 гг.**

Коэффициент

Год

Абс.изм.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

23/22

24/23

ЖКХ

0,73

0,63

0,59

-0,10

-0,04

Соцзащита

0,50

0,54

0,59

0,04

0,05

Транспорт

0,88

0,76

0,91

-0,12

0,15

Строительство

0,71

0,56

0,14

-0,16

-0,41

Информирование населения

0,86

0,83

0,91

-0,03

0,09

Работа с обращениями

0,83

0,85

0,89

0,01

0,05

Работа сайта Администрации

1,00

1,00

1,00

0,00

0,00

Итого

0,70

0,65

0,63

-0,05

-0,02

** Коэффициенты рассчитаны на основании данных Таблицы 1.

Эффективность деятельности органов местного самоуправления неразрывно связана с уровнем их взаимодействия с гражданами. Ключевым инструментом оценки данного аспекта является комплексное рассмотрение обработки обращений граждан по различным сферам.

Так, согласно представленной информации, показатель эффективности рассмотрения обращений по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, социальной защиты населения, а также строительства имеет различную динамику в разрезе анализируемого периода.

Коэффициенты эффективности взаимодействия муниципальных органов власти Александровск-Сахалинского МО с населением варьируются в пределах 1,00 по отдельным сферам деятельности муниципального образования что свидетельствует о высоком уровне эффективности по работе с обращениями граждан. Однако в отдельных областях были выявлены случаи нулевой или даже отрицательной динамики, отражающие наличие системных трудностей при разрешении обоснованных жалоб. Так, агрегированный показатель по итоговой оценке эффективности составил 0,70 в 2022 г., 0,65 — в 2023 г. и 0,63 — в 2024 г., что иллюстрирует тенденцию к постепенному снижению результативности по сравнению с базовыми ориентирами. Динамика изменений итогового коэффициента (0,70–2022 г., 0,63–2024 г.) демонстрирует необходимость внедрения дополнительных управленческих и организационных решений, направленных на сокращение числа нерешённых обращений, а равно повышение доли удовлетворённых заявителей. Эффективная обратная связь способствует не только укреплению доверия населения к органам местного самоуправления, но и формированию позитивного общественного мнения о системе государственного управления в целом.

Такие результаты указывают на наличие существенных резервов повышения эффективности работы муниципальных структур, в первую очередь за счёт внедрения дополнительных инструментов контроля, повышения прозрачности процедур, а также модернизации каналов обратной связи с жителями. Одновременно возникает потребность в развитии информационно-технических систем мониторинга, позволяющих в режиме реального времени фиксировать и отслеживать статус рассмотрения обращений, а также оценивать своевременность и полноту ответов, поступающих из уполномоченных организаций. Особое внимание должно уделяться анализу структуры обращений по тематическим направлениям, с целью более точного определения узких мест и выработки механизмов их устранения. Систематическое использование полученных данных для корректировки административных процессов способно повысить общую продуктивность деятельности, тем самым обеспечивая более высокий уровень правового и социального обеспечения прав граждан.

Литература:

  1. Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти: ФЗ РФ от 20.03.2025 г. № 33-ФЗ [Электронный источник]: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.09.2025 г.).
  2. Балаян Э. Ю., Казанцева О. Л. Актуальные проблемы кадрового обеспечения органов местного самоуправления. // Российско-азиатский правовой журнал. 2024. № 2. С. 12–17.
  3. Мельниковская А. О. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления и пути ее совершенствования. // Инновации и инвестиции. 2022. № 10. С. 251–255.
  4. Миннигулова Д. Б., Шайхуллин М. С. Оценка гражданами эффективности деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления: постановка проблемы. // Право и управление. 2023. № 1. С. 114–120.
  5. Нахушева М. С., Киржинова С. А. Цифровизация в государственном и муниципальном управлении: анализ эффективности информационно-коммуникационных площадок органов власти в предоставлении услуг населению. // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2025. № 2. С. 126–138.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №46 (597) ноябрь 2025 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 126-129):
Часть 2 (стр. 73-139)
Расположение в файле:
стр. 73стр. 126-129стр. 139

Молодой учёный