В системе государственных органов Российской Федерации налоговые органы выступают самостоятельными административно-правовыми субъектами, которым делегированы полномочия осуществлять меры принудительного характера в рамках административного права в сфере налогообложения. Такие меры классифицируются как налоговые правовые инструменты принуждения и применяются в области налогового администрирования, при этом их реализация проходит исключительно административным путем, в целях обеспечение исполнения обязательств налогоплательщиками перед государством.
Принуждение в сфере налогообложения — это «система установленных законодательством Российской Федерации мер предупредительного, пресекательного и восстановительного характера, применяемых к налогоплательщикам — физическим и юридическим лицам для осуществления контроля, обеспечения режима законности в сфере налогообложения, соблюдения правил уплаты налоговых платежей и выявления (сбора) данных (информации) о выполнении налогоплательщиками обязанностей по уплате налогов, а в случае совершения налогового правонарушения применения к ним мер ответственности (финансовой, административной, уголовной, дисциплинарной)» [1, с.12].
Налоговое принуждение отличается выраженным административно-правовым характером и выступает важным элементом поддержания правопорядка в сфере налогообложения. К особенностям мер принуждения, применяемых налоговыми органами, можно отнести следующее:
- Сфера действия и субъективная составляющая. Они распространяются как на юридических, так и физических лиц;
- Их осуществление является необходимостью для обеспечения режима законности и правопорядка в сфере налогообложения;
- Механизм административно-правового регулирования процесса налогового принуждения определяет условия возникновения и процедуру применения финансово-правовых взысканий, мер административной и уголовной ответственности, причем данная регламентация формируется совокупностью норм финансового, административного и уголовного права;
- Государственно-властный характер. Реализация мер налогового принуждения в подавляющем числе ситуаций находится в ведении специализированных структур исполнительной власти — налоговых органов и их должностных лиц, наделенных полномочиями в сфере налогообложения. Применение мер принуждения отражает государственно-властную природу полномочного органа, что выражено в закрепленных за ним административно-процессуальных возможностях применять санкции в отношении хозяйствующих субъектов и физических лиц, нарушивших установленный порядок уплаты налогов и иных нарушений в сфере налогообложения;
- Система мер налогового принуждения характеризуется многообразием методов и инструментов их осуществления, отличающихся степенью негативных последствий, влиянием на нарушителя и широтой охвата сфер общественных отношений. Эти меры могут разниться от относительно мягких предупредительных действий до строгих штрафных санкций и даже уголовной ответственности;
- Основная цель принуждения, осуществляемого налоговыми органами — обеспечение неукоснительного исполнения всеми субъектами налогообложения законодательно установленных обязательств по уплате налогов и сборов;
- Специфическим порядком применения мер налогового принуждения выступает упрощенная схема оперативного реагирования, предусматривающая упрощенный процесс фиксации фактов нарушения и наложения санкций по сравнению с процедурой, предусмотренной в уголовно-процессуальном праве [2, с.32].
Как показывает анализ практики, чаще всего анализируемые меры применяются налоговыми органами при неисполнении налоговой обязанности. Так, Напсо М. Б. пишет, «налоговая обязанность — это урегулированное нормами право отношение, в рамках которого происходит исполнение конституционной обязанности по уплате налогов» [3, с.3]. Таким образом, автор акцентирует внимание на исполнении, как основном элементе налоговой обязанности, нарушение которой является основанием применения налоговым органом в отношении нарушителя санкции в виде соответствующей меры административно-правового принуждения.
О. И. Лютова пишет, что на современном этапе среди исследователей в рамках доктрины финансового и налогового права ведутся споры о природе института налоговой обязанности. По мнению данного автора, налоговая обязанность является не просто категорией налогового права, а является самостоятельным институтом права, который опосредует налоговые правоотношения по уплате законно установленных налогов и сборов в пользу государства [4, с.10].
Принудительное исполнение налоговой обязанности начинается с выставления требования налогоплательщику об уплате налога, где дается время для добровольной уплаты налогов и делается предупреждение о мерах ответственности. При этом сделан вывод, что принудительный порядок исполнения налоговой обязанности может сопровождаться применением обеспечительных мер. Как показывает практика, данные меры применяются в подавляющем большинстве случаев добровольной неуплаты налогов и сборов. Данная мера — приостановка счетов в банке налогоплательщика [5, cт.76]. При реализации принудительного порядка исполнения налоговой обязанности активно применяются современные цифровые технологии, а взаимодействие налоговых органов и банков происходит по телекоммуникационным каналам связи. Мы видим, что на современном этапе российское общество находится на переходном этапе в связи с введением ЕНС, который стал существенным прогрессивным шагом на пути совершенствования налогового администрирования и порядка взимания и уплаты налогов в Российской Федерации.
Данный порядок применяется одновременно с привлечением к налоговой ответственности налогоплательщика за неуплату или за несвоевременную оплату законно установленных налогов и сборов. Сделан вывод, что принудительный порядок исполнения налоговой обязанности может быть применен налоговыми органами исключительно в случае, если налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате налогов в добровольном порядке, то есть он носит производный характер и опосредует применение метода принуждения в рамках налоговых правоотношений. Принудительный порядок всегда сопровождается негативными юридическими последствиями для недобросовестного налогоплательщика, так как это является своеобразной санкцией со стороны государства, носящей фискальный характер. Анализ исследований и литературы позволяет утверждать, что на в существующих реалиях теории налогового права Российской Федерации и в теории налогового администрирования уделяется повышенное внимание принудительному порядку исполнения налоговой обязанности, так как он достаточно сложный и проходит ряд этапов.
Литература:
- Овчарова, Е. В. Основания классификации и система мер административного принуждения за нарушения налогового законодательства / Е. В. Овчарова. — Текст: непосредственный // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. — 2018. — № 4.
- Алехин Е. А. Административная юрисдикция налоговых органов: учебник / Е. А. Алехин, Л. М. Ведерников, А. М. Воронов. — Москва: ВГНА Минфина России, 2019. — 346 с. — Текст: непосредственный.
- Напсо М. Б. Аргументация в пользу правового закрепления принципа добросовестности исполнения налоговой обязанности / М. Б. Напсо. — Текст: непосредственный // Налоги. — 2021. — № 1.
- Лютова О. И. К вопросу о специальных принципах института налоговой обязанности / О. И. Лютова. — Текст: непосредственный // Налоги. — 2023. — № 3.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): ФЗ от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 15.10.2025) // СПС «КонсультантПлюс». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 05.11.2025).

